Через Израиль с юга на север по шоссе 90

Эйлат
Израиль на карте Аравийского полуострова выглядит как стрелка, упирающаяся в залив Акаба Красного моря. Сами израильтяне называют этот залив Эйлатским. На острие стрелки находится Эйлат, самый южный город Израиля. В него мы приехали поздно вечером. Впрочем, в этом курортном городе вечер – разгар веселья. Первым делом нашли гостиницу и устроились переночевать. Гостиница называлась «Красные горы» почему-то на английском языке, высоко на крыше гордо реяло «Red Mountains». Только устроились, как Лена захотела на набережную.

Побросали вещи, собрались и поехали. Довольно долго крутились по городу, наконец, подъехали к району набережной, запахло морем. Припарковавшись и оплатив часовую стоянку, отправились мимо Hilton hotel на набережную. Набережная впечатления набережной не производила – море лишь угадывалось где-то слева. Правда, несколько позже мы перешли по мостику канал или узкий залив и тогда увидели яхты. Моря все равно видно не было.

Собственно набережная напоминала мое представление о Бродвее. Праздные толпы людей гуляли туда и точно такие же толпы гуляли обратно. Справа и слева бесчисленное множество магазинов, лавочек и просто прилавков. То тут, то там вкусными запахами привлекали закусочные под открытым небом. Обычно, несколько молодых ребят (почему-то обязательно мужского пола), стоя за прилавком, предлагали попкорн, соки, напитки и стандартные питы и лафы с разнообразной начинкой, которые готовились на ваших глазах. Цены, ну цены как во всяком курортном городе.

Мы с женой купили несколько раковин морских моллюсков. Потом все купили по пите. Увесистое творение, щедро набитое хрустящими овощами и ароматным мясом, при каждом повороте, подставляя румяный бочок, удивляло разнообразием вкуса и внутреннего содержания. Куснул разок – попался остренький перчик с мяском и бараньим жирком, куснул ещё – овощной салатик и нахальная хрустящая картофельная чипсина.
 
Громада Hiltona справа сзади продолжала нависать над набережной. Впереди показались аттракционы. Особенно привлекала внимание кабинка, свободно раскачивающаяся на резиновых тросах. В кабинке помещалось два человека. Когда мы подошли ближе, в нее садились парень и девушка. Страховочные тросы отпустили, и кабина стремительно улетела вверх метров на пятнадцать. Потом вниз. Так она и раскачивалась вверх вниз, переворачиваясь в разные стороны так, что иногда парень с девушкой оказывались вниз головой.

Эта вакханалия сопровождалась визгом и криками, которые благодаря установленным в кабинке микрофонам громко разносились над зрителями. Внутри были установлены не только микрофоны, но и телевизионные камеры, которые транслировали, что происходит в кабине. Крики, усиленные электроникой, и показ храбрецов, рискнувших покататься в такой норовистой карете, составляли, наверное, большую часть аттракциона. Справедливости ради следует сказать, что показ любителей полета на резинках продолжается недолго: несколько секунд после начала раскачивания. Потом кадр останавливался, и остальные кульбиты визжащих храбрецов, щадя их самолюбие, зрителям не показывали.

Между тем час уже был на исходе. Пора было возвращаться. Сфотографировав по пути ночной Hilton, мы вернулись к машине. По городу пришлось немного поплутать в поисках Red Mountains. Договорились встретиться в восемь утра, чтобы воспользоваться шведским столом, входившим в стоимость проживания. В номер попали почти в полночь уставшие донельзя.


О наших друзьях Тверских

Пока мы отдыхаем в гостинице,  расскажу о том, как и, главное, благодаря кому мы оказались в Израиле. До 2008 года мы с женой тихо и мирно жили в российском городе Белгороде, что на границе с Украиной и совершенно не думали о путешествии за границу. И вот в начале весны 2008 года я получаю по электронной почте письмо от моего школьного товарища Саши Тверского. То, что он женат на Лене Израйлит, я знал еще по Кривому Рогу, где мы закончили школу. В последних классах школы мы дружили, потом наши пути разошлись. Я окончил университет и распределился в г. Шебекино Белгородской области. После этого мы виделись эпизодически, а в дальнейшем наши контакты сошли на нет. Скорее всего, по моей лености.

Но это считай предыстория. Итак, с момента окончания школы прошло 40 лет, с момента последнего свидания больше тридцати. Саша и Лена удивительные люди. Достаточно сказать, что, решившись переехать в Израиль, они не только преодолели все препоны советской власти, которая жить не давала нормально, но и выпускать из своих лап никого не собиралась. Тверские не побоялись ехать за тридевять земель, не зная языка и имея на руках троих детей, младшей из которых, в то время ее еще звали Наташа, было то ли два, то ли три года.

Я расскажу об их переезде, как запомнил из рассказов Лены и Саши. В то время у обоих в Израиле уже были дядья. Естественно они с ними связались, и один из них, кажется, Сашин пригласил ехать к нему в маленький город Маалот на севере Израиля. (Позже я написал письмо Саше в Маалот, и он уточнил, что это был дядя Лены и зовут его Сеня). Наивные Тверские почти без денег, но с тремя ребятенками и кучей здоровенных баулов, которые в Украине называли «мечта оккупанта», приезжают в Маалот. Сумки, кстати, были заполнены одеждой и книгами. Одежда через какое-то время начала гнить, и была выброшена. А книги выбрасывались постепенно. Дети книги на русском языке не читали. А Саше с Леной перечитывать, привезенное из СССР почему-то не хотелось. Так постепенно осталось всего несколько книжек на русском.

Они доехали до Наарии и, договорившись с водителем автомашины, поехали в Маалот. Машина была военной, и на ее капоте торчал пулемет. Когда они приехали в город, была уже глубокая ночь. Спросить дорогу было не у кого – на улицах ни души. Попадавшиеся изредка поздние прохожие подсказать ничего не смогли.

И вот представьте себе, что по улицам сонного городка катит машина с пулеметом на капоте, кучей баулов, Сашей с маленькой Наташей на коленях и Леной с двумя подростками, которые пока еще радостно пялятся вокруг. Все это происходит в два часа ночи в незнакомом городишке на краю Израиля. Наконец, водителю надоело ездить по Маалоту без малейшей надежды на успех. Он нашел какое-то предприятие, на проходной которого светилось окно, и договорился, что Тверские побудут здесь до утра. В комнатушке размером 3х4 метра стояла одна кровать. Кое-как, пристроив на нее детей спать, Саша и Лена провели остаток ночи, попивая чай и беседуя со сторожами.

Наутро быстро выяснилось, где живет дядя Сеня с семьей, и все семейство переехало к нему. Так Тверские оказались в Маалоте недалеко от границы с Ливаном. Я не могу сказать, что после того, как они доехали до дяди Сени их злоключения закончились, и дальше все было хорошо. На самом деле все только начиналось. В процессе описания путешествия через Израиль я периодически буду рассказывать о семействе Тверских и об их приключениях.


Эйлат

Проснувшись утром отправились на завтрак. Проспать мы не могли, так как рано утром приехал грузовик и начал разгружаться прямо под нашими окнами. Так что мы не только проснулись, но и успели до завтрака принять душ. Посвежевшие опустились в полуподвал, в котором находилась столовая. Как и в большинстве гостиниц Израиля – шведский стол. Но, какой-то бедноватый. Выбор ограниченный, да и продукты не всегда первой свежести. Поели, с собой прихватили вареных яиц и хлеба с сыром.

Собравшись, вышли в вестибюль. Когда начали сдавать ключи, выяснилось, что присутствует хозяин гостиницы. И, то ли он успел поругаться с женой прямо с утра, то ли по жизни такой скандальный тип, но его заявление о том, что, сдав ключи и отъехав на пляж, мы не имеем права вернуться в гостиницу, нас очень удивило. На доводы Лены о том, что гостиничные номера оплачены нами до полудня текущего дня, аспид-хозяин твердил одно и то же: «Если выехали, то возвращаться уже не имеете права».

Лену это страшно возмутило, и она вызвала полицию. Мы совершенно не приученные обращаться к властям по такому «ничтожному» поводу вначале было заныли, что, мол, время жалко тратить, лучше на пляж. Мне было немножко странно – ведь в эту гостиницу явно не вернемся ни сегодня, ни, упаси Боже, в будущем. Так зачем тратить время на восстановление справедливости? Потом, пока мы ожидали полицейских, я подумал: «А ведь другого пути, для того чтобы был порядок – нет. Это только у нас милиционеры очень удивятся, если их вызовут по такому поводу».

А теперь антиреклама. «Гости Эйлата! Если вы хотите вспомнить гостиничный сервис времен Советского Союза, поселяйтесь только в гостинице «Красные горы». Если вы хотите, чтобы Вам испортили настроение прямо с утра, то Вам только в гостиницу «Красные горы». И, наконец, если Вам хочется получить расстройство желудка – только в гостиницу «Красные горы».

