Первый раз - в первый класс

     Сегодня 1 сентября 2018 года. Первоклашки впервые сели за парты. Им предстоят долгие годы учёбы в школе - одиннадцать лет. Особенный настрой этого дня увлёк меня в воспоминания о моём походе в первый класс в 1947 году.

О том, что есть школа я узнала в 1946 году. Двоюродные брат и сестра – дети тёти Насти, ушли первого сентября этого года в школу. Она находилась в селе Тунгусово, Томской области. Лёня и Галя были старше, чем я. А меня  в школу не пустили родители, так как мне шёл шестой год. Я сидела на подоконнике, видела в окно, как дети шли мимо нашего дома в школу, и плакала. «Ты ещё маленькая, тебе рано в школу идти. Куда тебе в школу? Тебе только пять лет ещё. Не плачь! На следующий год ты пойдёшь в школу, если будешь вести себя хорошо», - успокаивала меня мама. К вечеру я о школе уже забыла. Потом пошли обычные дни. Галя и Лёня Шалины приходили к бабушке после уроков, и мы играли во дворе.

На следующий год мне исполнилось шесть лет. И я опять просила маму, чтобы отпустили меня в школу. Мама поговорила с учительницей первого класса обо мне. «Пусть приходит в первый класс, посмотрим», - разрешила учительница. И вот, нарядив меня в белую блузку и короткие шорты на лямках, на ногах были сандалии, мама отправила меня в школу первого сентября 1947 года вместе с двоюродной сестрой, Галей.

Начальная школа находилась в двухэтажном деревянном здании, в конце улицы. Внизу, под горкой была согра. На болотистом месте осенью краснела уже клюква на кочках. Дети толпились в школьном дворе. Галя оставила меня, а сама ушла в другое здание школы. Там учились дети из среднего звена. Прозвенел звонок. Учителя вышли во двор и увели своих учеников по классам. Наш класс находился на первом этаже, вход слева. В нём стояли парты, деревянные скамейки, учительский стол и стул. А у двери была большая печка.

 Я пришла первый раз в первый класс. Он оказался и последним в том году.
На уроке учительница рассадила всех по своему усмотрению и начала объяснять детям, что можно и что нельзя делать во время урока. Она сказала:
- Урок будет продолжаться 45 минут. Из класса выходить после звонка по моему разрешению. Если хотите о чём-то спросить во время урока, то поднимите руку. На уроке не вертеться, не разговаривать друг с другом, не баловаться. Тех ребят, кто будет плохо себя вести, я буду наказывать. Буду ставить в тот угол. (Она показала рукой угол, что был против печки). А если это не поможет, то будете стоять в углу на коленях, на горохе», - сказав всё это, учительница сделала строгое лицо. Как только учительница навела страху на детей, я тут же подняла руку и спросила:
 - А скоро урок окончится?
 - Урок окончится, когда прозвенит звонок, - ответила она.

 Учительница вводила первоклассников в курс дела, я слушала её, поднимала руку, много раз задавала один и тот же вопрос, пыталась узнать, скоро ли окончится урок. Я спрашивала её об этом, так как урок, казалось мне, длился вечно, и я сильно устала сидеть за партой без движения. После звонка с урока она разрешила нам выйти во двор поиграть, но ещё сказала, что на урок нельзя опаздывать, а то она накажет опоздавших ребят, поставит в угол, который был у входной двери.

 Все дети побежали во двор. Я, проходя мимо угла, представила себя, как стою в углу на коленях, на горохе, и быстро побежала во двор, потом - за школьные ворота. Я помчалась по дороге домой. Моё желание ходить в школу пропало навсегда. Бежала домой я по ближней лесной тропинке прочь от школьных знаний, не ведая о том, что придёт время, и сама буду  отдавать свои знания иностранного языка ученикам и студентам на протяжении 36 лет.
 
 Недавно я в Интернете прочла об этой школе в Тунгусово из истории села. Эта школа была сначала в деревне церковно – приходская, в которой было 4 класса. Обучались дети законам божьим,  школьников было много, но учитель был один (Кузьма Ефимович Трифонов). За непослушание детей голыми коленями ставили на горох, гречку, они сильно въедались в тело. Каждое воскресенье из соседнего села, из Колбинки, приезжал поп. В школе не только учились, но и молились, венчались. Но в моё время дети в школе только учились.

 Кузьма Тимофеевич был любимым учителем моего папы, Иванова Павла Степановича. Я слышала рассказ папы о том, как на уроках труда учил Кузьма Тимофеевич учеников столярному делу. Эти навыки позднее пригодились папе в жизни. Я видела, как он всю мебель в доме смастерил своими руками.

Много лет спустя, я приехала в село Тунгусово, посетила школу, в которой я научилась писать и читать, подарила одну из моих книг.

Фото из семейного архива. Автор и директор школы.
 


Рецензии
Алефтина Павловна, здравствуйте! Приятный рассказ. Пишет Вам внук упомянутого Вами учителя Кузьмы Ефимовича Трифонова. Действительно, моя бабушка, когда я неслушался, тоже ставила меня в угол, и рассказывала что раньше детей ставили еще и на горох.
Моя бабушка Скворцова Лидия Михайловна (1894 г.р. впоследствии вторая жена Кузьмы Ефимовича)приехала в с.Тунгусово в 1920 году и два года заведовала местной школой.
Мой же дедушка Кузьма Ефимович (родился в 1881 году в селе Семиозерка в 11 километров от Казани)и видимо учительствовал в тунгусовской школе с момента ее основания, но до какого года я не знаю.
В 1912 году в с.Тунгусово у него родился старший сын Николай ( в 1941 году убит в разведке у с. Хотомля Харьковской области).
Знаю, что у моего дедушки от его первой жены был еще и сын Виктор.
Но о судьбе его первой жены (не знаю даже ее имени) и сына Виктора мне ничего не известно.
Прошу сайт проза.ру и Алефтину Павловну извинить меня за "не совсем рецензию"
С уважением, Трифонов Владимир Юрьевич, г. Ялта.
П.с.
Потом в школе наш учитель математики Семен Никифорович (он тоже был дедушкиным учеником в сороковые годы, тогда мой дед уже преподавал математику в школе под Казанью, в которой вполедствии учился и я) напоминал нам неслухам,что Кузьма Ефимович на его месте не допустил бы пускание "голубей" в классе, используя угроз длинную гибкую линейку.
Кстати, маленького Леву Толстого его домашний учитель тоже ставил в угол....

Владимир Трифонов   25.01.2015 13:31     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо. Даже представить себе не можете, как я рада Вашему появлению на моей странице. Надо осмыслить Вами написанное. Не теряйтесь. Зайду на Вашу страницу завтра. У нас уже позднее время. С уважением, Алифтина Павловна.

Алифтина Павловна Попова   25.01.2015 19:44   Заявить о нарушении
Владимир, зашла на страницу, а там только значится одна рецензия. Что-нибудь напишите и загрузите. Мой папа и его братья и сестра учились у Кузьмы Ефимовича. А я была вместе со всеми детьми и учителями первый раз на кладбище. Училась во втором классе, если мне не изменяет память.Где-то весной или осенью 1949 года.Всего Вам доброго. Заходите почитать про жизнь в Тунгусово "Из города предков - в родное село". Там ряд моих рассказов. Алифтина.

Алифтина Павловна Попова   26.01.2015 09:41   Заявить о нарушении