Хагани, 23. Мавританский стиль?

  В коллаже заглавного фото использована фотография:

            http://www.baku.ru/photos/18/97/32/189732.jpg



            В третьем пункте домовой легенды, указанной в  первой главе (http://www.proza.ru/2013/05/18/89 ) значится мавританский стиль, который был применен в архитектуре дома №23. 

            Насколько домовая легенда соответствует истине? 

            Какие элементы мавританского стиля присутствуют, а какие отсутствуют на фасаде дома? 

            На фасаде дома нет присущих мавританскому стилю стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок. 

            В то же время из шести простых (циркульных) арок три арки над французскими балконами второго этажа объединены в аркаду. А это уже элемент мавританского стиля. 

            На фасаде дома нет и характерного мавританскому стилю обилия куполов, фризов, но достаточно много карнизов. 

            Есть и другие элементы, которые можно отнести к мавританскому стилю. 

            Прежде всего, это наличие вертикальной связки двух эркеров и балкона, которую можно сравнить с выступающими из стены мавританскими башенками.   

            Далее, к настенной резьбе геометрического орнамента можно отнести рустовку первого этажа.   

            Наличие разнообразной лепнины  - также характерно для мавританского стиля. Но здесь есть один отличительный, несвойственный для этого стиля штрих. 

            Дело в том, что характерной особенностью мавританского стиля, как и всего искусства Востока, является отсутствие в орнаментах изображений живых существ. 

            На фасаде же дома под вензелем домовладельца и сейчас можно увидеть изображение женской головки.   

            Тем не менее, в домовой легенде архитектура дома четко привязана к мавританскому стилю, что обусловлено не наличием или отсутствием соответствующих стилю архитектурных элементов, а главной особенностью фасада, характерной только для этого дома. 

            Это полная его асимметрия. Если типичному мавританскому стилю характерно обилие и вычурность декора, то архитектура дома насыщена разнообразием самих архитектурных элементов.   

            И если нанести на дом сетку, зрительно делящую фасад на три части по вертикали и пять частей по горизонтали, то можно увидеть, что каждому членению присущ свой тип элементов, а в результате фасад дома как-бы собран из пятнадцати различных мозаичных сегментов.   

            Наличие или отсутствие в каждом сегменте балконов (обычных, французских, эркеров), обилие форм и оформления оконных и балконных проемов, в сочетании с разнообразным же декором, все это и могло послужить причиной отнесения архитектуры дома к мавританскому стилю. 

            Взять, к примеру, уже упомянутые арки. На левой части дома они сосредоточены аркадой над французскими балконами второго этажа. Остальные три расположились уже вертикально на правой части фасада, чередуясь через этаж: арка подворотни – слепая (не имеющая сквозного пролета) арка над балконом третьего этажа – широкая, на всю ширину балкона арка на пятом этаже. 

            В той же аркаде крайние арки опираются на устои, из которых только центральные размещены над полукруглыми пилястрами, крайние же зависли и просто выступают из стены…   

            Встраиваемый обычно в арку замковый камень, в аркаде расположен над арками. А над остальными прямоугольными оконными и дверными проемами этого этажа расположены те же замковые камни, но гипертрофированно-увеличенного размера. Те же замковые камни можно различить и в неглубокой рустовке над балконом пятого этажа в центральной части здания… 

            Описывать всю схожесть и одновременно отличия архитектурных элементов дома нет смысла, они и так видны на заглавном фото. 

            Но независимо от того, какой термин применить к стилю дому, налицо остается одно - оригинальность и даже уникальность творения архитектора… 

            Дальнейший разбор архитектуры дома продолжу в следующей главе…   
            (http://www.proza.ru/2013/06/16/1290)   

             

               


Рецензии
Уважаемый Генадий!
Судя по тому, что проект был создан в 1910 г, он не мог быть чисто мавританским, что Вы и доказали: мавританские мотивы присутствуют, но в достаточно разноликой компании. Это соответствует, вроде бы, эклектике, но к концу ХIХ-го века она была вытеснена "новым стилем" - модерн, который ко второму десятилетию века ХХ- го тоже уже сходил со сцены. Так или иначе, но " мавританский стиль" этого дома, как Вы и обозначили - миф. В связи с этим особый интерес вызывают интерьеры дома - лестничные пролёты, двери, планировка комнат.
А что известно об архитекторе? Если сохранился его архив, то может быть можно отыскать и изображение отсутствующего важного элемента на аттике. Что там могло быть такого, что подверглось нарочитому уничтожению? Фамильный герб владельца или знак принадлежности к конфессии?
С уважением,