После бесед с полицейскими (беседовали, конечно, Саша с Леной, а не мы, безъязычные) покатили за город в сторону египетской границы. По слухам, там находился пляж «Коралловый риф». Доехали. Пляж действительно находился здесь – напротив, стоящей на обрыве большой гостиницы с величавым названием Princess. Пляж галечный, а в воде вообще мокнут целые глыбы. Первое впечатление – ходить по пляжу босиком плохо. Второе впечатление – ходить по пляжу босиком очень плохо. Но деваться некуда. Лена взяла с собой пляжные тапочки, вот ей было комфортно, и никакая галька не мешала. Она и плавала в тапочках.

Кое-как, доковыляв до места, где разрешен вход в морские воды, мы вошли в Красное море. В воде, которая совершенно не красная, а прозрачная даже на большой глубине, идти было, пожалуй, еще труднее, чем на берегу. Камни под ногами никуда не делись, а стали скользкими из-за мелких водорослей, растущих на них. То и дело, скользя на мокрых камнях, рискуя получить вывих, а то и перелом ноги мы заходили в море. Наконец, стало достаточно глубоко, чтобы не скользить на камнях и я подошел к буйкам ограничивающим коридор, по которому разрешено заходить в море. Кстати, эти коридоры сделаны, чтобы купающиеся не повреждали растущие здесь скопления кораллов.

Ухватившись за канат с буйками, я опустил лицо в воду, и застыл, впервые в жизни увидев коралловый риф и рыб обитающих в нем. Зрелище потрясало. Во-первых, вид растущих кораллов захватывает сам по себе, но скользящие между кораллами разноцветные рыбки просто зачаровывали и не отпускали, пока настоятельная потребность в воздухе не заставляла вынуть голову из воды, тем самым прервав наблюдение за жизнью обитателей рифа. Отдышавшись и выплюнув проглоченную воду, я поскорее опускал глаза, защищенные очками, в море, чтобы продолжить любоваться замечательной картиной. Однажды рядом со мной проплыла здоровенная рыба синего цвета. Я нырнул с желанием погладить ее по боку. Конечно, не достал и, наглотавшись морской воды, вынырнул обратно. Наконец я замерз до появления пупырышек по всему телу и с неохотой побрел на берег.

Каждый раз, когда я оказывался в воде, мне не хотелось выходить обратно, и каждый раз я досиживался в воде до того, что выходил на берег, дрожа от холода. Температура воды в красном море была +20°С. Как утверждали обитатели Эйлата, такая температура воды в Красном море держится круглогодично. Но, нам нужно было ехать на север Израиля, поэтому с сожалением закончив купание и разглядывание жизни кораллового рифа, мы начали собираться. Обмываться и переодеваться пришлось в туалете, где был душ и кабинки.


Океанариум в Эйлате

Мы сели в машину и поехали в океанариум. Это одно из мест в Эйлате, которое туристы посещают в обязательном порядке. В том, что океанариум посещает множество туристов, мы убедились как только подошли к его входу: очередь за билетами впечатляла и даже вызывала уныние. Но, она двигалась быстро. Люди, стоявшие в очереди, поражали разнообразием оттенков цвета кожи и одежды. Перед нами стояла группа людей в одинаковых краснозвездных хламидах, по-видимому, организованная туристическая группа. Мы не удосужились узнать, откуда они. Вскоре держали в руках книжечки билетов и проталкивались к входу. Немного поизучав схему океанариума, мы выбрали ближайшее к нам здание и вошли внутрь.

Стены этого здания представляли собой круговой аквариум, в котором плавали разнообразные рыбы. В аквариуме были воссозданы пейзажи кораллового рифа, на котором обитали моллюски в раковинах и разные виды актиний и морских звезд. И, конечно, множество видов рыб разнообразных размеров и окраски. Попадались и легкоузнаваемые рыбы. Так рыбу прилипалу ни с кем не спутаешь, даже если раньше ее не видел. Примерно через полчаса люди в помещении как-то оживились и начали скапливаться у одной стены. Мы тоже ринулись туда и захватили места в первых рядах. Слева от смотрового окна стояла девушка в красной кофточке, на которой была вышита эмблема океанариума, и что-то рассказывала на английском языке. Я прислушался и, вдруг, стал понимать, что она говорит. Она самыми простыми словами рассказывала о том, что сейчас будет кормление рыб.

В аквариум сверху медленно опустился мужчина в подводной маске, но без акваланга. Дышал он через шланг, уходивший куда-то вверх на поверхность. Это было отработанное ежедневное шоу по кормлению обитателей аквариума. Сначала мужчина сделал вид, что разглядывает из аквариума посетителей океанариума. Так как он делал все это с ужимками и гримасами то вызывал периодический смех туристов. Девушка сказала, что сейчас будет кормление рыб. Мужчина в аквариуме всплыл наверх и вернулся на дно аквариума с пучком салата в руке. Мне показалось, что вода в аквариуме буквально закипела. Такое ощущение создали собравшиеся со всего аквариума толпы мечущихся рыб. Затем мужчина пристроил пучок салата себе на голову. Стаи рыб заклубились вокруг рыбьего «официанта», периодически отрывая кусочки салата. Далее мужчина отнес пучок салата вглубь аквариума и закрепил его на коралле. Рыбы заклубились на заднем плане. А «официант» снова устремился вверх и вернулся с красочным рыбьим меню и стал его предлагать проплывавшим рыбам почитать и сделать заказ. Все это время девушка с шутками комментировала его действия. Наконец, мужчина снова отправился наверх и вернулся с пластмассовым ведром закрытым крышкой. Рыбы снова заволновались. Пожалуй, суматоха стала еще больше, чем при кормлении салатом.

Подтянулись еще рыбы изо всех уголков аквариума. Подтянувшиеся рыбы выглядели как-то плотоядно. И, когда «официант» открыл ведро, и вверх взметнулись куски мороженой рыбы, суматоха достигла апогея. Так и казалось, что рыбы переругиваются, как старухи в советской очереди: «Ты куда лезешь!? Отдай, это мой кусок. Ах, ты еще толкаешься! Пропустите, пропустите, да будьте же воспитанными рыбами – пропустите…». Как там еще «официанта» не затолкали и не искусали? Не знаю. От кусочков корма вода замутилась и, что там творилось в этой суматохе, стало видно плохо. «Официант» как-то незаметно исчез. Наверное, уплыл на поверхность. А в аквариуме, по мере поедания корма рыбы успокаивались и уплывали в другие части аквариума. Наконец, только мутное облачко указывало место, где происходила кормежка.

Туристы постепенно разбредались. Пошли дальше и мы. В следующем зале-аквариуме оказались хищники и морские черепахи. Здесь круглый аквариум находился в центре круглого же помещения. Идешь мимо аквариума, и из глубины периодически выплывает то акула, то скат, а то и гигантская черепаха. На этот аквариум можно было забраться наверх, Там были сделаны специальные дорожки. Полюбовавшись на морских обитателей сверху, мы вышли наружу. Снаружи располагались небольшие аквариумы на открытой площадке. Здесь мы увидели рыбу-луну и других обитателей коралловых рифов. Аквариумы открытой площадки были невысокие, примерно, по пояс взрослого человека. Так как дул ветерок, то фотографировать сверху мешала рябь на воде аквариумов. А, чтобы фотографировать сбоку, через стекло, приходилось садиться на корточки.

Дальше нас ожидала подводная обсерватория. Здесь уже мы поменялись с рыбами местами – теперь люди были как бы в аквариуме, а рыбы свободно плавали в море. Но, рыб было так много, что, несмотря на свободу рыб, туристам всегда было, что посмотреть за окном. И оригинальные кораллы, и морские ежи, и моллюски и, конечно, тысячи рыб. Мы видели морского конька, висящего в полуметре за стеклом, однажды, в море проплыла большущая черепаха, но далековато, там уже краски стирались, и она казалась голубоватой тенью.
Мы долго бродили по разным уровням смотровой башни и любовались морскими глубинами и их обитателями. Но, рано или поздно все заканчивается. Закончили и мы свою прогулку по глубинам Красного моря. Когда поднялись в надводную часть башни, обнаружили там торговые точки с ювелирными украшениями. Марине понравилась черная жемчужина на серебряной цепочке. Я купил эту подвеску для нее.

Отправились обратно на берег. На берегу, мы посетили аквариум, который представлял собой стены круглого помещения, но здесь аквариум был не сплошным цельнокруговым, а состоял из сравнительно небольших отсеков, в которых обитали разнообразные рыбы и животные. Каждый аквариум имел табличку с названиями обитателей. Если таковых было много, то на табличке напротив названий были и поясняющие рисунки. Здесь мое внимание привлекли мурена и каракатица.

И, в заключение, посетили магазин украшений на выходе из океанариума. Поразило огромное количество украшений и поделок из природных камней наваленных на прилавках и стеллажах. Глаза разбегаются. Я вспомнил, что украшения рекомендуют покупать в Эйлате, потому что здесь в цене отсутствует налог на добавленную стоимость. И, в самом деле, цены радуют. Женщины накупили себе украшений из природного камня. Кстати, в окрестностях Эйлата добывают поделочный камень, который так и называется эйлатский камень. Этот камень слегка похож на малахит, я, когда впервые увидел его, то так и думал, что это малахит, пока Саша не поправил меня.


