Усманов Н. Золотые руки мастера

             Известно, что связь поколений поддерживается посредством элементов народного искусства. Богатое прошлое, географическое положение и природные условия оказали влияние на формирование культурно-художественных традиций чеченцев и ингушей.  Через край древних башен и вечных ледников лежал путь из Азии в Европу. С желающими захватить этот край нахам приходилось стоять насмерть. Но, несмотря на горечь испытаний, они сохранили свою самобытность. Естественно, локальные особенности оставили свой след в укладе жизни горцев. В гармонии с природой развивался вкус. Абстрактное мышление расширялось за счет красоты видимого.  Мастера совершенствовали и обогащали сложившиеся традиции не только из-за потребностей самообеспечения, но и выполняя работу на заказ, продажу или обмен. Да, народное искусство создает народ, и оно безымянно, несмотря на то, что  идет обмен опытом и информацией между  определенными мастерами. Историки говорят, что декоративно-прикладное искусство сформировалось в определенную человеческую деятельность еще с III – II  тыс.до н.э.
         Духовная культура народа - основа общественного самосознания, самоидентификации.  Только в единстве с природой можно набраться физических и духовных сил для преодоления трудностей, существования человека в природе.   То, что не сохранила память человеческая из-за тяжелых испытаний (войн, катаклизмов), сохранили холодные камни надгробий, башенных комплексов, гротов и склепов.   Затянувшая Кавказская война, революции и сталинская репрессия, две последние военные кампании нанесли колоссальный ущерб культуре вайнахов. Пленяя  красотой движения, ритмика слов и звуков сохранялась на камне и дереве, коже, металле, стекле и тканях.
            Богатая орнаментальная традиция рельефного, контурного, скульптурного  искусства - переплетающиеся  в зеркальной симметрии линии, круги и овалы в качестве просветов, дополненных растительными мотивами и геометрическими фигурами. С появлением профессионального искусства, когда возникают новые форм организации ремесел,специальные учебные заведения,  народное искусство приобретает персональный облик. Каждый умелец показывает свой внутренний мир, свое собственное "я", свое видение окружающего мира  в национальном колорите и композиционном построении так, что угадывается настроение мастера. Спустя века национальный орнамент продолжает оставаться музыкой для глаз, неисчерпаемым источником новых художественных идей. В наше время, когда цивилизация  стремительным бегом пытается уйти вперед от традиционной культуры, превращая предметы народных промыслов в реликтовые экспонаты, отправляя артефакты в хранилища музеев, ценители прекрасного, мастера своего дела продолжают изучать технические тонкости материала и инструментов, выпрямляют на компьютерах линии и штрихи, чтобы дать им новую жизнь при изготовлении  своих шедевров.
           В копилке мастера по художественной обработке дерева Нурлана Усманова почти одна тысяча  орнаментальных рисунков. Умение профессионально работать с деревом ценилось у всех народов. Этот благородный материал, несмотря на свою недолговечность, легко поддается обработке, и никакие искусственные материалы не заменят ласкающую взгляд красоту и теплоту натурального дерева. Мастер резьбы по дереву должен отлично знать материал, с которым работает, чувствовать его и обладать неисчерпаемой фантазией для уникальной художественной обработки древесины. без чувства прекрасного невозможно создать подлинное произведение искусства.  Древесина, попадающая в руки Нурлана Усманова, приобретает вторую жизнь. Резной орнамент художника по дереву акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесен. Узор стилизует реальные мотивы и оперирует отвлеченными формами. История происхождения орнамента по сей день остается загадкой. Но посредством орнамента человек запечатлел свое фольклор но-поэтическое отношение к окружающему миру. Это эстетическое осмысление деятельности человека. Ритмическая правильность обобщенных мотивов, которая помогает осмыслить упорядоченность и стройность действительности, - один из способов художественного освоения мира. Современное искусство резного повторяющегося, чередующегося элемента узора наполнено более сложным художественным смыслом. Основа творчества мастера – разработка национального чеченского орнамента.
Среди современных чеченских художников-мастеров, занимающихся декоративно-прикладным искусством, Нурлан Сайд-Алиевич Усманов занимает одно из ведущих мест.
  Профессиональное образование по художественной обработке дерева, металла и камня он  получил  в известном  Абрамцевском промышленно-художественном училище им. Васнецова (Подмосковье).   Как мастер Н. Усманов утвердился в декоративно-прикладном искусстве.  С 1974 года он принимает участие в республиканских и зональных выставках. Не раз представлял чеченское искусство в Германии и Сирии.
  Его работы привлекают внимание многообразием национальных орнаментов. На выставке "Художники Чечни" в Академии художеств России в Москве (май-июнь 2002 г.)особый интерес вызвала его работа из дерева "Декоративная качалка".
   Желание развивать народные традиции резьбы по дереву определяет творческое кредо  художника. Другом и наставником Усманова был  непревзойденный мастер резьбы по дереву Ильяс Дутаев, который расширил горизонт поиска художника.

