К истории русского нигилизма?

                К истории русского нигилизма?
                Вопросы Достоевского: Что считать за Правду?
         (Психоаналитический и историософский подход из области литературной критики)

                "И нет истины, где нет Любви"
                (А.С. Пушкин)
                "Где нет творчества, там нарастает ненависть"
                (С.Л. Франк)
                "Где нет любви, там искажены все черты образа Божия"
                (Б.П. Вышеславцев)
      

(Из рецензии на «Русская идея в постмодернизме» (Игорь Гарин))

К истории русского нигилизма?
(Психоаналитический подход из области литературной критики).

То, что продемонстрировал автор статьи (И.Гарин), можно назвать, как идеологическая пропаганда либеральных идей, суть которых сводится к известному изречению, психоаналитически выведенному Достоевским, как: "вседозволенность", "свобода во вседозволенности".

Интересно, что автор Игорь Гарин в данной статье притягивает "за уши" известных писателей, как Виктора Ерофеева и Варлама Шаламова. Интересно, что бы сказал и как бы отнесся сам Варлам Шаламов к проделанной методике И.Гарина, как "интеллектуального уничтожения и унижения, оскорбления и профанации, сведения ценностей к понижению" того, что в русской философии называется "Русской Идеей"?..

Примеры: писхологического унижения и профанации И.Гариным русской интеллектуальной мысли:
"...Подобным образом и «русская идея» — только изощренная тактика «святых людей», направленная на «спасение мира» ценой собственной гибели. Высший апофеоз святости и духовности в истории человечества!
Кстати, космизм и символизм «русской идеи» имеют множество параллелей с социалистическим реализмом: возведение нового абсолюта на опустевших после смеpти Бога небесах, оpиентация на «космические» и пpочие запpедельные ценности, пеpеделка миpа и человека, констpуиpование метасмысла и т. д., и т. п. И геpои Шаpова — в pусле русской тpадиции возвышенного довеpия к Священному Тексту — вослед за коммунистами считают, что Великая Идея способна заместить самое жизнь и вместо реального человека создать идеального..." (И.Гарин).

Интересно, что и в других публицистических статьях И.Гарин сравнивает, в буквальном смысле этого слова, как закатывать асфальт на зеленую травку газона, сравнивает "Русскую Идею" с коммунистической идеологией, где "идеология коммунизма" и есть асфальт, а "русская идея" есть почва и зеленый газон. И интересно, здесь, посмотреть на автора статьи И. Гарина не с идейной точки зрения, а с иного фокуса вИдения, как психоаналитически, задаваясь вопросом: "почему и для чего автор так пишет, ЧТО и какие импульсы движут автором, какова мотивация И.Гарина?"... И данный вопрос и постановку проблемы мы будем раскрывать постепенно, как любят говорить либералы, "эволюционно"... По другому говоря, попытаемся раскрыть "эволюцию либерального нигилизма" в идеологии И.И. Гарина...   

И вот интересна окончательная позиция самого И.И. Гарина в статье, как:
"...Я не согласен с тем, что беспросветно черная правда — это ложная правда и что погружение во «тьму низких истин» опасно утратой человечности. Тексты Ерофеева или Шаламова (даже Сорокина) необходимы для очищения и изживания Сталина в каждом из нас. Чернота (не чернуха!) даже необходима для оттенения света. Ерофеевская тошнота очищает и просветляет, как тюрьма часто обращает в веру. Без Кафки и Джойса мир сильно обедняется, и поэтому русский постмодернизм — не литературная разнузданность или проявление кризисного состояния духа, а необходимый элемент нравственной эволюции. Еще — реакция на сервильность русской идеи, извращенную духовность и языческий культ ненависти шафаревичей и прохановых. Мне больно, когда мой кумир Григорий Померанц начинает им вторить, говоря, что «свобода, веющая с нынешнего Запада, — это не только права человека, это свобода порнографии, эмансипации однополой любви, постмодернизм, деконструктивизм». Почему больно? Потому что в каждом человеке есть всё, ибо он человек, но правда в соотношении, в мере. Естественно, на Западе тоже есть всё, но порнография и гомосексуализм — не истинный лик нынешнего Запада, а его задворки, где они, собственно, и обитают. Поддакивать русским ксенофобам, фашистам и экстремистам недопустимо, нельзя ни при каких обстоятельствах, ибо все их построения основаны на диспропорции, деформации, подмене, фальсификации, переворачивании с ног на голову. Пусть политическим и идеологическим приемом перевертывания пользуются зюгановы и жириновские, но для западника он является внутренним табу.
Когда высокая литература присваивается официальной идеологией, превращаясь в проститутку, когда «русская идея» начинает служить некрофилам и фашистам при власти, вполне допустима литература «низкая», которая принципиально на это не способна. Когда нынешние бездари-«духоносцы» поднимают на щит Солоневича или Розенберга, я — за «низ» и за матерщину. Здесь я полностью с Ерофеевым и Шаламовым против Померанца.
Отрывок из книги "Русский характер"..." (И.И. Гарин).