Магистраль №90

И вот мы снова в пути. Из Эйлата выехали довольно быстро, и дорога потянулась через пустыню на север. Справа и слева тянулись горы. Мы фактически ехали по ложбине меж двух горных гряд. Те горы, что виднелись справа от дороги находились уже за границей. Они лежали на земле Иордании. До них было километра полтора. Примерно в 300 метрах от дороги островками попадались оливковые деревья, финиковые пальмы и какие-то кусты. Слева горы были ближе, примерно, в полукилометре. Горы и слева, и справа то приближались, то удалялись. Окраска их менялась. Вот они темно-песчаного цвета, а через километр появляются красные тона, которые дальше переходят в коричневые. Слева горы приблизились вплотную к дороге, и вот уже магистраль пересекает отроги этих гор.

Так довольно однообразно 90-я магистраль тянулась и тянулась через пустыню, ничем не радуя наши взоры. Наконец остановились около придорожного кафе. На самом деле это был целый комплекс строений: магазин, жилые дома и мини зоопарк. В зоопарке обитали пара верблюдов и несколько довольно крупных черепах. Пофотографировали. Зашли в магазин. Я купил пакетик фиников. Причем, у меня сложилось впечатление, что эти финики собрали прямо здесь же с соседней пальмы и расфасовали даже не провялив как следует. Возле магазина стояла пальма и под нею валялись близнецы тех фиников, которые я купил.
И снова 90-я магистраль побежала под колеса. Снова пустыня и горы по сторонам.


О наших друзьях Тверских

Пока наша машина накручивает километры по  90-й магистрали до Мертвого моря можно вернуться к рассказу о Тверских. Итак, мы оставили наших друзей, когда они нашли, наконец, дядю Сеню и поселились у него. Сначала все было неплохо: крыша над головой есть, старшие детишки пошли в школу, младшая Наташа ходила в детский сад. Над семьей Тверских взяла шефство еврейская семья из местных, через месяц Саша устроился на работу. Всё вроде хорошо, но тут на их семейство взъелась жена дяди Сени. Чуть не каждый день осыпала упреками и попреками, мол, взялись тут на мою голову и когда же вы оставите нас в покое.

Видя такое к себе отношение Лена и Саша начали искать себе другое жилье. Как раз в ту пору было много мигрантов, и найти жилье было сложно. И аренда подорожала. Постепенно у Тверских созрела идея покупки жилья. Чтобы купить квартиру нужно было, во-первых, найти квартиру, которая продавалась и, во-вторых, найти деньги для ее покупки. Для поиска квартиры они заключили договор с маклером. А деньги на покупку решили занять в банке.

С маклером им не сильно повезло. Но эту историю, чтобы не превращать рассказ о путешествии по Израилю в роман, я приводить здесь не буду.

А для того чтобы взять кредит в банке нужно было выполнить два условия: иметь постоянную работу и предоставить целых пять поручителей физических лиц. Работа у Саши уже была. А за поручительствами они ринулись, в первую очередь, к родственникам, а потом к старым знакомым еще по Кривому Рогу, которые переехали на Землю обетованную. Четырех поручителей Саша нашел довольно быстро. Главным поручителем стал Сашин двоюродный брат Сашик, проживавший в Петах-Тикве. И трое поручителей: муж двоюродной сестры Саши тоже из Петых-Тиквы, дядя Лены уже упоминавшийся Сеня и его сын. Хоть какая-то польза от дяди Сени все ж таки была. Справедливости ради упомянем, что дядя Сеня злым не был, он просто не перечил своей жене. А с пятым поручителем как заклинило. И Саша, и Лена переговорили со всеми своими знакомыми и даже не очень знакомыми в Израиле. Наконец остался последний вариант.

Саша знал Вовика Пучковского еще по Кривому Рогу. Они вместе учились в техникуме в Кривом Роге и даже были в одной группе. Последним в списке возможных поручителей Вовик оказался не только потому, что жил в Хайфе и к нему нужно было ехать и тратить на это целый день, но, в первую очередь потому, что этот человек был, как говориться «сам себе на уме». И если бы Сашу попросили спрогнозировать результат разговора, то он бы даже не сильно задумываясь, ответил бы: «Пустышку тяну». Но у Шурика, как и у большинства евреев, интересы семьи стояли на первом месте. Поэтому, несмотря на нежелание ехать, он все же собрался и в одну из суббот поехал в Хайфу. Результат оказался, как всегда, когда много о нем думаешь, неожиданным.

Приехал, нашел дом и квартиру. Позвонил. Долго не открывал никто. Наконец Вова Пучковский открыл сам. Он был один. Поздоровались, Саша преувеличенно радостно. Достал заранее припасенную бутылку водки. Хозяин, на скорую руку, собрал кое-какую закуску. Выпили по первой, вспомнили Кривой Рог, общих знакомых. Наконец, выпив по третьей, Саша изложил свою просьбу. Хозяин помолчал, потом полез что-то искать. Нашел какую-то газету, подошел к столу, налил рюмки, молча, чокнулся и протянул Саше газету со словами: «Ситуация с оформлением изменилась».

Шурик прочитал статью, из которой следовало, что с первого числа текущего месяца для оформления кредита требуется четыре, а не пять как раньше, поручителей. До него медленно, но дошло, что его мучения закончились. Теперь уже он разлил остатки водки и, радостно чокнувшись с хозяином, выпил.

Вот так Тверские купили первую свою квартиру в Маалоте. Все, кто узнавал об этом, почти  в открытую называли их чокнутыми. И за их спинами крутили указательным пальцем у виска. Они же, конечно, испытывали огромное облегчение, даже можно сказать, эйфорию.

Но за всё нужно платить. И Тверские в полной мере это ощутили, когда начали погашать кредит. Почти все деньги уходили в банк. Пояса пришлось затянуть на последнюю дырочку. Но хуже всего было, когда маленькая Наташа просила у родителей покушать, а в доме не было даже крошки хлеба. Лена рассказывала, что самым большим лакомством у детей было не мороженое и не конфеты, а кусочек обыкновенного хлеба.

Но, как-то справились, кредит выплатили и даже машину купили. Машина очень пригодилась, когда Лена училась на курсах в Телль-Авиве. Потом они, и тоже в кредит, купили себе второй этаж частного дома. Кредит за эту покупку они выплачивают до сих пор. Теперь уже никто их сумасшедшими не считает, наоборот все относятся с уважением. Но об этом как-нибудь в другой раз, чтобы не превращать рассказ в роман.


Магистраль №90

Пока мы рассказывали о том, как Тверские врастали в землю обетованную, машина успела добраться до Мертвого моря. Оно обозначилось, появившимися справа промышленными предприятиями, которые занимались переработкой солей Мертвого моря. Громадные горы и горные хребты из соли виднелись на каждой заводской площадке. Конечно, первое, что приходит на ум при виде этой картины это косметика из солей Мертвого моря. Но косметические предприятия не являются главными потребителями морских солей. Основная масса соли идет на производство удобрений, магния и солей брома.


Мертвое море

Строго говоря, Мертвое море это и не море вовсе, а громадное сверх соленое озеро, поверхность которого лежит ниже поверхности океана на 412 метров. Это уникальное озеро, во-первых, самое соленое и, во-вторых, самое глубоко расположенное озеро в мире. И вот это море медленно, но уверенно движется к своему концу. Из-за более высокой температуры воздуха в этой впадине и из-за интенсивной переработки его соленой воды Мертвое море медленно, но неуклонно уменьшается. В некоторых местах это легко наблюдать по береговой полосе. Там так и показывают: вот линия, на которой море было в прошлом году, а здесь оно стояло этой весной, показывая на отметку, отстоящую еще на 15-20 метров дальше. Разглядывая эти отметки на берегу, который раньше был дном Мертвого моря, понимаешь, что морская гладь сокращается неукоснительно из года в год.

Ученые говорят, что при таких темпах загрязнения и использования ресурсов Мертвого моря, оно может исчезнуть через 40-50 лет. Но, с другой стороны, израильтяне сейчас вплотную занимаются вопросом восстановления уникальной экосистемы. Разрабатываются даже смелые планы по строительству каналов, которые бы соединили Мертвое море со Средиземным или Красным морем.

Мертвое море уникально не только по концентрации, но и по составу растворенных солей. Температура воды может доходить почти до +40°С. То есть, когда входишь в Мертвое море, ощущаешь, что вода теплая, чуть ли не горячая. Уникальный климат и уникальная вода этого моря предопределили его назначение, как специализированного лечебного курорта. Курорта мирового значения. И сюда едут со всего мира люди, у которых проблемы с кожей, костями и суставами. Впрочем, полный список болезней, которые отступают в результате пребывания на Мертвом море, занимает не одну страничку убористого текста.

На этом уникальном курорте мы задержались на три дня и вволю накупались или скорее належались на поверхности моря. Остановились мы в южной части Мертвого моря. Дело в том, что в настоящее время море разделилось на два озера: северное и южное, для подпитки южного озера пришлось даже вырыть искусственный канал, соединяющий обе части моря. Иначе южный водоем уже пересох бы. Здесь находится только три гостиницы: наша носила название «Нирвана».

