Хагани, 23. Элементы декора и символика
http://www.baku.ru/photos/04/07/83/40783.jpg , http://www.baku.ru/photos/18/97/32/189732.jpg , а также фото, любезно предоставленные © Web Master сайта http://www.baku.ru
Начало здесь:
http://www.proza.ru/2013/05/18/89
http://www.proza.ru/2013/06/16/1282
http://www.proza.ru/2013/06/16/1290
Хочу напомнить возможным читателям настоящего очерка, что он написан с одной целью – максимально прояснить историю нашего дома, дома оказавшегося в эпицентре мартовских событий 1918 года. Именно с этой целью тщательно и скрупулезно изучены архивные свидетельства очевидцев этих событий, в которых упоминается наш дом и его владелец.
При совмещении их с имеющимися фото становится более понятной история дома.
Как я уже писал, среди обильно разбросанных по всему фасаду здания архитектурных украшений в виде многочисленных розеток с растительными гирляндами, факелов и другой лепнины в первую очередь бросается в глаза вензель домовладельца, что красуется на парапете балкона пятого этажа дома.
Вензель вкупе с архивными материалами ГАППОД АР помог мне четко установить имя владельца дома.
Но надо отметить, что вензель не единственный лепной элемент украшающий фасад дома и являющийся возможным источником информации в позабытой за давностью лет истории дома.
Я имею в виду два одинаковых элемента, расположенные на боковых гранях того же парапета, слева и справа от вензеля амбиционного владельца дома.
Здесь в середине ромба, заключенного в прямоугольник, находится фасция с обоюдоострыми топорами. Фасция или ликторская связка прутьев, в середине которых вставлены лабрисы (обоюдоострые топоры), является атрибутом власти царей в эпоху римской республики. Появление фасций рядом с фамильным вензелем не может не вызвать соответствующих вопросов, с какой целью владелец дома их разместил, и что они олицетворяют.
Возможны два варианта.
Первый - чисто случайное размещение столь необычной символики. И отражает она не только определенные вкусы домовладельца, заказавшего изготовить понравившуюся картинку в камне, но и его элементарное тщеславие. Как-никак, царский атрибут!
Но в контексте событий революционно-смутных лет можно предположить и другой вариант, что эта символика отображает определенные политические, идеологические и даже националистические убеждения владельца.
Оба варианта имеют полное право на существование.
Первый вариант просто-напросто не может быть проанализирован, а по второму можно сделать кое-какие предположения.
Какие же убеждения и взгляды домовладельца может отображать эта символика на фасаде его дома?
Как я уже писал, по имеющимся в архивных документах свидетельствам весной 1918 года в доме был штаб партии «Дашнакцутюн» и Армянский национальный Совет.
Какое отношение к ним имел Амбарцум Меликов, из каких побуждений он предоставил свой дом в полное распоряжение партии и Совета?
Конечно, можно безапелляционно отнести Амбарцума Меликова к дашнакам, коли штаб партии «Дашнакцутюн» находился в его доме. Но не будем забывать о нахождении в его доме и Армянского национального совета.
А любой Совет – это исполнительный орган не одной, а нескольких партий.
В армянское национальное движение, исполнительным органом которого был Совет, также помимо партии «Дашнакцутюн» входили и другие партии.
Вполне возможно, что Амбарцум Меликов был одним из руководителей одной из партий и (или) Совета. Но в изученных архивных документах я не нашел ни одного конкретного свидетельства, прямо указывающего на принадлежность его какой-либо конкретной партии. В них имеются только показания свидетелей о размещении в доме штаба и Совета.
Вообще-то, само по себе наличие нескольких армянских партий стало для меня неожиданным открытием. Ранее я по наивности полагал, что кроме партии дашнаков и Компартии Армении других армянских партий не было вовсе!
Пришлось немного углубиться в историю…
Армянская буржуазно-националистическая партия «Дашнакцутюн» возникла в 1890 году в Тифлисе.
По информации Википедии в том же Тифлисе, но уже в 1917 году был создан Армянский национальный совет — исполнительный орган армянского национального движения.
Совет был избран армянским национальным съездом, большинство делегатов которого были от партии «Дашнакцутюн». Отсюда и огромное влияние дашнаков на Совет. А упоминание о большинстве делегатов от партии «Дашнакцутюн» косвенно свидетельствует о наличии других партий помимо партии большинства.
Какие же это партии?
