ТОРТ

- Сынок, а кого ты хочешь пригласить завтра на день рождения? – спросила из кухни мама.
Я растерялся. Мы полгода назад приехали в этот посёлок и я, конечно, уже подружился с местными пацанами и готов был пригласить весь посёлок, но даже в канун своего всего лишь двенадцатого дня рождения я понимал, что это невозможно, что нужно пригласить самых-самых. А как выбрать «самых пресамых»?

- Нууу... это... Вовку, Юрку, Кольку, Вальку, Альку, Генку, Ваську, Сашку... А что, можно, да? – внезапно смысл вопроса дошёл до меня полностью и я помчался из комнаты в кухню.

Мама, как всегда, хлопотала у плиты. Она в шутку называла кухню «горячим цехом», а мы: папа, дедушка, старшие сестра и брат и я всегда с нетерпением ждали – что же вкусненького на этот раз приготовила нам мама?

- А что, можно? – опять переспросил я, не веря своим ушам.

- Можно! Только не с утра. Давай часов на шесть вечера пригласим. Я картошки наварю, котлеток нажарю, салатов парочку. Папа купит лимонада несколько бутылок, а кому не нравится лимонад, тот квас пить будет, он как раз к завтрашнему дню поспеет.

- Мам, а пирог? Пирог будет?

Мама тяжело вздохнула:

- Не успею я пирог испечь. Я уже об этом думала. Может, эклеров купить? – она посмотрела на меня, как бы в ожидании совета. А что я мог сказать? В поселковом магазине ни эклеров, ни других пирожных отродясь не бывало. И я честно ответил:

- Не знаю!

- Ну и ладно, папа придёт с работы и вместе мы что-нибудь придумаем.

Папа пришёл на обед, как всегда, энергичный и весёлый. С видимым удовольствием съел тарелку борща и выпил компот из черешен, а потом вдруг сказал:

- Надюша, я тут вот подумал, что у Витьки завтра день рождения и надо бы его приятелей пригласить, пусть поздравят, а то он у нас робкий, сам не додумается.

Мама рассмеялась:

- Мы с Витей уже всё обговорили. Вернее, всё, кроме десерта!

- Правда? – обрадовался папа, - а что с десертом? Какая тут заковыка?

- Да вот... Пирог я испечь не успеваю, поэтому надо бы завтра с утра съездить в город за эклерами. Съездишь?

Папа огорчённо вздохнул:

- Нет, завтра никак не смогу. Только к вечеру освобожусь, да и то не уверен. А зачем эклеры? Какие такие эклеры? Не знаю никаких эклеров! – папа решительно хлопнул ладонью по столу,- Торт! Только торт! И большой торт!

Торт! У меня радостно заколотилось сердце. На Дальнем Востоке мы о торте и думать не смели, обходились вкуснейшими мамиными пирогами, да и здесь, на Украине, родители не очень нас баловали магазинными сладостями, только изредка покупая эклер или трубочку. А тут целый торт!

- А кто за тортом поедет? Дедушка приболел, Люда в городе, Вова экзамены сдаёт, а мне некогда.- огорчилась мама.

- А Витька на что? Здоровый лоб вымахал, уже двенадцать лет стукнуло. Почти стукнуло! – папа потрепал меня по голове, - Справишься?

У меня захватило дух – мне разрешают одному ехать в райцентр! Ещё бы не согласиться! Только я не смог сказать «да» из-за нахлынувших вдруг чувств, а лишь кивнул головой – конечно справлюсь!

- Вот и отлично! Мать, выдели сыну пять рублей, а ты, Витька, заведи часы на шесть утра, иначе проспишь автобус!

- Пять рублей! – мысленно ахнул я. В шестьдесят восьмом году пять рублей были весьма значительной суммой, а для двенадцатилетнего пацана, можно сказать, астрономической!

Мама пошуршала руками в шкафу и вручила мне пятирублёвую бумажку:

- Не потеряй!

Вечером я оббежал весь посёлок, предупреждая пацанов о предстоящем празднике.

Перед тем, как лечь в кровать, я бережно разгладил банкноту и положил её на стол у изголовья и завёл будильник на шесть утра.

Не спалось, а тревожно думалось, что сейчас налетит ветер и пять рублей унесёт сквозняком в открытую форточку. Поворочавшись около часа, я захлопнул форточку, несмотря на очень тёплую ночь, и вскоре провалился в тяжёлый сон. Мне приснилось, что в комнату зашла кошка и начала играть деньгами, жестоко раздирая их своими когтями. Я проснулся в поту и включил в комнате свет – деньги лежали на своём месте! Что бы больше не искушать судьбу, я засунул пять рублей под подушку, открыл форточку и, наконец, крепко заснул.

Разбудил меня... водитель автобуса:

- Витёк, вставай, а то и царство небесное проспишь!

Будильник валялся на полу и показывал двадцать минут седьмого! Меня смело с кровати:

- Дядя Ваня, я щас, одну минуточку только!