Гостиница выгодно отличалась от гостиницы «Красные горы», в которой мы ночевали в Эйлате. Начиная с номера и его обстановки и заканчивая трехразовым питанием. Попробую описать гостиницу и быт в ней. При входе в номер попадаешь в коридорчик, который выводит в единственную комнату. В ней стоит две полутора спальных кровати сдвинутых вместе. Еще там прикроватные тумбочки, небольшой журнальный столик и два кресла. В углу – телевизор. В торце кроватей дверь в соседний номер. Там жили Сандлерманы. Иногда мы ходили, друг к другу в гости. С правой стороны коридорчика – встроенные шкафы и для верхней одежды, и с полками. Что поразило, в шкафу стоял сейф для ценных вещей. Код замка сейфа мог настраиваться пользователем. То есть ты сам мог задать придуманный тобой код, которого не знает никто, кроме тебя. Мы, кажется, сейфом не пользовались.

В коридорчике слева были две двери: одна в туалет, вторая в ванную комнату. Везде все так и сияло. В ванной комнате висело по три полотенца на каждого, и лежала куча пакетиков с мылом, шампунем и еще с чем-то, назначение которого осталось для меня загадкой. Ванная представляла собой, на наш неискушенный взгляд, шедевр продуманной инженерной мысли. Там даже были веревочки, натянутые над ванной для сушки белья. Кроме того под умывальником смонтирована хромированная труба для тех же целей. Кнопочек и рычажков было столько, что мы до конца проживания в гостинице так и не смогли во всех разобраться.

Гостиница была с пансионом. Утром, в обед и вечером нас кормили по принципу шведского стола. При этом разнообразие блюд было большое, независимо от того завтрак это был, обед или ужин. Естественно превалировали блюда еврейской кухни и еврейского образа питания. Так на завтрак вам вполне могли предложить соленую скумбрию. Я только к последнему дню ознакомился с теми блюдами, которые присутствовали каждый раз на раздаточных столах. Как обычно, все присутствующие стаскивали на свои столы такую кучу блюд, которую съесть было невозможно, если только вы не обладали аппетитом и габаритами Гаргантюа.

Отдельно нужно описать лифты гостиницы. Суперсовременные, громадные они поражали плавностью хода и обилием кнопок на пульте. Зайдя в первый раз, в одиночку в лифт требуется время для изучения кнопок и надписей. К счастью надписи на английском языке, и можно худо-бедно понять, что там написано. Мы жили, кажется, на одиннадцатом или двенадцатом, а ели в первом подвальном этаже. На втором подвальном этаже находился вход в SPA и выход к открытому бассейну гостиницы и к внутреннему дворику. Так что после того как съездишь на завтрак в большой компании, надписи  - 1 или  - 2, уже расшифровываешь как 1-й или 2-й подвальный этаж совершенно свободно. Впрочем, с современными лифтами мы столкнулись сразу по прилету, в аэропорту имени Бен Гуриона. Там лифты были такие же и с выходом на обе стороны.

За гостиницу и вообще за курорт на Мертвом море мы должны благодарить Лену. Оказывается цены в курортных отелях для израильтян в два раза ниже, чем для приезжих туристов. Вот Лена и взяла номера для всех на свое имя. Дело в том, что здесь у нас была назначена встреча с третьим нашим школьным товарищем Юрой Сандлерманом, который жил уже четвертый год в Германии. И не успели мы устроиться в гостинице, как он объявился «…грузный, бородатый…» с начинающимися залысинами, с четвертой молодой женой Таней, сыном Даниэлем, которому через несколько дней исполнится три года и с дочерью то ли от второго, то ли от третьего брака, Алисой. В общем, любимец публики и женщин.


О Юрике Сандлермане

Сначала я хотел вставить сюда и рассказ о нашем третьем школьном товарище Юре. Но поразмыслив, решил, что он заслуживает отдельного описания. Здесь же фигуру Сандлермана обозначим штрихами. Как так получилось, что в школе мы дружили втроем – два еврейских паренька и я считающий себя русским, хотя в роду присутствуют украинские и казачьи корни, никто из нас уже не помнит. Юра и Саша жили на одной площадке и учились в одном классе. Я жил на той же улице через дом от них и учился в той же школе в параллельном классе. Так продолжалось до окончания 8 класса. В 9 классе из двух восьмых классов учеников осталось только на один. Так мы оказались в одном классе и как-то на протяжении учебы подружились.

После окончания школы Юра пытался поступить то ли в ХАИ, то ли в ХИРЭ в Харькове. Не поступил. В следующем году поступил в Криворожский пединститут. Окончил. В Днепропетровске каким-то образом познакомился с дочерью замминистра тяжелого машиностроения Украины. Женился на ней. Тесть купил любимой дочери квартиру в Днепропетровске. Сейчас он женат в четвертый раз и живет с молодой женой и двумя детишками, младшая из которых родилась в феврале 2010 года, в Германии, в Бонне. Работу он потерял в 2008 году и с тех пор живет на пособие по безработице. При этом каждый год всей семьей ездит летом отдохнуть на пару недель, на Средиземное море. Это я к тому, что пособие, выплачиваемое безработному в Германии, больше чем зарплата инженера в России.


Мертвое море

Если вы первый раз попадаете на Мертвое море, вам расскажут о правилах поведения во время, хотел написать купания, но на купание это похоже не очень. Об этом гласят и правила обращения с этим морем: не нырять, не брызгаться, воду в рот не брать. И, в подтверждение, расскажут не то быль, но, скорее всего, легенду о двух то ли ирландках, то ли шотландках, которые нырнули в Мертвое море с разбега. Вытянуть их вытянули, а вот спасти не смогли. Обе погибли от шока вследствие контакта слизистой глаз с пересоленной водой. Предупредят, что выпитый стакан воды из моря наверняка приводит к смертельному отравлению. Так как мы приехали сюда не для того, чтобы покончить жизнь самоубийством, то, естественно, воздержались от таких экспериментов. Кстати известен такой факт времен крестовых походов в Палестину. Когда крестоносцы, перейдя пустыню Негов, добрались до Мертвого моря, то они, изнемогая от жажды, первым делом кинулись пить из него. Рыцари набирали в шлем воды, выпивали ее, и тут же падали мертвыми. Они не знали, что эта вода смертельно ядовита для всех живых существ. Впрочем, не для всех. В Мертвом море, как оказалось, живут некоторые бактерии и один вид водорослей.

Только стоя на берегу возле Мертвого моря, наивно полагаешь, что перед тобой вода. Когда ты начинаешь ощущать ее телом, то все больше приходит осознание того, что «не все, что льется — водой зовется». На руках во время купания в мертвом море остается такое скользкое ощущение, будто руки облили глицерином. А ноги в это время ощущают совсем иное – дно мертвого моря полностью состоит из кристаллов соли. Если в самом море ступни соль ощущают не совсем явно, то, стоя на берегу возле моря, создается иллюзия, будто под ногами лопаются пузырьки. Я даже не сразу понял, что эти иллюзии рождаются из-за воздействия морской соли на ступни ног. Если отойти чуть дальше от берега, то соль ступнями уже не ощущается.

Мои личные впечатления от Мертвого моря. На море мы пошли на второй день после завтрака. От гостиницы на пляж ездят такие платформы с сиденьями для девяти человек. Дождавшись такую платформу, сели и через 5 минут уже были на пляже. Пляж покрыт мелкой галькой. Сняв лишнюю одежду, пошли в воду. Вода прозрачная, дно усыпано кристалликами соли. На мелководье стоит какая-то металлическая клетка, недалеко от нее в воде набросаны автомобильные шины. Все это густо заросло кристаллами соли.

Постепенно заходим все глубже. Вода теплая. Во всяком случае, теплее, чем в Красном или Средиземном морях. Заходим в воду по грудь. Ноги отрываются от дна, их можно поджать и изобразить собою плавающую пробку. Если ноги выпрямить не вниз, а горизонтально вперед, то тут же оказываешься на спине, плавающим на поверхности. Лечь на спину легко, но встать из этого положения не совсем просто. Требуется подтянуть коленки к животу и затем сделать туловищем движение вставания с табуретки одновременно выпрямляя одну ногу вниз. В общем, потренироваться надо. Я это движение вроде бы освоил и легко вставал, но в последний день забыл, как это делается напрочь. Пришлось вставать с помощью жены.

Когда освоишься и перестанешь опасаться находиться в Мертвом море, становится легко и свободно. Нужно только помнить, что эту воду нельзя набирать в рот и беречь глаза. Как только мне пришлось опустить руки в воду, так у меня тут же зачесался левый глаз. Да так сильно, что пришлось вылезать на берег и мыть руки, чтобы его почесать. Только я зашел обратно, как сделал неловкое движение рукой, и крохотная капелька воды попала мне в глаз. Запекло так, что я как можно быстрее помчался на берег, чтобы глаз промыть. Замечу, что при попадании микрокапли на слизистую глаза можно просто проморгаться и собственными слезами смыть или точнее разбавить пересыщенный раствор соли до приемлемой концентрации. Так я и сделал, когда еще раз попал в такую ситуацию.