Но, ведь, ЭТО же и есть логический и исторический путь либерализма (западно-европейского) к нигилизму и к полнейшему морально-этическому краху, путь к разрушению. Но, ведь, разве И. Гарин не занимается в публицистике тем, что только и стремиться к разрушению: русской истории, русской церкви и русской идеи, выраженной в русской религиозно-философской мысли. Для меня важно сказать, что в некоторых моментах размышлений я сам лично с Игорем Гариным согласен, как, например, "поддакивать русским ксенофобам, фашистам и экстремистам недопустимо". С этим видением я вполне солидарен с И.Гариным, НО... для меня лично еще более недопустимо поддакивать "русским всеевропейцам", либералам-нигилистам, которые своими лозунгами к "сладкой свободе" "просвещенного Запада" стараются вырвать с корнем и со всею почвою ВСЁ: и русскую историю, и русскую Церковь, и "Русскую Культуру", сердцевиной которой и Есть то, что в русской религиозно-философской мысли именуется - "Русская Идея"...

Если очень кратко сказать, а мне Есть ЧТО сказать, то для меня "Русская Идея" фундаментально-психологически сформулирована вот в таком слове Александра Сергеевича Пушкина:
"Я далек от восхищения всем, что я вижу вокруг себя; как писатель, я огорчен, как человек с предрассудками, я оскорблен; но клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как её послал нам Бог" (С.Л. Франк "Пушкин как политический мыслитель).

Вот это! Слово Правды и слово Чести Александра Сергеевича, не только как первого Поэта России, но прежде всего для меня, как Человека Чести верного своей преданности и своему потаенному Сердцу, преисполненному Любви к Родине, к Отчизне, к России, а отсюда и любви к Богу Всевышнему. Поэта, как с большой буквы, я познаю по слову Правды и слову Чести, а Человека, с большой буквы, узнаешь по потаенному Сердцу, что мило нам людям и драгоценно пред Богом. Вот это! Любящее Сердце Поэта для меня и Есть, как неописуемая и непостижимая Радость Встречи одной души с душой Другого... И здесь слова смолкают пред всепроникающим трепетом Любви. Ибо по слову Василия Розанова: " Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием"...

Господи! Но как же мне молчать, не могу молчать, когда вижу, как алчные и кровожадные псы разрывают "мой Дом" на части, Дом мой по имени - Россия?!... "Из глубины взываю к Тебе, Господи!" (Пс. 129)... 
 

Не будем пока ставить вопрос: "для чего автор (И.Гарин) это делает", ибо первично нужно поставить вопрос: "почему И.Гарин так делает?". И вот здесь уместно вспомнить психологическое вИдение Василия Розанова, как и Достоевского, по вопросу: "К истории русского нигилизма".
Вот, что пишет В.В. Розанов в книге "Опавшие листья":

"К силе - все пристает, с силою (в союзе с нею) - все безопасно: и вот история нигилизма или, точнее, нигилистов в России.
Стоит сравнить тусклую, загнанную, "где-то в уголку" жизнь Страхова, у которого не было иногда щепотки чая, чтобы заварить его пришедшему приятелю, - с шумной, широкой, могущественной жизнью Чернышевского и Добролюбова, которые почти "не удостаивали разговором" самого Тургенева; стоит сравнить убогую жизнь Достоевского в позорном Кузнечном переулке, ..., - с жизнью женатого на еврейке-миллионерке Стасюлевича, в собственном каменном доме на Галерной улице, где помещалась и "оппозиционная редакция" "Вестника Европы"; стоит сравнить жалкую полужизнь, - жизнь как несчастье и горе, - Кон. Леонтьева и Гилярова-Платонова - с жизнью литературного магната Благосветлова ("Дело") и, наконец, - жизнь Пантелеева, в палаццо которого собралось "Герценовское общество" (1910-11г.) с его более чем сотнею гостей-членов, с жизнью "Василия Васильевича", с Ге и Ивановым за чашкой чаю, - чтобы понять, что нигилисты и отрицатели России давно догадались, где "раки зимуют", и побежали к золоту, побежали к чужому сытому столу,побежали к дорогим винам, побежали везде с торопливостью неимущего - к имущему. Нигилизм давно лижет пятки у богатого - вот в чем дело; нигилизм есть прихлебатель у знатного - вот в чем тоже дело...
Вот этих "мелочей" наша доверчивая и наивная провинция не знает, их узнаешь, только приехав в Петербург, и узнав - дивишься великим дивом..." (В.В. Розанов).