Я впрыгнул в одежду, схватил на кухне авоську, а пять рублей бережно положил в нагрудный кармашек.

Спасибо папе, он предупредил шофёра Ивана, который жил с нами в одном подъезде, о моей поездке в город.

Служебный автобус ходил в город три раза в день. В шесть пятнадцать он отправлялся потому, что многие работали в областном центре и им необходимо было успеть на электричку.

Тётя Валя, жена шофёра подробно меня проинструктировала :

- В магазинах тортов нет, даже время не трать. К восьми часам зайди в привокзальный ресторан и закажи у них торт, они за два-три часа его соорудят.

Я целый час слонялся по перрону в ожидании открытия ресторана. Хотелось спать и есть. И непонятно, чего больше.

В начале девятого двери открылись. Дебелая тётка преградила мне дорогу:

- Пацан, тебе чего?

Я, сбиваясь и заикаясь от волнения, кое-как объяснил о поставленной перед рестораном задаче.

- Та тю на тебя! – всплеснула руками тётка, - Мы этим никогда не занимались. Тебе нужно на первую станцию, у них торты точно под заказ пекут! Но они с полдесятого работать начинают.

Райцентр – крупный железнодорожный узел и имеел два вокзала. От второго до первого вокзала не очень далеко, около четырёх километров. Поблагодарив тётку, я пошёл пешком, разумно рассудив, что всё-равно на первом вокзале ещё делать нечего да и пятачок для городской автобус совсем не лишний в моём пацанском бюджете.

Я притопал к самому открытию и объяснил очередной тётке, которая оказалась по совместительству главным кондитером, суть моей проблемы.

- А на какую сумму ты, мальчик, рассчитываешь?

После всех «за» и «против» мы сошлись на цифре в три рубля пятьдесят копеек.

- Только учти, мы не делаем круглых тортов, а только прямоугольные и коробка будет не от торта, а от чего-нибудь, что найдём. – предупредила «торторша», - Приходи к часу дня.

Я заплатил деньги и больше трёх часов просидел в зале ожидания, утолив голод булочкой с изюмом.

В час дня «торторша» вынесла в зал коробку из-под сапог и открыла крышку: красавец-торт, весь в розочках и в цифре «двенадцать» занимал ровно половину коробки!

- Смотри, мальчик, - проинструктировала меня кондитерша, - мы специально положили торт на край коробки, чтобы максимально исключить возможность его скольжения внутри коробки. Мы сейчас так обвяжем коробку шпагатом, чтобы край с тортом, когда ты возьмёшь коробку, всегда был немножко ниже пустого края.

Я внимательно выслушал инструктаж, аккуратно поднял коробку за шпагат и вышел из здания вокзала. Часы на перроне показывали начало третьего. Рейсовый автобус от второго вокзала отправлялся в три часа и у меня не было никаких шансов успеть на этот автобус пешком. Я впрыгнул в кстати подоспевшую электричку и через десять минут вышел у второго вокзала, благополучно избежав встречи с кондукторами.

День выдался очень жарким и я старался как можно больше находиться в тени деревьев, оберегая торт от солнечных лучей. Отложив тридцать копеек на автобус, на остальные деньги я накупил конфет. А что? Хоть и двенадцать стукнуло, а всё одно пацан!

В автобусе я удачно устроился, сев так, что любой контакт торта с пассажирами был совершенно исключён.

Автобус остановился на трассе в километре от посёлка и оставшуюся часть пути я прошёл пешком, важно неся коробку через весь посёлок и принимая поздравления от местных жителей. Дверь в квартиру неожиданно оказалась запертой на ключ.

В те времена люди жили более открыто чем сейчас. У нас на Дальнем Востоке замок вешался на дверь с открытой дужкой только лишь для того, чтобы показать, что хозяев нет дома. На Украине мы тоже были не особенно щепетильны и дверь почти всегда не была закрыта на замок. В крайнем случае, ключ всегда можно было найти у двери под ковриком.

Я пошарил ногой по коврику – точно, есть ключ! Я радостно нагнулся за ключом и вдруг услышал внутри коробки глухой стук. Сердце замерло...

Войдя в квартиру, я поспешил на кухню и дрожащими руками развязал шпагат. Страшнее в моей жизни я не видел ничего – торт, так многострадально приобретённый, так бережно принесённый к двери родной квартиры, разъехался на две части: верх с розочками в одну сторону, нижняя часть торта в другую.

Мама застала меня плачущим на кухне. Она посмотрела на торт и расхохоталась:

- Сын, было бы от чего плакать! – она проворно подхватила съехавшую часть торта широкой деревянной лопаточкой и водрузила её на место, - Вкусовых-то качеств торт от этого не лишился, розочки не помялись, а о том, что торт разъехался, мы никому не скажем.- и мама заговорщески подмигнула.

Сегодня, ровно через сорок пять лет я открываю вам эту страшную тайну. Имейте в виду, я открыл её только вам!

Да, а торт был просто невероятно вкусным!


17.06.2013
Рига


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.