В Мертвом море можно передвигаться вперед стоя вертикально в воде и перебирая ногами, как будто крутишь педали велосипеда. Находились смельчаки, которые таким образом доходили до середины Мертвого моря. Потом возвращались обратно. Чаще всего отдыхающие просто лежат на спине или стоят в воде, изредка опускаясь вниз, чтобы омыть целебной водой и плечи тоже. Отдельные любители плавают на спине, реже на животе при этом голову держат над водой. Я, например, видел двух пожилых арабок, которые зашли в воду прямо в верхней одежде и стояли, держась за прутья клетки, которая лежала на мелководье. Потом они просто сели на морское дно там, где стояли. Читающих, лежа или сидя на воде, я не видел, но это вполне реально.

Каждый пляж оборудован открытым душем, под которым омываются после моря. Вода из душа идет теплая сильной струей. Еще там есть краники с пресной водой, под которыми можно омыть лицо, руки или ноги.

Когда я прилетел в Израиль у меня на локтях, с наружной стороны начали образовываться такие язвочки. Особо они меня не беспокоили, только локти на стол ставить было больно. От контакта с водой Мертвого моря язвочки начало щипать. А на следующий день они исчезли бесследно.


Магистраль №90

На четвертый день мы поехали дальше на север. Дорога вилась вдоль Мертвого моря. Закончилась южная его часть, пошла искусственная протока, вырытая чтобы соединить северную и южную части моря, которые образовались в 1977 году в результате уменьшения уровня Мертвого моря. Уровень моря уменьшается на метр в год и следы снижения уровня видны нам на его берегу. Израильское правительство разработало план подпитки Мертвого моря водами Красного моря. Долгое время Палестинская автономия не принимала этот план спасения Соленого моря, как исходящий от Израиля. Но недавно все же решила поддержать этот план спасения уникального озера. Так что есть надежда, что Мертвое море не исчезнет с лица Земли, и наши внуки еще смогут любоваться этим уникальным природным творением.

Когда шоссе проходило рядом с протокой, Саша сказал, что впереди нас ожидает изображение бегущей лошади. Оно находится на скалах восточного берега и хорошо видно с автодороги. Километра через два мы, наконец-то, его увидели. В самом деле, на скалах иорданского берега лошадь бежала на юг встречным нам курсом. Изображение было не совсем отчетливым и сзади продолжалось вместо хвоста, каким-то продолговатым пятном.

По-видимому, изображение лошади складывалось из отдельных пятен и, более-менее видно, как лошадь только на отдалении. По-дозреваю, что если это изображение рассматривать с восточного берега, или с воды, то оно распадется на отдельные пятна, и они в изображение лошади уже не будут слагаться. Примером аналогичного изображения в России может служить изображение Куйво над Сейдозером, что на Кольском полуострове.

Через какое-то время Мертвое море закончилось, и мы въехали на территорию, называемую Западный берег. Это название было дано этой местности иорданскими властями, когда в ходе Арабо-Израильской войны 1947-1949 г.г. западный берег реки Иордан был оккупирован и в одностороннем порядке аннексирован Иорданией. Название Западный берег было дано этой территории, чтобы отличить ее от восточного берега, который исконно входил в состав Иордании. Иордания предоставила жителям Западного берега своё гражданство, которое до сих пор сохранилось у некоторых его жителей.

В ходе шестидневной войны Западный берег был оккупирован Израилем. После оккупации Израиль не предложил арабским жителям Западного берега своего гражданства и не аннексировал территорию, однако начал создавать там еврейские поселения. Когда в 1947 г. согласно резолюции ООН Палестина была разделена на еврейскую и на арабскую территории, Западный берег по плану относился к территории Арабского государства, которое так и не было создано. Действия Израиля по созданию еврейских поселений на Западном берегу вызвали волну возмущения во всем мире. Создание поселений сопровождалось отчуждением земель палестинских землевладельцев. Вход палестинцев в поселения и прилегающие к ним области запрещён. Палестинцам так же запрещено использовать дороги, проложенные между поселениями. С другой стороны, многие евреи опасаются заезжать на территории Палестинской национальной администрации (ПНА). Для примера, когда мы с женой выразили желание побывать в Вифлееме, который ныне называется Бейт-Лехем (буквально с иврита – Дом хлеба, по арабски Бейт-Лахм: Дом мяса), то Тверские отказались нас туда везти, как впрочем, и сопровождать нас туда. Я затрудняюсь подобрать пример такого же в России. Отдаленно эту ситуацию напоминает поездка жителя России в Западную Украину в 90-х годах ХХ столетия (в то время россиян там могли и оскорбить, а то и ограбить).

Однако вернемся на шоссе 90. Через короткое время слева от шоссе началась Иерихонская территория ПНА. Девяностое шоссе эту территорию огибает справа, и пересекает только северо-восточную часть этой территории. Здесь, в каком-то крохотном населенном пункте нас остановили на пропускном пункте. На пропускном пункте были израильские военные в форме. После короткой беседы Саши с ними мы поехали дальше.

Исторически так сложилось, что изрядные куски территории в середине Израиля являются территориями палестинской автономии. На карте эти территории окрашены серым цветом, и выглядят, словно пятна проказы на теле человека. Шоссе №90 проложено так, чтобы миновать эти территории. Складывается впечатление, что 90-е шоссе боится подхватить неведомую инфекцию, если вдруг прокатится по одному из этих пятен.

Итак, в стороне остался библейский Иерихон, стены которого рухнули, когда войска Иисуса Навина семь раз обошли город под звуки труб, в которые дули священнослужители. Посмотреть Иерихон нам с Мариной не довелось. Специальную экскурсию заказывать мы не захотели – не было большого интереса к этому городу, а Саша Тверской возил нас на своей машине, выбирая маршруты по своему усмотрению. А мы к концу своего пребывания в Израиле устали от впечатлений настолько, что уже и думать не хотелось о какой-то специальной экскурсии.

Между тем 90-е шоссе тихой сапой довезло нас до древнего города Бейт-Шеана. В настоящее время через него проходит северная граница Западного берега – территории вызывающей сейчас множество споров во всем мире.


Краткая история Западного берега реки Иордан

 – До ХIII века до н.э. на этой территории располагались несколько городов-государств различных ханаанских народов.

– В ХIII – ХII веках до н.э. эти территории были захвачены еврейскими племенами и с тех пор вошли в состав земли Израиля. Название «Иудея» получила территория, отошедшая племени иудеев (по еврейской терминологии колену Иехуды).

– В ХI веке до н.э. эта территория вошла в состав объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон, а затем стал Иерусалим.

– После распада объединённого Израильского царства в X веке до н. э. на его бывшей территории были созданы два царства — Иудея и Израиль. Израильские цари основали новую столицу своего царства — город Самарию. Прилегающая к новой столице территория стала называться Самарией.

– Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н.э. после восстания Бар-Кохбы. Земля Израиля была переименована в провинцию Палестина, по названию одного из народов моря проживавших в ней в прошлом.

– В течение последующих 18 веков эта территория входила поочерёдно в состав Римской Империи (до 395 года), Византийской Империи (395—614 гг. и 625—638 гг.), Арабского Халифата (614—625 гг. и 638—1099 гг.), владений крестоносцев (1099—1187 гг. и 1189—1291 гг.), Египта (1187 – 1189 г.г.), Монгольской Империи и хорезмийцев (1244 – 1263 г.г.), Египта (мамлюков) (1263 – 1516 г.г.), Османской империи (1516 – 1917 г.г.) и Британского мандата (1917 – 1948 г.г.).


Современная история этой территории

– Согласно Плану ООН о разделе Палестины от 1947 года почти вся территория Западного берега должна была стать частью арабского палестинского государства. Оставшаяся часть (Иерусалим, Вифлеем и их окрестности) должна была стать анклавом под управлением ООН.
– В результате Арабо-Израильской войны 1947 – 1949 годов территории Иудеи и Самарии были заняты и в апреле 1950 года в одностороннем порядке аннексированы Трансиорданией (Иорданией после аннексии), которая дала им название «Западный берег», чтобы различить его с восточным берегом, который был основной её территорией до войны. Иордания предоставила жителям Западного берега своё гражданство, которое до сих пор сохранилось у некоторых из них. Жители еврейских поселений на захваченных Трансиорданией территории бежали или были изгнаны Трансиорданией в Израиль. В 1953 году король Хусейн провозгласил Восточный Иерусалим альтернативной столицей королевства и неделимой частью Иордании. Однако одностороннюю аннексию из всех стран мира признали лишь Великобритания и Пакистан; многие страны, включая большинство членов Лиги арабских государств, её осудили. С точки зрения международного права Западный берег находился под иорданской оккупацией.

– В 1954 году Иорданией был принят закон, предоставляющий право на гражданство всем (кроме евреев), имевшим гражданство Палестины до 15 мая 1948 года и постоянно проживавшим в Иордании с декабря 1948 года по февраль 1954 г.г.

– В ходе шестидневной войны (1967 год) Западный берег был занят Израилем и с тех пор формально находится под его военной оккупацией. Я помню, какой дикий вой поднимали газеты Советского Союза по поводу оккупации Израилем Западного берега реки Иордан. Какой словесной грязью поливали маленькое государство: «подлый оккупант», «зверства израильских фашистов» (это ж надо такое название придумать народу, который пережил холокост во время второй мировой войны), на этом фоне «геноцид Израиля против мирных арабских жителей» выглядел почти мирной фразой.

