Сон 2013-05-30. Расписка

Из серии "Репортажи спросонья"
- - - -

Сон с 29 на 30 мая 2013 г. Расписка


Сегодняшний сон был настолько реалистичен, что я, даже проснувшись, не сразу переключился и ещё какое-то время думал над тем, как бы мне выкрутиться.

Однако по порядку.

Я долго бродил по помещениям большого торгово-развлекательного центра в поисках выхода.

Здание, построенное сравнительно недавно, было выполнено в стиле ампир, причём стилизация эта была довольно качественной. Специалист, может быть, и заметил бы определённые несоответствия, но, на мой взгляд, всё было безупречно.

По пути в поисках выхода у меня случилось много разных встреч и диалогов с самыми разными людьми. Аптекарша, уборщица, гардеробщица, охранник, пару посетителей, кто-то из технического персонала, всех не помню. Разговоров, как таковых, тоже не помню. Главная тема: "Где тут выход?" Ну и, немножко, "за жизнь".

Основное действие начинается, когда я в поисках выхода попадаю в заведение общепита, поначалу бывшее обычным кафе. "О!" – думаю, – "А не пора ли мне подкрепиться?" Прихожу к выводу, что самое время.

Правда, вскоре оказалось, что кафе это не совсем кафе, скорее ресторан. И не простой, а элитный. А ещё точнее – клубный ресторан для "узкого круга ограниченных людей". Но это я понял не сразу. Когда началась моя трапеза, на часах было пятнадцать с чем-то. А, как известно ещё с советских времён, до четырёх часов рестораны работают как общедоступные столовые с соответствующими расценками. А вот после четырёх... Во сне я про это забыл начисто, а когда вспомнил, было уже поздно.

Народу в зале было не очень много, а обслуживающего персонала ещё меньше. Работал персонал с прохладцей, но без раздражения. Чувствовалась школа. Они формально выполняли свои обязанности и просто ждали, когда придёт "их время".

Я решил не слишком ограничивать себя и заказал обильный обед, – средства позволяли. Мои соседи по столу ограничились более скромным заказом, хотя мужчина справа от меня, по виду – типичный провинциал из глубинки, всё время интересовался, показывая пальцем то на одно, то на другое блюдо: "А это что? А это? А как это называется?" Видимо, хотел себе тоже заказать, но не заказал, ограничился вопросами.

Потом мои соседи куда-то исчезли, а я остался один на один с официантом, ставшим вдруг очень предупредительным и внимательным. Его, вроде бы, не было видно, но, как только у меня возникала небольшая пауза, он тут же выныривал откуда-то с очередным предложением: "А вот это блюдо не желаете попробовать?" Я, не привыкший к такому повышенному вниманию, сдуру желал.

Стол был заставлен огромным количеством тарелок со всякого рода яствами. Деликатесы мясные и сырные, свежайшие овощи и фрукты из Африки, Индонезии, Австралии. Большую часть предложенных блюд я не то, что попробовать, разглядеть толком не успевал. Их место тут же занимали новые. Салаты, горячие и холодные закуски прямо из Парижа. Блюда из мяса анаконды, карликового кенгуру, молочного гиппопотама и прочая экзотика. За всем этим последовала череда десерта...

Когда я понял, что мой желудок заполнен "по самое горлышко", и я больше не в состоянии впихнуть в себя ничего в принципе, я сделал официанту неопределённый жест, дескать, достаточно, не могу больше. Официант тут же отступил на задний план, а предо мной предстал во всём своём величии владелец ресторана – могучий кавказец преклонных лет.

Выражение его лица трудно описать. Вежливое внимание, усталое сочувствие, оценивающая рассеянность.

– Большое спасибо, ваш ресторан меня просто потряс! – с чувством поблагодарил я его, – Сколько я должен?

– Полтора миллиона...

"Ну, за такой сервис не жалко"*, – подумал я.

– ...Долларов, – негромко добавил он.

У меня внутри похолодело. Я его прекрасно расслышал, но не мог поверить.

– Простите...

– Да-да, – устало повторил хозяин, – Полтора миллиона долларов. У нас дорогой ресторан.

– Э-э-э, – я не сразу нашёлся, – Но...

– Я понимаю, – сказал хозяин заведения, поворачиваясь к выходу и как бы приглашая меня за собой, – Вы с собой таких денег не носите. Не Вы первый. Расписка меня вполне устроит.

Я с трудом поднялся, и на негнущихся ногах, как зомби, последовал за ним. Рядом неслышно, как тень, следовал официант.

– Простите, – обратился я к нему, – Неужели полтора миллиона? – я всё ещё не мог сложить пазл в своей вмиг опустевшей голове.

