Что такое антиномия геенны?

Однажды мне пришлось отвечать на вопросы: «Возможно ли всеобщее спасение?» и «Что такое антиномия геенны?» Вот что я ответил:

   Я бы хотел узнать, о чём Вы думаете, когда произносите в утренней молитве:

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех».

– Станете ли Вы утверждать, что стремление Всемогущего и Всеблагого может быть неуспешным? – Я бы не стал так говорить, потому что это абсурд и богохульство. Как может Всемилостивый Господь примириться с тем, что большинство его любимых созданий обречено на вечную погибель? Хоть и по своей воле? – Это невообразимо! С другой стороны, я искренне верю, что муки гееннские должны быть вечны. Это положение является неотъемлемой частью Святоотеческого Предания. Как же можно это совместить со всеобщим спасением? По-человечески, никак, потому что ни человеческого опыта, ни знаний наших, ни разума на это не хватит…

   Теперь, другой вопрос задам я Вам. – Видели ли Вы когда-нибудь совсем плохого человека? Ну, такого, которого совсем не было бы жалко, когда он вечно будет гореть в аду? А совсем хорошего человека видели ли Вы, хоть одного? Верю, что видели, но, тогда, может быть и слышали, что он о себе говорит? А говорит святой о себе вот что: «Я грешник, недостойный спасения!» Он что – лукавит? Не думаю, святые не лгут. Поистине, нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достоин Царства Божьего.
Но мы-то верим, что праведник спасётся. А вдруг даже и мы, окаянные, будем спасены по Милосердию Божьему?! – Но, как же мы будем скорбеть тогда о ближних наших, о родственниках, которые горят вечно в геенне?! – Какой же это рай, какое блаженство возможно тогда для нас? Сможете ли Вы на это ответить? – Вот это и есть антиномия геенны.

Но ведь верим мы в Любовь Божью и безмерную Его Благость?

Верим, но не можем постигнуть Великой Премудрости Божьей и Промысла Его! Думаю, что даже то, что писал гениальный философ и богослов о. Павел Флоренский о геенне – это детский лепет перед Истиной Божьей. Что уж говорить о бедном, совсем простом профессоре Осипове? Пожалейте немощь его и не судите строго!

   Безусловно, версия спасения, высказанная Осиповым в одной лекции и в некоторых ответах на вопросы ошибочна и вредна. Я уже писал раньше о его гипотезе, будто возможно спасение всех покаявшихся после всеобщего воскрешения («Многомировая модель спасения»). Судя по тому, что Осипов изъял лекцию с этим утверждением из сети и в последующих лекциях не упоминал конкретно эту версию, я полагал, что он осознал свою ошибку. Но потом опять наткнулся на подобное его высказывание.
   Такое понимание всеобщего спасения – это привнесение в православную веру католического понятия о чистилище. Чистилище – это выдумка католических богословов, предназначенная ими для того, чтобы разрешить антиномию геенны. То есть, они, в гордыне своей, считая себя посредниками между Богом и человеком, взялись отвечать на вопрос, который Святые Отцы решать не брались, потому что «тайна сия велика есть».

   Действительно, многие Святые Отцы высказывали надежду и веру в то, что Господь завершит свою миссию Спасения и спасёт всех, кто только захочет быть спасён. И в то же время Они считали бесспорным, что грешники осуждены на муки в вечности. Такое противоречие превосходит уровень человеческого разумения. Мы можем, конечно, строить свои модели понимания (для себя) но должны отчётливо понимать, что это не ответ на вопрос, а всего лишь подпорка для нашего немощного разума.

   Из известных попыток представить разрешение антиномии геенны мне наиболее близка гипотеза о разделении душ выдающегося христианского философа о. Павла Флоренского («Столп и утверждение Истины»), которую я уже упоминал. Он писал: «Личность, сотворённая Богом, значит святая и, безусловно ценная своею внутренней сердцевиною – имеет свободную творческую волю, раскрывающуюся, как система действий, т.е. эмпирический характер… Но тварь Божия – личность, и она должна быть спасена; злой же характер есть именно то, что мешает личности быть спасённою. Поэтому ясно отсюда, что спасением постулируется разделение личности и характера, обособление того и другого. Единое должно стать разным».
   То есть, должны быть разделены благая личность, производная от Образа Божьего и злой эгоистчный самодовлеющий характер. Так о.Павел представлял себе Божественную справедливость: для живой части души - жизнь вечная, для умерщвлённой грехом части - вечная смерть. В подтверждение своей мысли о. П. Флоренский анализирует ряд текстов Священного Писания ( Мф. 5, 29-30; Мф. 24,51; Лк. 12,46; Мф. 25,14-30; Мк 9,43-49; Евр. 4,12 и др).

   Обычно считается, что эта гипотеза заумная, невообразимо сложная и непонятная. Я с этим категорически не согласен. По-моему, рассечение души, то есть отделение добра от зла и фиксация благого выбора, является совершенно обычным делом для всякого воцерковлённого человека. И никакого нового таинства не нужно придумывать для такого рассечения, помимо таинств, данных нам в лоне Святой Апостольской Церкви. Ведь если вдуматься, то рассечение души – это не обязательно внешний, принуждённый процесс, связанный с посмертным воздаянием. Нет, именно в духе христианского учения можно представить это рассечение, как прижизненное соединение Воли Божьей и воли человеческой в результате покаяния. И тогда загадочное рассечение душ предстаёт перед нами просто как таинство церковной  исповеди. Хотя, это не исключает, разумеется, и возможности некоего особого, завершающего земной опыт таинства, окончательно разделяющего добро и зло. По моему мнению, таким таинством является Суд Божий.
   Верю, я также, что всеобщее спасение будет основано на бесконечном Милосердии Божьем и бесконечных молитвах Церкви о спасении всех грешников. Спасение – это приобщение людей к вечному Царству Божьему. И должны быть спасены именно все, хотя трудно рассматривать спасение тех, кому для обращения потребуется бесконечно много времени. Надежда в том, что, как бы ни был плох человек, но хоть однажды в жизни он приобщился Царствию Божию. Ну, допустим, пожалел кого-то, помог или посочувствовал, проявил бескорыстную доброту и любовь. У каждого злодея, хотя бы в детстве, такой момент должен найтись. А это означает возможность преображения его души. Общая молитва Церкви и даёт, по-моему, грешникам ухватиться за эту спасительную соломинку. Одна лишь искорка добра способна осветить для человека бездну его падения. Осознав это, гибнущая душа должна возжелать добра и обратиться к спасающему Богу.


Июнь 2013.


Рецензии