Гитара музыкальная 36. Лео Брауэр

Гитара в музыке ХХ века.

107.
Антон Руис-Пипо (англ. Antonio Ruiz-Pipo) (1934–1997) – испанский композитор.

Оставил нам Канцону и Танец – пьесы, вызывающие двойственное впечатление: романтическая по духу мелодия Канцоны родственна лирике Чайковского, тогда как ее гармония изысканна, как у Дебюсси.

Танец написан в манере Хоакино Родриго: упругий ритм, господствует бодрое, радостное настроение – ведь на улице шумит праздник! Правда, музыка Руиса-Пипо несколько проще, чем у Родриго.


108.
Роберту Баден-Пауэлл де Акину (Baden Powell de Aquino) (1937–2000) – бразильский композитор и гитарист.

Пьеса «Apelo» («Мольба») Пауэлла трагична. На фоне танцевального ритма пульсирует смятенная лирическая мелодия, словно это птица, рвущаяся в небо. На сердце у человека открытая рана и он молит Всевышнего избавить его от нестерпимой боли.

«Fim de Linha» Бадена Пауэлла – типичный образец бразильской танцевальной музыки. Она состоит из трех элементов: импульсивного ритма, терпкой гармонии и меланхолической мелодии, которая дышит андрадевским лиризмом. Вспомним чудесные строки поэта: «Розов был сад у подножья солнца», «Все было чисто, как напев флейты», «В нежности почти иссякшего утра» (Марио де Андраде, 1893–1945).

Роланд де Корвальо (1893–1935) написал стихотворение «Бразилия», воспевающее родину, ее народ, величие и красоту природы. Его слова: «...Я слышу бескрайнюю песню Бразилии!» – можно поставить эпиграфом к пьесе «Портрет Бразилии» Бадена Пауэлла. Романтически приподнятая мелодия выражает любовь к стране, гордость и восхищение Отечеством.

Пьеса Бадена Пауэлла «Счастливое время» переносит слушателей в упоительное юное прошлое, когда жизнь кажется прекрасной.


109.
Бартоли Рене (р.1938) – французский гитарист и композитор. Победитель гитарного конкурса, организованного Французским Радио (ORTF) в 1959 году. Учился у Андреса Сеговии и супругов Александра Лагойи и Иды Прести.

Имя Рене Бартоли хорошо известно, как исполнителя классической гитарной музыки. Его собственные сочинения не пользуются особой известностью, хотя Романс гитариста пленяет слушателей красивой мелодией.


110.
Лео Брауэр (Хуан Леовихильдо Брауэр Мескида) (Juan Leovigildo Brouwer Mezquida) (р. 1939) – один из наиболее крупных современных композиторов и гитаристов, дирижер.

Родился 1 марта 1939 г. в Гаване, Куба. Обучаться игре на гитаре начинал у Исаака Никола (Isaac Nicola), ученика Эмилио Пухоля. Совершенствовался в Джульярдской школе (Нью-Йорк) у В. Персикетти. С 1959 года и до конца 80-х гг. концертировал как гитарист.

Среди многочисленных произведений Лео Брауэра особый интерес представляют пьесы, в которых автор рисует женские портреты.

«Баллада влюбленной девушки» передает два состояния женской души: светлую лирику и взволнованное биение сердца.

«Музыка случайно встреченной крестьянки» изображает наивное деревенское простодушие.

В «Колыбельной песне» индейская мать тихо и нежно баюкает дитя.

«Крестьянка-креолка» – молодая белозубая красотка, в которой уже пробудилось неистребимое женское кокетство.

Этот цикл пьес образует светлую страничку в модернистском, мрачноватом, раздраженно-диссонансном искусстве Брауэра.

Немного грустная, монотонная мелодия в неоклассическом стиле очень хорошо передает настроение автора в пьесе «Ноябрьский день».

Танец №1 из «Трех концертных танцев» Лео Брауэра напоминает современный балет с новациями в духе Игоря Стравинского: музыке кубинского композитора свойственны острый ритмический рисунок и яркая эмоциональность.

К «событийной» музыке относятся те произведения, которые написаны композитором по случаю той или иной значимой даты.

Так, Лео Брауэр создал Прелюдию «1956». В ней явственно слышна тревога, которая преодолевается волей и настойчивостью сильного человека. Невольно приходит на память эпизод Кубинской революции: 2 декабря 1956 года повстанцы во главе с Фиделем Кастро предприняли еще одну попытку свергнуть диктатуру Батисты, но потерпели поражение, после чего ушли в горы Сьерра-Маэстра, чтобы начать долгую партизанскую войну.

В том же ряду «событийных» произведений находится и Четвертый концерт для гитары с оркестром. По национальному колориту это восточная музыка. В ней слышится тревога, наряду с отчаяньем и напористостью. Нас не оставляют мысли, связанные с борьбой вьетнамского народа с американскими захватчиками. В середине первой части Концерта есть эпизод для гитары соло: это одухотворенная лирика, миг отстраненности от ужасов войны. Возможно, это сцена чистой любви.

В обоих рассмотренных нами произведениях Брауэра музыка образна и рельефна, несмотря на то, что она предельно экспрессивна.

Фуга №1 Лео Брауэра написана в свободной форме. В ее основу положена тема народного склада, по характеру это спокойное, лирическое повествование.

Гитара исполняет экспрессивный речитатив, то и дело прерываемый резкими аккордами. Это так называемый «Элегический танец» («Elogio de la danza») Лео Брауэра. Тот же принцип и характер лежит в основе «Obstinato, Elogio de la Danza»: напористый, упругий ритм, диссонирующие гармонии смягчаются лиризмом.

В этих произведениях мы имеем дело с типичной формой самовыражения кубинского композитора.


111.
Касте Франсуа (1940–2002) – французский композитор и гитарист. Франсуа Касте ярко проявил себя в развлекательной музыке.

Представьте себе такую бытовую сценку: молодой человек в хорошем настроении насвистывает популярную мелодию – это «La llorona» для двух кларнетов и гитары.

Или вот еще один эпизод послевоенной мирной жизни: на пляже загорают люди, из репродуктора звучат модные шлягеры – это трио на испанскую народную песню «Негрос».

В серьезном жанре написаны Вариации. На редкость простая пьеса: первая часть – тема, вторая часть – вариации в басу, третья – тема. Иной композитор-профессионал пошутил бы: потрясающая наивность!


Рецензии
Это интересно - но почему миниатюра-то?

Алексей Курганов   16.06.2013 19:15     Заявить о нарушении