Зам. министра образования ждёт ваших вопросв и пре

После участия на 1 канале в передаче «Пусть говорят» о ЕГЭ, я разместил в своём ЖЖ предложения о совершенствовании организации проведения Единого Экзамена. Дискуссия вышла горячая. Правда, как это обычно бывает в русском интернете, не обошлось и без пустых обвинений автора и откровенно дилетантских рассуждений. Но на то он и рунет – на троллинг не обижаемся, троллей не кормим!

Но неожиданно мои предложения прокомментировал заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Игорь Михайлович Реморенко. Не буду много писать сразу к делу:

4269355-07f1e80d30b157d8.jpg

Михаил Самарский: Отменить перемещения школьников в другие школы. Как известно, дома и стены помогают. На себе испытал – в чужой школе чувствуется дискомфорт. В конце концов, зачем школьнику перед экзаменом создавать искусственный стресс. Не доверяете своим учителям, пусть в качестве «надзирателей» (sorry) придут из других школ, но оставьте ученика в покое.

Игорь Реморенко: Это можно сделать, но всё равно придётся учиться сдавать экзамен «не в родных стенах». Я вот в феврале сдавал экзамен в совершенно незнакомом помещении со студентами от 25 до 60 лет. По жизни много раз придётся это делать, надо привыкать.


Михаил Самарский: Для исключения проноса телефона в аудиторию, поставить везде металлоискатели или включить «глушилки». Это объективная необходимость.

Игорь Реморенко: Уже ставят, особенно там, где сомневаются в объективности. Также ставят видеокамеры.

Михаил Самарский: Я предлагаю рядом с аудиторией, где сидят сдающие ЕГЭ, организовать консультационную комнату. Да-да! Там такое же количество мест и на каждом месте лежат соответствующие учебники. Вы же всё равно не можете проверить, чем занимается ученик в туалетной комнате – писает он там или какает, шуршит «шпорами» или туалетной бумаой. Так зачем же побуждать ученика заниматься враньём? Организуйте консультационную комнату, куда любой учащийся, сдающий экзамен, имеет право войти один раз, допустим, на мину 15-20 и освежить кое-что в памяти. Сейчас «шпоры» именно для этого и пишут. Уходят в туалет и там при помощи шпаргалок вспоминают. При уходе в туалет ( а в нашем случае в консультационную комнату) ученик сдаёт свои документы (задание). А в консультационной комнате лежат всего лишь учебники, там тоже есть комиссия, которая наблюдает, чтобы ученик ничего не записывал и не уносил с собой. Но ведь вы, работая, к примеру, адвокатом, врачом, инженером, механиком, всегда пользуетесь справочной литературой. Почему же экзаменуемый не может в течение 15-20 минут освежить в своей памяти кое-какие знания. Поверьте, если учащийся не готов к экзамену, ему эти 15-20 минут не помогут. А вот человеку, который просто от волнения что-то вдруг подзабыл, это будет (ой!) как полезно. Это будет и гуманно и справедливо, поскольку это ещё и приучает молодого человека правильно и эффективно пользоваться справочной литературой. Прошу Министерство образования учесть моё предложение и уже на следующий год организовать такие консультационные комнаты. Зачем вы вынуждаете ученика униженно идти в туалет и там шуршать «шпорами». А ведь вынуждаете!!! ))) Бросайте вы это. Давайте поступать цивилизованно!

Игорь Реморенко: Раньше можно было пользоваться справочником формул, таблицами Брадиса и другими справочными материалами. Думаю, это возможно, лишь бы консультанты не надиктовывали готовые решения.

Михаил Самарский: Обязательные экзамены для получения аттестата необходимо ввести для русского языка и истории. Только не математика. Это унижение и нервотрёпка. Зачем филологу математика? Кто мне объяснит? На фиг мне ваши тангенсы-котангенсы. Котан… у меня ассоциируется только с моей кошкой. )))

4239572-ec7d845fa1b2aafc.jpg

Игорь Реморенко: По русскому языку есть обязательный экзамен. Мы долго спорили, вводить ли математику в качестве обязательного экзамена. Я, бывший учитель математики, был против. Но коллеги-физики и другие предметники «переголосовали», убеждая, что математика – это язык науки, восприятия мира в целом, и всё-таки решили установить математику обязательной для всех.

Михаил Самарский: Экзамен по математике сдавать обычным способом. Но ставить в зависимость от результата ЕГЭ по математике получение аттестата - это неправильно. Но это всего лишь моё мнение. Я сдал ЕГЭ и по математике. Но есть те, кому она просто поперёк горла.

Игорь Реморенко: Возможно, экзамен по математике будет обязательным, но двухуровневым: для тех, кому она нужна при поступлении, и для тех, кому не нужна. Эта идея многими разделяется, однако пока внятных организационных разработок на сей счёт нет.

Михаил Самарский: А вот обязательные ЕГЭ для жителя России – это русский язык и история. Это важно и… если хотите, патриотично! С русским возражений нет? А история учит всех нас не наступать на грабли второй раз. ))))

Игорь Реморенко: Вполне возможно, но как быть с ботаниками, физиками, химиками? Надо ли им всем сдавать историю? Я сомневаюсь, даже из соображений патриотизма, который, как мне кажется, форми рует не знание истории, а сам уклад жизни, уважительное отношение государства к человеку и человека к своей стране. Только знанием истории это не сформировать.

Михаил Самарский: Начало сдачи экзаменов назначить в восточных регионах в 16:00 (местное время)– будет только плюс: ученик хорошо выспится. Где-то в Красноярске в 15:00, на Урале в 14:00. Ну и в Москве 10:00. Что мешает? Вариантов заданий сделать не 5-6 а 40-50. И пусть (в случае утечки информации) заранее все варианты изучают. Только лучше будут знать предмет.

