Парад планет. Сатурналии

ПАРАД ПЛАНЕТ
(Праздник Сатурналии)
Историческая справка
             Те, кто увлекается астрологией и гороскопами, знают, что каждому дню недели покровительствует древнеримский бог и одноименная планета. Вы можете узнать об этом не только из астрологии или мифологии, но и из  этой небольшой, красочной, новеллы «Парад планет» (или праздник сатурналии).
 Праздник сатурналии родился в древнем Риме и был посвящен Сатурну (покровителю земледелия и культуры). Начинался  праздник 25 декабря – в день зимнего солнцестояния (отсюда - культ Непобедимого Солнца), и продолжался 7 дней. Любопытно, но факт: финский Дед Мороз по-фински называется Йоулупукки (Козёл Йоля – солнцестояние).
Сатурналии породили современный Венецианский карнавал. Но более любопытно, что праздник сатурналии в четвёртом веке н.э. переродился в Рождество! И таково было решение Христианской Церкви! Это было сделано, чтобы вытеснить культ Непобедимого Солнца. И с четвёртого века, именно 25 декабря Рождество празднуют большинство римско-католических и протестантских церквей (по «старому» Юлианскому календарю). Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон празднуют Рождество в этот же день, но только по Григорианскому календарю,  – 7 января.
А вот как проходил праздник сатурналии в древнем Риме, читатель может получить представление прямо сейчас из авторского прочтения мифологических сюжетов. И в героях этого праздника внимательный читатель наверняка увидит некоторых «героев» современности.
Сатурн

Праздник был в самом разгаре. Весёлое карнавальное шествие катилось по вечному городу, оглашая воздух оглушительным треском питадр, дробными  звуками неугомонных барабанов, бронзовым дребезжанием тимпанов, визгом свирелей и флейт, колокольчатым звоном бубен, пронзительными криками, нестройным пением и безудержным смехом охмелевшей толпы. В бешеной пляске кружатся в свете факелов увитые плющом прекрасные менады, скачут неуклюжие сатиры с длинными хвостами, высекая из мостовой искры копытами своих козлиных ног.
 На пьяном осле, еле передвигающем непослушными ногами, восседает совсем охмелевший от вина и веселья старик Селен, мудрый учитель Диониса Вакха. Помятый венок из плюща и виноградных листьев едва держится на лысой голове старика. Покачиваясь и рискуя в любую секунду свалиться с осла,  Селен добродушно улыбается и что-то бормочет себе под нос.
Окруженный молодыми нимфами и сатирами, прыгающей походкой идёт шумливый козлоногий Пан.  Сегодня он милостив и добродушен. С любовью внемлют юные легкомысленные нимфы нежным звукам его свирели.
 Очень переменчив этот козлоногий бог. Ласковые звуки его свирели могут в любую минуту смениться страшным гневом, и тогда все, на кого падёт его гнев, теряют рассудок и, охваченные паническим страхом, гонимые диким ужасом, опрометью бросаются бежать, не разбирая дороги, не замечая, что это безумное бегство ежеминутно грозит им гибелью.
Впереди этой весёлой и шумной толпы, в венке из крупных гроздей янтарного винограда, идёт Дионис Вакх. Так он шагает по всему миру, обучая людей разводить виноград и делать из него искрящееся вино. Но не везде признают власть Диониса, приходится ему встречать и сопротивление. Но кто может бороться с великим богом, сыном Юпитера? Кто в силах устоять против его власти?
Всё смешалось в этом карнавальном хороводе: богатые и бедные, немощные и здоровые, слепые и зрячие, патриции и плебеи, мудрецы и глупцы, хозяева и рабы, - все собрались здесь, и всех сделал равными весёлый и шумный праздник сатурналии. Огромное, разномастное, разноцветное, многоголосое карнавальное колесо катилось по вечному городу Риму, втягивая в свою орбиту всё новых и новых людей и богов. Слава великому Сатурну, покровителю земледелия!

