Исход евреев из египта библия главы 1-30

  Сыновья Иакова из зависти к своему младшему брату красавцу Иосифу, продали его в Египет, в рабство. Но, обладая даром прорицания, Иосиф добился при дворе египетского фараона высочайшего положения, став вторым лицом в государстве после фараона. По приглашению Иосифа его отец Иаков, а с ним и все ближние переселились в Египет. Когда Иаков умер, (ему было в то время 147 лет), тело его из Египта перевезли в Ханаан и похоронили. Оставшиеся в Египте евреи размножились. С Иаковом пришло семьдесят человек, а разрослись во множество родов, называемых коленами. К исходу их уже насчитывалось более миллиона. Израильтяне не смешивались с египтянами и стали слишком опасными для последних. Египетский фараон сказал: «Вот племя израильское размножается и может стать  сильнее нас!» Чтобы не произошло этого, евреи были превращены в рабов. Израильтянами были построены для фараона два города Питом и Рамсес. Самыми тяжелыми годами еврейского рабства следует считать правление фараонов 19 династии Рамсесов Первого и Второго. Рабство не остановило размножения евреев. Тогда фараоном был отдан приказ: всех новорожденных мальчиков израильтян топить в реке. Случилось это, скорее всего в период правления в Египте фараона Менефта Первого, из династии гиксосов (кочевых племен), покоривших Египет. Действие приказа по отношению к евреям продолжалось и в годы правления  других фараонов
 Израильскому народу грозило полное исчезновение. У одного израильтянина из колена Левина по имени Амрама от жены по имени Илхаведы родился сын. В течение трех месяцев родители скрывали факт рождения сына, но, когда это стало уже невозможно, мать положила сына в корзину и спрятала ее на берегу Нила. Дочь фараона Аменхотепа III вышла к реке купаться, нашла корзину с ребенком, горько плачущим. Царевна пожалела его, не только сохранила ему жизнь, но и воспитала, как своего сына. Дали ему имя Моисей, что означает – «вынутый из реки». Когда Моисей вырос, потрясенный страданиями израильтян, он решил вывести их из рабства. К тому времени наступил четыреста тридцатый год пребывания евреев в египетском рабстве. И произошел исход евреев как мне кажется, во времена правления египетского фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). К фараону Аменхотепу IV для выполнения миссии освобождения евреев и явился Моисей в сопровождении брата Аарона. Моисей человек действий, он – косноязычен. Поэтому от его имени говорил тогда его брат Аарон, красноречие которого было неистощимым.. С помощью знамений, данных Богом Яхве,  Моисею удалось получить согласие фараона на вывод израильтян из плена.
Описание того, как это происходило, можно  найти в главах 1-10 Библии в том ее  разделе, который так и называется – «Исход»  В нём описан сорокалетний поход евреев по Синаю и многое, многое иное. Странным кажется, что в«Исходе» не указано имя египетского фараона, царствующего в то время.. А это далеко не мелочь в изложении такого важного исторического события для израильтян! Забыл ли имя царствующего фараона Моисей?  Или оно ему было не известно? Ни то и не другое. Знал имя фараона Моисей отлично. Скорее всего, имя этого фараона было в то время у всех  на слуху, и не только среди израильтян. Не могли обойти его и письменные источники Исчезновение имени Аменхотепа IV, принявшего новое имя – Эхнатон исчезло злонамеренно.  Те, которые писали и переводили Библию, так же, как и египетские жрецы, здорово постарались, чтобы имя фараона, как и имена последующих царствующих особ, не попали в списки династий египетских фараонов.
           Ну, словно их никогда и не было!
Описаны подробно действия Моисея, при встрече с фараоном   
И так, повторюсь, фараон не желает отпускать евреев. Тогда пророк устрашает его явлениями, самого ужасающего характера: превращение вод Нила в кровь, появление несметного числа жаб, комаров, лягушек, песьих мух;  поражение людей страшными болезнями кожи и, наконец, непроглядная египетская темень, в которую была погружена страна в течение трех дней. И ни слова о естественных природных условиях, ставших им причиной?.. Если следовать заключению американского ученого Д. Бенета, все это  «казни египетские, вкладывается в последствия извержения вулкана Санторина и выброса им ядовитых химических соединений и огромной массы пепла, затмившей на много дней солнце. А свидетелями их были, как фараон, так и сам Моисей

