Вдвоём веселее

                Вдвоём веселее

      В первый класс я пошла в Тунгусовскую школу, когда исполнилось семь лет. У меня уже был до этого опыт одного урока, проведённого в первом классе в прошлом году. Это было, когда я после шести лет пошла в школу. Учительница сказала маме: "Пусть приходит, посмотрим, что получится". Она проводила на первом уроке беседу с детьми, сказала о том, что тех учеников, кто плохо себя ведёт, она будет ставить в угол на колени, а особенно непослушных поставит на горох. А те ученики, которые опоздают на урок, будут тоже стоять на коленях. После первого урока, проходя мимо этого угла, я представила себя стоящей на горохе. Вышла из школы и сбежала домой. Вообще больше в школу не просилась у родителей. Бежала, бежала от школы - только пятки сверкали. Не знала я в то время о том, что судьба свяжет крепко меня с ней. 36 лет я учила детей и студентов немецкому языку. Отличник народного просвещения РФ.

И вот я опять первоклассница. Учителем был Владимир Владимирович. Про угол и горох он ничего не говорил ученикам. Мы учились в первую смену. Приходилось вставать рано, после завтрака бабушка одевала меня и отправляла в школу, куда я ходила без особого восторга. Утром было еще темно, когда выходила из дома. Родители в школу детей не провожали в те годы, так как сами рано уходили на работу. Порядки были строгие, опаздывать взрослым было нельзя, так как за это давали срок. Сначала я в школу ходила одна. Страшно было идти в темноте.

Особенно было страшно идти зимой мимо колхозного амбара, стоявшего на сваях, так как под полом амбара чернели пустоты. Я уже слышала дома от взрослых много рассказов-страшилок, поэтому боялась проходить это место. Казалось, вот-вот кто-то выскочит из темноты. Зимой, когда я выходила из дома рано утром, было ещё очень темно. Часов в доме не было, как и электрического света. В какое время ученики проходили мимо нашего дома, я не видела.


В ноябре, когда снег лежал прочно на дороге, я надевала лыжи и шла на них в начальную школу, которая находилась в конце длинной улицы. На лыжах быстрее можно было дойти. Год назад папа смастерил мне лыжи и научил на них ходить.  Больше ни у кого из детей не было лыж, поэтому я шла по зимней дороге на лыжах одна. По дороге в школу я заходила за своим первым учителем Владимиром Владимировичем. «Ему, наверное, тоже страшно идти в школу одному, вдвоем будет веселее»,  - думала я, оставляя лыжи у ворот его дома.  Дверь открывала мне мама учителя.
   - Владимир Владимирович дома? – спрашивала я.
   - Дома, дома. Проходи, Аля! Он сейчас встанет, - говорила она, усаживая меня на скамейку, которая стояла рядом с русской печкой, у двери.
 - Владимир, вставай! Уже Аля зашла за тобой.

Из комнаты выходил заспанный учитель. Это был совсем молоденький паренёк. Наверное, только что окончил десять классов. Он умывался, одевался, завтракал, и мы шли в школу. Она была почти  рядом с его домом. Я шагала на лыжах,холщовая сумка, сшитая мамой из мешка, висела на одной лямке за спиной. Учитель шёл рядом со стопкой книг и тетрадей в руках. Владимир Владимирович – имя первого учителя осталось в моей памяти. С улыбкой вспоминаю сейчас, как я заходила за ним в школу.   Однажды, когда мы вышли из его дома, он сказал мне, чтобы я больше за ним не заходила, так как ещё очень рано, когда я захожу, так как он ещё спит в это время. 

Иногда заходила за соседом-одноклассником Гансом. Он жил в доме через дорогу от нас. Но он часто не ходил в школу. Его мама одна воспитывала двух детей, работала в колхозе. И семья в столь трудное послевоенное время нуждалась в одежде, нечего было есть. Иногда я возвращалась домой, просила у бабушки еду для Ганса. Тогда мы оба опаздывали на первый урок. В угол Владимир Владимирович никого не ставил, меня и Ганса не ругал.

 Во втором классе появилась подружка Маруся Аксиненко. Их семья приехала из другого села, поселилась в соседнем доме.  Мы с Марусей договаривались, когда выходить из дома, ожидали нашу одноклассницу Надю Огребо. С подругами было веселее ходить в школу.

 Владимир Владимирович летом уехал из села, вероятно, поступать учиться. Во втором и третьем классе учила нас молоденькая учительница. Три года я училась в Тунгусовской школе. Папа от незаживающих после фронта ран умер, мама, я и моя годовалая сестрёнка, Валя, уехали на Алтай.

Прошли десятки лет, когда я приехала в родное село отца, в Родительский день, чтобы посетить могилы родных. На кладбище к нам подошла женщина, попросила моего двоюродного брата, проводить её к могиле сына. Снег глубокий лежал повсюду в конце апреля. Север Томской области. Вот он и пошёл протаптывать дорогу. Да пока поминальный стол накрыли они, пришлось долго его ждать.

На обратном пути остановили нас жительницы села со своими разговорами. Возвращалась с кладбища и пожилая женщина, подошла к нам. Поговорили о том о сём, разошлись. Женщина направилась к дому, знакомому мне своим видом, но время поработало над деревом, поэтому дом казался очень старым. Знакомые были ворота, но вспомнить, кому принадлежал этот дом я не смогла.

Я спросила жену брата о том, кто эта женщина. Брат привёз жену из соседней деревни, поэтому точного ответа она мне не дала. Сказала только: "Не знаю её фамилию. Да там сын её похоронен. Учителем в школе работал, потом выучился на лётчика. Лётчиком был, а когда заболел, так домой приехал".

Вернулась я домой, в Мариинск. Не сразу, а через какое-то время, проснулась однажды утром и вдруг услышала голос из детства: - Владимир, вставай! Уже Аля зашла за тобой". Поняла, что эта женщина была мама Владимира Владимировича. Жаль, что сразу не определилась, а то бы и я память моего первого учителя почтила у его могилы.

Фото автора. Дарю школе, в которой я окончила первые три класса, свою книгу, село Тунгусово, 2011 год.
 
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.