Марс

Карнавальный поток выкатился к большой палестре, за стройными мраморными колоннами которой шла жестокая битва гладиаторов. Средь грохота оружия, криков и стонов битвы, в сверкающих доспехах, с громадным щитом и окровавленным мечом неистово носился сын Юпитера Марс. За ним неотступно следовали его уродливые сыновья Демос и Фобос, сея вокруг ужас и страх. Из конца в конец палестры мечутся неизменные коварные спутницы Марса – Эрида и Энюо, сея раздор и жестокие, бессмысленные убийства. Сердце свирепого Марса радует вид беспощадной кровавой битвы, и глух он к стонам и крикам сраженных воинов.
Карнавальное колесо прокатилось по палестре, унося за собой Марса и всех, кто остался жив.
Меркурий

На пути карнавала оказалась пёстрая толпа людей. Кого только в ней не было. Старый купец и молодой атлет, случайный путник и известный оратор, хитрый пройдоха и опытный дипломат, труженик и ловкий вор. И все они кружились вокруг блистательного и самоуверенного юноши, обутого в крылатые сандалии, с жезлом-кадуцеем в руках. Все ловили его благосклонного взгляда, всем льстила его кампания и все в душе мечтали стать его неизменными, вечными спутниками.
Блистательный юноша был Меркурием, многоликим богом – покровителем путников, путей и дорог, торговли, изворотливости, обмана и даже воровства. Никто не мог превзойти его в красноречии, ловкости, хитрости и во всех других добродетелях, которым  он покровительствовал.  Хитрый и ловкий, склонный к плутовству и присвоению чужого, в тоже время он сам мог подарить людям что-нибудь необходимое. Мог, благосклонно, подсказывать людям правильные действия, удачные стечения обстоятельств и случайностей.  Меркурий являлся знатоком тайн и оккультных знаний. Он был покровителем эзотерики.  Меркурий посылал людям вещие сны, с помощью магического жезла Кадуцея.
Простые смертные завидовали этому баловню судьбы. Некоторые, правда, в душе осуждали его добродетели, но никто не осмеливался высказать свои истинные суждения вслух, ибо Меркурий был сыном самого Юпитера-Громовержца.
Юпитер

Неудержимый карнавальный поток подхватил Меркурия и его спутников и увлёк за собой. Шумная, многоликая толпа выкатилась к Олимпу, где правил могущественный Юпитер.
Величественно и надменно, с осознанием своей власти и могущества, восседал Царь на высоком золотом троне, окруженный шестнадцатью неизменными спутниками. Рядом с Юпитером находились супруга его Юнона и могучая дочь Минерва, златокудрый Аполлон с сестрой Дианой, а у ног восседали богиня мира Эйрена и богиня победы Никэ.
Но всех спутников Юпитера затмевала прекрасная Венера. Высокая, стройная, в благоухающих одеждах, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на её точеной голове, - она была воплощением божественной красоты.
Миротворец Юпитер преклонялся перед богиней красоты и любви, но не любил её кровожадного супруга – своего сына Марса.
Прекрасные грации и музы, своей красотой, танцами и дивным пением услаждали Юпитера. Пирует Юпитер, не забывая тут же вершить дела, распоряжаясь судьбами людей и мира, утверждая закон и порядок, добро и зло, счастье и несчастье, жизнь и смерть – всё в руках Юпитера.
Дочь Юпитера, богиня правосудия Дикэ, бдительно следит за порядком и доносит Правителю на тех, кто не соблюдает Его законов. Тогда грозно сдвигает Юпитер свои густые брови и нестерпимым блеском загораются его глаза. Страшным Кроном, пожиравшим своих детей, порожден Юпитер, и в минуты гнева в нём просыпается голос отцовской крови. Взмахом руки он заставляет небо и землю содрогаться от ударов грома. По велению Властелина послушная хранительница законов Фемида созывает советы богов и народные собрания, на которых немедленно принимаются решения, угодные Юпитеру.  И горе тому, кто осмелился нарушить установленные Властелином порядок и законы. Горе тому человеку, кому Юпитер преподнесёт чашу из сосуда Зла.
Вершит свой суд Юпитер, и страх вселяется в сердца людей, столпившихся у подножия Олимпа. Стихает карнавальное веселье, и тысячи взглядов устремляются на Олимп. Протрезвев от пьяного угара, люди со страхом и надеждой смотрят на богов Олимпа.
Солнце