– В 1988 году Иордания отказалась от своих притязаний на Западный берег в пользу будущего палестинского государства. Иордания подтвердила свой отказ от Западного берега и в 1994 году при подписании мирного договора с Израилем. При этом, отказ Иордании от территории Западного берега р. Иордан (включая Восточный Иерусалим) в чью-либо пользу не имеет юридической силы как из-за непризнания её прав на эту территорию в период оккупации, так и из-за несоответствия мирному договору между Иорданией и Израилем (1994 г.), в главе 3 которого признано, что границы между государствами должны соответствовать границам, существовавшим в период Британского мандата без учёта изменения статуса территории, произошедшего при её переходе под военный контроль Израиля в 1967 году.

– В 1993 году между Израилем и Организацией Освобождения Палестины были подписаны мирные соглашения в Осло, в результате чего была создана Палестинская национальная администрация. В течение ряда лет 17 % территории Западного берега были переданы под её гражданский и полицейский контроль и ещё 24 % только под гражданский контроль. 59 % территории Западного берега остались под военным и гражданским контролем Израиля.

– В 2003 году Израиль начал строительство разделительного барьера.

– В августе 2005 года Израиль эвакуировал 4 поселения (Ганим, Кадим, Санур и Хомеш) из северной части Западного берега (северная Самария) согласно Плану одностороннего размежевания.


На этом закончим экскурс в прошлое и настоящее Западного берега реки Иордан и вернемся на шоссе 90.

Наматывая километры по шоссе 90, мы постепенно приближаемся к самому крупному пресному водоему Израиля – озеру Кинерет. Вот слева промелькнул кибуц Дгания (с иврита Василек). Этот кибуц основан в 1909 году группой халуцианской молодежи с Украины. Это первый еврейский кибуц на территории Палестины. Сейчас это хозяйство процветает. У ворот кибуца стоит маленький сирийский танк. Он был подбит кибуцниками во время войны за независимость.

А вот и Ярденит. Здесь, по преданию был крещен в Иордане Иисус Христос. Это совсем рядом с истоком из Кинерета реки Иордан. Весь правый берег застроен какими-то зданиями, чуть ли не от озера. Останавливаемся, проходим внутрь. Довольно большой зал, с множеством прилавков и ларечков. Что-то покупаем и проходим к реке. После выхода из здания идем влево, по на-правлению к озеру. По левую руку тянутся какие-то старинные повозки и древние приспособления явно сельскохозяйственного назначения. По-видимому, всеми ими пользовались, когда по этой земле еще ходил Христос. Впереди открывается небольшой затон, в котором из труб сварены ограждения. Это якобы место, где Иоанн крестил Иисуса Христа. При нас, какая-то группа людей, даже со священником имитирует крещение. Пофотографировали и пошли на выход.



Озеро Кинерет (Гефсиманское или Тивериадское море)

Озеро Кинерет, как я уже упоминал, является самым крупным пресноводным водоемом Израиля, да и близлежащих стран. Это озеро сравнительно невелико 21 километр длины и 12 километров наибольшей ширины, при максимальной глубине 45 метров оно, конечно, покажется миниатюрным рядом с крупнейшими озерами Карелии: Ладожским и Онежским. И называние этого озера морем может показаться насмешкой, если не учитывать исторического значения этого водоема. На берегах этого озера ходили и творили свои чудеса и Христос, и апостолы.

Да, израильтянам есть чем гордиться при виде этого озера: озеро Кинерет самое низкое пресноводное озеро на Земле. Побережье его является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 м ниже уровня моря.

Это озеро во все времена славилось обилием рыбы. Тверские показывали фотографии  рыбалки на озере Кинерет. Так вот на одной из фотографий их сын держит громадного то ли карпа, то ли сазана, выловленного на закидушку в Кинерете. На мой вопрос: «Ну и вкусная была рыба?», Саша дал ответ просто невозможный с точки зрения рядового советского рыбака: «А мы ее выпустили обратно». 

В Библии это озеро упоминается неоднократно, в Ветхом Завете как море Киннереф, или море Хиннерефское. Но, гораздо чаще оно упоминается в Евангелиях и как Галлилейское море, и как Тивериадское море, и как Геннисаретское озеро, и просто как озеро или море.

Озеро расположено в Сирийско-Африканском разломе также как и Мертвое море, точнее эти два озера – пресное и соленое являются продуктом этого разлома. Сирийско-Африканский разлом привел к образованию двух самых глубокорасположенных озер: пресного озера Кине;рет и сверх соленого Мертвого моря.

В настоящее время берега озера усеяны «дикими» и платными пляжами, перемежающимися всевозможными местами отдыха. За время пребывания в Израиле нам довелось побывать на двух окультуренных пляжах, точнее это были места отдыха. Нам понравилось.


Шоссе 90

Дальше наш путь лежал по западному берегу озера. Справа, почти все время тянулись огороженные участки берега: платные пляжи и места отдыха. Очень редко между ними проглядывало озеро.


Тверия

Как-то неспешно мы въехали в Тверию. Это крупный город, почти посередине западного берега озера. Тверия была основана, как утверждает Иосиф Флавий, в 17 году н.э. Иродом Антипой в честь императора Тиберия. Город расположился в самой лучшей и красивейшей части Галлилеи. Ирод Антипа сделал Тивериаду своей столицей, для чего построил здесь великолепный дворец, храм, амфитеатр и город окружил стеной. Близ города был целебный горный ручей, что добавляло привлекательности городу. Окружающая местность была покрыта древними гробницами, которые при постройке домов были срыты, поэтому евреи считали город нечистым, боялись селиться в нём, и в первое время он имел вполне языческий характер.

Нерон подарил город Агриппе младшему, который перенёс столицу из Тивериады в Сепфорис (Ципори). Евреи Тверии не участвовали в восстании 70 года н.э., после подавления которого  большинство еврейского населения Палестины было уничтожено или изгнано. После разрушения Иерусалима и основания на этом месте Элии Капитолины иерусалимские евреи во множестве переселяются в Галилею, населяют её города и основывают здесь центр еврейства. Тверия превратилась в единственный город Римской империи, большинство населения которого составляли евреи. В Тивериаде были построены 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшей инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская академия, перенесённая сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учёности.

В эту эпоху в Тверии была записана часть Иерусалимского Талмуда. А в самой Тверии и в округе жили еврейские мудрецы того времени — танаим и амораим.

Неизвестно, бывал ли в Тивериаде Иисус, Евангелия об этом не упоминают; несомненно только, что он был в окрестностях города и озера. Сама Тивериада упоминается в Евангелии дважды.

Кстати фамилия моего школьного друга Саши Тверского происходит от названия этого города, а, отнюдь, не от российской Твери, как я думал еще в советской школе. Эта фамилия не так уж и редка среди евреев, правда, немного в другой транскрипции: не Тверской, а Тверский. Есть даже династия хасидских цадиков с такой фамилией. Так как династия чернобыльская, то я, узнав о том, что не так далеко от Кривого Рога была династия хасидских цадиков по фамилии Тверские, написал Саше письмо по электронной почте, в котором спросил: «какое отношение он имеет к династии чернобыльских цадиков под фамилией Тверские?». На что Саша ответил, что ничего об этом не знает, и, что его робкие попытки прояснить этот вопрос уже в Израиле, ни к чему не привели. Так и лопнули мои надежды на то, что я учился с представителем знаменитой династии хасидов.

Мне же Тверия запомнилась множеством высотных зданий, широкими проспектами и, почти постоянно проглядывающим Кинеретским озером.


Шоссе 90

Выехав из Тверии, мы снова покатили вдоль западного берега Кинерета. Снова потянулись пляжи и ограды. Берег постепенно заворачивал на восток. И, когда он это сделал совсем решительно, шоссе стало удаляться от озера. Наконец, в маленьком городишке Рош-Пина, в горах мы свернули на запад, потом, немного, пропетляв, попали на шоссе 89.


Цфат

Мы поднялись наверх, и попали в Цфат. Это один из четырех священных городов для евреев, практически полностью расположен на высоте 900 м над уровнем моря, на вершине одной из гор Верхней Галилеи. Цфат — город необычной архитектуры, обусловленной тем, что улицы здесь идут сверху вниз и застроены они в древности выходцами из разных стран. Мне запомнилось, что ехать было сложно – улицы узкие и извилистые, иногда казалось, что дальше не проедем, но как-то заторы рассасывались и мы двигались вперед. Заехали в какой-то магазин, где купили хлеба, причем Саша сделал нам выговор за то, что мы взяли «черный» хлеб. Собственно говоря, хлеб был не совсем черным, а скорее серым. Так вот этот серый хлеб стоил почти в два раза дороже белого. Мы тогда этого не знали.

Город Цфат знаменит колонией художников, галереями и мастерскими, в которых выставлены работы местных мастеров.

В дни Второй ливанской войны (2006) Цфат также как и Маалот был одной из целей обстрела ракет Хизбаллы из Южного Ливана.