Свидетелем событиям быть мог
Сам Моисей в истории библейской,
В Египет посылает его бог,
Чтобы из плена выводил народ
еврейский!
Знамениям его ход объяснений дан,
О тех событиях пусть люди позабыли…
Их создал извержением вулкан,
И Атлантиду он же сделал былью!

Болезни кожные, кровавая вода,
И гибель живности огромная,
И темень многих дней и прочая беда
И наводнение – не рук творение!
В «Исходе» подробно рассказано о знамении Бога перед лицом египетского фараона, творимые по просьбе Моисея богом Ягхве
Вот как об этом говориться:

… Явился к фараону  Моисей,
Принял его египетский владыка,
Со свитой пышною своей,
И с чистым, просветленным ликом.

Пророк окинул твердым взглядом зал,
Стоит, на посох опираясь,
Не торопясь, спокойно он сказал:
« По божью замыслу  я сообщить
стараюсь

Веленье бога моего:
Евреев отпусти, дай пищи на дорогу,    
Так много у тебя имеется всего,
А я прошу от многого – немного»

…«Чем ты докажешь, что твой бог
Имеет власть какую-то над нами,
А не песок, не прах у моих ног?
Что властен над землей и небесами?» –

Сказал, пожав плечами фараон.
И посохом об пол ударил Моисей,
Жрецы увидели, увидел фараон:
Нет посоха, в руках пророка – змей!

…«Мои такое ж могут чародеи!
Ну, покажите! – крикнул он жрецам
И посохи жрецов вдруг превратились
в змеев,-
Не трудно это сделать, видел сам?»

Ударил посохом пророк, - раздался гул,
И распахнулись окна, двери,
И в хоре криков голос утонул –
«Ну, что, владыка, ты опять не веришь?

Но слишком был упрямым фараон.
И многими были знаменья Моисея:
То воду кровью в Ниле сделал он,
То саранчу, то песьих мух посеял!

И темень на Египет напустил,
          Народ от ужаса кричит, стенает.
И фараон евреев отпустил,
И те пошли походом по Синаю.
Оставим на время фараона и продолжим историю исхода евреев их Египта, поскольку само движение было довольно непростым. Сорок лет водить кругом да около по  Синаю можно было только при условии, что , евреи утратили полностью умственные способности


Так трудно приподнять прошедшего
пласты.
Тем более, понять деянья Бога,
По виду, кажутся, совсем они просты,
А тайн хранят в себе так много.

Пробить бы взором толщину веков,
Поступки бы понять далеких предков,
Свободной мыслью, даже без оков,
Ошибки допускаются  нередко.

В мышлении простом, убогом
Я как-то разобрать пытался,
Как Моисей, ведомый Богом,
На лжи ни разу не попался?

Как заморочил головы людей,
Водя их сорок лет по кругу?
Ведь не лишен был памяти еврей,
А, может быть, передоверил другу?

Как шёл со всеми, пил и ел,
Не поделившись с ними тайной,
Что избран Богом? Не посмел
Ей вырваться из уст, пусть  и
случайно.

Пророка дар возможно посчитать -
Особым даром, данным Моисею,
Как весь народ в узде держать,
Законов крепких не имея?..

Из плена отпускал евреев фараон,
Не волею своей, знаменьем Бога,
Несли детей, вели с собою жен,
Из скарба кое-что, еды совсем
немного.

Колонну не охватишь взором,
Шестьсот три тысячи людей,
Из плена шедших, из позора,
Пророк ведёт их – Моисей.

Колонна растянулась, как змея,
Во множество рядов, но сохранив
порядок,
Где место знает каждая семья,
Путь предстоял, далёк, и далеко,
не сладок.