Игорь Реморенко: Сейчас вся страна поделена на 4 зоны: Восток, Сибирь, Урал, Центр. В Каждой из зон разные варианты. Поэтому, разговоры о том, что на Дальнем Востоке выложили варианты в сеть, и в Центре списали – миф. Утечки некоторых заданий были по всем 4 зонам одновременно, поэтому эту проблему надо будет решать по другому.

Михаил Самарский: В будущем, вообще не надо отправлять заранее задания. Просто в определённый час приходит почта (E-Mail) в школу, а ответственные распечатывают задания на принтере. ИМ всё! Если утечка произойдёт, значит, виновато только министерство образования. Улавливаете? Задания школы получают за час-два до начала экзаменов. Попробуй тут в сети размести, да ещё вариантов если 40-50.

Игорь Реморенко: Идея хорошая, но времени почему-то на распечатку надо около суток, как говорят коллеги. Попробую в этом разобраться поглубже.

Михаил Самарский: Теперь о технических и тестовых баллах. Нужно прекратить эту вакханалию. Существует пропорция. Только ею и руководствоваться. Технические баллы просто переводить в 100%. Смотрите, что произошло у меня. Я технических баллов набрал 61. Максимальный балл 64. Давайте считать. 64 балла – это 100% . Верно? Сколько же будет 61 балл? По логике 61 умножаем на 100 и делим на 64. Правильно? Выходит: 95. Но мне выставляют почему-то 92. Лажа какая-то! Я прав? Где логика?

Игорь Реморенко: К сожалению, Вы неправы. Прямой пропорциональной зависимости тут не существует и нужны специальные формулы перевода технических баллов в стобалку.

Михаил Самарский: Увеличить время для литературы и иностранного языка. Здесь нужны, как минимум, 5-6 часов. Всё-таки это творческий процесс.

Игорь Реморенко: Вряд ли большинство это поддержит. Физическая и психологическая усталость и пр. Есть предложение сдавать порциями по 50 минут. Будет обсуждать.

Михаил Самарский: Срок публикации результатов ЕГЭ - это издевательство над учениками и их родителями. Здесь должен быть максимум: 3-4 дня. Дальше учащийся теряет сон и подрывает своё здоровье.

Игорь Реморенко: Раньше ждали ещё больше – 2-3 недели. Технически сложно сократить срок – нужно больше проверяющих, сложнее информационные системы и пр.

Михаил Самарский: А теперь о ВУЗах. Во всех, без исключения, ввести внутренний устный экзамен по одному профильному предмету. Чтобы сразу стало ясно, что за «высокобальник» пришёл в ВУЗ. Во всех! Разумеется, творческие конкурсы (в музыкальные, художественные, театральные) никто и не отменял. И это правильно! Результат ЕГЭ здесь окажется на последнем месте. Он будет просто как подтверждение. Блат при сдаче ЕГЭ автоматически исключается.

Игорь Реморенко: Дело в том, что вузы, которые получили право проводить такие конкурсы, как правило, этим не пользуются. Та же Высшая школа экономики доверяет результатам ЕГЭ. К тому же большинство вузов будет организовывать большое число подготовительных специфических курсов именно «под задания» этого вуза. Всё это приведёт к удорожанию подготовки как минимум в 5-10 раз. Так уже было в 90-ые годы, от этого и ушли.

Михаил Самарский: Ещё один очень важный момент. Запретить подавать документы сразу в несколько ВУЗов. Или, на крайний случай, оставить два ВУЗа. Этого вполне достаточно. Можно в один ВУЗ на разные факультеты. Это нормально. Вся эта беготня только мешает желающим учиться в именно в этом ВУЗе. «Высокобальник» тут потусуется, а потом забирает документы и уходит в другой ВУЗ. И снова начинается ажиотаж, обновление списков и т.д.

Игорь Реморенко: Пару лет назад число вузов, куда подаются документы, было неограниченно. В среднем один выпускник подавал чуть более, чем в 4 вуза. Сейчас также 3-4 (при ограничении в 5 вузов). Льготники имеют право реализовать свою льготу только в 1 вузе. Особых проблем с этим нет.

Игорь Михайлович готов ответить и на другие вопросы. Подключайтесь. Ждём ваших вопросов и предложений. Возможно, ваши предложения примут уже в следующем году.

У вас есть шанс получить ответ от заместителя министра образования.


Рецензии
Публикация группы "Велесовъ кругъ" в Контакте 30.09.2013:
"ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОШЛОГОДНЕГО НАБОРА В МГУ
Из беседы с преподавателем университета: «100 баллов за ЕГЭ - это «через чюр»
- Первокурсники журфака написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?

- Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты приема 2012 года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать… Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

- У вас, правда, был такой слабый набор?
- В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку - 83. То есть не просто «пятерка», а «суперпятерка», поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: «Вы получили «супертовар». А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!». Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

- В чем ее причина?
- В какой-то степени в «олбанском» интернет-языке. Однако главная беда - ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки."
Что на это скажите, Михаил?:)

Роман Юкк   30.09.2013 21:58     Заявить о нарушении
Очередной миф о ЕГЭ. Плюс, что это за данные? Можно дли верить всем этим процентам? Почему нет фамилии преподавателя? Больше похоже на слухи с плетни. Или это очередная провокация. Да и, в конце концов, посмотрим после первой сессии. Зачем же бежать впереди паровоза?

Михаил Самарский   01.10.2013 12:09   Заявить о нарушении