07-10. Из окна поезда

Заканчивался трудный для России 1999 год, в течение которого в стране взрывались дома, менялись правительства и  росли цены. Продолжалась так называемая Перестройка. 

    Как не случайно на нашем жизненном пути появляются новые люди, так и обстоятельства, при которых это происходит, не случайны. Любое внешнее событие  несет для нас какое-то указание судьбы. У любимого мною автора занимательных книг Карлоса Кастанеды «даже сухой лист не просто так падает к ногам» его героя! Пару дней назад в Петербурге в результате специально организованного взрыва упал не лист, а голова одного из главных действующих лиц городского Законодательного Собрания (ЗАКСа) – депутата Виктора Новоселова. Взрыв произошел в его личной машине, когда она утром повернула с улицы Фрунзе на Московский проспект, - точно по пути моего  ежедневного движения к месту работы… 

     Трудная жизнь у наших петербургских депутатов: сначала убили Галину Старовойтову, теперь – Виктора Новоселова. На последнего в 1993 году уже было совершено одно покушение, с тех самых пор он, лишившийся тогда ног, жил и работал в инвалидной коляске. Как утверждают петербургские «Вести», этот депутат больше всех радел за народную судьбу. Московские «Вести» рисуют его портрет другими красками: он был крупным предпринимателем и человеком, «который слишком много знал»! Чего именно, не уточняют.   

Что думаю об этом событии я? Ничего. Я просто пережевываю чужие мнения, услышанные через средства массовой информации. Мои мнения питаются только слухами, а значит, гроша ломаного не стоят. В ЗАКСе Новоселов противостоял «яблочникам» и поддерживал нашего губернатора. Кстати, похоронят его на нашем старом Новодевичьем кладбище, где похоронен Некрасов и стоит мой «Бронзовый Христос» - простых смертных там давно уже не хоронят. 

    Про политические игры нынешней осени можно рассказывать бесконечно. Между предвыборными блоками идет страшная битва с выбрасыванием на всеобщее обозрение всевозможной неприглядной информации о противнике.  Какая сторона врет больше, а тем более, какая из них менее грешна – определить невозможно. В выборе своих симпатий я пользуюсь единственным типично женским инструментом – своим внутренним голосом. Он у меня, почему-то, не верит тем, кто внешне производит впечатление разумных и выдержанных, то есть «яблочникам». За эту партию  мне не хочется голосовать. Как и за странную партию Жириновского.

    Есть предчувствие, что победный этап войны в Чечне скоро разразится катастрофой. Очень жаль Путина: его могут легко продать все, начиная от Президента и кончая обывателями, симпатии которых недолговечны. Вчера мы впервые услышали громкий - на всю державу, плевок в сторону сначала Владимира Яковлева (учитывая всегдашнюю нелюбовь Москвы к нашему городу, это закономерно), а потом и в адрес Примакова. Последнее удивило. Нет ничего святого в Отечестве! Впрочем, и сам Примаков уже активно рвется к власти, чем несколько упал в моих глазах. Ни один, побывавший наверху, не смог отказаться от желания власти. Ни один.

   Теперь рассмотрим события меньшего масштаба: обстановку на моей работе – в типичном для нашего времени маленьком ЗАО, собравшем под свое крыло бывших советских инженеров.

Если летом (под влиянием затмения что ли?) на меня накатила волна тщеславия и карьеризма, то в данный момент я как к карьере, так и к обстановке на работе  равнодушна. Странное ощущение: я работаю на них, но не с ними. Почему так случилось? Стену лбом не прошибешь:  у господ свои нравы, а у меня свои. Может, мне на  роду написано всегда кому-то исполнительно прислуживать? Да, не все ли равно, кто я здесь!  Меня «послали» в эту организацию, чтобы я продолжала заниматься своим главным делом – наблюдать, думать и писать книгу. Все прочее мне не положено, как не положено быку, который не Юпитер.

   Давно заметила, что судьба всегда удовлетворяет все мои насущные нужды, но избытка не дает никогда. И не надо. Кстати, когда ни на что не претендуешь и не планируешь, а тихо и старательно делаешь то, что тебе назначено текущим мгновением, получается гораздо лучше.

     Нас всех неправильно воспитывают. С детства нам прививают представления  о справедливости и учат всему давать оценку – «хорошо», «плохо». Между тем, справедливость – это понятие не человеческое, не нашему уму судить, что для нас справедливость, а что произвол, поскольку мы даже не знаем, что для нас есть благо, а что - вред. А у природы плохой погоды нет. Мы просто пассажиры поезда, идущего по времени, мы наблюдаем из его окон  картинки, одни из которых нам нравятся, а другие нет. Вся жизнь состоит из набора разных картинок, причем абсолютно равноценных. Только наш ум дает им оценку и, ладно бы, – сиюминутную, как у животных, - нет, он еще и помнит свой прошлый опыт, перенося старые эмоции на новые события, сравнивает, воображает и  творит себе искусственные страдания!

   Ум - наше несчастье, хотя и необходимый инструмент сознания. Я, наконец, поняла смысл библейского мифа о первородном грехе: вкусив плод с дерева познания добра и зла, мы научились думать, делать оценки, строить собственные теории о справедливости, и это стало причиной наших страданий. Вот оно - изгнание из Рая, в котором  человек не думал, а просто жил.