Левва   18.06.2013 19:19     Заявить о нарушении
Об архитекторе очень мало информации.
Наиболее полная здесь: http://ru.hayazg.info/Саркисов_Вартан_Степанович
Но и здесь ошибки: указаны дома по Хагани №№21 и 23. На самом деле №№ 23 и 25. 25-й дом и есть Союз композиторов.
Кстати, принимал участие в проектах г-цы "Метрополь" и Политехнического музея в Москве

Дом в 20-м году массово заселялся жителями близлежащих домов, внутренние интерьеры подверглись существенной перепланировка, комнаты уменьшались до 16-20 квадратных метров. При высоких потолках (5 метров на первом этаже и по 4,5 метров на последующих) получались высокие пенальчики.

Только на третьем этаже сохранилась до 70-х годов в первоначальном виде огромная зала метров на 50-60 с выходом на эркер. Но и в 70-х жилец ее перегородил на несколько комнат.

Генадий Леонов   18.06.2013 22:51   Заявить о нарушении
Увы, Валентина, ссылки в замечаниях не проходят.

Перетащу сюда инфу:

Родился 8 марта 1875 в Шуши, (Карабах).

Начальное образование получил в Шуши. Затем был отправлен в Тифлис, и окончил реальную гимназию с отличием в 1894 году. После окончания учёбы он переехал в Петербург и поступил на архитектурный факультет гражданских инженеров ПИГИ. Окончил его в 1899 году и получил специальность гражданского инженера. В 1901 году - переехал в Москву.

В 1901-1905гг. - состоял сверхштатным техником СО МГП.
В 1903-1905гг. - техник-архитектор при Тюремном отделении МГП.
В 1907 году он переехал в Баку и сразу же получила ряд проектов.
Принимал участие в проектировании и сооружении зданий гостиницы «Метрополь» и Политехнического музея в Москве, построил ряд общественных зданий в Баку.
Педагогическую карьеру начал в 1905-1906 годах. Когда в 1920-х годах был открыт в Баку строительный институт, он был приглашен в качестве лектора, а также занимал должность заведующего кафедрой.

В 1931 году ему было присвоено звание профессора. В 1941 году он получил звание заслуженного деятеля науки.

В 1932 - стал президентом Союза архитекторов Азербайджана.

Проекты и постройки
В Москве

Здание гостиницы «Метрополь»
Здание Политехнического музея

В Баку

Здание Бакинской партийной школы
Здание Дома композиторов
Крупные жилые здания в Баку (здания №21, № 23 по улице Хагани (бывшей Молоканской), дома на ул. Красноводской и Николаевской)
Доходные дома бакинского купечества

Достижения

профессор (1931)
Заслуженный деятель науки (1941)
Разное

Один из его учеников был знаменитый архитектор Мартин Товмасян.
Вардан Саркисян умер 29 марта 1955 года и похоронен в христианско-еврейское кладбище в Баку. В сентябре 2007 года по распоряжению правительства Азербайджана Баку христианско-еврейское кладбище было полностью разрушено.
С уважением,

Генадий Леонов   18.06.2013 22:57   Заявить о нарушении
PPS Все перепутал, уточняя информацию с армянской энциклопедии.

Дом 25 - это Союз писателей Азербайджана,
А Союз композиторов - это уже дом № 27

С уважением,

Генадий Леонов   18.06.2013 23:04   Заявить о нарушении
Вот еще один дом этого архитектора, дом братьев Мирзабековых на улице Истиглалият (ранее Николаевской, затем Коммунистической):
http://www.baku.ru/photos/12/69/49/126949.jpg
http://www.baku.ru/photos/20/97/06/209706.jpg

А это так называемый дом Ландау (который родился и жил в этом доме) на углу улиц Низами (Торговой) и имени Самеда Вургуна (Красноводской, Красноармейской):
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/76/Landau_house_in_Baku.jpg

