Глава 2. Соломон

(ок. 965 — ок. 928 года до н.э.)

Традиция называет Соломона (Шеломо) автором величайшего поэтического произведения древности — поэмы «Песнь песней», включённой в Ветхий Завет Библии.

Соломон был вторым сыном царя Давида от Вирсавии. Ещё мальчиком Соломон по велению Бога был назначен наследником престола. Принимая такое решение, Давид обошёл своего старшего сына Адонию, матерью которого была Аггифа. Узнав об этом, Адония составил заговор против Соломона, но был разоблачён. Давид не наказал заговорщика, лишь взял с него клятву, что в дальнейшем тот не будет злоумышлять против сводного брата; Соломона же отец заставил поклясться, что он не причинит Адонии никакого вреда, если обиженный не станет претендовать на престол. Вскоре Давид скончался. Соломон в возрасте шестнадцати лет оказался царём народа израильского.

Получив власть, молодой владыка прежде всего позаботился о водворении в стране мира. Адония, казалось, смирился со своей участью и подчинился младшему брату. Но однажды бедняга пришёл к Вирсавии и умолил помочь ему жениться на Ависаге Сунамитянке — одной из наложниц покойного царя Давида.

Вирсавия не увидела в этой просьбе ничего предосудительного и передала наложницу Адонии. Однако узнавший об этом Соломон сильно разгневался. Дело в том, что по древнееврейскому обычаю гарем умершего царя мог перейти только к его прямому наследнику, и Соломон расценил желание Адонии взять себе Ависагу как первый шаг к дальнейшим притязаниям на престол.

По приказу Соломона Адония был убит.

Царь окружил себя верными людьми, с помощью которых управлял страной. Владычество его стало синонимом мира и всеобщего благоденствия.

Женился Соломон на дочери фараона, за которой получил богатое приданое.

Знаменитейшее деяние, совершённое царём, — это строительство храма богу Яхве. По преданию, замысел возвести храм, в котором хранился бы ковчег Завета, возник задолго до Соломона, но именно в годы его правления здание было построено в течение семи с половиной лет.

Слава о мудрости и справедливости израильского владыки гремела по всему свету. Побеседовать с ним съезжались цари и правители из разных концов ойкумены. Была в их числе и прославленная царица Савская*.

* Согласно наиболее убедительной версии, государство Сава находилось на территории нынешнего Йемена, столицей его был город Мираб.

Однако богатство и роскошь сделали своё дело. Со временем Соломон развратился, предался сластолюбию, завёл себе огромный гарем — у него было семьсот жён и триста наложниц. Более того, царь ослаб в вере и возвёл в Иерусалиме капища для культов Молоха и Астарты.

Умер Соломон в Иерусалиме, на сороковом году своего царствования.

Некоторые исследователи полагают, что царь Соломон первоначально носил какое-то другое имя, а Соломоном назвался в честь персонажа народной песни.

Среди многочисленных деяний мудрого царя нас более всего интересует его предположительное литературное творчество, а именно, создание таких великих произведений, как «Песнь песней» и «Екклесиаст»*, а также двух библейских псалмов — 71 и 126. Помимо этого Соломону приписывают «Притчи Соломона», девтероканоническую** книгу «Премудрость Соломона», апокрифические «Завет Соломона» и «Псалмы Соломона»***.

* Екклесиаст (древнеевр.) — проповедник.
** Девтероканонические (второканонические) книги — несколько книг Ветхого Завета, еврейский текст которых не известен, но которые признаны католической церковью каноническими.
*** В библейской «Третьей книге царств» говорится, что Соломон изрёк три тысячи притч и пять тысяч песен. В «Иудейских древностях» Иосиф Флавий утверждает, что Соломон сочинил тысячу пятьсот книг стихов и песен, три тысячи книг историй и притч, а также создал заклинания против болезней и злых духов.

Мог ли один человек создать столько великолепных произведений? Легенда гласит: юноша написал песни, взрослый — притчи, старец — откровения проповедника. Скорее всего, царь Соломон действительно сам слагал стихи и песни, но он стоял во главе группы живших при его дворе поэтов, чьи произведения впоследствии тоже приписали их покровителю.

Что касается «Песни песней», то современные исследователи пришли к единому мнению, что создана она не Соломоном. Причём автор поэмы явно находился под влиянием древнеегипетской лирики XV—XII веков до н.э., а также аккадской и шумерской любовной лирики ещё более раннего периода.

