Хагани, 23. Элементы декора и символика

В анимации использованы фотографии:

            http://www.baku.ru/photos/04/07/83/40783.jpg , http://www.baku.ru/photos/18/97/32/189732.jpg , а также фото, любезно предоставленные © Web Master сайта http://www.baku.ru


Начало здесь:
                http://www.proza.ru/2013/05/18/89
                http://www.proza.ru/2013/06/16/1282
                http://www.proza.ru/2013/06/16/1290



            Хочу напомнить возможным читателям настоящего очерка, что он написан с одной целью – максимально прояснить историю нашего дома, дома оказавшегося в эпицентре мартовских событий  1918 года. Именно с этой целью тщательно и скрупулезно изучены архивные свидетельства очевидцев этих событий, в которых упоминается наш дом и его владелец. 

            При совмещении их с имеющимися фото становится более понятной история дома. 

            Как я уже писал, среди обильно разбросанных по всему фасаду здания архитектурных украшений в  виде многочисленных розеток с растительными гирляндами, факелов и другой лепнины  в первую очередь бросается в глаза вензель домовладельца, что красуется на парапете балкона пятого этажа  дома. 

            Вензель вкупе с архивными материалами ГАППОД АР помог мне четко установить имя владельца дома. 

            Но надо отметить, что  вензель не единственный лепной элемент украшающий фасад дома и являющийся возможным источником информации в позабытой за давностью лет истории дома. 

            Я имею в виду два одинаковых элемента, расположенные на боковых гранях того  же парапета, слева и справа от вензеля амбиционного владельца дома. 

            Здесь в середине ромба, заключенного в прямоугольник, находится фасция с обоюдоострыми топорами. Фасция или ликторская связка прутьев, в середине которых вставлены лабрисы (обоюдоострые топоры), является  атрибутом власти царей  в эпоху римской республики. Появление фасций рядом с фамильным вензелем не может не вызвать соответствующих вопросов, с какой целью владелец дома их разместил,  и что они олицетворяют.   

            Возможны два варианта. 

            Первый  -  чисто случайное размещение столь необычной символики. И отражает она не только определенные вкусы домовладельца, заказавшего изготовить понравившуюся картинку в камне, но и его элементарное  тщеславие. Как-никак,  царский атрибут! 

            Но в контексте событий революционно-смутных лет можно предположить и другой вариант, что  эта символика отображает определенные политические, идеологические  и даже националистические убеждения владельца.   

            Оба варианта имеют полное право на существование. 

            Первый вариант просто-напросто  не может быть проанализирован, а по второму можно сделать кое-какие предположения. 

            Какие же убеждения и взгляды домовладельца может отображать эта символика на фасаде его дома? 

            Как я уже писал, по имеющимся в архивных документах свидетельствам  весной 1918 года в доме был штаб партии «Дашнакцутюн» и Армянский национальный Совет.   

            Какое отношение к ним имел Амбарцум Меликов, из каких побуждений он предоставил свой дом в полное распоряжение партии и Совета?   

            Конечно, можно безапелляционно отнести Амбарцума Меликова к дашнакам, коли штаб партии «Дашнакцутюн» находился в его доме. Но не будем забывать о нахождении в его доме и Армянского национального совета.   

            А любой Совет – это  исполнительный орган не одной, а нескольких партий. 

            В армянское национальное движение, исполнительным органом которого был  Совет, также помимо партии «Дашнакцутюн» входили и другие партии. 

            Вполне возможно, что Амбарцум Меликов  был одним из руководителей одной из партий и (или) Совета. Но в  изученных архивных документах я не нашел ни одного конкретного свидетельства, прямо указывающего на  принадлежность его какой-либо конкретной партии. В них имеются только показания свидетелей о размещении в доме штаба и Совета. 

            Вообще-то, само по себе наличие нескольких армянских партий стало для меня неожиданным открытием. Ранее я по наивности полагал, что кроме партии дашнаков и Компартии Армении других армянских партий не было вовсе! 

            Пришлось немного углубиться в историю… 

            Армянская буржуазно-националистическая партия «Дашнакцутюн»  возникла в 1890 году в Тифлисе. 

            По информации Википедии в том же Тифлисе, но уже в 1917 году был создан Армянский национальный совет — исполнительный орган армянского национального движения. 

            Совет был избран армянским национальным съездом, большинство делегатов которого были от партии «Дашнакцутюн». Отсюда и огромное влияние дашнаков на Совет. А упоминание о большинстве делегатов от партии «Дашнакцутюн» косвенно свидетельствует о наличии других партий помимо партии большинства. 

            Какие же это партии?   

            В Интернете нашел упоминание о трех партиях, существовавших  в то время:   

            1. «Арменакан казмакерпутюн». В 1885 году  в городе Ван (Турция) группой единомышленников во главе с М. Португаляном был создан «Союз армянских патриотов», члены которого по названию издававшейся в Марселе партийной газеты «Армения» члены его называли себя «арменаканами». 

            2. Либеральная партия «Азатакан». 

            3. «Сахманадракан рамкавар кусакцутюн» (Партия конституционных демократов). 

