Уроки жизни. Верины родители-2

    Верин отец ,с простым сказочно-русским именем Иван, был родом из-под Воронежа.
    Сама его фамилия говорила , что предки его были из умельцев- оружейников. Но это далёкие предки, а уже его отец  Фёдор Поликарпович  был простым крестьянином. И когда в 1932г. молодое государство Страны Советов кинуло клич на освоение Дальнего Востока, отец многодетного семейства Оружейников с новыми мечтами о богатой земле, щедрой на  дары, с лёгкостью собрал нехитрые пожитки, и «…большим табором»(со слов матери Ивана – Марфы) двинулись на это самое освоение.
     Дальний Восток оправдал их надежды. Земля была здесь такой плодородной, что, казалось, воткни палку, она- зацветёт. Благодатный климат  Приуссурья, красивые сопки, ветер с которых доносил  дурманящий запах расцетшего в ту пору багульника, быстрые речки- притоки Уссури, горные озёра,- всё это наполняло душу такой неизъяснимой лёгкостью и верой в наступившее хорошее уже сегодня всем членам семьи переселенцев. Второй малой  родиной назовут Приморье впоследствии все без исключения Оружейниковы.

      Родители Ивана осели в Уссурийске, названия некоторых районов которого звучат  как сказка: район Семи Ветров, Доброполье, Хенина Сопка, Восход, Междуречье.   Удачное расположение  города в межсопочной котловине у слияния рек Раздольная, Раковка, Комаровка, делало жизнь ребятни беззаботной : купание с мая по сентябрь; и насыщенной: щедрая рыбалка с берега и с лодки, ловля раков руками, и, безусловные ночные костры любителей рыбной ловли, бесконечные (со слов вериного папы )«…басни и побасёнки».

 - Не оттсюда ли родом и всем известное папино умение  быть рассказчиком?, - не раз думала, став взрослой, Вера. 

   Город, где он вырос, был полон тайн и загадок. Его история включает в себя и историю города Суйпинь чжурчжэньской империи, в  память о  которой осталась большая каменная черепаха в городском саду, да немногочисленные китайцы, с наступлением революции оставшиеся в городе своих пра-пра-прадедов. Именно от китайцев перенимали пацаны Уссурийска не бояться змей, а уметь их использовать даже в кулинарии.
    Как хорош суп , сваренный из змеи, убедилась и мама Веры, прибывшая сюда из далёкой сибирской деревни Омской области.

    Папа Веры был прирождённый рыбак ,умел из ничего сделать удочку, ловил рыбу на всё, что было под рукой: катышек хлеба, опарыш, дождевой червь, овод, муха, бусинка, мотыль. А ещё он сам делал какие-то хитрые приспособления и снасти, которые ему позволяли всегда уходить с рыбой, оставляя с носом других рыбаков, которые в метре от него безуспешно пытались поймать хоть толику папиного улова.
   Этим своим хобби он заразил  и всю семью. Хотя папа ещё очень любил охоту, но как-то не принято хаживать за добычей вместе с маленькими детьми. Сидение  же с удочкой у быстро текущей воды доставляло истинное наслаждение всей семье. Как играет солнце восходное и закатное, как отражается месяц на глади воды, как играет ветер с прибрежной ивою, - Вере известно лет с пяти. Папа учил её  не рвать удочку при первой поклёвке, а подождать мгновение. Этого мгновения ей, в отличии от брата ,  вечно не хватало, но огорчаться по поводу сорвавшейся с крючка рыбы, по папиному мнению, не стоило:
- Если рыба твоя , она не уйдёт!, - твердил он начинающей терять терпение дочке,  и добавлял:
-Рыбака делает терпение.

     Вера была нетерпелива, в мать.
    От отца ей достались ясные голубые глаза, цвет волос (шатенка), пухлые губы. И хотя она не была его полной копией( а с годами больше стала походить на мать), она может назвать себя папиной любимицей. Нет, это не выказывалось отцом вслух, но это она чувствовала всегда: то вытащенная из кармана конфетка, пряник или печенюшка с обязательным прибавлением:
-Гостинец от зайчика нашей маленькой!, -а маленькой Вера была вплоть до 6 класса. Видно, зайчики очень любили папину дочку.
    Мамина работа учителем начальных классов не заканчивалась дома – вечные тетради и планы. Она, став семейной дамой, читала меньше, чем в юности. Редкий час свободного времени она больше проводила за вязанием или шитьём.
   А папа  никогда не переставал читать. В свободное время его всегда можно было увидеть с книгой, газетой или журналом. Заражал  любовью к чтению и Веру с братом: зачитывая понравившиеся кусочки взрослого приключенческого романа или детской книги. Сказка П.Ершова «Конёк-горбунок» была любимой книгой маленьких Веры и брата Алёши, которую они знали почти наизусть.   

