Раскрытая тайна рода

Раскрытая тайна рода

Я посвящаю  эту страницу моему деду, Степану Ненчук, который родился в городе Черновицы в 1883 году, но дети Степана  – Павел Степанович Иванов (1910 г.р.), Анастасия Степановна Иванова (1912 г.р.) по фамилии мужа - Шалина, Николай Степанович Иванов (1914 г.р.) –  родились далеко от этого прекрасного города. Они появились на свет в далёкой Сибири, в Томской губернии, в поселении Тунгусово.

Здесь я расскажу, почему так далеко от родных мест дед поселился вместе со своими родителями и братьями и сестрой. Раскрою семейную тайну утери родовой фамилии – Ненчук, о которой я узнала  лишь в 47 - летнем возрасте от младшего сына Степана, от Николая Степановича. 

Испокон веков человек передавал о своём роде информацию своим потомкам, так как очень важно знать свои родовые корни. Ведь не зря говорят, что «Человек богат корнями своими». Мы родились, значит, род продолжается, и ветви родового дерева ещё не высохли, пока есть листва на ветвях. Очень важно здесь не дать прерваться нити связующую поколения. А поскольку я осталась самой старшей из рода Ненчук, то  для других потомков я и пишу на этой странице рассказ Николая Степановича, чтобы они не жили, как «Иваны, не помнящие родства».

9 мая 1987 года  мы отмечали  День Победы. Я пришла поздравить дядю с праздником. Во время беседы с ним он рассказал неизвестную мне информацию о наших прародителях.
«25 октября 1943 года войска III  Украинского фронта, в штабе которого я воевал во время Великой Отечественной войны, и при содействии II Украинского фронта, освободили от фашистов Днепропетровск, потом – Днепродзержинск. С  боями освобождали населённые пункты Украины.

30 марта 1944 года наши войска вошли с боями в предгорья Карпат и освободили столицу Северной Буковины – город Черновицы. Так что я участвовал в освобождении города наших предков. В этом городе жили все наши предки из рода Ненчук.  Вот и побывал я на  родине своего отца - Степана, в его родном городе - Черновицы, прошёлся по улицам города, по дорогам, по которым ходили мои предки.

Город  раньше назывался Черновицы. Это позднее, до 9 августа 1944 года, изменили название на Черновцы, но прежнее название города сохранилось в названии области – Черновицкая область. Эта область отошла от Румынии 28 июня 1944 года, вошла в состав Украины Постановлением Верховного Совета СССР.
Город расположен на холмах, покрытых буковым лесом, поэтому местность называется Буковина.  Внизу протекает  река Прут. Это приток Дуная, впадающего в Чёрное море. Прут – река бурная, так как это верховье реки, и течёт с гор, то  в этом месте она не судоходная. Природа очень красивая.
Население там, большей частью, – украинцы-гуцулы. Так называют здесь местных горцев. Наши предки были горцами из рода Ненчук. В Предкарпатьи жили с давних времён белые харваты. Племя белых харватов – племя наших предков, к которым относятся гуцулы, то есть горцы этой местности».

– Почему Вы говорите, что мы из рода Ненчук?! Мы же – Ивановы, – удивилась я.
«Слушай! Я открою тебе нашу родовую  тайну. Семья Ненчук  жила в самом городе Черновицы, поэтому в народе называли городских людей  мещанами. Мой дед – отец  Степана – был мелкопоместным мещанином, имел земельный надел – 22 гектара. Надел земли назывался фольварк. На земельном наделе, на холмах, рос лес,  были так же пахотные земли и сенокосные поля.

Взрослые мужчины семьи работали на распиловке брёвен на доски. Подростки пасли на холмах овец. Работы в семье всем хватало. Но были ещё у них и наёмные работники – крестьяне, не имевшие своих наделов».
– А почему фольварк? Какое-то слово иностранное, – заметила я вслух.
«Сначала Буковина находилась под властью Турции, а в 1774 году Австрия прогнала турков и захватила Буковину. Правительство Австрии выделило земельные наделы, которые обслуживались трудом барщинного крестьянства. У моего деда тоже были батраки или наёмные работники, работавшие на его земельном наделе. Лето они работали на его земле, а осенью нужно было  заплатить наёмным безземельным крестьянам за работу, затем выплатить деньгами или продукцией за надел местной румынской власти. А ещё ведь нужно было сделать запасы для своей большой семьи. Если за наделы не выплачивали мещане, то румынские помещики забирали наделы».

– Почему семья Ненчук решила переехать в Сибирь?  Ведь здесь – так холодно и жизнь – тяжёлая.
«В семье росли четверо детей: три сына и одна дочь. Из этого надела земли нужно было выделить долю тому, кто жениться. И если поделить землю на всех сыновей, то семья перешла бы в разряд бедняков.

