Письмо шестое. Рамадан

05.02.97 г.
22ч.15м. Отходим из Марины де Каррара.
Два дня общения с вами по телефону мне придают силы на месяц. На звонки ушло 70 тысяч лир, это примерно 50 долларов США. Думаю, это стоит большего, не надо их жалеть.
Вышли из порта, и закачало.
Опять бедняга Вера будет мучиться. Она плохо переносит даже штиль. А сегодня ветер, дождь, волна.
Вчера в Марине пошла гулять. Вдруг, меня окликает кто-то: "Русо, русо!"
Я, было, хотела пройти мимо: здесь постоянно останавливаются машины "макаронники" не дают прохода. Но именно "русо" заставило меня оглянуться.
Из "Рено" (приличного, не такого как у нас) вышел итальяшка и, после некоторого выяснения, мы нашли общий язык - немецкий.
Он стал говорить, что в ноябре, когда мы здесь стояли, я сидела у него в офисе и ждала капитана.
Мы разговорились, и он предложил показать мне город. Я не долго ломалась, потому, что натёрла ногу новым ботинком и была рада опуститься в мягкое, уютное кресло. По окончании короткой экскурсии (городишко небольшой), мы зарулили в паб, выпить по кружке пива.
Действительно, я вспомнила такой момент, но их там было несколько, да к тому же, все они для меня на одно лицо.
Он рассказал мне, что здесь очень развита мафия, и особенно процветает в курортных городах. Когда я сказала, что хотела на электричке съездить в Неаполь, то он замахал руками и сказал, что без проводника меня просто похитят, и никто не узнает, куда я исчезну. Пришлось согласиться с ним, тем более, что я ограничена во времени, и на поездку в Неаполь мне потребуется выходной день, который на этом судне выбить не представляется возможным.
Сегодня я выбралась позвонить и в городе опять встретила своего нового приятеля. На этот раз он был не один: в машине у него сидел его друг.
Мой объем знаний в немецком языке включает две-три фразы и несколько слов. Присоединившийся собеседник не знает немецкого, но знает несколько слов на английском, и именно те, которые знаю я. Это значительно расширило диапазон нашего общения.
Я сообщила им, что, гуляя по городу, я посетила магазины и сделала кое-какие покупки. Но так как я забываю ставить глаголы в нужное время, то они поняли, что я это только собираюсь сделать, и повезли меня в супермаркет. Чтоб не ударить в грязь лицом, я разорилась ещё на какую-то ерунду. Но от Пауло (так зовут моего нового приятеля) не ускользнула моя хитрость, и он пожурил меня за то, что я плохо занималась в школе.
Я скромно объяснила, что училась в школе давно, почти двадцать лет назад (не решилась признаться, что тридцать). А потом выдала себя. Сказала, что ищу кассеты с Престли, а их нигде нет. Битлз есть, а Престли нет. Пауло воскликнул, что Битлз он обожает, что они - его молодость. Я ляпнула, что моя тоже. Он удивился: по его подсчётам, я тогда должна была только родиться .Пришлось признаться, что я младше его только на два года.
Я заметила, что южане всегда выглядят старше, поэтому, искренне верю его удивлению тому, что выгляжу моложе.
Пока я занималась итальянцами, капитан купил жене роскошную норковую шубку за семь американских штук. Вернее, купила она, вытряхнув из мужа не только все его заначки, но и судовые.
(Вообще, имея зарплату всего одну тысячу долларов в месяц, он тратит, как сам мне хвастал, по 30 - 40 т.д,. после каждого рейса. С чего это у него набегает такая сумма? Ну, да ладно, пусть это остаётся на его совести.)
К такой шубе надо иметь соответствующую машину, и не самой в ней ковыряться, а иметь личного шофёра. Хотела, было, позавидовать ей, а потом думаю: "ну его, этого шофёра, сама люблю быть за рулём."
07.02.97 г.
Сегодня к 15 часам подойдём к рейду Скигды.
Вчера и сегодня опять травили тараканов. У меня голова болит от этой гадости. На кофе-тайм не пошла - провалялась в постели. Дед опять обидится.
Четвёртый день готовлюсь к чистки печени по Малахову. Сегодня буду пить растительное масло с лимонным соком. Говорят, даёт потрясающий эффект. Проверим.
08.02.97 г.
Не знаю как чистка, а подготовка к ней дала действительно эффект. Предварительно, 4 дня я ела только траву, а последние сутки вообще ничего не ела. В результате мой организм заглотил эту гадость (150 гр. растительного масла и столько же лимонного сока) и всё усвоил. Ждала к ночи обещанного Малаховым первого извержения, затем к утру - второго. Ни того, ни другого, только лёгкая тошнота.