Но, ведь, это же не "ново", но зато психологически тонко подмечены "мелочные детали", детали жизни с идеями, что описаны В.В.Розановым. И Розанов здесь лишь подытожил то психологическое вИдение, которое еще открыл Достоевский в "Дневнике писателя", указав на "русского всеевропейца", что русские в Европе лишь стрюцкие...
Не похож ли Игорь Гарин в своей идеологической пропаганде "европейского либерализма" на того украинского нигилиста, который "лижет пятки и зады" "просвещенному Западу"??? Здесь, в отношении атора Гарина мной сказано не менее и не более оскорбительно, чем сам И.Гарин оскорбительно гнушается над "русской словестностью и мыслью", чем я сам оскорблен тем, что здесь сказано автором И.И. Гариным...

Но Василий Розанов еще не всё сказал...
И вот ответ Василия Розанова Игорю Гарину через столетие по вопросу: "К истории русского нигилизма"...

Продолжение следует...
(Бармин Виктор   14.06.2013)

Продолжение "К истории русского нигилизма"...

В.В. Розанов об оппозиции и про русский нигилизм (Это написано ровно сто лет назад!):

"...Гимназистом я удивлялся, как правительство, заботящееся о культуре и цивилизации, может допустить существование такого гнусно-отрицательного журнала, где стоном стояла ругань на все существующее, и мне казалось - его издают какие-то пьяные семинаристы, "не окончившие курса", которые пишут свои статьи при сальных огарках, после чего напиваются пьяны и спят на общих кроватях со своими "курсистками": но "черные двери с негром" мне и нам всем в Нижнем и в голову не приходили... Тогда бы мы повернули дело иначе. "Нигилизм" нам представлялся "отчаянным студенчеством", вот, пожалуй, "вповалку" с курсистками: но все - "отлично", все - "душа в душу" с народом, с простотой, с бедностью. "Грум" (негр) в голову не приходил. Мы входили "в нигилизм" и "в атеизм" как в страдание и бедность, как в смертельную и мучительную борьбу против всего сытого и торжествующего, против всего сидящего за "пиршеством жизни", против всего "давящего на народ", и вот "на нас, бедных студентов"; а в самом нижнем ярусе - и нас, задавленных гимназистов. Я прямо остолбенел от удивления, когда приехав в Петербург, вдруг увидел, что "и Тертий Иванович в оппозиции", а его любимчик, имевший 2000 "аренды" (неотъемлемая по смерть награда ежегодная по распоряжению Государя), выражается весьма и весьма сочувственно о взрывчатых коробочках: тут у меня ум закружился, тут встал дым и пламя в душу. "Ах, так вот ГДЕ оппозиция: с орденом Александра Невского и Белого Орла, с тысячами в кармане, с семгой целыми рыбами за столом". - "Это совсем другое дело". Потом знакомство со Страховым, который читал "как по-русски" на 5-ти языках и как специалист и виртуоз знал биологию, математику и механику, знал философию и был утонченным критиком и которому в журналистике некуда было, кроме плохо платившего "Русского Вестника", пристроить статейку...
Я понял, что в России "быть в оппозиции" - значит любить и уважать Государя, что "быть бунтовшиком" в России - значит пойти и отстоять обедню, и, наконец, "поступить как Стенька Разин" - это дать в морду Михайловскому с его "2-мя именинами" (смеющийся рассказ Перцова). Я понял, что "Русские Ведомости" - это и есть служебный департамент, "все повышающий в чинах"... Тогда-то я понял, ГДЕ оппозиция; что значит быть "с униженными и оскорбленными", что значит быть с "бедными людьми". Я понял, где корыто и где свиньи, и где - терновый венец, и гвозди, и мука.
Потом эта идиотическая цензура, как кислотой выедающая "православие, самодержавие и народность" из книг; непропуск моей статьи "О монархии", в параллель с покровительством социал-демократическим "Делу", "Русскому богатству". Я вдруг опомнился и понял, что идет в России "кутеж и обман", что в ней встала левая "опричнина", завладевшая всею Россиею и плещущая купоросом в лицо каждому, кто не примкнет "к оппозиции с семгой", к "оппозиции с шампанским", к "оппозиции с Кутлером на 6-ти тысячной пенсии"...
И пошел в ту тихую, бессильную, может быть, в самом деле имеющую быть затоптанную оппозицию, которая состоит в:
1) помолиться,
2) встать рано и работать.
(15 сентября 1912 г.)..." (В.В. Розанов "Опавшие листья").