     Папа очень хорошо разбирался в политике и международной обстановке. Бывало, послушает по радио новости, подумает и сделает далеко идущие прогнозы. А через несколько дней опять же из новостей узнавали их подтверждение.   Вера до сих пор не перестаёт удивляться – как он мог делать такие правильные выводы всего лишь основываясь на радиопередачи( о телевидении в каждом доме тогда ещё не мечталось).
   
      А ещё папа Веры был превосходным рассказчиком.  Если они шли с мамой впервые  в какую-то её компанию, то папа Ваня шёл туда просто её мужем, а уходил Иваном с женой Лилей, всеобщим любимцем. Мама часто пеняла ему за то, что он опять, в очередной раз взял на себя всё внимание компании , хотя это происходило само собой,  что мама  сама и понимала.  Он был общительным, но не той нахрапистой, разбитной манерой общения, а уважительной к каждому мнению, и умеющим чьё-либо ошибочное мнение изменить как-то незаметно. Вспомним и его сбывающиеся прогнозы в политике. Так же хорошо он разбирался и в людях. Никогда не станет спорить с неумным человеком, но никогда не выкажет к нему пренебрежения.
    Его  эрудиция , жизненный опыт, включающий и работу старшим опером( после окончания Омской школы милиции) и душа бродяги-путешественника по своей сути  искали выхода накопленным знаниям об увиденном или пережитом.

      Иван Оружейников обладал сильной волей( это качество передалось Вере, она так же , как и он, будет без страха пробовать себя в разных профессиях). 
      При задержании особо опасного рецидивиста ещё в Комсомольске-на-Амуре был тяжело ранен его сослуживец Сергей, в последний момент оттолкнувший Ивана и высунувшийся, прицельно целясь, из- за угла навстречу пуле бандита.  Так ангел-хранитель папы спас его от опасности, но не от душевной муки: «Пуля былы моя, а досталась другому». Работа в следственных органах требовала  всего человека без остатка, а в первый год они с мамой теряют первую дочь, на похороны которой он чуть не опоздал из-за своих дальних и бесконечных командировок. Смерть их первенца – малышки с столь ранним развитием, что удивлялась видавшая многое на своем веку старая фельдшерица- стала вторым  столь глубоким потрясением отца, что он решительно расстаётся с профессией, в которой уже делал успехи.
       Головные боли, появившиеся после этих событий, отец  лечил тайгой, рекой и  детьми.

      Наверное, главной его профессией и была профессия отца. 

      Папа очень любил жизнь, умел находить причину радости во всём. Его обожала вся детвора: подружки Веры и приятели брата. Он мог запросто, идя с работы, включиться в популярные  тогда игры «Штандер»,  лапту.  В таких общих забавах он не выделял своих детей, не давал им форы.
      Вера помнит свою ревность к отцу, когда он запросто подставлял свои плечи ребятне при купании в озере. С дяди Ваниных плеч( за неимением вышки) так весело нырялось подружкам и друзьям строго по очереди, которую должны соблюдать и собственные дети.  Нарезвившись с детьми, отец уплывал на середину озера и там, на глубине, перевернувшись на спину,  подолгу смотрел в небо.  Уже и вся детвора  звала его с берега, а он медлил, а потом, шумно перевернувшись, широкими гребками  плыл обратно.  О чём он думал в такие минуты своего одиночества, Вере не было ведомо.