– Ну, полтора не полтора, а миллион сто набегает, – ответил он мне так, чтобы хозяин не слышал.

– Но ведь я не всё ел. Некоторые блюда я даже не тронул.

– Это не имеет значения. Заказ был сделан, значит, он должен быть оплачен, а ели Вы то, что заказали или нет – это уже Ваше личное дело.

– Но ведь Вы сами приносили мне блюда, я даже не знаю, как всё это называется.

– Но ведь я каждый раз спрашивал у Вас, будете ли Вы?

"М-да", – подумал я, тут он прав. Действительно, спрашивал.

В общем, я понял, что влип. Причём так влип, что даже приблизительно не представлял, как из этого "влипа" буду выпутываться.

Пока мы шли по коридорам и помещениям, хозяин старался поддерживать разговор. Не столько потому, что его интересовали ответы, сколько для того, чтобы отвлечь меня от мрачных мыслей и не дать упасть в обморок (или впасть в истерику).

"Где работаете? Где живёте? Какая семья? Как с доходами? Как планируете расплачиваться?" И так далее. Помню, что я старался держаться уверенно, хотя это и давалось мне с трудом: "Да, я не ожидал такого поворота. Ваши цены произвели на меня впечатление. Доходы? Ну, я рассчитываю получить гонорар за свои литературные труды. На весь долг, конечно, не хватит, но я постараюсь что-нибудь придумать".

Боже, что я несу! Какие гонорары? Какая литература? Мне бы сейчас придумать, как родных уберечь. Сам-то ладно. Лоханулся, надо отвечать, но они-то совершенно ни при чём!

У хозяина зазвонил мобильник. Он взглянул на экран, кивнул, то ли мне, типа, извините, то ли официанту, в смысле, продолжайте без меня и скрылся за дверью своего кабинета, мимо которого мы как раз проходили.

Мы с официантом проследовали дальше по коридору. Он вполголоса подсказывал мне, куда и где поворачивать. В конце концов, мы оказались в помещении, которое я бы назвал залом ожидания. В нём уже находились несколько человек. Причём явно не зажравшиеся посетители вроде меня. У ближайшего из них был скучающий вид. Он пришёл раньше назначенного времени и теперь не знал, чем себя занять. Был он бандит, это я сразу понял. Одет вполне прилично, но это только потому, что в этом заведении так принято. Взгляд его был какой-то мутный и очень неприятный. Он мельком взглянул сквозь меня, скользнул взглядом по официанту и отвернулся, делая вид, что разглядывает декор на потолке и стенах.

Официант подвёл меня к бюро в углу зала и кивнул:

– Вот книга для расписок.

Книга представляла собой скоросшиватель из тёмно-красного кожзаменителя, с тиснением под кожу крокодила.

Я осторожно открыл её. Внутри – пачка расписок на самых разных материалах. Видимо, для хозяина красота оформления была не важна. Важен был факт наличия. Ну, а то, что он сумеет востребовать задолженность, я уже не сомневался.

Листки из блокнотов, оторванные куски писчей бумаги, обёрточная бумага, в самом низу – кусок то ли ПВХ, то ли линолеума – годилось всё.

Я повертел головой в поисках бумаги.

Официант, наблюдавший за залом, достал из внутреннего кармана листок школьной тетрадки в клеточку и протянул мне. Я вздохнул и попытался собраться с мыслями.

С мыслями собираться было тяжело. Расписку писать совсем не хотелось. Думаю понятно, почему.

Я рассеянно блуждал взглядом по залу, шевеля губами. Я должен был выглядеть, как человек, пытающийся сформулировать текст расписки. На самом деле я наблюдал за происходящим и просчитывал возможные варианты развития событий.

Смыться мне вряд ли удастся. Даже если предположить такой невероятный сценарий, тут полно видеокамер и вычислить меня будет совсем несложно. А если написать расписку, а потом её выкрасть? М-м-м... Теоретически неплохой вариант, но как его осуществить? Не факт, что в этом "гроссбухе" подшиты неоплаченные расписки. Мою расписку легко можно спрятать в сейф хозяина или любое другое удобное место. Так что это не вариант. Опять же, видеокамеры.

А если спрятаться самому? Тоже не годится. Я, допустим, могу, бросив всё, по-быстрому скрыться где-нибудь на просторах России. Граница открыта, семьёй не обременён, голова и руки на месте, не пью. Устроюсь где-нибудь подальше в глубинке. А родные? Родители, сестра? Они-то как?