Ну, как вам, господа, "русские всеевропейцы", как вам "Психоанализ по Розанову"?.. А ведь, из глубины этого "психоанализа Розанова" открывается нечто, как ПРОРОЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО... Именно, открывается Достоевский с иного фокуса созерцания, Достоевский - пророк, вИдение которого в 19-м веке было профетическим по вопросу "К истории русского нигилизма", по вопросу "К истории русского либерализма", и в единстве этих вопросов: "К постановке нового взгляда на русскую революцию"...

Но я знаю, что многим не хотелось бы вскрывать из глубины этот "новый взгляд" на экзистенциальную историю России, как и не хотелось бы им видеть в Достоевском - пророка, а в Розанове - "нового Фрейда"... Но время ответов на вопросы Достоевского и на "психоанализ Розанова" придет... Ответ возможен, а если возможен, значит уже изначально Есть...
Ибо по слову Бориса Вышеславцева: "Бог правду видит, да не скоро скажет, но Он скажет её в конце концов".
И сказано это в духе Достоевского и Розанова!..

Но... продолжение следует...

К постановке вопроса "О русском нигилизме", как и "О русском либерализме" достаточно вспомнить пророческое слово Ф.М. Достоевского, который психоаналитически обличил суть "русского всеевропейца". И вот здесь, как говорится "берега времен сошлись", а в этом и состоит суть профетизма творчества Достоевского. Ибо "сошлись берега времен" русского либерализма-нигилизма "отцов" 40-х годов века 19-го и "отцов шестидесятников" 60-х годов века двадцатого, одним из представителей которых является Игорь Гарин... И вот КАК эти берега сошлись в веке 21-м???...

В уникальной книге Игоря Волгина "Последний год Достоевского" в параграфе "Отцы и дети" автор пишет:
"..."От статей, печатающихся во всех газетах... об убийстве Мезенцова, мне делается тошно! - пишет Достоевскому редактор "Гражданина" В.Ф. Пуцыкович в августе 1878 года. - ...Я понял все статьи так: если Вы хотите, чтобы мы помогали Вам, т.е. правительству... то дайте русскому народу... конституцию!!! Вот голос печати".
Далее Пуцыкович - с еще большим негодованием - передает Достоевскому слова "одного проректора университета": А в сущности хорошо, что его (Мезенцова) укокошили, - по крайней мере это будет хорошим предостережением нашим отупевшим абсолютистам-монархистам".
В своем письме Пуцыкович довольно точно фиксирует отношение либеральных кругов к убийству "сонного тигра", как называли начальника 3 Отделения. Достоевский возмущен откликами прессы не меньше редактора "Гражданина": он называет их "верхом глупости". Но для него гораздо важнее другое.
"Это всё статьи либеральных отцов, не согласных с увлечениями своих нигилистов-детей, которые дальше их пошли", - отвечает он Пуцыковичу. Обозначена коллизия "Бесов": Степан Трофимович - Петр Верховенский.
Это давняя и излюбленная идея Достоевского. И он не устает внушать её своему корреспонденту: "Если будете писать о нигилистах русских, то, ради Бога, не столько браните их, сколько отцов их. Эту мысль проводите, ибо корень нигилизма не только в отцах, но отцы-то еще пуще нигилисты, чем дети. У злодеев наших подпольных есть хоть какой-то гнусный жар, а в отцах - те же чувства, но цинизм и индифферентизм, что еще подлее".
Один из персонажей "Бесов" цитирует Апокалипсис: "И ангелу Лаодокийской церкви напиши: сие глаголет Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ни холоден, ни горяч; о если б ты был холоден или горяч! Но поелику ты тепл, а не горяч и холоден, то изблюю тебя из уст моих".
В письме Пуцыковичу речь идет, по существу, о том же: Жар - пусть "гнусный", но свидетельствующий об искренности и вере: "теплы" именно отцы; "ангелу Лаодокийской церкви..." - не распространяется на детей. Вина если и не снимается с революционеров-семидесятников полностью, то в значительной мере перекладывается на плечи людей 40-х годов...
Ни в одном заявлении Достоевского 1878-1881 годов... мы не встретим указаний на то, что автор "Братьев Карамазовых" считал возможным решить проблему чисто административным путем. Приверженец монархии, он не находит ни единого слова одобрения для тех репрессий, к каким монархическая власть  прибегает в целях самосохранения.
В поединке революции с самодержавным государством он видит не столько противоборство наличных политических сил ("кто - кого"), сколько глубокую историческую драму. Ибо разрыв с народом характерен, по его мнению, не только для революционного подполья, но и для того, что этому подполью противостоит: для всей системы русской государственности. Власть столь же виновата в разрыве с народом, как и те, кто пытается эту власть разрушить. Истоки драмы едины.
Мысль о всеобщей вине (вине всего образованного общества) не оставляет Достоевского до последних его дней. Он записывает в "предсмертной" тетради: "Нигилизм явился у нас потому, что мы все нигилисты. Нас только испугала новая, оригинальная форма его проявления. (Все до единого Федоры Павловичи)"..." (И.Л. Волгин).

