Призрак

               
                Алекс Бьёрклунд


                «ПРИЗРАК»

            Действующие лица:

       АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
      ЮРА
    ЛЕНА
   КАТЯ



                1.               

Кабинет. За большим столом сидит Андрей Михайлович и перебирает бумаги. Раздаётся стук в дверь и входит секретарша Катя.

КАТЯ. Простите, Андрей Михайлович! К вам пришли.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Кто? Я никого не жду.
КАТЯ. Говорит, что ваш старый приятель. И что вы будете приятно удивлены.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я уже удивлён. Что хочет?
КАТЯ. Я не знаю. Зайти хочет. Говорит, что важное дело. Я сказала, что вы заняты.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Зайти? Катя! Перекинь мне документы, по нашей последней сделке.
КАТЯ. Хорошо. Что мужчине сказать?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что сказать? Что сказать? Сказать - пусть подождёт.
КАТЯ. Хорошо.

Катя выходит из кабинета. Андрей Михайлович смотрит в компьютер. Щёлкает мышкой.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я вам покажу. Я кто, по-вашему? Меня, так просто не возьмёте. Нашли лоха! Проценты им подавай!

В приёмной слышаться голоса. Андрей Михайлович поднимает голову. Дверь резко открывается и в кабинет, спиной, входит Катя, стараясь преградить путь невысокому, полноватому мужчине.

КАТЯ. Мужчина! Я вам кажется, сказала? Вы не понимаете?
МУЖЧИНА. Я понимаю, милая моя! Я всё понимаю! (к Андрею Михайловичу) Андрей! Скажи ей!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. В чём дело?
МУЖЧИНА. Твоя девчонка, меня не пускает!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это не моя девчонка. Это – секретарь.
МУЖЧИНА. Ну, и скажи ей! Раз у тебя есть секретарь!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Катя! Впустите его! Идите. Я разберусь.
КАТЯ. Как хотите. (Выходит из кабинета)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я вас слушаю.
МУЖЧИНА. Он меня слушает! Ты меня слушаешь? Я пока ничего не говорю! Я стою и молчу.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет, вы уж говорите, что вам нужно. У меня много работы.
МУЖЧИНА. Понимаю.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что?
МУЖЧИНА. Что? Что? Ты стал глуховат, за эти годы?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Вы или говорите: зачем пришли…
МУЖЧИНА. Или? Выметаться?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Уходить.
МУЖЧИНА. Вот тебе раз! Я проехал, прошёл, пропахал, столько километров и ты думаешь, что я возьму и вот так просто уйду?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Именно.
МУЖЧИНА. Так ты дурак, Андрюша?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я сейчас вызову охрану.
МУЖЧИНА. Может быть, ты мне не поверишь, но мне не страшно.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Перестаньте кривляться!
МУЖЧИНА. Взгляни на меня внимательно.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я смотрю.
МУЖЧИНА. Нет, ты внимательно присмотрись.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. И что?
МУЖЧИНА. Ты внимательно смотришь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Очень.
МУЖЧИНА. И не узнаёшь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет.
МУЖЧИНА. Вот это мило. (Подсаживается к столу) Ты чего? Заработался? Старых друзей не признаёшь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Вы знаете, у меня очень мало времени. Очень мало времени. Я занят. Интригу вы создали. А теперь, объясните нормально.
МУЖЧИНА. «Интригу!» Да, да! Создал я интригу? Я пока ничего ещё не создал, понял! Но я создам интригу. Можешь не сомневаться.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Понятно. То есть добровольно вы уходить не хотите?
МУЖЧИНА. Восьмой бэ. Школа номер 46.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. И что?
МУЖЧИНА. Ты там учился, Андрюша. Забыл?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет, не забыл.
МУЖЧИНА. Уже не плохо! Ну! Посмотри на меня внимательно!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну… А вы-то кто?
МУЖЧИНА. Юра… Ну! Юра…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра. Ну, Юра.
МУЖЧИНА. Ты меня пугаешь, Андрей.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Голиков?
МУЖЧИНА. Да неужели? Признал?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Голиков. Да. Юрий. Да, сложно узнать. Ты изменился.
ЮРА. Ещё бы! Потрепался, да? А вот ты отлично выглядишь. На иностранца похож. Знаешь, да? Иностранцы, они такие холёные.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну…да.
ЮРА. Я так рад. Такая встреча. Обнимемся? (Привстаёт со стула. Тянет руки к Андрею Михайловичу.)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (Отстраняясь) Да, да, да! Юрий Голиков. Помню. Садитесь.
ЮРА. Я счастлив, что ты меня признал.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну, как же! Голиков. Юра.
ЮРА. Неожиданно? Да? Признайся: неожиданно?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да уж! Конечно. Неожиданно. Откуда ты?
ЮРА. От туда! От верблюда! От верблюда я, Андрюша.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А ты как меня нашёл?
ЮРА. К маме твоей зашёл. Дала адрес.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А, понятно. Так позвонил бы для начала.
ЮРА. По телефону? Телефон – это не то! Что по телефону скажешь? Другое дело – самому зайти.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, неожиданно.
ЮРА. Я знал, что ты удивишься. Хотел посмотреть на твоё лицо.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Посмотрел?
ЮРА. Посмотрел.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Понравилось?
ЮРА. Очень. Но мне этого мало.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну… как живёшь? Что делаешь? Чем занимаешься?
ЮРА. А ты знаешь, Андрей, в приличных кабинетах больших начальников, в начале предлагают кофе. Или чай. А, иногда, и кое-что покрепче.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, конечно. Только, понимаешь, у меня сейчас совершенно нет времени…
ЮРА. Это я уже слышал.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Дела надо делать… Может… я не знаю…
ЮРА. Встретимся вечером в кафе? Так ты хотел сказать?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну… да, так.
ЮРА. Отлично! У тебя через дорогу, неплохое кафе. Ты во сколько заканчиваешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты понимаешь: бизнес – он не имеет нормированного…
ЮРА. Я тебя буду ждать в семь! Как? Устроит тебя? Устроит! Андрей! Нам есть о чём поговорить. Правда? Есть что вспомнить. Правда же?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, разумеется.