У каждого колена своё знамя,
Двенадцать по числу  колен?
А позади пожара видно пламя,
Горели те, кто не покинул плен…

Обреченные на смерть израильтяне роптали, но шли за своим пророком. И ни один, исключая только близких Моисею людей, не дошли до земли «обетованной. Впрочем, и самому Моисею не суждено было ступить на неё ногой!
             То ли в спешке уходили из египетского плена евреи, то ли так было изначально задумано так,  но изначально от исхода были устранены все те, кто в силу своих физических способностей не способен был одолеть тяжелый и долгий путь. В пути постепенно избавлялись и от остального человеческого «балласта»… То, что это было сверх жестоко с современной точки зрения, то это – несомненно!

Беда, коль в теле у кого-то был
изъян,
Из тех, кто шёл за Моисеем.
Прошел осмотр израильтян,
Больному не дойти до Иудеи.

Изгнали их, они уходят прочь,
Дороги нет. Их некому вести,
Приходит день,  сменяя ночь,
Иссушит солнце, поглотят пески.

В пустыне ветер жгучий жжёт,
Уходит жизнь с мочой и потом,
Шакал лишь мумию найдёт,
Коль ночью выйдет на охоту.

То там, то там белеют кости,
Потом их занесет песок,
Не ждёт живых пустыня в гости,
А путь здесь к смерти недалёк.

Событий тех минувших лет
Надёжно библия хранила,
Тех череду побед, а чаще бед…
Не сомневаюсь, всё так было.
Без чудес, творимых время от времени израильским вождём, ему бы не избежать взрыва страстей, вызванных страданиями.
            Сами чудеса, происходящие с евреями во время движении по пустыне и до вступления в нее – сомнений у меня не вызывают. То было время чудес у всех народов, поскольку люди здорово сами в эти чудеса верили! Так сказать, всеобщее гипнотическое внушение

Не удивлял меня проход,
Проделанный ударом жезла,
Когда разверзлась толща вод,
Не испарилась, не исчезла,

По обе стороны  колонны
Стоит стена воды морской,
Дельфины, рыбы изумленно
Кивают людям головой.

Прошли, и море улеглось,
Куда податься египтянам,
Им флот собрать не удалось,
Не бегать же по разным странам…

Не удивил терновый куст,
С горящим пламенем в средине,
Но навели меня на грусть
Заносы, бури в той пустыне.

Возможно, и не то бывает,
Каких не встретишь только бед.
Когда блуждает по Синаю
Народ за долгих сорок лет.

Моисей во истину совершил подвиг! Миссия Моисея  была слишком сложна, поскольку круг забот не уменьшался, а всё время рос.

           Удивляешься той сложной миссии служения народу своему, которую осуществлял пророк Моисей, да еще в условиях постоянного возникающего недоверия, когда возникали трудно преодолимые неприятности в пути, а их было не так уж мало…

Но, шутки в сторону, друзья,
Ведь на пути людей пустыня,
В ней сложит голову семья,
Потомкам, не оставив имя.

А агрессивность как сдержать,
В пустыне их, водя кругами?
Чем их кормить, как одевать,
Ночлег создать под небесами?

Пророк не фокусник, ни плут.
Но манна, выпавшая с неба,
Чтоб накормить голодный люд,
Похожая на комья снега.

Восходит солнце, манны нет,
Она, как снег, под солнцем тает,
Лишь остается черный след.
Впрок пищу ту не собирают…

Для всех знаменье – Моисей
Все делает по воле Бога!
Не ведомо лишь, сколько дней,
Идти придется без дороги?..

Не в поле были, ни в саду,
А шли под солнышком в пустыне,
Где каждый день за два в аду,
А ночью выпадает иней.

В пути рождались, умирали.
Росло и превращалось в тлен,
И про Египет забывали,
Про рабство там и тяжкий плен.

И ропот слышал Моисей
А в них о пиве, чесноке и луке,
С тоскою вспоминал о них еврей,
В душе, упрятав свои муки.