Интересно, но как же профетична мысль и вИдение Достоевского, именно после столетия (1881-1991 годы), именно, к тому 1991 году, когда рухнул СССР, Слово Достоевского о "всеобщей вине", в котором подразумевается и всеобщее ПОКАЯНИЕ, есть слово - русского Пророка. Но есть в мире силы, для которых слово Достоевского как огонь обжигает "темные душонки", ибо помыслы и дела их о России наполнены злобой и ненавистью. Вот в чем проблема. И, казалось бы, должно быть все наоборот, ибо либерализм, как и русский либерализм, должен облагодетельствовать народ, просветить общество, как говорит И.Гарин, чтобы изжить в нас самих "Сталиных", либерализм должен привести любое Общество к всеобщему благоденствию, к повороту к творческому самосовершенствованию Личности в каждом человеке. Казалось бы, так должно было быть, но на деле выходит совсем и вовсе не то, и не так. Ибо нужно углубиться в духовные истоки либерализма, углубившись в которые мы поймем, что основная идея либерализма, как идея свободы, обращающаяся во вседозволенность, есть прямой путь к уничтожению любого Общества, корни которого исходят из религиозной Традиции, источник которого в вере в Бога. Социализм и Атеизм, как порождения либерализма, который прикрывается научностью и гуманизмом, есть прямой путь к отрицанию Бога, а далее и к отрицанию человека. Достоевский это четко показал, показал духовную изнанку, что либерализм порождает как атеизм, так и социализм и коммунизм, ведущий к "светлому будущему Обществу", но только уже без Бога, а отрицание Бога ведет к отрицанию Личности в человеке, к отрицанию образа и подобия Божьего в человеке. Вот она! сокровенная цепочка, ниточка, что в "духовной изнанке" скрепляет либерализм с атеизмом и социализмом. Почему Достоевский против "либеральных отцов" 19-го века (как И.С. Тургенев), потому что они (отцы) воспитаны на атеистическом либерализме "просвещенного Запада", что просвещает людей к тому, КАК жить без Бога, ибо Бог, еще задолго до Фрейда было сказано, есть всего лишь иллюзия и порождение сознания по Фейербаху. Европейское просвещение, европейская цивилизация поклоняется человеческому рацио, как истине, взамен тому, что сказано Иисусом Христом: "Я есмь истина, путь и жизнь". Либерализм, атеизм и социализм неизбежно ведет к отрицанию Христа, к подмене образа Христа идолом научного "Рацио", которому все возможно и все дозволено. Но ведь, этот путь по которому до сих пор идет весь мир вслед за просвещением Европейским и есть путь к поклонению и к покорению антихриста, идола вседозволенности. И признаки того "падения людей" в современном мире в стремлении к "лучшей жизни" очевидно и очевидней уже некуда.
Достоевский один из тех, кто вопреки общему духовному течению жизни народов, встал на Путь, Вопрошая Очевидное: откуда я иду и куда?..
Но есть силы, которым невыгодно, чтобы народы, как Личности, ищущие путь к Богу, вопрошали самих себя, как "откуда и куда идем", ибо этим силам трудно будет управлять теми, у кого Есть Честь и Правда, и самоосознание своего Пути в единой жизни мировой истории... И чтобы не возникало вопросов, нужно разрушить самоосознание, как человека, так и общества, разрушить историческую Память, основанную на религиозной Традиции, разрушить творческие духовно-мыслительные начала, что порождают творческие идеи к саморазвитию и совершенствованию жизни разных наций в сплоченном всеединстве по имени - человечество; это нужно тем, кто стремится к абсолютной власти над миром, над человечеством, но как мы знаем из Евангелия уже давно известны истоки этих темных сил, которые из стремления к власти порождают всеобщее разрушение и погибель всему существующему...