В Интернете нашел упоминание о трех партиях, существовавших в то время:
1. «Арменакан казмакерпутюн». В 1885 году в городе Ван (Турция) группой единомышленников во главе с М. Португаляном был создан «Союз армянских патриотов», члены которого по названию издававшейся в Марселе партийной газеты «Армения» члены его называли себя «арменаканами».
2. Либеральная партия «Азатакан».
3. «Сахманадракан рамкавар кусакцутюн» (Партия конституционных демократов).
При слиянии этих трех партий в октябре 1921 года в Константинополе была основана партия «Рамкавар-Азатакан» (ПРА).
Была ли у этих партий символика, схожая с символикой дома Амбарцума Меликова на улице Хагани?
Рассмотрим имеющиеся в Интернете изображения гербов этих партий.
На гербе партии «Дашнакцутюн» нет ни топора, ни фасций - на фоне зажатого в кулак древка красного флага размещены скрещенные лопата, кинжал и пишущее перо…
И уже это не позволяет в рамках рассматриваемого варианта безапелляционно отнести Амбарцума Меликова к дашнакам.
Какова же символика других армянских партий?
Мне удалось найти в Интернете только герб партии «Арменакан казмакерпутюн» - щит синего цвета со стилизованным крестом посередине и надписью по верхнему краю щита «Арменакан», выполненной буквами армянского алфавита. На нем также нет ни топора, ни фасций…
Найти символику либеральной партии «Азатакан» и конституционно-демократической партии «Сахманадракан рамкавар кусакцутюн» не удалось.
А вот герб партии «Рамкавар Азатакан», созданной в 1921 году в октябре 1921 года в Константинополе в результате слияния указанных выше трех партий, заслуживает особого рассмотрения.
Герб выполнен в форме синего щита (совпадение с основным элементом герба партии«Арменакан казмакерпутюн») , на котором помимо пишущего пера, лопаты и циркуля имеется фасция с обоюдоострым топором!
Возникает гипотеза, что герб объединенной партии обобщил элементы гербов нескольких партий.
И фасция как символика могла принадлежать либо либеральной партии «Азатакан», либо конституционно-демократической партии «Сахманадракан рамкавар кусакцутюн» (появятся ли когда-нибудь в Интернете гербы этих партий..?).
И именно членом (а может быть и руководителем) одной из этих двух партий был Амбарцум Меликов. И именно в этом качестве Амбарцум Меликов был избран в Армянский национальный Совет. Который наряду со штабом партии «Дашнакцутюн» также находился в доме Амбарцума Меликова.
И именно элементы символики этой партии нашли отражение в декоре 23-го дома по улице Хагани…
Четыре горящих факела под окнами справа и слева от балкона второго этажа в центральной части дома также можно рассматривать как своеобразную политическую и идеологическую символику.
Ведь горящий факел является как символом духовного светоча знания и просвещения (встречался ранее на логотипе изданий «Высшая школа», «Мысль»), так и символом восстания, революционной и национально-освободительной борьбы, как эмблема свободы.
Но все также не исключается и гипотеза случайного нахождения его на фасаде в соответствии с определенными вкусами домовладельца…
Вот такие возникли версии при анализе лепных украшений дома…
Своего решения ждут и другие вопросы по дому – что означает женская головка в полукруге под вензелем домовладельца, какая символика была безвозвратно утрачена, оставив после себя пустое шестиугольное поле на аттике здания и многое другое…
Свидетельство о публикации №213061601313
С улыбкой,
Валентина
Левва 20.09.2014 00:10 Заявить о нарушении
Графические редакторы (немного сложнее IrfanView)+ объединяемые фото + немного терпения и в итоге создается анимационный файл формата .gif
Генадий Леонов 20.09.2014 10:49 Заявить о нарушении
Нужен только соответствующий редактор.
Встречалась недавно (но не сохранил ее) программа, которая позволят "вырвать" из любого видео небольшой кусок и сохранить в том же формате.
Главный недостаток таких файлов - большой объем, который соответственно складывается из объема нескольких фото. Поэтому для Прозы приходится уменьшать размер, чтобы влезть в допустимые 300 кило
Генадий Леонов 20.09.2014 20:26 Заявить о нарушении
С печальной улыбкой))
Левва 20.09.2014 20:59 Заявить о нарушении
С уважением,
Валентина
Левва 20.09.2014 22:04 Заявить о нарушении