Ладно, будем считать, что у меня печень и была чистая.
Вчера дед не появился ни на обед, ни в последующие кормления. Кто говорит, что он заболел, кто - запил. Мне не удобно было идти к нему на кофе, т.к. если он болен, то ему не до меня, если пьёт, то тем более. Вообще удивительно: был таким крепким дедком, не болел, не пил, всегда свежевыбритый, подтянутый. Может, сел на диету? У нас пол парохода диетятся.
Опять стоим на рейде. Стоим в бухте, а вокруг красотища: скалы растут прямо из воды, как у нас в Крыму, в районе Золотых ворот, у Кара-Дага.
Вспоминается детство, когда я с родителями путешествовала по берегу Крыма на мотоцикле.
Мне тогда было лет десять, но я была маленького роста и свернувшись клубочком, умещалась внизу мотоколяски, где спокойно располагалась на ночь, в то время, как родители разбивали палатку.
Однажды, когда сумерки спустились раньше, чем мы выбрали место для ночлега, родители поставили палатку на поляну, покрытую гнёздами тарантулов. Обнаружилось это на утро, когда рассвело, и внутри палаты по её стенкам и потолку ползали эти твари. Ужас заставил нас свернуть пожитки в считанные минуты. Но потом, ещё неделю, разворачивая палатку, мы вытряхивали этих несчастных, увезённых нами от родных мест.
18 ч.05 м. Пошла выяснить, что с дедом. Оказывается, он отравился тараканьим ядом и только стал приходить в себя. Наше с Верой появление взбодрило его, и он не отпустил нас, пока не напоил чаем "Каркаде".
Это прекрасный напиток из лепестков сирийской розы. Он кисловат на вкус, но с сахаром пьётся с огромным наслаждением. (Далее можно приложить весь рекламный набор, сопровождающий любой приличный чай.)
Я рассказала о своём процессе чистки печени (а это они вдвоём надоумили меня заняться этим).Оба в унисон закивали головами: на 1 раз так и должно быть. А на 2-ой и 3-ий раз, непременно, эффект даст о себе знать.

09.02.97 г.
Сегодня у арабов конец Ромодана. Вчера и сегодня у них вроде нашей Пасхи, (праздник в конце сорокадневного поста.) Но интересно они постятся. После захода солнца есть можно: Аллах ничего не видит. А если они забегают на судно днём и очень хотят перехватить что-нибудь с капитанского стола, то на окошке задёргивают шторки: чтоб Аллах не увидал.
Если предложишь свинину - оскорбишь их человеческое достоинство. Другое мясо - пожалуйста, съедят за милую душу.
Эти два дня - священны. Работать нельзя. Потому мы и стоим до сих пор на рейде. Однако, водная полиция приехала осматривать судно (чтобы выбить из капитана мзду), хотя, к таможенным делам она ни какого касательства не имеет.
Капитаны, зашедшие сюда впервые, зачастую попадаются на их удочку, но наш своё не выпустит: лучше сам выпьет и выкурит, а лишнего не даст.
Сегодня погода дивная. Солнышко, тепло. Я провалялась за трубой (здесь мой пляж, здесь я загораю, правда, не знаю от солнца или от копоти из трубы) почти два часа. Закончила читать Костанеду, седьмую книгу. Жаль, что не смогла прихватить с собой остальные восьмую и девятую, ну да ладно, прочитаю дома..
Последнее время мне особо некогда было читать: кэп опять перепортил несколько комплектов белья, да к тому же, чиф помог: продержал у себя три смены грязного белья, а теперь всё оптом сдал. Вот и стирала всю неделю без перерывов на чтение и загар.
Со старпомом теперь я, слава Богу, не общаюсь. Правда, у меня скопились кое-какие вопросы по работе, и кроме как у него, спросить не у кого. Но пока есть возможность, не подхожу к нему, чтобы не давать пищу новому конфликту.
После вчерашней сауны думала: усну быстро. Но сон не шёл, и я достала альбомы с вашими фотографиями.
Вот несётся катамаран, на котором Серёга катает девчонок, своих сокурсниц по институту. Вот мы с Милахой у памятника Русалке, в Копенгагене, во время международной регаты "Cutty Sark", а вот мы с тобой, Борис, там же на капитанском приёме. Вот стоят у причала в Турку наши маститые красавцы-парусники "Крузинштерн" и "Седов". Мила с капитаном "Седова" у грот-мачты во время гонки второго этапа "Операции Парус-96". Вот панорама старта в Ньюкасле: по всему заливу разбросаны яхты всяких классов и громадные парусники. Красотища!