Вот интересно, что Игорь Шафаревич еще в конце 20-го века предвосхитил то, что делает сегодня Игорь Гарин в своей публицистике. Но, с другой стороны, ведь, они почти одного поколения, "отцы шестидесятники", и потому, что говорил И.Шафаревич о либералах и русофобах, удивительно точно сегодня повторяет вслед Игорь Гарин только с позиции уже ярого русофоба. И.Гарин всего лишь продолжение уже проложенного другими русофобского пути, который стремится смести все со своего пути, что ему мешает. Интересно, а как же тогда либеральная полифония точек зрений и плюрализм. Полифония нужна лишь как ширма, "троянский конь", под которым спрятаны демоны-разбойники, но этих разбойников в либеральных обществах любят называть "борцами за свободу". И пока есть общие интересы, то "борцы" приветствуются, когда интересов нет, то либеральным обществом "борцы" цивилизовано устраняются за ненадобностью, как вещь, которая уже негодна. Таков циничный и лживый Евро-либерализм...

И вот, посмотрим, что пишет Игорь Шафаревич о Русофобии:
"Русофобия: десять лет спустя...
...Приведу для удобства читателя краткое резюме основных положений "Русофобии".
1. В нашей публицистике и литературе существует очень влиятельное течение, внушающее концепцию неполноценности и ущербности русской истории, культуры, народной психики: "Россия - рассадник тоталитаризма, у русских не было истории, русские всегда пресмыкаются перед сильной властью". Для обозначений этого течения и используется термин "русофобия". Оно смертельно опасно для русского народа, лишая его веры в свои силы.
2. Русофобия - идеология определенного общественного слоя, составляющего меньшинство и противопоставляющего себя остальному народу. Его идеология включает уверенность этого слоя в своем праве творить судьбу всего народа, которому отводится роль материала в руках мастера. Утверждается, что должна полностью игнорироваться историческая традиция и национальная точка зрения, надо строить нашу жизнь на основе норм западноевропейского, а особенно американского общества...
Русофобия сегодня...
...Другой автор и совсем без фактов, еще откровеннее: "Русский национальный характер выродился. Реанимировать его - значит вновь обречь страну на отставание". У третьего еще хуже: "Статус небытия всей российской жизни, в которой времени не существует". "Россия должна быть уничтожена. В том смысле, что чары должны быть развеяны, Она вроде и уничтожена, но Кащеево яйцо цело". И уже совсем срываясь: "Страна дураков... находится сейчас... в состоянии сволочного общества". Про русских: "Что же с ними делать?.. В герметизацию? В рассеивание по свету? в полное истребление? Ниодного правильного ответа". И на том спасибо!..   
Кажется, что существование русского народа является досадной, раздражающей неприятностью. Доходит до чего-то фантастического! В "Литературной газете" опубликовано письмо известного артиста Театра на Таганке В. Золотухина. Раньше эта газета написала об "омерзительном зрелище", в котором он участвовал, процитировав рядом некие слова "о чистоте крови" (произнесенные в месте, где Золотухин не был). Актер стал получать письма с обвинением в беспринципности, в том, что он - "враг еврейского народа". Такие же письма вывешивались в театре. За что? Оказывается, за то, что на 60-летнем юбилее Шукшина, у него на родине, Золотухин сказал - у нас есть живой Шукшин, живущие Астафьев, Распутин, Белов, и мы не дадим перегородить Катунь плотиной! Не было бы это напечатано, я бы не поверил!
Та или иная оценка России, русского народа всегда связана с оценкой его культуры, особенно литературы... (Прим. автора В.Г. - что и делает в своей статье Игорь Гарин "Русская идея в постмодернизме", для которого все средства хороши ради достижения своей гнусной и мерзкой цели, как профанации и клеветы на русскую историю, культуру, философию, русскую церковь и т.д.)...
...Например, "Прогулки с Пушкиным" Синявского я упомянул вскользь еще в моей старой работе, тогда это был небольшой скандал в эмигрантской среде... В статье об этих "Прогулках" Солженицын обратил внимание на признаки такого же "переосмысливания" Гоголя, Достоевского, Толстого, Лермонтова и высказал догадку: не закладывается ли здесь широкая концепция - как у России не было истории, так не было и литературы? И угадал!...
...Все настроение не ново - и в старой своей работе я приводил много таких примеров. Но сейчас оно уже тесно смыкается с реальностью. "Реторта рабства" - Россия - естественно, должна быть уничтожена, так чтобы, уж не поднялась. В первую мировую войну темный авантюрист Парвус-Гельфанд представил немецкому генштабу план бескровной победы над Россией. Он предлагал не скупясь финансировать революционеров (большевиков, левых эсеров) и любые группы националистов, чтобы вызвать социальную революцию и распад России на мелкие государства. План и начал успешно исполняться (Брестский мир), но помешало поражение Германии на Западе. Похожие идеи обсуждались и Гитлером. Но теперь такие планы разрабатываются и пропагандируются у нас. Разбить страну на части по числу народов, то есть на 100 частей, любой территории предоставить суверенитет "кто сколько переварит", как выражаются наши лидеры. Здесь уже речь идет не о тех или других территориальных изменениях, а о пресечении 1000-летней традиции: о конце истории России. И это логично: раз народ, создавший это государство, "раб", раз "Россия должна быть уничтожена", то такой конец - единственный разумных выход. (Прим. В.Г. - хочется добавить к мысли Шафаревича, как по замыслу "благодетелей человечества" и "просветителей светлого будущего")... Все возражения - это "имперское мышление", имперские амбиции". И вдохновленные такой идеологией, политики раздувают за спиной друг друга сепаратистские страсти как диверсанты, взрывающие дом в тылу врага. То, что 10 лет назад было идеологическим построением, теперь стало мощной, физической разрушающей силой...

