Silentium Lux. Начало

Начало.
   
   В 90-ые годы в одном стремительно развивающемся, растущем, перспективном и сравнительно молодом провинциальном городе России нашла приют неприкаянная душа. Она обрела забвение в теле девочки, чтобы вновь начать земной путь и найти дорогу в жизнь вечную, прожив человеческий век в этом бренном мире. Девочка родилась в благополучной семье, и долгожданного ребёнка назвали Лилией.
   Как и к любому человеку в этом мире к ней на плечо опустился ангел хранитель, дабы уберечь её душу от вечной погибели. И как любому человеческому существу ей предстояло столкнуться со злом, которое не заставило себя долго ждать и под маской ночного полумрака, мягкой тенью легло на её пути и стало сладко шептать, прокладывая дорогу к её сердцу.
   Говорят, ребёнок начинает взрослеть, когда в полной мере осознает и примиряется с мыслью о смерти. Лил начала взрослеть в три. Когда ей стало понятно, что «ничто не вечно под луной», и она в том числе, Лилия приняла эту мысль как должное, не блуждая в парадоксах «как такое возможно?». Она поняла, что мир может существовать и без неё, и это делало его ещё интересней. Окружённая любовью и заботой, она росла и с присущим детям энтузиазмом познавала мир вокруг себя.
   Она была необычайно любознательным ребёнком, очень чутко воспринимала происходящее, пыталась вникнуть в природу раскинувшейся перед ней жизни. В то время как её ровесники видели блестящие огоньки в тёмном покрывале ночного неба, она созерцала необъятный космос, утонувший в глубине небес, и понимала, что на неё смотрят бесчисленные звёзды далёких миров. Дети рядом с ней улыбались ласковым лучам тёплого солнца, а она поражалось неведомой мощи и огромной силе небесного светила, впитывая животворящую энергию этой звезды. Сверстники радовались ярким краскам весёлого лета, а она была очарована гармонией и равновесием живой природы, пыталась понять, что чувствует лист на ветке дерева, какую роль играют облака, летящие над крышей синевы. Лиля отличалась уверенностью, смелостью, жаждой приключений, и отважно исследовала мир. Струсить перед глубокой речкой? - нет, это не про неё. Она заходила в воду и училась плыть, сражаясь с незнакомой стихией. Спасовать перед трудностями? - ни за что. Её не остановят ни вредные мальчишки с соседнего двора, ни запреты родителей «не уходить с детской площадки». Она всё равно посмотрит на большущий бульдозер, который прячется за забором стройки через дорогу. И не надо ей лишний раз напоминать об опасности проезжей части и строго-настрого запрещать к ней приближаться. «Лучше объясните, почему рядом со светофором нету зебры, про которую рассказывали в детском саду умные воспитатели?!» В общем, фразе «тише едешь — дальше будешь» не грозило стать её девизом или жизненным кредо, а вот «кто не рискует, тот не пьёт шампанского» - очень может быть.
   И, конечно, цепким лапкам ворона, незримо восседающего по левую сторону её существа, было бы не простительно не ухватиться за эти стороны её темперамента, чтобы превратить их в дефекты характера в дальнейшем. Да-а, он ещё заведёт эту девочку в такую чащу и такие дебри, из которых даже опытный егерь не смог бы выбраться. Да-а . . . но это потом, ещё не время. Так размышляла тёмная сущность, не сводя с Лилии блещущих азартом глаз — чёрных впадин, из которых глядел мрак. А пока у демона много других дел, работы как грязи, ведь Ад не располагает таким количеством кадров, как Небеса, и одному демону приходится курировать сразу несколько десятков душ. Он уходил и возвращался много раз. Он сеял чёрные семена и приходил проследить за ростками греха. Он удобрял эту грядку гордыней, обидами, жалостью к себе, чувством вины, злостью, сеял новые семена и скалился на ангела, который пытался вырвать эти сорняки. Так начиналась невидимая схватка за её душу. В этом «саду» пока что добродетелей было намного больше, чем пагубных ростков. Лил росла, а вместе с ней разрастался этот внутренний лес целомудрия и порока.
   Для Лил постепенно открывался ещё один прекрасный мир — мир сновидений. Каждую без исключения ночь она видела поразительно красочные сны. И если раньше она не могла даже частично их вспомнить, то, немного повзрослев, она заметила, что этот туман развеялся. Живые картины сновидений отчётливо впечатывались в память, она помнила все детали, запоминала лица, события, которые с ней происходили во снах. Волшебный мир Морфея завораживал её. Сначала это были бессознательные красивые сказки, которые рисовала её фантазия, но вскоре её разум стал пробиваться сквозь тёмные шторы подсознания.
   
