Воспоминания Олигофрена. Ночной Полёт

Глава двадцать первая НОЧНОЙ ПОЛЁТ НА ЯК-42
Аэропорт Быково под Москвой. Ночь. У меня в руках та самая гитара, на которой я научился играть три аккорда. Поверьте, для человека без мозгов, в тридцать восемь лет научиться играть три аккорда, это сложно! Легче научить медведя ездить на мотоцикле.

В Свердловском зоопарке медведь просовывал под решетку свою поилку, как бы прося: «Подайте!», затем втягивал её обратно, брал лапой, прикладывал к шее, а другой лапой водил над ней, как смычком. В общем изображал скрипача. И вновь совал её под решетку. Я бы так не сумел… Но вернёмся в Быково. Впереди ночной полёт в Урай, если самолёт прибудет во-время, но пока его нет. И я сижу на «завалинке» здания аэропорта. Народу немного. Машин немного. Стоит легкий, почти бытовой сопровождающий жизнь такого заведения, шум. Значит можно бренчать себе под нос что-нибудь простенькое и задушевное.  И вот здесь из меня начинает литься текст. Как из мартена льется расплавленный метал. По лётке бежит раскаленная струйка и – в ковш! Слова обжигают моё горло. Они обжигают мою душу. Для представителя племени олиго это очень, очень сильные слова, это самые сокровенные слова, слова из металла расплавленного в крови, слова из раскаленной в горниле термоядерного синтеза клетки – капли, капли воды, именуемой «душа». Об этом состоянии я спел однажды в Москве такую песню: «Из огненных книг наши души и наши слова, из огненных душ наши реплики жесты и позы, пока непокорно  сидит на плечах голова, в поэзию мы превращаем холодную прозу!»

А сейчас из меня полилась песня о ночном полёте!

Вообще-то в Урай летают на Як-40. Самолёт хороший. Исключительно легкий, изящный. В нем чувствуешь себя как в такси. Но взлётно-посадочную полосу в Урае усовершенствовали и сделали длиннее. В итоге на неё смог сесть Ту-134. Тоже, скажу я вам, самолет фантастический. На нем довелось полетать над любимой страною. Однажды сидел на самом ближнем к кабине пилотов месте. Самолет разогнался, задрал нос и полез в небо. А я оказался как бы над всем салоном, лицом вниз. Так вот и летели час от Питера до Архангельска – самолет мордой вверх, я – мордой вниз… Прикольно! Но сегодня меня ожидало знакомство с принципиально новой для меня машиной - сорок вторым яком.

Воспоминания авиаконструктора Яковлева были моей настольной книгой в детстве, одной из любимейших. Многого тогда я не знал. А рос в окружении Пушкина, Достоевского, Чехова, Толстого, Бианки и… Яковлева. И еще любил воспоминания Шаляпина. В общем к Яковлеву у меня отношение как к своему наставнику. Так уж мне его книга легла по сердцу. И оттого его самолеты я любил. Даже несмотря на свой полет на Як-4 в Арти. Тогда эти сто восемьдесят километров болтанки вывернули меня наизнанку. Рядом с пилотами я летал вообще два раза в жизни. Вот на встречу с Ельциным (точнее уже после встречи - из Ханты-Мансийска – в Урай) в вертолете и на том самом Як-4. Крошечном четырехместном… Теперь мне предстояло узнать самую крупную птицу из этой серии из числа доступных простым смертным…

А ночь становилась всё гуще, как всё гуще становится завариваемый пакетиком чай.

Я продолжал листать свои воспоминания и всё глубже погружался в свою новую, теперь это становилось совершенно ясно, песню. Да! Это у Ницше – чем ниже он спускался с горы, тем выше поднимался духом. Чем гуще была ночь вокруг, тем яснее и ярче проступала новая во мне песня!