...Но послушаем и другую точку зрения! Это написал Розанов в 1914 году, когда наш 74-летний эксперимент был еще в стадии подготовки: "Дело было вовсе не в "славянофильстве и западничестве". Это - цензурные и удобные термины, покрывающие далеко не столь невинное явление. Шло дело о нашем отечестве, которое целям рядом знаменитых писателей указывалось понимать как злейшего врага некоторого просвещения и культуры, и шло дело о христианстве и церкви, которые указывалось понимать как заслон мрака, темноты и невежества; заслон и - в существе своем - ошибку истории, суеверие, пережиток, то, чего нет (...).
Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного звена. России собственно - нет, она - кажется. Это ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим за границу, эмигрируем, и если соглашаемся оставить себя в России, то ради того, единственно, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет, и его рассеем мы, и для этого рассеяния остаемся на этом проклятом месте Восточной Европы. Народ наш есть только "средство", "материал", "вещество" для принятия в себя единой и универсальной и окончательной истины, каковая обобщенно именуется "Европейской цивилизацией". Никакой "русской цивилизации", никакой "русской культуры"... Но тут уж дальше не договаривалось, а начиналась истерика ругательств. Мысль о "русской цивилизации", "русской культуре" - сводила с ума, парализовала душу"..." (И.Р. Шафаревич / Сочинения в трех томах, 1994).

Интересно заметить, что с какой долей иронии Василий Розанов высмеивает русских либералов и, наверное, современного либерала и просветителя Игоря Гарина также сводит с ума одна только мысль о допустимости Бытия "русской цивилизации" и "русской Культуры" с её сердцевиной как "Русская Идея"... 

И вот теперь на десерт "ОТВЕТ Василия Розанова Игорю Гарину через столетие":

"...У нас нет совсем мечты своей родины.
И на голом месте выросла космополитическая мечтательность.

У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть.
У француза - "chere France", у англичан - "старая Англия". У немцев - "наш старый Фриц".
Только у прошедшего русскую гимназию и университет - "проклятая Россия".

Как же удивляться, что всякий русский с 16-ти лет пристает к партии "ниспровержения государственного строя"...

У нас слово "отечество" узнается одновременно со словом "проклятие".

Посмотрите названия журналов: "Тарантул", "Оса". Целое издательство - "Скорпион". Еще какое-то среднеазиатское насекомое (был журнал). "Шиповник".
И все "жалят" Россию. "Как бы и куда ей запустить яда".
Дивиться ли, что она взбесилась.

И вот простая "История русского нигилизма".

Жалит её немец. Жалит ее еврей. Жалит армянин, литовец. Разворачивая челюсти, лезет с насмешкой хохол.
И в середине всех, распоясавшись, "сам русский" ступил сапожищем на лицо бабушки-Родины. (за шашками с детьми)..." (В.В. Розанов "Опавшие листья", 1990).

Вот это! и Есть ПРОРОЧЕСТВО РОЗАНОВА, как и едино ПРОРОЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО...