В колеснице, запряженной черными конями, едет по небу богиня ночи Нюкта. Своими тёмными одеждами она закрыла землю, и тьма окутала всё вокруг.  Вслед за колесницей Нюкты бегут звёзды и льют на землю неверный мерцающий свет. Навстречу Нюкте движется колесница богини Луны. Спокойно едет Луна по небу, облаченная в величественные белые одежды, и заливает землю печальным серебристым светом.
Вдруг звёзды, одна за другой, побежали с ночного небосклона. На небо выехал в золотой колеснице, запряженной четвёркой крылатых коней, лучезарный Бог Солнце-Гелиос. Кони бьют копытами, пламя пышет у них из ноздрей. Быстро и легко несут они тяжелую колесницу по крутой дуге неба. Никто из бессмертных земных богов, даже сам Юпитер, не смог бы устоять на этой колеснице и сдержать бег могучих коней. Только Солнцу подвластны огненные, златогривые кони. В длинной, сверкающей одежде летит Гелиос по небу, бросая на землю свои жаркие лучи.
Всё видит Солнце, ничто не может скрыться от его всевидящего ока. Огненная колесница подлетела к Олимпу и зависла над ним. Поливая Олимп ослепительными лучами, Гелиос воскликнул страшным голосом: «Юпитер! Останови свой суд! Довольно упиваться своей властью! До каких пор ты собираешься править миром по своим собственным законам, игнорируя интересы твоих подданных? Порядок ты превратил в Хаос. Добро – в привилегию для Богов и Патрициев. А несчастье и зло – оставил для всех остальных. А что ты дал своему народу, кроме призрачной иллюзии свободы и равенства, порожденной больным сознанием в хмельном угаре сатурналии? Я долго терпел всё это, но моему терпению пришел конец. Отныне, всё будет иначе!» Сверкая огненными одеждами, Гелиос вознёсся на середину неба, чтобы его могли видеть все жители земли, и громовым голосом воскликнул: «Слушайте все! Отныне и навсегда я устанавливаю единый и обязательный порядок и бег времени. Впредь, все будут жить по единому семидневному циклу, который я назвал – неделя. Первый день недели будет называться Понедельник. Это будет день моей белокурой сестры Луны».
Гелиос указал своим огненным перстом на Марса. «А ты, Марс! Не надоело тебе вести вероломные войны и проливать кровь людей? Или забыл ты, что рождён был, чтобы стать богом полей и урожая? Вижу, что забыл. Довольно, Марс! Угомонись! Вспомни о своём предназначении! Я поручаю тебе следить за вторым днём недели – Вторником». 
Наступила очередь Меркурия. «А ты, Меркурий! Всё носишься по свету, как восторженный юноша и развлекаешься невинными забавами? У Посейдона стащил трезубец, у Аполлона – лук с золотыми стрелами, у Марса  - ухитрился украсть меч, даже у самого Юпитера изловчился стянуть его царский скипетр! Не превратились ли твои забавы в дурную привычку? Ты только посмотри, кем ты себя окружил? В твоей свите больше проходимцев, воришек, лицедеев и случайных людей, чем честных торговцев. Наведи порядок, Меркурий! Но, пока ты находишься на середине пути к порядку, я отдаю тебе третий день недели – Среду».
Гелиос указал перстом на Юпитера, и грозно произнёс: «Наконец, ты, Юпитер! Когда-то ты сокрушил могущественных титанов и стоголового Тифона. Но победы вскружили тебе голову, и ты решил сам стать Верховным Правителем Мира. Но сегодня, я низвергаю тебя с Олимпа! Отныне, ты будешь трудиться наравне со всеми. Я вверяю тебе четвёртый день недели – Четверг».
Гелиос посмотрел на Венеру. Блистательная богиня сверкала столь дивной красотой, что ослепила даже Солнце. С нежностью в голосе, Гелиос произнёс: «О, несравненная Венера! Ты пробуждаешь любовь в сердцах Богов и смертных, и никто не может избежать власти твоих чар. Когда ты появляешься – воины перестают убивать друг друга, дикие звери перестают терзать друг друга и сбегаются к тебе, кротко ласкаясь у твоих ног. Ты приносишь мир и покой. Ты – истинная царица мира. Красота спасёт мир! Я поручаю тебе пятый день недели – Пятницу. Пусть этот день будет предвестником отдыха и веселья, наградой каждому, кто добросовестно трудился все предыдущие дни».
Застоявшиеся кони нетерпеливо били копытами, и Гелиосу всё труднее было сдерживать их. Гелиос воскликнул, обращаясь ко всем сразу: «Слушайте все! Я дарю всем два дня отдыха – шестой и седьмой дни недели. Суббота будет проходить под знаком Сатурна. Веселитесь, кто как может. Но я хочу дать вам добрый совет. Не увлекайтесь дарами Диониса, а то не заметите, как окажитесь в его полной власти. Будьте свободными людьми! Последний день недели, который я назвал Воскресенье, будет окрашен в красный цвет моими лучами. Я беру этот день под своё покровительство».
С этими словами Гелиос стремительно скатился по дуге неба к водам океана. Там ждал его золотой чёлн, на котором он уплыл к Востоку – в страну Солнца.
На небо взошла Луна, божественная сестра Гелиоса, и вместе с ней на землю пришел Понедельник.
С тех пор планеты, как дни недели, стали сменять друг друга в строго установленном Гелиосом порядке. И это порядок никогда и никем не нарушался.

Alex Gor
 


Рецензии