2. Орден мыслящих. глава 2 к повести 200 тыс душ

Группа-Интервью
Сократ. Напрасно меня причисляют к мыслящим. Я – вопиющий к мыслям. Страстно и нервно!!!
Пифагор. Я вообще не мыслю. Просто проверяю то, что вокруг. И учу видеть…
Франциск. Ой! Да оставьте! Некогда! Озеро мелеет, уткам пристанище. А вы умеете вызывать дождь?...Жаль…Ладно, сам попробую…
Эйнштейн. Спросите что-нибудь попроще. Я всего лишь прыщ на носу вселенной.
Сократ. А вот это интересно. Расскажите, какой вы прыщ? На каком носу? Какой вселенной? Которой из них?
Ковалевская. Господа, оставьте споры. Здесь дамы.
Мария Кюри. Право, господа…
Психиатр. Франциск, будьте так добры, остановите дождь. Все промокнут.
Энгельс (хмуро). И поделом.
Кант (из дальнего уголка комнаты). А давайте-ка немного помыслим. Хоть немного.
Гегель. А чего тут мыслить? Все и так ясно!
Психиатр. Франциск, убери насекомых и птиц из комнаты. И тигра заодно.
Франциск. Простите, с живыми мне уютнее… Ладно, послушаю…
Психиатр. Давайте сегодня поговорим… Месье Морис Леблан, мистер Честертон, мистер Дойль, и господин Достоевский, у нас здесь не литературный кружок. Садитесь в круг. А литературными делами займетесь позже. Спасибо. Сегодня поговорим о вас, о том, почему вы здесь, о переселении душ, как вы мне об этом говорили часто.
Аристотель. Перерождения душ быть не может. Я здесь единственный.
Психиатр. И сколько вам лет?
Аристотель. Примерно пару тысяч.
Психиатр. А в миру вам 37 лет и вы Фомин Александр Григорьевич. Как вы это объясните?
Аристотель. Это – в миру…
Пифагор. А мир – это тень математики.
Софья Ковалевская. Поддерживаю.
Сократ. А что есть мир? И что есть математика?
Франциск. А можно, хотя бы кошку на руках подержать?
Морис Леблан. Мир – паутина загадок.
Психиатр. Можно, если не будет никого царапать.
Франциск. Спасибо. Паутина подразумевает паука. А кто паук загадок?
Инквизитор. Дьявол. Кто же еще?
Сократ. А дьявол, это что?
Диоген. Вероятно, человек. Он – паук загадок.
Кант. А может быть паук – это Бог?
Психиатр. Франциск, будьте так добры, удалите из комнаты птиц и пауков.
Франциск. А кошку?
Психиатр. Кошку можно оставить. Расскажите о себе.
Франциск. А про кошку?
Психиатр (твердо). О себе.
Франциск. Ну что обо мне? Родился в Азисе. В семье торговца тканями.
Психиатр. Не о том, не о прошлом себе. О сегодняшнем. Как тебя сегодня зовут?
Аристотель. Его уже сегодня и не зовут.
Платон. Помолчи чуть-чуть. Имя важно.
Агата Кристи. А я думала, здесь будет скучно…
Софья Ковалевская.  Я на втором таком. Наблюдать за ними, - скучно не будет.
Мария Кюри. До момента, пока они не начнут рассуждать о мироздании. Мужчины. Что с них взять?
Франциск. Андрей. Родился в 1985 году. Отец ветеринар. Мать ботаник. Люблю животных. И все живое.
Сократ. А как ты их всех сюда вызываешь?
Психиатр. Убери их всех отсюда!!!
Платон. Это – тени.
Аристотель. Они же кусаются!
Эйнштейн. Забавное смещение времени и пространства.
Мария Кюри. Думаете, влияние частиц хронотронов?
Инквизитор. Думаю, злобная магия.
Льюис Кэрролл. С точки зрения математики, это - проявление живой жизни.
Платон. Чудеса – это часть нашей жизни.
Сократ. А примем ли?
Диоген. Я хотел бы…
Франциск. А я так живу…

О времени.