Сейчас я скажу то, что, наверное, еще никто не говорил и никто не ставил такое сопоставление... А именно, в текущем году (2013 года) исполнилось ровно столетие с момента опубликования "Опавших листьев" (1912-1913 г.), которые больше в России не публиковались, "заморозились" почти на столетие. Через 75 лет в 1990-м году книгу В.В. Розанова "Опавшие листья", вновь, публикуют. И как раз в тот переломный момент в исторической Судьбе России. Совпадение?..
"Опавшие листья", конечно, листья опали, но осталась Память о Небе России. Чем человек не маленький листочек в мировом вихре истории? Сопоставление - "Опавшие листья" как "опавшие люди" с Древа Жизни, человек как и листочек тоже умирает, НО... остается Память человеческая о Небе, о Вечном, о Душе, имя которой - Россия!.. Есть Пушкин, есть Достоевский, есть Розанов!.. Ох, сколько же вечности в "Осени" Пушкина и в "Опавших листьях" Розанова!..

               "Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно..."
                (А.С. Пушкин)

А вот теперь представьте, читатель дорогой, что если сопоставить образ "Осени" Пушкина с образом России!.. что мы тогда увИдим?

               "Дни поздней России бранят обыкновенно,
                Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно..."

Осень - это пора увядания, заката, последняя игра природы солнечных лучей, отраженных в листве деревьев, как и отраженных в душах листочков-человечиков. Но вслед за умиранием осени и наступлении "зимы", как помутнения образа Божьего в человеке, наступит Весна, и придет Апрель, которая как и Осень - "Красою тихою, блистающей смиренно"...
И вот - Россия - не есть ли эта Красота, как "Красою тихою, блистающей смиренно". Не есть ли Россия то, что сказано Достоевским - "Россия - новое слово" и "Мир спасется Красотою"...
И пусть "бранят обыкновенно" матушку-Россию, "но мне она мила" - "Красою тихою, блистающей смиренно"...

Ведь, это слово Поэта - Есть Слово Божье, вложенное в уста Поэта, слово о России!..

Но есть и другое сопоставление профетизма поэтов и писателей с образом насекомых... 

Что-то есть пророческое, увиденное художниками в насекомых!.. Если мы вспомним о тарантуле-паучке, что образ которого сопровождал Достоевского всю жизнь, начиная с каторжной бани до европейской гостиницы, той Pikollo bestia, что забежала в комнату под кровать маленькой дочки писателя... И далее либеральные журналы с названиями насекомых, на что обратил внимание проницательный Василий Розанов, те "насекомые-журналы" с соответствующими названиями, что "жалят" Россию со всех сторон в поисках: "как бы и куда ей запустить яду"... И вот последний образ Франца Кафки, что описал образ человека, превратившегося в насекомое в фантастической повести "Превращение"...

И вот профетизм Достоевского, Розанова и Кафки - как предупреждение и намек: а не превращаются ли люди в насекомое, в тарантулы, что пускают яда в нечто Живое и Родное, отравляя как свои души, так и единую Душу, именуемую - Древом Жизни... Вспомнят ли люди, некогда "опавшие листвой" о том потерянном Рае, что существовал в их интимной жизни, в их сокровенной Душе, что чувствовала и испытывала ощущение блаженства и единства с Богом???...

И вот Поэты возрождают в нас это забытое, потерянное чувство - Любви к Родине, Любви к Матери, Любви к России...

                "Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно..."
                (А.С. Пушкин) 
               
                "В наших глазах - звездная ночь.
                В наших глазах - потерянный Рай.
                В наших глазах - закрытая Дверь.
                Что тебе нужно? Выбирай!.."
                (В.Р. Цой)
 
                "Мама, мы все тяжело больны.
                Мама, я знаю, мы все сошли с ума..."
                (В.Р. Цой)
               


                (14 июня 2013 года)               
 

   


Рецензии
Отлично! По другому и не скажешь!

Виктор Еремин   02.07.2013 13:32     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Виктор, за отзыв, оценивание и Понимание...

В свою очередь, я искренне восхищен Вашими работами, особенно, хочу отметить серию Ваших работ, как "Тайны смерти русских писателей". И по поводу тематики "Тайны смерти русских писателей" хочу обратить Ваше внимание на мою рецензию, как:
(Рецензия на «Пушкин и Дантес. История дуэли в анекдотах» (Лара Вагнер)
К истории загадок гибели Поэта?..)

Думаю, что к Вашей серии тема эта будет актуальна и интересна, хотя и понимаю, что по конкретным вопросам о Поэте, как и о поэтах, у Вас есть свой взгляд и свои ответы...
И еще хотел бы обратить Ваше внимание на мою статью, как "Вопрос о Пушкине сквозь самосознание России"...
Вот здесь, я хотел бы услышать от Вас точку зрения и вИдение...

С уважением,

Бармин Виктор   02.07.2013 20:42   Заявить о нарушении