Составители Барайты* знали, что «Екклесиаст» и «Песнь песней» были записаны приближёнными иудейского царя Хизкии (727—698 годы до н.э.), который очистил страну от языческих культов, возобновил службу в храме, отстроил Иерусалим и отстоял его от нападения войск ассирийского царя Санхериба в 701 году до н.э. Сказано, что люди царя собрали и просмотрели многочисленные песни, приписываемые Соломону, отобрали наиболее достойные для передачи будущим поколениям и составили из них книгу «Песнь песней».

* Барайта — не входящий в Мишну (наиболее древнюю часть Талмуда, составляющую основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма) текст, включённый в Талмуд в т.н. таннаитский период (I — II века н.э.), когда иудейские толкователи Ветхого Завета — учителя (таннаи, они же фарисеи) соединяли ветхозаветное предание с ритуальными и правовыми решениями авторитетных раввинов — традицией. Иисус Христос изначально осудил все таннаитские традиции.

Каким образом «Песнь песней» была включена в Священное Писание? В ней ни разу не упомянут Всевышний, вообще нет ни слова о религии. Здесь повествуется о том, как встретились ничем не примечательные молодые люди, полюбили друг друга и после долгих ухаживаний соединились. Иногда высказывается мнение, что в поэме рассказывается о любви самого Соломона к простой девушке Суламите (Суламифи), но большинство современных исследователей от такой трактовки поэмы отказались.

В IV веке до н.э. Великое Собрание* включило «Песнь песней» в канонический текст Писания, признав её религиозным произведением. Известно также, что через четыреста лет после этого на Иамнийском собрании** была сделана попытка изъять из канона три произведения, в том числе «Екклесиаст», но не «Песнь песней». Существует предание, будто кто-то предложил изъять и «Песнь песней», но всеми уважаемый рабби Акива воскликнул на это:

* Великим Собранием называется собрание вождей древнееврейского народа, которые под руководством прославленного иудейского первосвященника Ездры и его соратника, еврейского наместника Иудеи от Персии Неемии воссоздали еврейскую государственность, провозгласив Тору государственным законом и учредив этим т.н. Еврейское право. В наши дни по законам Еврейского права живут только США и Израиль, а также ряд иудейских общин в других государствах. Современные российские либералы ведут борьбу за переход России на Еврейское право, мотивируя это передовыми достижениями США в деле защиты прав человека.
** Иамнийское собрание — так назывался Синедрион (верховный суд Иудеи), который после разрушения Иерусалима императором Титом перебрался в портовый город Иамния (ныне Иевна) и работал там с 73 по 117 год н.э.

— Боже упаси! Все книги Писания — святы, но «Песнь песней» — святая святых!

Как утверждали мудрецы древности, чем более свят текст, тем более его святость скрыта. В «Песни песней» святость полностью прикрыта любовной лирикой, поскольку в целом святость любви скрыта от большинства людей за скабрёзными животными страстями и желаниями. Писание уподоблено Храму, а «Песнь песней» является Святою Святых этого Храма. Вся святость Храма проистекает из Святой Святых, но вход туда дозволен исключительно первосвященнику и лишь раз в году, после специальной подготовки и обрядов очищения. Другими словами, войти в мир «Песни песней» можно только после долгой, очень долгой предварительной духовной подготовки.


Фрагмент из несостоявшегося перевода
«Песни песней» царя Соломона

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнёт весёлый день
И двигнется ночная тень.

А.С. Пушкин

Соломон и Суламита
(на тему «Песни песней» царя Соломона)
I

Соломон (один)

Зима уж миновала:
Ни дождь, ни снег нейдет;
Земля зеленой стала,
Синь воздух, луг цветет.

Все взгляд веселый мещет,
Жизнь новую все пьет;
Ливан по кедрам блещет,
На листьях липы мед.

Птиц нежных воздыханье
Несется сквозь листов;
Любовь их, лобызанье
Вьет гнезда для птенцов.

Шиповый запах с луга
Дыхает ночь и день, —
Приди ко мне, подруга,
Под благовонну тень!

Приди плениться пеньем
Небес, лесов, полей,
Да слухом и виденьем
Вкушу красы твоей.

О! коль мне твой приятный
Любезен тихий вид,
А паче, ароматный
Как вздох ко мне летит.