   Однажды она гуляла по мягким облакам, над ней раскинулись звёзды, а впереди лежал сложный хитроумный лабиринт. Она почему-то знала, что в конце этого лабиринта её ждала какая-то награда, своеобразный приз, нужно лишь пройти по хитроумно выстроенным коридорам. И она вошла в эти тоннели, лишённые крыш. Дорожка была выстлана коврами трав и цветов, стены из синего бархатного тумана успокаивали и ласкали глаз. Она долго шла по лабиринту, касаясь своими руками углов на поворотах, и вот её ладонь почувствовала холод камня. Впереди был мрачный, совсем не дружелюбный, а скорее пугающий проход. Но она не привыкла отступать.
   Чем дальше шла Лил, тем темнее становились коридоры, мрак ледяной змеёй заползал к ней в душу, подбирался к самому сердцу, которое уходило в пятки. Она хотела бежать без оглядки назад, но рванула вперёд. Она прорывалась сквозь липкую паутину, вязкая грязь хлюпала под ногами, но остановиться она не могла. И вот когда, казалось,  эта тёмная бездна сожрёт её навсегда, впереди забрезжил свет. Она вышла из темноты в сухую безжизненную пустыню, увидела сухое корявое дерево прямо перед собой и застыла, заворожённая ярким светом, исходящим от его подножья. Лил подошла и взяла свою награду — золотое яблоко. Она просияла улыбкой, очарованная красотой этого плода, и, не задумываясь, откусила добрую половину волшебного фрукта. Волна света и любви разлилась по всему её телу, она почувствовала бесконечную радость, всеобъемлющее счастье и всепоглощающее ощущение наслаждения. Жизнь во всей своей красе раскинулась перед ней. Нет, раньше она не жила по-настоящему, она была мертва до этого момента, и вот сейчас действительно ожила. Она вдыхала полной грудью эту красоту и смотрела на недоеденное расчудесное яблочко. Девочка без промедления проглотила оставшуюся половину. . . и мир рухнул. Горечь обожгла её губы, ей стало тошнотворно противно и ужас вкрался в её сердце. Она захотела закричать, но крик, как пойманная в клетку птица, лишь бился в её груди, не в силах вырваться наружу. Пред ней возник мерзкий лик смерти и бездонные дыры вместо глаз. Но потом мгновенно пришло осознание того, что она спит и это всё лишь ночной кошмарный сон. Она почувствовала власть над всем окружающим её миром и тут же в клочья разорвала, будто бумажку на мелкие кусочки, противную картину и ненавистный взгляд, похоронив всё это так глубоко, насколько это было возможно. И вот она сидит на мягком приятном и комфортном облачке, солнце играет зайчиками, а глаз ласкает огромная яркая радуга. Ей стало легко и хорошо.   
   Тогда ей было 7 лет, и с той ночи она ни разу не видела обычных снов. Закрыв глаза, она попадала в своё огромное сказочное царство грёз. Лил больше не смотрела на мир Морфея бездумно, теперь он был полностью в её власти, и она каждую ночь становилась творцом своего неповторимого и уникального мира, полного чудес и волшебства.   


Рецензии
Перед тем, как писать рецензию, перечитал ещё раз эту главу и обнаружил удивительное отличие реального текста от моих воспоминаний, оставшихся от первого прочтения:
1) остаточная картинка главы "Начало" в памяти - довольно проходное введение, в котором читателю представляют будущую главную героиню Лилию. В небольшой главе охвачен большой отрезок времени (от рождения до 7 лет), абстрактный город, абстрактные родители, философское описание юных лет и особенно яркие сны. Загадочно-красочные сны, которыми Лил научилась управлять. Пожалуй, - это всё, что осело в памяти с первого раза.
2) Читая повторно, я обратил внимание на забытые эпизоды - черты характера Лилии (ум, любознательность, смелость и настойчивость); намерения "Ворона-искусителя" использовать это во зло, а также внутреннее противостояние целомудрия и порока в душе героини; сюжет судьбоносного сна с яблоком.
3) Внимание, вопрос! Почему так произошло, что важные и хорошо рассказанные моменты не задержались в голове читателя при первом прочтении?
Возможные версии, на мой взгляд, таковы:
а) Сработал "Эффект края", как у Штирлица в фильме - лучше всего запоминается начало и конец главы.
б) Отсутствие смысловых мостиков между разноплановыми блоками повествования: есть пара мест, где автор закончив рассуждать на одну тему, резко переходит к совершенно иному вопросу. Например, после рассказа о Вороне и развитии внутреннего "сада целомудрия и порока" происходит немотивированный переход к теме сновидений. Глава заканчивается сознательным управлением снов, вот и оседают в голове начальная "анкета" героини + сновиденческие практики. А середина, не привязанная логически к краям главы - забывается. Обидно.

Вывод: второе прочтение понравилось больше. Но, чтобы читателям нравилось с первого раза, было бы неплохо придумать логические переходы (с помощью метафор или крылатых фраз) между всеми смысловыми блоками.

С уважением,

Братья Денисовы   17.06.2013 02:43     Заявить о нарушении
Чуть не забыл! Мне показалось, что в двух местах вкрались "стилистические неровности":
1) ...в конце этого лабиринта её ждала какая-то награда, своеобразный презент... - слово презент не слишком хорошо ложится в торжественно-возвышенное описание чарующего сна. Презент, бонус, дисконт - слова неподходящие в данном контексте. Я бы рискнул заменить "презент" на "приз". Но решать, конечно, автору :)
2) ...мрак ледяной змеёй заползал под занавеску её тела... - признаюсь, я не совсем понял эту метафору с "занавеской". Буду признателен, если вы расшифруете смысл этого словосочетания (занавеска её тела).

Если мои замечания покажутся вам слишком суровыми, их можно удалить.

С уважением,

Братья Денисовы   17.06.2013 02:52   Заявить о нарушении
Признаюсь, даже не ожидал такого развёрнутого и глубокого анализа вступления - премного благодарен. Для меня очень важным оказалось мнение о первом и втором прочтении текста. Редакция, тем более крупной формы, дело разумеющееся, и в этом вопросе Ваш совет очень ценен. Спасибо.

Анафема   17.06.2013 12:54   Заявить о нарушении
...мрак ледяной змеёй заползал под занавеску её тела... - имеется ввиду проникал к ней в душу, а тело, пусть даже во сне - всего лишь занавеска, видимая глазу, незначительная вуаль, за которой скрывается суть человека.

Анафема   17.06.2013 13:00   Заявить о нарушении
Ваша расшифровка открыла для меня глубокую и элегантную мысль! Жаль, что в тексте она потерялась за куцым словосочетанием...

Братья Денисовы   17.06.2013 22:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.