В России к этому времени были проведены реформы – давали много земли всем, кто хотел переселиться в Сибирь. Многие семьи и не только в Украине, но и в Белоруссии, в Латвии и других, близлежащих с Россией государствах,  бросили свои обжитые места в поисках лучшей доли.

Мой дед (имя деда Николая Степановича мне неизвестно) решил, что пришло время женить старшего сына Миколу – Николая Ненчук. У него была девушка - гуцулочка, с которой он дружил и хотел взять её в жёны. Родители невесты отказали сватам, так как уже прослышали, что семья Ненчук собирается переселяться в Россию. Они не хотели, чтобы дочь жила далеко от дома. Слёз было много, но родители невесты настояли на своём.

Продав фольварк румынскому помещику по цене ниже, чем  стоил земельный надел, семья Ненчук сложила на телегу свои вещи, посадила на неё младших детей, Степана и Марту,  и отправилась в долгий путь. Родители, взрослые дети, Николай и Иван, шли за телегой, подгоняя  домашних животных. На переселение из города Черновицы в Россию отправилось в один день много семей, поэтому обоз с переселенцами растянулся на километры.

Уже за городом, после того как уже перешли через мост на левый берег реки Прут,  из лесочка вышла с узелком в руке невеста Николая. Она сбежала из дому, спряталась в лесу, ждала повозку семьи Ненчук. И пошла  она пешком за своим женихом, за которого не отдали её родители замуж. Как её не уговаривали вернуться назад, она не хотела возвращаться домой. Так и шла она позади всех со своим узелком. А семья невесты была из зажиточных мешан, поэтому родители могли выслать погоню для розыска дочери.

Мой дед, глава семьи, принял решение и завернул повозку в соседнее село. Он заехал к знакомому старосте и купил у него другие документы. Фотографии в то время не наклеивали и, личность человека узнать было не возможно. Искали на постах семью Ненчук.
– Такая семья не проезжала ещё, – отвечали постовые.
Всем членам семьи Ненчук и девушке – невесте оставили их имена, а получив новую фамилию - Ивановы и украинцы по национальности, они все стали  вдруг русскими. С тех пор родовая фамилия Ненчук была утеряна. С тех давних пор все потомки Ненчук  -  Ивановы.

Целый год добиралась семья моего деда до Томской губернии, до города Томска. На каких путях-дорогах повстречалась с ними повозка переселенца Акима Тонкоглаз, на телеге которого среди трёх дочерей ехала моя трёхлетняя мать – Мария Акимовна Тонкоглаз, мне неизвестно. Аким Тонкоглаз поселился с семьёй в Татош, а повозка моего деда проехала чуть дальше, в Тунгусово.
                *  *  *
Позднее я читала в Советской энциклопедии  (том  55) о том, что один
 миллион украинских семей переселилась с Украины в Россию во времена Столыпинских реформ. 70% семей вернулось назад. Много тысяч погибло от холода, от голода, неустроенности и болезней, так как места для переселенцев были не подготовлены. Подъёмные, которые давало государство быстро закончились. А жить без средств, особенно в Сибири,  было невозможно. Но ведь ещё нужно было полученные государственные средства назад возвращать.
Я работала с архивными документами в областном архиве города Томска. Мои предки-украинцы переселились из Румынии из города Черновицы в 1894 году в Томскую губернию,  в Тунгусово. Мой дед Степан и его сестра Марта были младшими в семье, жили здесь вместе с родителями. Иванов (Ненчук) Николай со своей сбежавшей невестой поселился в селе Могочино. Иванов (Ненчук) Иван жил в Татоше.

Я  видела ведомости из многих сел до 1916 года, где указывалось о том, сколько денег должны люди-переселенцы государству, сколько сбежало людей, не уплатив долги, а у кого с подворья увели скотину в счёт погашения долга.
 Долгов наших предков – семьи Акима Тонкоглаз (по линии бабушки) и семьи отца Степана Иванова (Ненчук) не осталось. Предки выжили в Сибири и продолжили свой род под чужим именем. А хотелось бы, чтобы потомки знали своё настоящее имя. Важно знать – откуда пошли твои корни.

Фото из Интернета. Город Черновцы сегодня. Здесь родились мои прародители по линии папы.               


Рецензии
Алефтина, вы сделали очень большой труд, чтобы разыскать родословную.
С уважением.

Татьяна Чуноярочка   27.06.2016 17:55     Заявить о нарушении
Татьяна, большое спасибо за отклик. Обнаружила я его только сегодня. Наверное, в это время была в санатории, а там не было возможности зайти в Интернет.

Алифтина Павловна Попова   30.10.2022 17:01   Заявить о нарушении