Шоссе 89

Мы попрощались с Цфатом, отложив осмотр его достопримечательностей на какой-то из следующих приездов, и покатили на запад по шоссе 89.

О наших друзьях Тверских

Это отступление можно назвать Тверские и международный терроризм.
На второй или третий день после нашего приезда в Израиль, я обратил внимание на то, что в машине Тверских на правом зеркале наружного обзора повязана какая-то тряпочка. Я спросил у Саши, что это такое.
Саша ответил
– Это знак того, что я ратую за освобождение Гилада Шалита.
– ???
– Это капрал армии Израиля похищенный военными ХАМАСа летом позапрошлого года. С тех пор он удерживается в секторе Газа, и ХАМАС не возвращает его Израилю, и не соглашается обменять. Обрати внимание – на многих машинах есть такой знак.


История самого известного капрала Израильской армии

Гилад Шалит родился 28 августа 1986 года в городе Нагария. В 2004 году он с отличием окончил среднюю школу в Кабри. В детстве и юности он увлекался баскетболом и другими видами спорта. В школе его любимым предметом была физика. В общем, до службы в армии юноша, каких много в Израиле. Весной 2005 года Гилад был призван на службу в Армию обороны Израиля (АОИ). Там он добровольно выбрал службу в боевой части, несмотря на «невысокий медицинский профиль».

Ранним утром воскресенья 25 июня 2006 года палестинские боевики проникли на территорию Израиля вблизи кибуца Керем-Шалом по прорытому с территории сектора Газа подземному тоннелю длиной 700—800 м, из которых 300 м находились на территории Израиля.
 
Несмотря на имевшееся предупреждение о готовившемся теракте, блокпост оказался не готов к нему: многие солдаты спали на постах. Согласно пресс-службе АОИ, в результате попадания ракеты в танк члены экипажа танка, Ханан Барак и Павел Слуцкер, были убиты, а водитель, сержант Рои Амитай — ранен. По словам самого Рои Амитая, в результате попадания ракеты Барак и Слуцкер были контужены взрывом, и «не могли оказать сопротивление» террористам, а сам он был ранен осколками гранаты, брошенной внутрь танка. Террористы выволокли раненых солдат из танка и расстреляли их в упор, взяв с собой Гилада Шалита, который мог идти. Также были ранены два других солдата, находившиеся на дозорном посту. В перестрелке с солдатами были убиты два террориста. Позже, во время прочёсывания местности подразделениями АОИ, террористы взорвали несколько зарядов взрывчатки, что привело к ранению еще троих солдат. У Шалита была сломана левая рука и легко ранено плечо.

На следующий день, 26 июня 2006 года, похитители Шалита предложили предоставить информацию о его местонахождении, если Израиль согласится освободить всех палестинских женщин-заключенных и всех палестинских заключенных в возрасте до 18 лет, удерживаемых без предъявления обвинений. Это заявление поступило от бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам» (военное крыло организации ХАМАС), Комитетов народного сопротивления (в которые входят члены ФАТХ, Палестинского исламского джихада и ХАМАС), и ранее неизвестной группы Армия Ислама. 14 июня 2007 года радиостанция АОИ опубликовала доклад, в котором говорилось о том, что 24 июня 2006 года армия получила предупреждение о готовящейся атаке. Согласно докладу, израильские силы безопасности вошли в сектор Газа 24 июня 2006 года и задержали двух братьев — членов ХАМАС. В докладе говорилось, что братья были переданы в Израиль для допросов, и что добытая информация послужила основой для конкретных предупреждений о том, что боевики попытаются проникнуть в Израиль через подземные лазы, чтобы захватить солдат, дислоцированных вблизи сектора Газа.

Один из лидеров Хамас, Абу Джибрил Шимали, по израильским данным, ответственный за координацию похищения Шалита, был убит в ходе противостояния Хамас и группировки «Джунд ансар Алла» в секторе Газа в августе 2009 года. После освобождения Шалита появилась информация об Ахмеде Джабари, одном из Лидеров ХАМАС, спланировавшем и осуществившем теракт.

В течение 2006 года войска Израиля предприняли несколько попыток силовыми методами освободить Шалита. Все эти попытки окончились неудачно.

1 июля британская широковещательная корпорация (би-би-си) сообщила, что сломанную руку и плечо Шалита лечил палестинский врач. Израильские государственные органы пригрозили, что «небо упадет», если Шалиту будет нанесён вред.

В тот же день похитители Шалита выдвинули дополнительные требования по освобождению тысячи палестинских заключённых (в дополнение к предыдущим требованиям об освобождении женщин и молодых заключённых), и выводу израильских войск из сектора Газа. Два дня спустя похитители выдвинули 24-часовой ультиматум для удовлетворения своих требований, угрожая неопределёнными последствиями, если Израиль откажется от его выполнения. Через несколько часов после ультиматума, Израиль официально отклонил требования, заявив, что: «не будет никаких переговоров по освобождению заключённых».

После захвата Шалита католическая церковь и египетские посредники предпринимали ряд усилий для освобождения Гилада Шалита. Переговоры о судьбе Шалита не прекращались и со стороны официального Израиля.

Наконец 11 октября 2011 года «Аль-Арабия» впервые сообщила, что Израиль и ХАМАС достигли соглашения о выдаче Гилада Шалита. Поздним вечером 11 октября Кабинет министров Израиля 26 голосами против 3 утвердил сделку по освобождению Шалита. В обмен на его освобождение «Израиль выпустит 1027 заключенных, около 400 из них отбывают пожизненные сроки наказания за самые страшные террористические акты в истории страны».

В октябре 2011 года Гилад Шалит, наконец-то попал на территорию Израиля. Он провел в плену пять лет три месяца и двадцать три дня.

За освобождение Гилада на свободу были выпущены палестинские террористы, на совести которых лежит в общей сложности гибель 599 израильтян.

Конечно, столь неравноценный обмен вызвал самые разные толки. Противников было много и в самом Израиле – ведь выпущенным террористам ничто не мешает снова продолжить террористическую деятельность. Но, впрочем, взгляды, как одобряющие, так и не одобряющие этот обмен широко изложены на пространствах Интернета. Желающие могут посмотреть самостоятельно.

В современной истории Израиля это далеко не первый случай такого обмена, и каждый раз за одного израильского воина приходилось выпускать даже не десятки, а сотни террористов. Можно только приветствовать такие усилия государства. Нельзя же брать за образец порядки, существовавшие в Советской Армии времен Сталина, да и что скрывать и при последующих лидерах Советского Союза, когда попадание в плен являлось уголовным преступлением. Солдаты, освобожденные из немецкого плена, отправлялись непосредственно в лагеря заключения.

Несколько дней спустя я обратил внимание на пятна свежего асфальта на шоссе при выезде из Маалота. Саша пояснил, что это следы попадания хезболлатских ракет. После возвращения в Маалот он же показал нам, куда в районе его дома попадали ракеты из Ливана. Оказалось, что вся территория вокруг его дома была обстреляна ливанскими ракетами, которые они называли катюшами. Как позже выяснилось, в 1949 году Советский Союз продал Ливану, оставшиеся после второй мировой войны гвардейские реактивные минометы (БМ-13). Естественно были проданы и ракеты к ним. Неизвестно как эти катюши попали к хезболла, которые «усовершенствовали» пусковую установку, разместив ее на ослах, а в дальнейшем стали изготавливать и самодельные ракеты. Но название катюши для этих самодельных ракет прочно приклеилось к ним.

Потом Лена рассказывала, как недалеко от них взорвалась катюша, когда она была дома и наблюдала с балкона этот взрыв. Перепугалась она ужасно. Саша в это время был на работе. Лена звонит ему и говорит: «Забирай меня куда угодно, не могу я под этими обстрелами жить»…

Их младшая дочь, которую уже в то время уже звали Тали жила во время нашего приезда в Ашкелоне, который находится на берегу Средиземного моря недалеко от северной границы сектора Газа. В секторе Газа есть своя террористическая организация – ХАМАС, которая считает освобождение всей Палестины от сионистов своей святой целью. Основатель ХАМАСа шейх Ахмед Ясин провозгласил, что «Любого еврея можно считать военным поселенцем, и наша обязанность — убить его». Так вот военное крыло ХАМАС периодически запускало в Израиль самодельные ракеты. И первой их целью был как раз город Ашкелон. И Тали, работавшая в городской управе, ежедневно рисковала угодить под взрыв хамасской ракеты. Сейчас она перебралась в какой-то кибуц, подальше от Сектора, да и в 2011 году Армия Обороны Израиля установила противоракетную систему Железный купол, которая в основном сбивает ракеты, выпущенные из Сектора, засекая место запуска ракеты, и сбивая её, если она может приземлиться на заселённой территории Израиля.

В заключение приведу данные Ведомства национального страхования Израиля. Со дня окончания войны за Независимость государства по апрель 2013 года число гражданских лиц погибших в терактах в Израиле составляет 2493 человека. Со времени начала второй интифады в 2000 году до апреля 2013 года погибли в Израиле 974 гражданских лица.
То есть терроризм в Израиле сопоставим, а пожалуй и превосходит то, что творилось в Чечне после отмены контртеррористической операции, хотя жертв террора в Чечне было, пожалуй, меньше.