Генадий Леонов   18.06.2013 23:27   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Генадий!
Правильнее - ночь, но так светло, что язык не поворачивается говорить "ночь"...
Вот как я интерпретировала информацию об архитекторе:
- Он получил образование в Петербурге, работал в Москве. Следовательно, являлся представителем русской архитектуры и должен был творить в русле того направления, которое было характерным для неё в период самостоятельной деятельности В.С.Саркисова.
- Очевидно этот период наступил в 1907 г., после того, как он приехал в Баку и стал получать заказы на проекты. А на рубеже 1900-1910-х гг. как раз и происходит переход к неоклассицизму, поэтому достоверно то, в каком стиле он проектировал свои здания, может определить только, наверное, историк архитектуры. Нужно учитывать и то обстоятельство, что главную роль в определении типа здания мог играть заказчик, а мало ли что могло тому взбрести в голову!
- Я не нашла В.С. Саркисова среди перечня архитекторов, принимавщих участие в проектировании Метрополя. Возможно, в те годы он выступал в качестве инженера, соответственно своему образованию, а не архитектора.

P.S. Не получается отвечать оперативно - лето!!
С уважением,

Левва   19.06.2013 22:12   Заявить о нарушении
А Вас интересует личность архитектора не только в связи с историей вашего дома? Вы привели достаточно подробные сведения о его карьере.

Левва   20.06.2013 10:39   Заявить о нарушении
Добрый день, Валентина!
Сведения на указанном мною сайте конечно же далеко не идеальны и нуждаются в уточнениях. Других просто нет. Приходится принимать их такими какие они есть. А желания заниматься этим нет, тем более что все архивы находятся в Баку.
Сама личность архитектора меня мало волнует, поэтому и в самих очерках написал о нем по самому минимуму. Необходимым при описании дома.
А в самом названии добавил вопросительный знак, как и предполагал с самого начала.
С уважением,

Генадий Леонов   20.06.2013 11:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Генадий!
Я просто погадала на кофейной гуще, в каком всё-таки стиле выстроен Ваш дом. Вы ведь не потеряли к нему интерес? Я имею в виду дом).
С уважением,

Левва   20.06.2013 11:51   Заявить о нарушении
Нет конечно же!
Возможно, символика дома имеет много общего с символикой соседнего дома (№25. Но имеющиеся в наличии фото не позволяют четко все рассмотреть и сделать какие-либо выводы. Может быть попрошу кого-либо из бакинцев отснять и прислать крупные планы соседнего дома.
Собственно говоря, есть одно косвенная информация, что 25 дом принадлежал Меликову, но уже Тиграну. А другая инфа гласит, что Тиграну 27-й дом принадлежал.
Учитывая, что наш дом и 25-й имели практически один двор и общий въезд через подворотню, возможно, что все эти Меликовы - родственники.
Так что, места для поисков и размышлений предостаточно. Нет только информации :-(( Может и появится когда либо...

С уважением,

Генадий Леонов   20.06.2013 12:24   Заявить о нарушении
А мне он нравится именно в первозданном виде, а не разукрашенным, как торт, по велению нового хозяина, который, конечно же, искренне рад, что завладел таким реликтом, а не безвкусной новой поделкой.
Извините за такую "нарезку", но иначе не получается.
С уважением, с улыбкой,

Левва   20.06.2013 12:29   Заявить о нарушении
Отправила замечание, а потом увидела Ваш ответ от 12.24...

Левва   20.06.2013 12:33   Заявить о нарушении
Мне тоже в первозданном виде дом больше нравился, нежели нынешний красочный фантик.
Но это только цветики!
Владелец после 2009 года пошел еще дальше по уродованию дома.
В погоне за полноценными жилыми метрами он соорудил громадную мансарду и загубил ею аттик:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9171/30402581.5/0_ab8d2_b0c48065_XXXL.jpg

И как теперь дом смотрится со стороны видно здесь (это съемка 28 мая этого года):

http://img-fotki.yandex.ru/get/9113/30402581.5/0_ab8d1_17e063af_XXL.jpg

В сравнении с фото 1929 года - просто безобразие!

Генадий Леонов   20.06.2013 13:06   Заявить о нарушении
PS Ошибся. Дата последнего фото - 10 мая. Праздник цветов, совпавший с 90-летием Гейдара Алиева

Генадий Леонов   20.06.2013 13:20   Заявить о нарушении
Слушайте, Генадий! Это же натуральное злодеяние - что этот нувориш сделал с домом. Впору выражать Вам соболезнование, что я и делаю... Архитектора при этой работе и рядом не стояло, накрыли дом, как распоследний сарай! Так он и внутри, небось, не поцеремонился, этот современный варвар с кучей денег.
И так везде, не только в Баку(((. А какой, должно быть, красивый город...
С уважением,

Левва   20.06.2013 19:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.