  С 1974 года Нурлан является участником всех республиканских выставок – в области прикладного искусства.  Выставки раскрывают все стороны яркого дарования мастера декоративно-прикладного искусства.
 В 1983 г. прошла шестая зональная художественная выставка произведений молодых художников «Край хлеборобный», г. Ростов-на-Дону.
 1984 г. – шестая зональная художественная выставка «Советский юг», г. Нальчик.
 1988 г. – Прикладное искусство народов СССР, г. Москва.
 1989 г. – зональная выставка «Зона юг - 89», г. Краснодар.
 2000 г. – Всероссийская художественная выставка «2000-летию Рождества Христова», г. Москва.
 2002 г. – выставка в выставочном комплексе м. Сокольники, г.Москва.
 2002 г. – выставка в Совете Федерации России, г. Москва.
 2002 г. – выставка в Академии художеств России, г. Москва.
 2003 г. – зональная выставка Юга России «Мир Кавказу», г. Краснодар.
2004 г. – Всероссийская художественная выставка, г. Москва.
 2004 г. – Межрегиональная выставка «Форум - 2004», выставочный комплекс м. Сокольники, г. Москва.
 2004 г. – выставка художников Юга России ЮФО, г. Санкт-Петербург.
 2005 г. – Межрегиональная выставка, г. Москва.
 2005 г. – выставка в Министерстве иностранных дел, г. Москва.
 2007 г. – 5-я выставка «Ярмарка Народных художественных промыслов России. Ладья – 2007 г.», ЦВК, г. Москва.
 2008 г. – Международная выставка «Ярмарка Россия- Беларусь»,ВВЦ, г. Москва .
 2009 г. – выставка в Государственной Думе России, г. Москва.
 
 
  Пробует себя художник и в пластике малых форм. Примером служат мастера Богородской школы. Близкими для себя находит работы мастеров Кудринской школы. Обращаясь к орнаментике Востока, народов Кавказа, практикуясь у лучших мастеров декоративно-прикладного искусства CCCР, Нурлан Усмановон выработал свой неповторимый растительный орнамент, где арабески Востока переплетаются с суровой лаконичностью кавказских растительных форм.
  Декоративные панно, предметы быта, домашняя утварь выходят из-под резца мастера великолепными произведениями декоративно-прикладного искусства. Усманов раскрывает в декоративных панно композиции жанрового плана с характерной вайнахской тематикой, такие как «Свадьба», «У родника», "Охота" и другие.
  Стилизованный растительный орнамент на декоративном блюде - любимая тема мастера, в который он себя полностью реализует.
  С опытом растет потребность  передать знания молодым талантливым ребятам. С 1998 г. Нурлан Сайд-Алиевич готовит мастеров резьбы по дереву и художественной обработке металла. Группа молодых художников во главе с наставником участвуют в крупнейших выставках, радуя знатоков и ценителей искусства. Более полутора тысяч предметов декоративно-прикладного искусства изготовлено Н. Усмановым и его учениками. По стопам отца пошел и сын Заурбек Усманов, заявивший себя как мастер пластики малых форм, работающий в анималистическом жанре.
       Для резьбы по дереву в мастерских Нурлана Усманова используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы. Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу.
- Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости  применение липы  ограничено мелкими бытовыми изделиями, - делится мастер. - Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Из нее делаем накладные резные украшения и детали мебели.
  Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах   мастер  и его ученики используют древесину тополя и осины. Дуб применяют для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой.  выразительная декоративная резьба по дубу  трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться. Для мелких резных работ в ход идет бук, близкий по своей твердости к дубу
  Чечня богата орехом, древесина которой - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.
       Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д. Из хвойных пород мастер вырезает  украшения для наличников, рам, карнизов, ворот.
      Несмотря на кажущуюся простоту, контурная резьба требует высокого мастерства. Наблюдаем, как мастер сначала косяком  подрезает линию с наружной стороны, а потом с внутренней. Для чистоты рисунка, без сколов и зарезов, резьба осуществляется единым махом.  Для большей выразительности рисунка канавки расширит или сузит. Оконтуренное изображение дополнят прожилки разной ширины.
      Труд мастера сочетается с искусством художника, который создает новые декоративные образы. Золотые руки Нурлана Усманова  искренне радуют нас.

