Загадки поэтики Маленького Моцарта

                Трагизм и загадки поэтики "Маленького Моцарта".
                "Маленький принц" и "Маленький Моцарт".

                "- на моей планете по имени Земля -
                плакал Маленький принц..."
                (Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

                "Я знаю - мое дерево не проживет и недели.
                Я знаю - мое дерево в этом городе обречено.
                Но я все свое время провожу рядом с ним.
                Мне все другие дела надоели.
                Мне кажется, что это мой Дом.
                Мне кажется, что это мой Друг.
                Я посадил Дерево..."
                (В.Р. Цой)

                "Ночь, день -
                Спать лень.
                Есть дым -
                Черт с ним.

                Сна нет -
                Есть сон лет.
                Кино -
                Кончилось давно.

                Мой Дом,
                Я в нем
                Сижу -
                Пень пнем.

                Есть Свет,
                Сна нет.
                Есть Ночь -
                Уже уходит прочь..."
                (В.Р. Цой)

                "Один лишь Дух, коснувшись глины,
                творит из неё Человека..."
                (Антуан де Сент-Экзюпери "Планета людей")

                "Человек всегда "находит Путь,
                ведущий его к Огню"
                (Антуан де Сент-Экзюпери)

                "Вторая половина человеческой истории, подобная новому
                Сотворению мира, тоже начиналась в пещере. И животные
                были тут, потому что пещера эта служила стойлом для
                горных жителей у Вифлеема; там и сейчас загоняют скот
                на ночь в такие ущельица и гроты. Именно здесь, под землей,
                приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных
                гостиниц захлопнули перед ними дверь. Здесь, под самыми
                ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос.
                Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал
                странных, пестрых существ на стене мироздания;
                но Его рисунки обрели жизнь..."
                (Г.К. Честертон "Вечный человек")

                "Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и
                незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы
                сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни,
                дает смысл и смерти...
                Меленький Моцарт, как и все, попадет под тот же
                чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой
                низкопробных кабаков. Моцарт обречен...
                Мучительно не уродство этой бесформенной измятой человеческой
                глины. Но в каждом из этих людей, быть может убит Моцарт"
                (Антуан де Сент-Экзюпери "Планета людей")

                "Пути Пушкина и читателя разошлись" - пишет Я. Гордин,
                раскрывая душевную трагедию последних лет жизни поэта...
                Почти теми же словами описывают трагедию Моцарта его биографы
                и музыковеды. "Моцарт шел вперед сознательно, - читаем у
                Г.В. Чичерина, - Не гуляка праздный, не гениальный дурачок,
                не мелкий глупый мещанин, в которого якобы по странной
                аберрации природа всадила музыкальный гений. Нет, с полным
                кругозором гения он завоевал будущее сознательно. Параллельно
                с этим происходит скорбная трагедия: разрыв Моцарта с обществом
                и со вкусом современников. Разойдясь со своим веком,
                Моцарт пошел на верную гибель. Он избрал путь жертвы..."
                (Генрих Волков "Мир Пушкина")

                "Один из самых умных современных писателей, Альдоус Хекслей,
                тонкий ценитель музыки, верно замечает, что музыка Моцарта
                кажется веселой, на самом же деле грустна. То же применимо к
                поэзии Пушкина, духовно родственной гению Моцарта. Эту
                родственность Пушкин, по-видимому, и сам сознавал. Объяснение
                в обоих случаях - одно и то же. Художественное выражение
                грусти, скорби, трагизма настолько пронизано светом какой-то
                тихой, неземной, ангельской примиренности и просветленности,
                что само содержание его кажется радостным...
                Прав был все же Гоголь, признавший именно Пушкина образцом
                истинного русского человека. Именно характерное для Пушкина
                сочетание трагизма с духовным покоем, мудрым смирением и
                просветленностью более всего типично для русского духа.
                Его трагизм есть не мятеж, не озлобление против жизни,
                а тихая, примиренная скорбь, светлая печаль...
                "И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно
                не может"... Печаль Пушкина светла, потому что сердце его
                не может перестать гореть и любить.
                Какая нравственная красота!..."
                (С.Л. Франк "Светлая печаль").