Шоссе 89

Между тем мы уже настолько приблизились к Маалоту, что места стали узнаваемы. Вот мы уже и въехали в город. Расскажем немного о городе, где обитают наши друзья.


Маалот-Таршиха

Это сравнительно молодой город на севере Израиля. Он образован в 1963 году путём слияния арабской деревни Таршиха и еврейского поселения Маалот. Не знаю, как переводится Таршиха, а маалот с иврита переводится как восхождение или ступени. Полагаю, что поселение было названо Маалотом так как полностью расположено на склоне холма.

Таршиха – это мусульманско-христианская арабская деревня, которая имеет многовековую историю, на территории деревни найдены христианские захоронения, датируемые 4 веком до нашей эры. Таршиха упоминается крестоносцами в ХII – ХIII веках н.э.

Еврейский же город Маалот был основан в 1957 году. Первыми поселенцами города были выходцы из Марокко и Румынии. В 70-х, 80-х годах ХХ века город активно заселялся репатриантами из Еврейской автономной области СССР.

Таршиха мне запомнилась главным образом своим базаром. Так как я впервые был на ближневосточном базаре, то и сравнительно небольшой рынок Таршихи произвел на меня очень большое впечатление. Огромное количество разнообразных фруктов поражало. Удивляли ряды соленых оливок и маслин. Каких тут только не было?! Зеленых, черных, красных. Обычного размера и каких-то гигантских. На базаре в Таршихе я впервые пил гранатовый сок, который при мне же и выдавили.

Холмистый ландшафт собственно Маалота нам с женой запомнился много лучше, ведь мы исходили город вокруг дома Тверских вдоль и поперек. На улицах часто попадаются скульптуры из белого песчаника. Это продукты ежегодных международных фестивалей скульпторов. Созданные во время фестивалей скульптуры переходят в собственность города. Говорят, что на улицах города уже накопилось свыше 200 скульптур. Скульптуры абстрактные и не очень. Например, недалеко от дома Тверских можно наблюдать скульптуру вполне реалистично изваянного грустного Бен-Гуриона в маодзедуновке, напоминающего директора передового совхоза на целине. А если ехать в другую сторону, то можно увидеть гигантскую вполне натуральную запятую, стоящую в центре клумбы на одном из пересечений улиц. Запятая хорошо отполирована, так что на ее боку виден природный узор камня, слегка напоминающий узор на сосновой доске.

Город поражает количеством зелени на улицах и страшной путаницей самих улиц. Часто непонятно, где кончается одна улица и, где начинается другая. Многие улицы застроены индивидуальными домами, возле которых растет множество плодовых деревьев. Однажды мы с женой не выдержали того, что плодовые деревья и кустарники нагло вылезают за территорию ограды и начали рвать гранаты с куста, который почти весь был за оградой. К счастью за нами никто не наблюдал.

Нередко одна улица наезжает на другую, расположенную ниже по склону. В общем, посмотреть есть на что.

На краю города располагается живописное искусственное озеро Монфорт, вокруг которого много разнообразных деревьев. Пешком до него довольно далеко – километра три и все по склону, так что нас на озеро возил Саша. Он же возил нас и в русский супермаркет. Русским он называется потому, что хозяин у него репатриант из России (может быть и не из самой России, здесь русскими называют всех, кто приехал из СССР, так что может быть и из Грузии). Вторым отличительным качеством этого магазина является то, что он работает по субботам, когда в чисто израильских магазинах выходной. В Израиле очень велико влияние иудаизма на мирскую жизнь. Каждую субботу - шаббат – седьмой день недели, в который Тора рекомендует воздержаться от работы. И по субботам не работают магазины, кроме арабских и так называемых русских. В магазине нас поразило то, что можно пробовать любую пищевую продукцию.

Осталось поговорить о взаимоотношениях между евреями и арабами. За все время, которое мы были в Маалоте я не видел ни одного случая проявления неприязни. Я не хочу сказать, что таких случаев нет во всем Израиле. Отнюдь, случаются. Наше пребывание на Мертвом море пришлось на Судный день. На иврите Йом кипур – в иудаизме самый важный из праздников, день поста (в иудаизме существует немного постов и большинство из них не соблюдаются всеми жителями, но пост судного дня соблюдается всеми). Это день покаяния и отпущения грехов.

По верованиям иудаистов в судный день Бог взвешивает грехи каждого за прошлый год и решает жить ему в следующем году или пришло время умереть. Поэтому верующие, да и не очень верующие евреи в этот день не только соблюдают пост в еде: в этот день нельзя вкушать никакую пищу до захода солнца, но и соблюдают запрет заниматься любым трудом: нельзя готовить пищу, нельзя ездить на автомашине, даже с развлекательными целями. В этот день на дорогах Израиля становится пустынно. Редко, редко по прекрасным автострадам проедет автомобиль, за рулем которого, скорее всего, будет араб.


Происшествие в Акко

Итак, когда мы были на Мертвом море, как раз наступил Йом кипур. В кафе стало, как-то пустовато, ни одна машина нигде не проезжала. И нам сообщили, что в Акко произошло столкновение между арабами и евреями.
А дело было так. Арабский водитель такси, заехавший в Йом кипур на улицу Бен-Шушан в Акко, где проживают, среди прочих, ультрарелигиозные евреи, стал причиной одного из жесточайших беспорядков за последние годы. Евреи забросали автомобиль араба камнями, и в арабском секторе возник и стал распространяться слух о том, что таксист был убит. Сотни разъяренных арабов пошли громить еврейские дома, магазины и автомобили.

Инцидент начался в среду, 8 октября, вечером – в начале Судного дня, и захватил восточные кварталы города Акко, в котором проживает смешанное население.

В результате возникших вслед за этим беспорядков пострадали три человека: арабский таксист, ставший виновником беспорядков, сотрудник полиции и еще один человек получили легкие травмы. Арабы сожгли около сотни автомобилей и разбили окна в десятках домов, учреждений и магазинов, включая станцию скорой помощи "Маген Давид Адом".

Местные арабские лидеры, включая депутата от РААм-ТААЛ Аббаса Захура и представителей муниципалитета, вступили в переговоры с евреями. Целью этих переговоров была эвакуация семьи араба, спровоцировавшего беспорядки, и самого арабского таксиста. Переговоры увенчались успехом: арабы были эвакуированы, и никто из них не пострадал. После этого толпа из сотен арабов отправилась обратно в Старый город, попутно громя магазины, автомобили и стекла домов по одной из центральных улиц Акко – улице Бен-Ами.
К месту событий были собраны крупные силы полиции, однако полицейским не удалось пресечь беспорядки. Оказалось, что правоохранительные органы просто не были готовы к проис-шествию подобного масштаба.

К счастью инцидент в Акко не имел распространения на другие населенные пункты.
Повторюсь, что я не видел ни в Таршихе, ни в Маалоте даже намеков на неприязнь между евреями и арабами. Но, я заметил, что мои высказывания об арабах были намного грубее, чем высказывания Тверских. И Саша, и, особенно, Лена высказывались намного сдержанней по проблемам межэтнических и межрелигиозных взаимоотношений. В целом их позиция сводилась к постулату: «Не начинайте задираться вы (арабы) и мы ничего не будем предпринимать». Я обратил внимание на то, что об официальных украинских лицах (Тверские эмигрировали из Украины, а, впрочем, тогда еще существовал СССР) они высказывались гораздо жестче.

Конец пути

Мы попали в дом Тверских, когда уже темнело. Дома у них оказались оба ребенка и Натан и Тали. Тали была еще и с друзьями.


Рецензии
Ну что, брат, хотел рецензию - получай.

Конечно субъективизм не может не присутствовать в моей рецензии, поскольку я много раз бывал в Израиле и все описанное видел.

С познавательной точки зрения - интересно, хотя многое (все), как отмечает сам автор, можно найти в Интернете.

Но текст немного неживой, сверхлаконичный, малоэмоциональный. Что совершенно не соответствует реальному восприятию Израиля, где воздух пропитан историей, жаром висящей в воздухе войны, невероятным оптимизмом и фантастическими достижениями.

Я до этого не знал о 17% чего-то и уже снова забыл о них перелистнув страницу, но никогда не забуду тепло и волшебные силы, которые вливаются в тебя из вод Мертвого моря и так можно было бы описать тысячи моментов, которые наверняка и сам автор испытал.

Так что - пиши дружище, не жалей символов и открывай нам свои чувства, эмоции, чего никогда не найдешь в мировой электронной сети.

Михаэль Сапожников   02.07.2013 15:59     Заявить о нарушении
Юра, Спасибо, что прочитал. Но, для тебя существует только твое восприятие и если кото-то видит по-своему, ты стараешься поправить, а то и переписать. Пора понять, что мое восприятие отличается от твоего. И это правильно. Представляешь, что было бы если бы все писали так же как ты?!
Насчет неживого текста, пожалуй, согласен. Но получилось, как получилось. В целом, спасибо за рецензию, а то на этот рассказ не пишут рецензий. Читают многие, но не пишут. Гена.

Геннадий Хоружев   04.07.2013 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.