За удаль в бою не судят

Разгромив шведов на Ижоре, и немецких рыцарей на Чудском озере, князь Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможности нового нападения. С другой стороны нависла угроза уничтожения русского этноса монголами. Надо было выбирать, кого привлечь в качестве союзника. Риск собственной гибели был реален. И выбор Александра и его отца князя Ярослава был сделан правильно, хотя он стоил жизни князю Ярославу, который был отравлен в Орде. По версии папского агента Плано Карпини, яд князю  был дан ханшей Туракиной. Причиной такого поступка стал донос боярина Федора Яруновича, который оговорил князя, утверждая, что Ярослав вступил в сговор с папой римским. В 1251 году Александр приехал в Орду, подружился с сыном Батыя Сартаком,  вследствие чего стал приемным сыном самого хана Батыя. Полагаю, что союз монгольского хана с талантливым русским полководцем был выгоден и хану Батыю,у которого в Корокоруме,  ставке центрального монгольского правителя Великого хана Гуюка, было немало врагов, и следовало обезопасить самого себя.  В 1256 году умер союзник князя  - хан Батый, затем был отравлен и Сартак, который благоволил христианам. К власти пришел хан Берке, не язычник, каковым был Батый, а мусульманин, начавший свое правление с преследования немусульман, в том числе и немало чингизидов,  потомков самого Чингиз-хана. Каких сил потребовалось князю Александру, чтобы привлечь на свою сторону не только хана Берке, но и хана Мэнгу-Тимура и с их помощью обезопасить западные рубежи Руси, да еще тогда когда его действия не понимали близкие, а многие и активно сопротивлялись. Правда, если при Батые русские не платили дани, то теперь ее пришлось платить. И правильно сказал как-то Александр Невский: «Деньги отдать неприятно, но хуже расставаться  с жизнью»  Нет, недаром князь Александр стал одним из самых почитаемых на Руси святых.

Ижору помним и Неву,
На Чудском озере сраженье,
Но не во сне, а наяву,
Иные князя превращения.

Он к нам в сознание вошел,
Богатырем, но небылинным.
Путь воина большой прошел,
Служа отчизне неделимой.

Беда не князя, что при жизни,
Не понят близкими, друзьями,
Служил, как мог, своей отчизне,
Мир, водворяя меж князьями.

А на Руси немало бед,
Одни внутри, сейчас, родятся,
Других мы видим только след,
В глубинах древности таятся.

Те с запада, а те с востока,
Тем близок  путь, а тем – далек,
Те спрятаны, да так глубоко,
Не разыскать, а те -  в разлет…

Великая беда от хмеля,
Напьются, поднимают бунт,
И языком такое мелят,
Как будто яды в души льют.

Вот скажем, Вася – старший сын,
Дурак и пьяница великий,
Он новгородцев – господин,
Напился и не вяжет лыка.

Тут перепись должна бы быть,
Послы, монголы,  из Сарая,
Переписать, определить –
Мала ли дань, или – большая?
 
Василий подстрекал на смуту,
Желая тех послов убить,
Пришлось смутьянам дать науку,
А кой-кого и ослепить.

Коли не видишь, что творить,
Зачем глаза тебе даны,
Послов монгольских перебить
Для гибели своей страны?..

Сам Александр им дал охрану,
Возглавил сам, послов провел.
Чтобы не поздно, и не рано
Тумен монголов не пришел…

Не первый натиск это был,
И будут новые попытки.
Бороться с ними хватит сил,
Но будут муки, будут пытки.

Беда теснит со всех сторон,
Теснят поляки, немцы, шведы,
И это – явь, не страшный сон,
На Русь монгольские набеги…

Кольцо сжимается, в кольце,
Мысль бьется мерно, четко, ровно,
Спокойно светлое лицо,
Хотя на сердце неспокойно.

Князь Александр все  рассчитал,
Он гость желанный у ордынцев,
Приемным сыном хану стал,
Сумел с Сартаком породниться.

Не раз монгольские тумены
Он поворачивал на запад,
Батыя быстры перемены,
Хитер монгол, на лесть не падок.

Спасение возможным стало,
В бурлении Каракорума,
Возможность гибели, опалы –
Невеселы Батыя думы:

«И на Руси нужны друзья,
При случае найти опору,
Но всем довериться нельзя,
На выбор полагаться скорый.

За тем пойдет, наверно, Русь,
Кто их спасал, к кому доверье,
Кто мудр, силен, и кто не трус,
И кто единой с ними веры»…

«Батый – конечно зло, тут ясно,
По духу чужд, одно – поганин,
Пусть жизнь при нем и не прекрасна,
Но двадцать лет не платим дани.

Беда Руси, что нет единства,
А много чванства, спеси много,
Не нужно обвинять ордынца,
Коль сами мы забыли Бога»…

Потом Берке пришел, другие,
Но Русь жива, и будет жить,
Пока есть сыновья такие,
Что в горе учатся дружить.

Ох, прав, наверное, князь Невский:
«Союз с Ордою оплатить,
Он защищает Русь от немцев,
С Литвою мирно можно жить».


Рецензии