Природу не обманешь

Несколько лет назад во время своих странствий по лесам Кировской области наткнулся я на интересное растение. Цветет оно желтыми губчатыми цветами, похожими на цветы орхидеи. Растет на болоте. Очень занятное растение. И красивое. А главное – чужое оно на вид, как будто пришло из далеких тропических стран. Не бывает в наших лесах подобных цветов.

Ни до, ни после я такого цветка не встречал. А тут – аккуратно выкопал его целиком, с корнем. Не для себя – для друга, студента-биолога, который как раз готовил материалы для курсовой работы. Спустя несколько дней друг сказал мне очень большое «спасибо» - его чуть не убила старая преподша-ботаничка за такой «гербарий». Оказалось, это растение – венерин башмачок. Северная наша орхидея. И занесено оно в Красную книгу как редкий, исчезающий вид. А посему рвать и выкапывать его нельзя. Откуда мне было знать…

После такого конфуза я наведался на болото еще раз. Там оставалось ровно три таких растения. Я плюнул на все моральные запреты и выкопал одно. Максимально бережно. Перенес на дачу и там прикопал. А чем черт не шутит? Вдруг приживется? Вдруг удастся его «приручить» и размножить? Хотя большинство источников сообщало, что вид этот – эндемик, то есть растет только там, где растет в природе. В неволе не выживает. Но уж больно красив и необычен цветок венерин башмачок! Захотелось победить природу. Мичурин долбаный…

Он таки прижился! Три лета подряд вятская орхидея исправно выпускала в начале мая толстый, наглый, плюющий на все «не может быть» росток. Он был куда как мощнее хилых весенних сорняков и быстро их подавлял. К середине июня «башмак» уже зацветал, и посмотреть на это диво приходили все окрестные садоводы. У кого-то росли в саду экзотические, пугливые, требующие ухода южные розы, у кого-то нежные кипарисы, но такого цветка не было ни у кого. Я уже начал лелеять надежду, что удастся размножить растение, получить от него «деток». Какая корысть, о чем вы? Я бы бесплатно раздал рассаду соседям. Лишь бы это чудо природы жило и разрасталось. Увы…

На четвертый год венерин башмачок просто не взошел. Я ждал до конца июня, потом раскопал землю и обнаружил, что корень растения погиб – истлел в труху. Его не тронули вредители, не испортил крот, его не убила засуха – я всегда его поливал, ухаживал как мог. Такое ощущение, что редкое растение просто наконец осознало, что растет не там, где ему природой предназначено, и совершило самоубийство. Эндемик – он и есть эндемик. Что тут поделаешь? Некоторые виды не выживают в неволе…

А те два оставшихся растения на болоте снова цветут. Только я больше не собираюсь ставить над ними экспериментов. Пусть растут там, где им удобнее. Я даже никому не скажу, где именно растут эти «звери», чтобы не вводить никого в соблазн. Жаль, конечно, что не получилось развести в неволе исчезающий вид, но… Может быть, просто надо сделать так, чтобы в природе оставалось место для таких редких цветов? Ведь природу не обманешь…


Рецензии
Как здорово вы описали. Просто как о живом существе. Хотя, кто сказал, что растения не чувствуют. Просто мы их еще не понимаем.

Лара Шниц   15.06.2013 22:59     Заявить о нарушении