Аристотель. Я отказываюсь что-либо понимать. Как это времени нет?
Платон. Успокойся, дружище. Оно есть, но в особых условиях.
Сократ. В каких?
Платон. В людских мерках.
Франциск. Это да. Бабочка живет два дня…кот, и пес  - 14- 17 лет.  Ворон – 300 лет. И черепаха…
Мария Кюри. Да успокойтесь все! Есть частицы, которые живут лишь наносекунды. Но живут же!
Эйнштейн. Согласен. Времени и вправду нет.
Агата Кристи. А мне хотелось бы про особые условия…
Леблан. И мне…
Честертон. И мне…
Психиатр. И мне. Платон, раскройте группе ваше понимание особых условий.
Диоген. Он не может. Мне он так и не ответил… более двух веков назад, по-человеческим  меркам.
Платон. Да хватит уже меня шпынять!
Сократ. Не хватит. Ты мои мысли переписал по-своему. Думаешь, я простил? Отвечай на вопрос.
Психиатр. Не ссорьтесь! Будет время для плодотворных дискуссий.  Сейчас мы – про время.
Платон. Это правда, что времени нет. Нет ни сегодня, ни завтра, ни позавчера. Это лишь тени наших мыслей о времени. И шерлок холмс будет вечно гоняться за мориарти.
Дойль. Так я и думал. Можно вопрос: вечность и безвременье – это одно и тоже?
Платон. Примерно…
Аристотель. Напоминаю, «условия».
Франциск. На мой вкус, есть одно условие на этой земле – жизнь. Букашек, как бы вы их ни отвергали в своей гордыне, птиц, тигров, всех животных…
Платон. Строго говоря, времени и правда, нет. Но прав Франциск, время – в жизни.
Эйнштейн.  Если позволите, я сыграю на скрипке про время.
Дойль. И я подыграю, если позволите…

О мышлении
Платон. Вряд ли кто из живущих человеков может не думать даже пару секунд.
Аристотель. Дума думе рознь.
Ковалевская. Это вы про нашу госдуму? Мне кажется, они вообще не думают. Во всяком случае, не о государстве. Франциск, а ваши букашки думают?
Франциск. Конечно. Но несколько иначе, чем мы.
Платон. Тени мыслей. Как и в госдуме.
Дойль (Агате Кристи). Забавно, от темы о мышления перешли к политике.
Агата Кристи (Дойлю). И политики мыслят, как букашки, если верить Франциску.
Ковалевская (тихо). На то они и политики.
Кант. Мыслить легко. Не мыслить невозможно.
Гаутама. Можно. Если обречь пустоту в голове.
Ковалевская. Ну, о пустых головах можно не беспокоиться. Их вокруг полно.
Психиатр. А вы мыслите всегда? Ежесекундно?
Энгельс. Определимся в понятиях. Думать и мыслить – не одно и тоже. Если я думаю о пироге с яблоками и о баварском пиве, мыслю ли я?
Инквизитор. Чревоугодник.
Декарт. Да хоть о пироге, - существую!
Фихте. Ой ли?
Франциск. На самом деле все просто. Когда птица думает о еде – она думает, а когда взлетает без дум – мыслит. Полет – критерий.
Кант. Образно, но верно.
Гегель. Вчера дописал. Послушайте кусочек. «Феноменология Духа» называется. К теме мышления. (читает с рукописи) «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее.  В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея, объект  которой, так же как и ее  субъект, есть понятие. Это  тождество есть абсолютная  отрицательность, ибо  в природе  понятие обладает  своей  полной внешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным с
самим собой. Тем  самым оно есть это тождество только как возвращение к себе из природы.
     Развитие духа состоит в том, что он существует:
     1.  В форме  отношения  к  самому  себе; что  в его  пределах идеальная
тотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой для
него, и его бытие состоит в том,  чтобы быть у себя, т.е. быть свободным,  -
это субъективный дух.
     2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный им мир,  в  котором  свобода  имеет  место  как  наличная необходимость,  - это объективный дух.
     3. Как в себе  и  для себя  сущее  и  вечно  себя порождающее  единство
объективности духа и  его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютной истине - это абсолютный дух».

Франциск. А где здесь птицы, тигры, букашки?
Гегель. Вероятно вы сегодня не в Духе.
Платон. И я нифига не понял.
Гегель. Ну, погодите, вот из финала: «Самосознание, будучи, таким образом, выражением достоверности того, что его   определения  в  такой  же  степени  предметны  -  представляют   собой определения сущности вещей, - в какой они являются его собственными мыслями, - есть  разум,  который  как таковое  тождество есть  не  только  абсолютная субстанция,  но и  истина в смысле  знания.  Ибо  своеобразно  присущей  ему определенностью, его имманентной  формой,  является здесь  само для себя как бесконечная всеобщность. Знающая истина есть дух».

Платон. Ну, что за чушь.
Аристотель. Что-то в этом есть…
Мамардашвили. Безусловно, есть. Я не совсем гегельянец, но его работа вовсе не плоха. Бесконечная всеобщность Духа – это очень хорошо и умно. Помыслим об этом.
Гегель (сокрушенно). Ну, вот, блин, все сегодня не в Духе. (и тихохонько заскулил).


Рецензии