            При слиянии этих трех партий  в октябре 1921 года в Константинополе была основана партия «Рамкавар-Азатакан» (ПРА). 

            Была ли у этих партий символика, схожая с символикой дома Амбарцума Меликова на улице Хагани? 

            Рассмотрим имеющиеся в Интернете изображения гербов этих партий. 

            На гербе партии «Дашнакцутюн» нет ни топора, ни фасций - на фоне зажатого в кулак древка красного флага размещены скрещенные  лопата, кинжал и пишущее перо…   

            И уже это не позволяет в рамках рассматриваемого варианта безапелляционно отнести Амбарцума Меликова к дашнакам.   

            Какова же символика других армянских партий? 

            Мне удалось найти в Интернете только герб партии «Арменакан казмакерпутюн» -   щит синего цвета со стилизованным крестом посередине и надписью по верхнему краю щита  «Арменакан», выполненной буквами армянского алфавита.  На нем также нет ни топора, ни фасций… 

             Найти символику либеральной партии «Азатакан» и конституционно-демократической партии  «Сахманадракан рамкавар кусакцутюн» не удалось. 

            А вот герб партии  «Рамкавар Азатакан», созданной в 1921 году в октябре 1921 года в Константинополе в результате слияния указанных выше трех партий,  заслуживает особого рассмотрения. 

            Герб выполнен в форме синего щита (совпадение с основным  элементом герба партии«Арменакан казмакерпутюн») , на котором помимо пишущего пера, лопаты и циркуля имеется фасция с обоюдоострым топором! 

            Возникает гипотеза, что герб объединенной партии обобщил элементы гербов нескольких партий.   

            И фасция как символика могла принадлежать либо либеральной партии «Азатакан», либо  конституционно-демократической партии  «Сахманадракан рамкавар кусакцутюн» (появятся ли когда-нибудь в Интернете  гербы этих партий..?). 

            И именно членом (а может быть и руководителем) одной из этих двух партий был Амбарцум Меликов. И именно в этом качестве Амбарцум Меликов был избран в Армянский национальный Совет. Который наряду со штабом партии «Дашнакцутюн» также находился в доме Амбарцума Меликова. 

            И именно элементы символики этой партии нашли отражение в декоре 23-го дома по улице Хагани…   

            Четыре горящих факела  под окнами справа и слева от балкона второго этажа в центральной части дома также можно рассматривать как своеобразную политическую и идеологическую символику. 

            Ведь горящий факел является как символом духовного светоча знания и просвещения (встречался ранее на логотипе изданий «Высшая школа», «Мысль»), так и символом восстания, революционной и национально-освободительной борьбы, как эмблема свободы.


            Но все также  не исключается и гипотеза случайного нахождения его на фасаде в соответствии с  определенными  вкусами домовладельца… 

            Вот такие возникли версии при анализе лепных украшений дома… 

            Своего решения ждут и другие вопросы по дому – что означает женская головка в полукруге под вензелем домовладельца, какая символика была безвозвратно утрачена, оставив после себя пустое  шестиугольное поле на аттике  здания  и многое другое… 


Рецензии
Как здорово Вы показываете декор!! Для меня - фантастика. И ноутбук уже у меня очень хороший, а ничему не научилась, привыкла к айпаду, да и то умею только самые легкие действия производить. Поздновато - лень уже))).
С улыбкой,
Валентина

Левва   20.09.2014 00:10     Заявить о нарушении
Такую возможность (создавать анимацию с регулируемой временной задержкой) дает старинный формат графических файлов, созданный еще в 1987 году.
Графические редакторы (немного сложнее IrfanView)+ объединяемые фото + немного терпения и в итоге создается анимационный файл формата .gif

Генадий Леонов   20.09.2014 10:49   Заявить о нарушении
О, Боже! Китайская грамота...)

Левва   20.09.2014 15:44   Заявить о нарушении
Обычная мультипликация. На основной фон (как на декорацию) накладывается последовательно ряд других изображений. В данном случае элемент декора в нарисованной лупе, только в разном масштабе. В этом формате скорость смены изображения выбирается самостоятельно. Самостоятельно выбирается и количество повторов изображения.
Нужен только соответствующий редактор.
Встречалась недавно (но не сохранил ее) программа, которая позволят "вырвать" из любого видео небольшой кусок и сохранить в том же формате.
Главный недостаток таких файлов - большой объем, который соответственно складывается из объема нескольких фото. Поэтому для Прозы приходится уменьшать размер, чтобы влезть в допустимые 300 кило

Генадий Леонов   20.09.2014 20:26   Заявить о нарушении
У меня даже до фотографий дело не дошло. Начинала читать Ваши консультации и сбегала в панике. :)) Вот разве зимой не будет тянуть на улицу...
С печальной улыбкой))

Левва   20.09.2014 20:59   Заявить о нарушении
Ещё раз посмотрела - очень забавно и наводит на мысли о чудесах, на которые стал способен современный человек. Иногда смотрю телепередачи о космосе и тоже наивно поражаюсь, каких фантастических успехов достиг человек всего за какие-то 50-70 последних лет.
С уважением,
Валентина

Левва   20.09.2014 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.