      Если маму лишний раз не трогали из-за её занятости, то папа всегда был доступен. С упоением он играл в шахматы с сыном; в пешки ,  «уголки»,  «морской бой» с обоими из детей. Обожал игру в покер и «тысячу»( но это уже со своими друзьями), дома с детьми ему играть дозволялось мамой лишь в  карточную «акулину». Наша бабушка, папина тёща – Анна Петровна- была тожё любителем карточной игры и когда она гостила у нас – папе было раздолье : ещё один игрок в доме. И  мама при бабушке не смела портить игру,  и детям тогда разрешалось даже играть в «дурака».  Сколько было смеха, сколько розыгрышей и обманных ходов предпринималось ими во имя победы! Как лихо цепились погоны из шестёрок друг другу!
      Конечно, не из-за этой их общей страсти бабушка Веры считала её папу любимым  -из трёх-зятем. Отец во всём облегчал мамин быт. Как прекрасно готовил он борщ и макароны по-флотски! А его жаренная картошка была почему-то с  хрустящей ( не перегоревшей) корочкой, аппетитно пахнувшей поджаренным лучком.  Ни у кого больше не едала Вера так вкусно приготовленную рыбу, как папину. Ещё он очень любил лес : собирать ягоды,  особенно грибы. В грибную  пору папа мог при каждом удобном случае: даже во время обеда успевал по-быстрому нахватать их на жарёху  на ближайшей  к селу полянке.
      Если в  семейной педагогике мама была чаще грозой, то папа почти всегда был  безоблачным небом. Но если уж кто-то из двоих детей провинился в чём-либо, папа наказывал твердой и справедливой рукой, мама же больше морально.

       Почему они разошлись?  Этот вопрос терзает Веру до сих пор, когда и папы уже нет в живых, когда и  постаревшая, но не утратившая учительского пыла, мама доживает свой век с её семьёй.

       Почему люди расходятся? При кажушейся всей лучезарности жизни, какая туча накрыла их семью? Почему мать Веры, рано лишившияся сама отца, лишила  его своих детей? Нет ответа…

       Вернее ответ есть, но его не хочет озвучивать мама. А её уже зять предполагает:
-Просто один любит, а другой позволяет себя любить.

 Папа, глядя с небес на нас, живущих, прости , пожалуйста, маму!


Рецензии
Света! Какой грустный конец! даже представить невозможно было, что Иван и Лиля расстанутся... И ещё: я почему - то подумал, то ты написала о своей семье.

Ирина Афанасьева Гришина   25.09.2014 18:48     Заявить о нарушении
Да это видно невооружённым глазом. Ириша, спасибо за комментарий. А у меня горе - кто-то пытался взломать мои страницы и здесь, и на Стихире. И я не могу уже три дня попасть к себе в личный кабинет, а это значит, что ни опубликовать новое, ни ответить на письма - я их не вижу -, не отредактировать( а я имею привычку возвращаться к написанному) не могу. Даже написать в группу поддержки сервера не получается - сразу вылетает надпись"Ваши данные не защищены" Хорошо, что хоть страничка сама открывается - как для обыкновенного читателя, поэтому вижу, что появилась новая рецензия, нажимаю и читаю. Даже не знаю, как увижу твой ответ. Если только через какое-то время опять нажму на кнопку "Получено рецензий" Поэтому стоит вопрос - открывать новую страничку?. Потому что даже сменить пароль я не могу, не имея связи с группой поддержки. Не понимаю, что искали на моей страничке? Какие секреты кого интересовали. Я не государственный служащий, не знаменитый писатель или другое медийное лицо. Плачу... от недоумения и бессилия как-то исправить эту ситуацию. Да, пользуясь случаем(хотя извини за напоминание, но будет ли ещё у нас диалог на Прозе в этом формате?) хочу спросить про снимки твоих камней из коллекции. Обнимаю. С приветом из Омска, я

Светлана Казакова Саблина   26.09.2014 14:43   Заявить о нарушении
Света, ты мне не выслала свой почтовый Эмэйл

Ирина Афанасьева Гришина   26.09.2014 14:54   Заявить о нарушении
Высылала. Ты можешь воспользоваться кнопкой "Написать письмо автору"

Светлана Казакова Саблина   26.09.2014 14:56   Заявить о нарушении
По-моему вместе с комментарием к твоему "Антимиру", ты его наверное случайно удалила.

Светлана Казакова Саблина   26.09.2014 14:59   Заявить о нарушении
Вернее . это адрес моей странички на Прозе

Светлана Казакова Саблина   26.09.2014 15:07   Заявить о нарушении