Обратиться в суд с заявлением, что расписка была написана под давлением? Вряд ли у меня такое заявление примут. "Ресторан за стол сидел? Колбаса-картошка кушал?" На что тогда жалуетесь, гражданин? Цены? А что, цены? Это частное заведение. Имеет право устанавливать свой уровень рентабельности. В вас ведь силком продукты не запихивали?

К тому же для меня было очевидно, что владелец заведения имеет тесные связи с "уважаемыми" людьми города как во властных структурах, так и среди отъявленных бандитов. Одного из них я уже видел.

Зал, между тем, потихоньку заполнялся. Видимо, намечался большой сход и, судя по персоналиям, на сход собиралась мафия. Тема собрания была явно криминальной. Или, как минимум, связанная с теневой экономикой. Прибывавшие гости были все, как один, или с Кавказа, или с Ближнего Востока. Из славян были только мы трое. Я, упоминавшийся уже бандит и официант.

Кстати, официант ли? Чем больше я к нему приглядывался, тем больше понимал, что человек он непростой.

Неброский тёмно-серый костюм классического, казалось бы, кроя, но... Как бы это сказать. Мужики, вот всегда ли вы чувствуете себя комфортно в костюме, если вам приходиться двигаться в нём чуть активнее, чем по прямой? Вот именно! А этот костюм был скроен так, что не сковывал движений, хотя и выглядел, как стандартный костюм из обычного универмага. При необходимости в нём без проблем можно было выполнить целый комплекс физических упражнений, не теряя при этом внешнего лоска. И само поведение официанта... Чувствовалась в нём скрытая мощь, уверенность в своих силах. Он знал, кто хозяин положения и все окружающие это тоже знали.

Вот и сейчас, пока я делал вид, что сочиняю текст расписки, он переместился чуть в сторону, ближе к входной двери, контролируя сразу всё пространство зала. Вместе с тем, при необходимости, чтобы оказаться возле меня, ему требовались доли секунды. М-да, любопытная личность. Интересно, где он работал до того, как пришёл сюда? КГБ? ГРУ? Трудно сказать, но определённо, какую-то школу спецслужб он прошёл. Причём непростую школу. А почему ушёл? Платили мало? Или он никуда не уходил, а работает здесь "кротом"? Впрочем, ответ на этот вопрос мне мало поможет.

Я повернулся к официанту, изобразив на лице затруднение. Он уже был рядом.

– Простите, я никогда не писал подобных расписок, у вас не найдётся какого-нибудь образца?

Он бегло полистал несколько расписок из подшивки, не теряя из виду посетителей зала.

– Вот подходящая.

Я начал писать расписку по предложенному образцу. Уже на втором предложении я понял, что получается полная хрень. Автор расписки был не слишком грамотен, в момент написания явно нетрезв и вообще, похоже, страдал дислексией.

Я оторвал исписанный кусок и начал сначала.

"Я, такой-то, такой-то. Обязуюсь передать сумму в размере..."

А как писать сумму, буквами или цифрами? А если буквами, то как: полтора миллиона или один миллион пятьсот тысяч?

В общем, я всеми силами оттягивал момент наступления развязки.

Я хотел снова обратиться к официанту с тем, чтобы уточнить срок передачи денег, но вовремя спохватился. Если я сумею написать расписку без указания срока, то мне легче будет потом тянуть время! Правда, я быстро увял, поняв, что этот трюк не сработает. Мафиози (я имею в виду хозяина) вряд ли станет заморачиваться и сам установить мне срок возврата.

Блин! Похоже, выхода нет. По крайней мере, пока. Придётся написать эту чёртову расписку, а там видно будет. Как говорил Жванецкий, будем переживать неприятности по мере их поступления.

Я опять склонился над бумагой в задумчивости. Весь мой организм сопротивлялся и не хотел. Кстати, а который час? Я взглянул на часы. Было ровно 4:00.

Стоп... Стоп! СТОП!!! Это же мои часы! И висят они на стене в моей квартире!

Я медленно приходил в себя, ещё не вполне осознавая случившееся. Так это был сон?

Я обалдело потряс головой, не веря своему счастью. Смешанное чувство облегчения, недоверия, какой-то щенячьей радости – никому ничего не должен! Фу-у-у! Но как меня... Однако! М-да!

Какое-то время я ещё лежал, прокручивая в голове сюжет сна, потом подумал: "Да ну вас всех на фиг!" – перевернулся на другой бок и опять заснул.
- - - -


Выводы и рекомендации.

1. Старайтесь собрать побольше предварительной информации о заведениях, в которых раньше вам бывать не доводилось. Интернет вам в помощь!
2. Будьте воздержанны в своих желаниях.
3. Не заблуждайтесь! :-)))

- - - -
Примечание.
* 1 500 000 белорусских рублей – около $170.


Рецензии