Чтобы участвовать в последних соревнованиях "Tall Ships Race Cutty Sark", мы задолжали финнам полторы тысячи а./долларов. За эту зиму должны поднапрячься и заработать на выкуп "Форварда" и погашения долга. Так что нечего скулить. "Люблю кататься - надо любить и саночки возить".
11.02.97 г.
Шеф уговорил меня съесть салат из стручков бобов с кукурузой в белом соусе. И я, после недельной голодовки, не устояла, извините, -- нажралась. Теперь хожу с огромным пузом навыкате - не вздохнуть, не… а вот это как раз в избытке. Вот провокатор поганый! Вся диета псу под хвост.
У трапа скопилось пять кошек. Орут нахально, требуя подачек. Кинула им печенье - не едят, хотят мясо. Им Аллах не указчик.
13.02.97 г.
Сегодня ровно 4 месяца нашего заключения. Вчера вышли из Скигды, а сегодня в 10 утра встали на рейд у Алжира.
Погода опять хорошая, но прохладный ветерок с брызгами волн не дают поваляться на "пляже". Надо сказать, что загораю я здесь одна.. Зимняя Африка с температурой 18 --20 градусов для мурманчан - прохладная.. (Можно подумать, что у них в Мурманске летом Африка.)
Вечером в компании Веры, деда и капитана скромно отметили круглую дату. За то, когда спустилась к себе, меня ждала компания моих новых друзей, к которым добавилось ещё пару Сашек и которую я с трудом вытолкала за дверь почти в час ночи. Их празднование переместилось за стенку и продолжало бушевать песнями всю ночь.
16.02.97 г.
Наверное, завтра закончится выгрузка-погрузка, и мы пойдём в Италию. Помимо Марины де Каррара нам обещают ещё Салерно. Правда, там особо не разгуляешься: заход не долгий - мало груза. Но всё же новый порт - разнообразие.
Мы постепенно приспосабливаемся к наглости арабов. Я накануне фотографировала у трапа скопище бродячих кошек и собак. Кто-то из охраны это увидел и решил содрать с меня бабки. А так как в Алжире после арабского, ходовой язык - французский, то я (хоть там и так всё ясно) делала вид, что понять никак не могу. Пожала плечами, помотала головой и удалилась в свои апартаменты. Те ещё помахали руками, призывая меня вернуться и продолжить выяснение, но я кокетливо замотала головой и улыбнулась на прощание: мол, знаю я вас, кобелей.
Вчера пересидела в сауне. Вышла с совершенно расплавленными мозгами. По дороге в каюту перехватывает меня Санька Малыш. Протягивает мне упаковку с финиками. Я буркнула слова благодарности и забрала всю упаковку. Пришла в каюту, уничтожила все финики и до утра, мягко выражаясь, бодрствовала. На утро предъявляю претензии: зачем он сбивает мне график похудания. Малыш смеётся: "а зачем ты забрала всё? Это было на весь коллектив." Я со стыда чуть не рухнула. Решила "вылезти из лужи" и пошутила "Так я всё съела? А жаль, а то я хотела попросить ещё пару пачек.".
Сколько раз убеждаюсь, что моё "вылезание из лужи" является перелезанием в другую, но уже поглубже. Не прошло и десяти минут, как Санька тащит мне следующие упаковки. И как не убеждала я его, что пошутила, но он и слушать меня не стал, сунул финики мне насильно.
В общем, думаю: дура - дура, а свою упаковку в день имею.
Зашла на мостик и глянула на карту. Салерно находится недалеко от Неаполя, от Помпеи, от Везувия. Что ж, если не выберемся с судна, так со стороны моря увидим знаменитый вулкан.
17.02.97 г.
Сегодня у меня что-то плаксивое настроение. Это оттого, что тушь попала в глаз, потекла чёрными слезами. Теперь глаза слезятся весь день и мрачные мысли приходят на ум.
Чтобы как-то отвлечься села вам писать и сами собой сложились стихи:
Дни как братья-близнецы все похожи друг на друга
Повседневных дел концы в пучок собраны все туго
Не ослабить тот пучок, ритм жизни не нарушить,
К горлу подступил комок. Спазмы в горле, слёзы душат.
В сотый раз возник вопрос: "для чего всё это надо?"
Жизни часть моей унёс вихрь судьбы, исчадье ада!
Где-то в глубине меня боль мою унять стараясь
Шепчет мне второе "я", вразумить меня пытаясь:
"Разве это был каприз? То была необходимость.
Где ж теперь твой оптимизм, где теперь твоя решимость?
Трудно, знаю, но тебе треть пути всего осталось.
Потерпи, скажи себе: "треть пути - такая малость!"