____________________________________
От автора: Нурлан (Гелани)Сайд-Алиевич Усманов родился 11 августа в 1954 году в селе Атасу Жанар-Акинском районе Карагадинской области Казахской ССР.
  После возвращения депортированных чеченцев в 1957 году в родные края, живет и работает  в селе Знаменское Надтеречного района Чечни.       
 В 1974 году окончил среднюю школу в с. Знаменское Надтеречного района.
 С 1974-1975 г. учился в Техническом училище № 2 в г. Грозном.
 С 1975 по 1977 годы – служба в рядах Вооруженных сил Советской Армии.
 С 1978 по 1982 годы – учеба в Абрамцевском художественно-промышленном училище.
 С 1983 по 1986 годы – зав. художественно-оформительскими мастерскими Надтеречного отдела культуры.
 В 1991 году – начальник творческого производственного отдела Союза художников Чечено-Ингушетии.
 С 1992 по 1999 г. – слесарь Агрофирмы «Терекагровинпром».
 С 2000 по 2004 г. – педагог дополнительного образования в центре Детского творчества.
 С 2004 г. – руководитель МО ПП «Единая Россия» Надтеречного района.
 В 1985 году окончил курсы при Центральном институте повышения квалификации руководящих и творческих работников МК РСФСР, в группе директоров.
 С 1988 г.  готовит мастеров резьбы по дереву и художественной обработке металла на дому.
 В 1988 году присвоено звание Народного Мастера России.
 В 1989 году принят в союз Художников СССР.
 В 1991 году – искусствовед по народному искусству Чечено-Ингушских ХМП.
 07.02.2002 г. –  присвоено звание "Заслуженный художник ЧР".
 В 2002 году окончил курс в институте профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров Российской Академии образования.
 В 2003 году – награжден нагрудным знаком «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации».
 В 2004 году – награжден медалью «За личный вклад в восстановление Мира и Согласия на Кавказе».
В 2005 году – Юбилейная медаль «100 лет профсоюзам России».

       Сейчас Н. Усманов продолжает создавать авторские произведения и преподает. Он обучает искусству резьбы по дереву и обработке металла группу из пятидесяти одаренных подростков села Знаменское. Его  занятия - одна из основ эстетического воспитания, развития мышления и выработки вкуса к искусству.
         
         


Рецензии
Спасибо Вам за такую интересную информацию о Нурлане Усманове! Хотела посмотреть его работы, но мне удалось найти только его биографию, что родился в 1954 г в Караганде и т.д и ни одной его работы.
Успехов Вам в творчестве и счастья!!!
С уважением и сердечным теплом.
Евгения.

Евгения Козачок   25.06.2013 08:25     Заявить о нарушении
Воистину, Нурлан - "золотых" дел мастер. Его творчество завораживает, оставляет приятный след в памяти.

Зура Итсмиолорд   29.06.2013 19:48   Заявить о нарушении
Рада Вашему отклику!
Светлых дней ВАМ!!!

Евгения Козачок   29.06.2013 22:14   Заявить о нарушении