"Маленький принц" как и "Маленький Моцарт" А. де Сент-Экзюпери, сопоставим с тем, что Есть трагизм в поэтике "маленького Пушкина" и "маленького Цоя", как "маленького", уединенного "мира Поэта", лишь внимательно вглядевшись, в котором можно увидеть, что как в нечто умаленном, "маленьком" отражается нечто величественное и Возвышенное, Вечное. Именно, что устремляя взор на великое (для мира сего), люди на замечают в человеке, поэте-музыканте, как нечто крошечное, изюменку-зернышко, из глубины которой раскрывается величественное и возвышенное, в своей кроткой и умиленной красе, Древо Жизни и Творчества Поэта...

Таково совпадение Образа: "Маленького Моцарта", "Маленького Пушкина" и "Маленького Цоя" - Образа и мелодии Уединенного в поэтике Моцарта, Пушкина и Цоя...

                "Все говорят, что надо кем-то мне становиться,
                А я хотел бы остаться собой.
                Мне стало трудно теперь просто разозлиться.
                И я иду, поглощенный толпой...
                Я, лишь начнется новый день,
                Хожу, отбрасываю тень
                С лицом нахала.
                Наступит вечер, я опять
                Отправлюсь спать, чтоб завтра встать.
                И все сначала..."

                "А я смеюсь, хоть мне и не всегда смешно,
                И очень злюсь, когда мне говорят,
                Что жить вот так, как я сейчас, нельзя.
                Но почему? Ведь я живу.
                На это не ответить никому..."

                "Я знаю - мое Дерево, может, завтра сломать школьник.
                Я знаю - мое Дерево скоро оставит меня.
                Но, пока оно есть, я всегда рядом с ним.
                Мне с ним радостно, мне с ним больно.
                Мне кажется, что это мой мир.
                Мне кажется, что это мой сын.
                Я посадил Дерево.
                Я посадил Дерево..."
                (В.Р. Цой)

                "Мама, я узнал свое Утро!"
                (В.Р. Цой)

                "Закрой за мной Дверь. Я ухожу..."
                (В.Р. Цой)

                (Наступающие тигру на хвост)
                "Если небо будет падать - кто подставит ладонь?
                Кто заменит тех, кто смертельно устал?
                У кого хватит сил поддерживать этот огонь?
                Кто сможет встать на место тех, кто упал?"
                (В.Р. Цой)

                "У меня есть Дом, только нет ключей,
                У меня есть Солнце, но оно среди туч,
                Есть голова, только нет плечей,
                Но я вижу, как тучи режет солнечный луч...
                И есть еще белые, белые дни,
                Белые горы и белый лед.
                Но всё, что мне нужно, -
                Это несколько слов
                И место для шага вперед..."
                (В.Р. Цой)

                "Я шепнул себе только: "Ура".
                Я промолвил всего лишь: "Вперед".
                И, когда наступила пора,
                Я сказал: "До свиданья народ".
                Я не думал, какой я боец.
                Я не ведал, какой я солдат.
                Но я чувствовал скорый конец,
                Сделав первый свой шаг...

                Это не песня...
                Это не подвиг...
                Это только лишь десять шагов
                По недолгой весне.
                Это не радость...
                Это не тайна...
                Только первые десять шагов
                К ближайшей войне..."
                (Вячеслав Бутусов)

                "И я вернусь Домой
                Со щитом, а может быть, на щите,
                В серебре, а может быть, в нищете,
                Но как можно скорей..."
                (В.Р. Цой)

                "Так Маленький принц возвращался Домой..."
                (Егор Летов)


                (17 июня 2013 года)


Рецензии