   Просто жить мне сейчас помогает православие. Очередной дочкин реферат по древнерусскому искусству, в котором я приняла непосредственное участие, помог мне почувствовать нашу родную культуру через то, что я действительно люблю - архитектуру и живопись. Сейчас, когда стране плохо, меня решительно не тянет на чужие культуры - ни на Восток, ни на Запад. Я люблю наше – русское. Для того, чтобы что-то любить, надо, как минимум, это «что-то»  знать: читать русских философов и изучать русское искусство, а они, как ни крути, целиком выросли из православия.

   Когда-то я много читала  о религиях Востока, познавая  их истины через практику йоги. Что прошло через твое тело и личный опыт – становится твоим. Может быть, поэтому я так любила Восток?  Я давно уже не читаю индийских философов. Время стало другим. Я живу в России - моей России. Мне не все равно, что в ней творится. Право судить мы приобретаем, только хорошо зная предмет, о котором идет спор – зная свою историю. Наша история тысячу лет была тесно связана с православием. Русскому человеку необходимо  его узнать, прежде, чем с головой уходить в другие учения. Только хорошо узнав предмет, можно делать выбор. Главное, не путать христианство с христианами, на чем я не раз обжигалась. Основная масса наших христиан абсолютно безграмотна, они живут не умом, а сердцем, а еще чаще -  животом. Поэтому и на христиан надо смотреть так же, как на виды из окна мчащегося по времени поезда - не оценивая и не осуждая.

     От описания  внешних событий плавно перехожу к анализу себя. Православие учит меня тому, чему я всегда резко противилась - равнодушию. Сами христиане называют это смирением. Конечно, христиане не равнодушны, но, пожалуй, бездеятельны. Они все предоставляют Богу. И правильно делают. В моем случае, все мои несчастья происходят из-за того, что я не могу заставить себя остаться в стороне от любого события: влезаю в него с головой и начинаю выискивать в нем свою личную позицию, а она противоречива. Я начинаю высказываться, действовать  и переживать. Я обижаю и обижаюсь,  ошибаюсь, работаю с надрывом и на пределе возможного, что, в общем-то, никому не нужно - ни делу, ни другим, ни мне самой.  Жизнь показывает мне череду картинок, а я, высовываясь из окна поезда, пытаюсь их перекрасить на ходу, не имея для этого должного умения. А христианин в вагоне этого же поезда их смиренно созерцает, приговаривая: «на все Воля Божья»! Зато, когда по вагону проходит нищий и просит о помощи,  христианин подает ему, а я, вперившая свой взор в окно,  нищего не замечаю.

   Наша Чесменская церковь, куда я опять стала похаживать, есть как раз то, что мне нужно: здесь вся служба укладывается в полтора часа, а у священников нет лишней минуты на долгие разговоры с исповедующимися - на «философию». В храме собираются не для разговоров, а для совместного участия в непрерывном и торжественном ритуале «предоставления себя Небесам» - без объяснений и навязывания своего взгляда. Я ухожу из храма тихая и умиротворенная, держа в голове единственную мысль - доверяйся, цени, что есть, принимай с миром, не рыпайся! На какое-то время со мной можно разговаривать.

Когда я «равнодушна», от меня пользы больше. Когда я не планирую, а только адекватно отвечаю происходящему – мои дела  складываются более удачно. Когда я смотрю на своих родных, друзей, коллег и собеседников так же спокойно, как когда-то смотрела на  своих посетителей, пришедших на прием в администрацию района,  они меня уважают и ценят. Я просто выполняю свой долг, как это положено:  не высказывая своего мнения и не делая того, о чем  меня не просят.

  Православие (настоящее, умное православие) тоже не требует от нас страстно любить, но только исполнять свой долг, как положено. А как положено? Относясь к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Разве я не сержусь, когда к моим действиям относятся излишне страстно, навязывая мне чей-либо собственный взгляд на мою выгоду и мое счастье? В настоящий период жизни православие - это то, что мне больше всего нужно. И чем оно менее интеллектуально подается, тем для меня лучше!
   
   Наступил ноябрь - темный, холодный, мокрый и мрачный. Для всех – самый ужасный месяц.  А я люблю  ноябрь. На работу и с работы я  по-прежнему пробираюсь  по темным - ни фонаря вокруг - пустынным аллеям Парка Победы. Рискованно, конечно, все мои коллеги давно уже ходят вокруг - по проспекту. А мне жаль лишать себя последнего осеннего удовольствия. Листва почти вся облетела, кое-что осталось только на кустах, которые отражаются в еще не замерзшей воде прудов, создавая удивительно живописные виды. Вокруг тихо, безлюдно. Мне уютно, несмотря на непогоду; может быть, даже благодаря непогоде. Парк все равно удивительно красив в этих сумерках: так приятно пахнет прелый ковер желтых листьев под ногами, а трава все еще зеленая. И утки на пруду все так же плавают стайками. Под зонтом приятно слушать шум дождевых капель и наслаждаться последними днями осени.


Рецензии