Наконец объявили, что он прибыл. Як-42! И спустя еще минут пятнадцать началась регистрация.  Нас было немного, человек пятьдесят. А самолет этот – класса того же Ту-134. С песней в сердце и на устах я поднимаюсь по откинутому сзади трапу-люку в салон. Вещи мы оставляем прямо при входе на боковых полках. Внутри салон-как салон. Четыре кресла в ряд расположенные, как и Тушке – попарно. Всё! Рулёжка. Замирание на старте. Разогрев и разгонка двигателей. Форсирование двигателей. Самолет охватывает традиционная предстартовая дрожь. И наконец начинаем разбег.

-Самые опасные – первые две минуты полёта – комментировал когда-то в Ту-104 мой пожилой спутник. Я всегда при взлете считаю до ста двадцати. Это суеверие. И это признак безотчетного страха животного, которое попало в ситуацию полного отсутствия контроля над ней. Для психологической разгрузки я бы в салонах самолетов вешал часы с секундной стрелкой. Так возникает хоть какая-то иллюзия контроля. Хотя, понятное дело – его нет. Взмыв над землей самолет обычно на несколько секунд «провисает», провис и наш. НО именно в нём я испытал совершенно новое, ранее не встречавшееся мне чувство парового молота. Он словно продалбливал атмосферу. Погодные условия были не лучшими. И мы летели словно внутри отбойного молотка. Двигатели ревели весь полет, не было той блаженной тишины, что в «тушке», но, как это ни странно, именно вот эта непосредственно ощущаемая работа двигателя в ту грозовую ночь, порождала чувство надежности. «Ночной полет» Экзюпери – одна из моих любимых книг, одно из самых больших потрясений моей жизни. И я вспоминал его описания бурной ночи над морем и затерянные позывные самолета, у которого вот-вот должно было закончиться горючее. А потом чей-то голос в эфире поведал ему о том, что в его самолете топливный бак увеличен и керосина должно хватить…

Я погружался в Экзюпери, я погружался в рев двигателей самого надежного в мире самолета, я верил в него, как в свою птицу счастья… И через три часа мы приземлились в Урае.

Вот эта песня:

О эти гавани воздушных каравелл!
О, эти пристани летающих фрегатов!
О, эти пирсы! Эти дьявольские плато!
Они - герои ненаписанных новелл!
Они убежища забытых и проклятых!

Их маяки влекут к себе издалека!
Как самоцветы, чуть заметные в тумане!
А крики их, как крики чаек в океане!
Они слышны другим векам через века!
Но их обманчивый покой нас не обманет!

Тревожна россыпь их сверкающих огней!
Тревожен голос позывных в ночном эфире!
А песни их турбин подвластны чьей-то лире!
Но чьей? Не знаем мы... и мы покорны ей!
И потому тревожно нам в тревожном мире!

Ночной полет!
Ночной полет!
Ночной полет!

Их капитаны знают тайны облаков!
Они угадывают каждое мгновенье!
Корветы их послушны легким мановеньям,
Не оставляющим следов среди веков,
Но оставляющим надежду на спасенье!

Ночной полет!
Ночной полет!
Ночной полет!

О, как хотелось мне навек покинуть их!
О, как хотелось от земли не отрываться!
В родном оазисе с любимой повстречаться!
И провести остаток дней среди родных...
Но, как, минуя их, до Родины добраться?!

Ночной полет!
Ночной полет!
Ночной полет!

 

ПЕСНЯ ПОД ГИТАРУ НА ЮТЬЮБЕ

http://www.youtube.com/watch?v=uZoeDChZ_qI

ПРИМЕЧАНИЕ:

Разумеется это страшная трагедия – крушение Як-42 под Ярославлем. И все мы скорбим и сочувствуем родным и близким погибших. И всех нас захлестывают эмоции. Но Владислав Третьяк неправ. Это замечательный самолет. Бьются самолеты любых марок.

И илюшины, и туполевы и боинги… Человечество еще  не готово к аэропортам и самолетам. Эра авиации только-только начинается.


Рецензии