Сколько требовалось сил пророку, чтобы выполнить задуманное? Ведь он не пребывал в рассвете сил тогда?
Пророк и падал, и вставал,
И снова вёл их по пустыне,
И красный диск не уставал
Поджаривать евреям спины.

И, если б не знаменья Бога,
Прилюдно, ясно, на глазах,
Уныние сразило б многих,
Бредущих в муках и слезах.

Как тяжек данный был обет,
Но вождь его не преступил,
Он вёл евреев сорок лет,
И, кажется, ему хватало сил.

Когда же на горе Сион
От Бога получал скрижали,
Евреи вдели как он
Устал, и ноги у него дрожали.

Скрытое должно было оставаться скрытым. Благодаря особенностям духа своего, скрытое от ума израильтян, так и не стало явью…
Так сложно втайне сохранить
Заветы и наказы Бога,
Как жажду детям утолить?
Как поддержать, хотя б немного?

Нет, право, все не объяснить
Одним талантом Моисея,
Не просто так за нос водить
Не одного, а всех евреев.

Неграмотных уму учить,
Учить по торе, по талмуду,
Как всех заставить Бога чтить,
Не подчиняясь, зову блуда?

Но, Моисей лишь человек,
И слабости ему не чужды,
Он доживет, как  все, свой век,
Познав все тяготы и нужды.

Ведь только знал один Господь,
Когда придет конец исхода,
Как Моисей наземь падёт
В конце тяжелого похода!

Не позавидуешь плате за труды Моисеевы! Кого упрекать за это?
Конец пути. Там - Иордан,
 Сады и винограда лозы,
Такой зарок был Богу дан,
И вождь не сдерживает слезы.

Из старческих катятся глаз,
Он мир уже сквозь сетку видит,
И ждет – раздастся Божий глас,
Пощады, правда, не предвидит.

Ведь небеса  запрещены,
Господь не позовёт на небо,
У старца  не было жены,
Подвластным чарам женским
не был.

У Бога свой расчет, расклад,
За все страдания  пророка,
Ему не получить наград,
Хоть миссия   была высока.

Ведь вёл народ из-под кнута,
Как сделаешь его Великим?
И роль  раба совсем не та,
Не поведёшь  на меч и пики!

Рабу поесть, рабу  б поспать,
Его не сдвинуть с мертвой точки,
Рабов способен  лишь рождать,
Будь то сыны и будь то дочки.

Израиль заселить рабами?..
Из пепла, возродив страну?
Сегодня Бог шагает с нами,
Кто поведёт их на  войну?

Искоренить в душе раба, -
Бедна и нерадива паства, -
Хоть власть над ними и дана,
Но как построить государство?

Уходит время,   раб – уйдёт,
Ну, что сказать, к чему лукавить,
Когда  всё новое  придёт,
И будут строить, Бога славить!

Мучений сколько, сколько жизней,
Кто вышел с ним, тот не пришел,
Служил он  Богу и отчизне,
В конце пути и смерть  нашел.

Понять б величие пророка?
Ведь только силой, Богом данной,
Привел народ он свой к порогу
Земли ему обетованной.

Лежит она, как на ладони,
Там виноград, а там  сады
И из реки пьют воду кони,
Везде – довольствия следы.

Народ привёл, в глазах темнеет.
На небо не взойти, нет права.
Над головою голубеет…
Слова пророка: «Богу слава!»

           Ему не дано Богом права видеть землю «обетованную», так как он отступал от пастырского долга во все время пути. Дано право только раз взглянуть в строну Ханаана с высоты горы Нево.

Воды б испить из Иордана,
Так не дано, он тяжко  грешен.
Евреев все держал в обмане,
Мир тяжек стал ему и пресен!

В две- три лопаты глубины,
Готова яма для пророка,
 Деяния его  отчетливо видны,
Они огромны, без порока.

Над ямой не воздвигнут свод,
Не возвышается гробница,
И не придет сюда народ,
Чтобы пророку поклониться.

А теперь вернемся к заключительному этапу повествования, почему фараон Аменхотеп IV  сменил свое имя и какими были последствия его правления, если имя его было проклято египетскими жрецами бога Амона?


Рецензии