II

ИХ ПЕРЕКЛИК

Суламита

Скажи, о друг души моей!
Под коей миртой ты витаешь?
Какой забавит соловей?
Где кедр, под коим почиваешь?

Соломон

Когда не знаешь ты сего,
Пастушка милая, овечек
Гони ты стада твоего
На двор, что в роще между речек.

Суламита

Скажи, какой из всех цветов
Тебе прекрасней, благовонней?
Чтоб не искать меж пастухов
Тебя,— и ты б был мной довольней.

Соломон

Как в дом войдешь, во всех восторг
Вдохнешь ты там своей красою;
Введет царь деву в свой чертог,
Украсит ризой золотою.

Суламита

Мне всякий дом без друга пуст.
Мой друг прекрасен, млад, умилен;
Как на грудях он розы куст,
Как виноград, он крепок, силен.

Соломон

Моей младой подруги вид
Всех возвышенней жен, прекрасней.

Суламита

Как горлик на меня он зрит,—
В самой невинности всех страстней.

Соломон

Она мила,— тенистый верх
И кедр на брачный одр к нам клонит.

Суламита

Он мил,— и нам любовь готовит
В траве душистой тьму утех.

III

Суламита (одна)

Сколь милый мой прекрасен!
Там, там вон ходит он.
Лицем — как месяц ясен;
Челом — в зарях Сион.
С главы его струятся
Волн желтые власы;
С венца, как с солнца, зрятся
Блистающи красы.
Сколь милый мой прекрасен!
Взор тих — как голубин;
Как арфа, доброгласен;
Как огнь, уста; как крин,
Цветут в ланитах розы;
Приятности в чертах,
Как май, прогнав морозы,
Смеются на холмах.
Сколь милый мой прекрасен!
Тимпана звучный гром
Как с гуслями согласен,
Так он со мной во всем.
Но где мой друг любезный?
Где сердца моего
Супруг? Вняв глас мой слезный,
Сыщите мне его.
Сколь милый мой прекрасен!
Пошел он в сад цветов.
Но вечер уж ненастен,
Рвет розы, знать, с кустов.
Ах! нет со мной,— ищите,
Все кличьте вы его,
Мне душу возвратите,—
Умру я без него.

IV

Соломон и Суламита (вместе)

Положим на души печать,
В сердцах союзом утвердимся,
Друг друга будем обожать,
В любви своей не пременимся.

Хор дев

Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.

Соломон и Суламита (вместе)

Лишь ревность нам страшна, ужасна,
Как пламя яро ада, мрачна.

Хор

Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.

Соломон и Суламита (вместе)

Вода не может угасить
Взаимна пламени любови,

Хор

Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.

Соломон и Суламита (вместе)

Лишь ревность нам страшна, ужасна.
Как пламя яро ада, мрачна.

Хор
Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.

Г.Р. Державин


Рецензии
Проходят века, тысячелетия, меняются правители и границы стран, исчезают одни и появляются другие, а все человеческие чувства и деяния остаются неизменными: любовь, ревность, устранение соперников, стремление к власти, расправа с неугодными, жажда накопительства и власть денег - все как сейчас, будто и не прошло столько лет со времен царствования Соломона.А так хочется. чтобы от всего этого неизменной оставалась только любовь, и все чувства и поступки людей были окрашены любовью - к женщине, к детям, к природе, к человечеству в целом, наконец!
Неужели это невозможно в принципе?
Я, наверное, не имею права оценивать Вашу работу, я не специалист по древним текстами и мало что знаю из такой далекой истории и религии. Но я потрясена обширностью Ваших познаний в области биографий стольких великих людей, объемом изученного и переработанного Вами материала и Вашей работоспособностью! И написано так увлекательно, что я с удовольствием и искренним интересом прочитала Ваше исследование. Тем более, что тут такая любовь!
Спасибо Вам, Виктор, за расширение кругозора и читателей и писателей.
Мне было интересно. Понравилось. С уважением

Лана Невская   20.06.2013 08:47     Заявить о нарушении
Искренне благодарю Вас!
Такие письма очень воодушевляют.
Книги выходят, а о их существовании знают единицы. Да и от единиц доброго слова не услышишь. Большинство пишущих всегда и везде пишут в пустоту. Поэтому каждое доброе слово о твоем труде равно бесценному подарку.
Еще раз спасибо огромное!

Виктор Еремин   20.06.2013 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.