И отпустит боль в груди. Главное не расслабляться.
Узел туже затяни, чтоб тоске не поддаваться."

Не везде лады с рифмой, да и бог с ней. Надеюсь, моё настроение в нём передано.
Жутко скучаю по дому, а африканское солнце не даёт мне домашнего тепла.
18.02 97 г.
Перечитала вчерашнее своё творенье и представила, как бы на него написал пародию Иванов.
Всё же какой он гад! Ничего святого в нём…
А может не надо писать дурных стихов?
Сегодня в 17.30 вышли из Алжира. Направляемся в Салерно.
Устала спорить с дедом. У него привычка спорить по любому поводу, даже если он в вопросе не ухом, не рылом.
Сегодня он вляпался в тему музыкальных форм, сам не понимая о чём говорит. Даже передать наш разговор не представляется возможным, т.к. его словоблудство не выразило какой-либо мысли. Этот фонтан слов продолжался весь кофе-тайм, и я ушла от него с головной болью, ничего ему не доказав.
Уже пару раз пробовала пропускать это мероприятие, но он снова напомнил мне, что не следует нарушать традиций. Зачем мне быть там? Неужели ему мало для бесед с одной Верой?
19.02.97 г.
С утра начало раздувать, а сейчас нас болтает уже прилично. Идём пустые. Наше судно переваливается с борта на борт как утка. В шкафу, похоже, пьянствуют стаканы: поминутно чокаются друг с другом. Не закреплённые вещи постепенно перебираются на пол.
Я укутала ноги одеялом и мне лень встать и убрать всё по штормовому. Это до первой книги, которая свалится мне на голову или до первой разбитой чашки. Впрочем, до чашки я дотянулась не вставая с места и расклинила её между тумбочкой и укреплённым магнитофоном. А на остальное наплевать: остальное - бумажно-тряпичное. Правда, по тумбочке ездят очки в футляре, но как только они приедут в зону досягаемости, я их поймаю.
Пока я вам писала, откуда-то из шхер выскочил мандарин и шлёпнулся холодной лягушкой мне на грудь. Пришлось съесть наглого.
Если смотреть на карту, то в Салерно мы должны из Алжира дуть до Мальты вдоль африканского берега. Нас кэп увёл, чёрт знает, как далеко от континента. Потому и болтает так. Мне кажется, что он ходит по прямой, однажды проложив курс, не маневрируя под воздействием погоды, не учитывая скорости и направления ветра, силы волн.
Впрочем, не мне судить, не видящей ситуации за мытьём тарелок.
У нас народ перестал укачиваться: раньше 3-5 человек не приходили есть в болтанку. А теперь всё уплетают с удвоенным аппетитом, даже Игорёха -джазист. Он дольше всех не мог привыкнуть к качке. (Жена капитана - исключение. По его выражению " Они'с блюют'c постоянно, даже когда качки нет.")

Вообще, Игорёха - довольно интересный персонаж в нашей трагикомедии. Он смахивает на Пана Зюзю из телепередачи "13 стульев", только худой, как рентгеновский снимок. Закончил нашу "Дзержинку", отплавал на подводной лодке несколько лет и уволился из армии. Теперь плавает простым матросом, т.к. по его специальности на наших судах работы нет. Он немного заикается, но это почти не заметно. Мата и простонародных выражений не употребляет. Шутки его очень интеллигентные, за исключением одной, но очень навязчивой: он любит подкрасться ко мне незаметно и стоять, пока я его не обнаружу и не заору на весь пароход от неожиданности. Надо сказать, что не смотря на то, что он проделывает это очень часто, я никак не могу привыкнуть к этой лопоухой крючконосой рожице, которая так внезапно вырастает передо мной.
Если не обращать внимание на его необычную шутку, то в остальном, он неплохой партнёр в пении романсов и выпечке пирогов.
20.02.97 г.
В14.40 ошвартовались в Салерно. Боже, как красиво! Город расположен на огромной скале в цепи горного хребта, которая пересечена мостами и генуэзскими стенами. На выступах скал громоздятся крепости, дворцы и современные постройки.
Жаль, что стоим здесь не долго, в 18.30. отход.
21.35. Где-то здесь находится Везувий, но тьма такая, что горы сливаются с небом. И непонятно что горит: звезды ли на небе, или береговые огни. Вот тебе и посмотрела знаменитый вулкан!
22.02.97 г.
В 7.00 вошли в Марину де Каррара. Пока третий помощник бегает менять нам деньги, я заканчиваю письмо. Здесь сегодня холодно, всего 10 градусов. Надо одеться потеплее.
Ну ладно, всех целую, бегу вам звонить.
Мама.


Рецензии