Выбор, от которого зависит жизнь...

Стоит и играет скрипач. В оборванной одежде. В переполненном метро. Перед ним открытый, потрепанный футляр. Ему нужны деньги.
Избитый, но такой знакомый всем образ.
Фальшивит он или нет? Симпатичен или нет? Захватывает ли его игра окружающих?

Музыкант может стоять и на самой престижной сцене мира, и в самом развратном ресторане, и у гроба, и в загсе, и перед наглым офицером с пистолетом в руке...
Но где бы он ни стоял, в этой сцене - отражение нашей жизни.

Кто мы? - Прохожие в переходе метро, зрители в зале, наглая и веселая публика, участники поминок или свадьбы, изощренные садисты или этот музыкант, чья судьба зависит от его таланта, мастерства, бесстрашия и везения?

И в какой момент нашей жизни происходит выбор?


Рецензии
В один из зимних вечеров на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин - единственное богатство Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? - испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:
—Кто здесь? - Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
—Хорошо, - сказал человек спокойно. - Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.
Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ.
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! - сказал он. - Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, - прошептал старик. - А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? - спросил незнакомец.
— Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
— Так вот, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, - вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
— Аминь! - прошептал старик.
— Аминь! - повторил незнакомец. - А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А ещё чего вы хотите? Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
— Хорошо, - сказал незнакомец и встал. - Хорошо, - повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. - Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте, - сказал незнакомец. - Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами,
— Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - Я вижу день, когда я встретился с Мартой.
— Я вижу всё это! - крикнул старик.
— Открой окно, Мария, - попросил старик.
Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. Ваше имя!
—Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв.

Константин Григорьевич Паустовский

Ирина Петал   02.05.2018 10:31     Заявить о нарушении
Чья судьба зависит от таланта музыканта? Та, в которую упадёт этот звук, всколыхнёт всё внутри, заставит многое вспомнить, пересмотреть, очиститься, задуматься, умереть или возродиться заново…

В какой момент происходит выбор: когда мы готовы впустить его в себя, как этот Звук, когда хотим и ждём перемен… Жизнь – это постоянный поток преображений, только многое, ненужное нам в данное время, проходит мимо. Мы выбираем маленький временной отрезок, одну пору, и долго-долго его рассматриваем и изучаем, пока не созреем, не вырастим из этого отрезочка, пока не захотим перемен…

Ирина Петал   13.04.2018 15:33   Заявить о нарушении
Хотя и это не главное… Музыкант мог торопиться, пройти мимо, а он заиграл для незнакомого другого, он заиграл перед умирающим, он заиграл перед офицером с пистолетом, он заиграл перед развратом… Он заиграл не с осуждением тех, кто его слушает… Не из-за денег, не из-за страха… Он заиграл с большим желанием донести свой любимый мир звуков до других, донести красоту и гармонию этого мира, свою любовь… Музыкант или поэт, думаю, у них есть обязательное дополнение – надо любить людей. Если у них нет потребности помогать людям, то быть поэтом или музыкантом нереально, они сдают экзамен не сколько на профессионализм, на человечность.

Какие звуки мы готовы впустить в себя? Профессиональные или непрофессиональные, но искренние – из сердца, такие не фальшивые, которым мы можем довериться, чувствуем, что они нам не навредят, не пленят, не убьют, с которыми нам - свободно…

Ирина Петал   13.04.2018 16:00   Заявить о нарушении
У свекрови родной отец во время второй мировой войны попал в окружение, выбрался в родное село, немцы схватили и на глазах жены и детей приговорили к расстрелу. Немец вывел врага за село, достал фотографию из кармана, показывая, и я крестьянин, и у меня жена и дети, - беги и живы ради своих детей. Выстрелил в воздух. Отец прошёл войну и вернулся домой… А тот немец сделал свой выбор – сдал экзамен на человечность и направил убийственный звук не в живую плоть…

Простите, разговорилась, расфилософствовалась, много лишнего написала, в литературном мире со мной такое иногда случается… Но, обычно, получаю по шапке за свой поток информации от профессионалов-поэтов и замолкаю...

Ирина Петал   13.04.2018 16:19   Заявить о нарушении