                В кабинет заглядывает Катя.

КАТЯ. Андрей Михайлович! Японцы приехали.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Вы не видите, я разговариваю?!
КАТЯ. Простите. (Выходит)
ЮРА. Устал ты, Андрюша, да? Работы много. Понимаю. Зачем на девочку кричать? Она ни в чём не виновата.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, устал. Извини. Сорвался.
ЮРА. Японцы приехали? Настоящие японцы?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Настоящие.
ЮРА. Работаешь с японцами?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, работаю.
ЮРА. Андрюха! Я смотрю ты на мази! Всё у тебя нормалёк! Да? Хорошо живёшь!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Обыкновенно живу, Юра. Обыкновенно. Просто бизнес.
ЮРА. Хороший бизнес! Японцы приехали!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, приехали…
ЮРА. (Поднимается с кресла и идёт к дверям.) Да ты просто буржуй, Юрка! Буржуин!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это – работа.
ЮРА. Хорошая работа.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Бизнес.
ЮРА. Ты иди, к японцам-то! Я ж тебя не задерживаю.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да. Да.
ЮРА. В семь. Не забудь! Я жду. Ты слышишь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, да! Разумеется.
ЮРА. Я так рад тебя видеть. Ты себе представить не можешь, как я рад!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я тоже.
ЮРА. Ну, конечно! Я в этом не сомневаюсь. В семь, Андрюша! Ровно в семь часов.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Угу. В семь. Я запомнил.
ЮРА. Запиши.

Юра выходит из кабинета. Андрей Михайлович смотрит в бумаги, лежащие на столе. Поднимает голову, разворачивается в кресле в сторону окна. В кабинет входит Катя.

КАТЯ. Андрей Михайлович! Простите. Японцы ждут.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Японцы. Самураи. Харакири.
КАТЯ. Что?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я готов. Иду.

                2.

Кафе. За столиком сидят Андрей Михайлович и Юра. Юра разливает коньяк по рюмкам. Цепляет на вилку кусок мяса.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Мне много не наливай.
ЮРИЙ. Да ладно. О чём ты?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я мало пью. Желудок.
ЮРА. Какой желудок? (чокается с рюмкой Андрея Михайловича и выпивает залпом.)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Желудок слабый.
ЮРА. Андрей! Перестань! У тебя всегда желудок был, что надо.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Давно. Давно это было.
ЮРА. Отличный коньяк.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет, нет. Всегда с ним мучился. С желудком-то. Да.
ЮРА. Ты чего не ешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я не голоден.
ЮРА. Мясо - что надо.
АНДРЕЙ МИХАЛОВИЧ. Я суши наелся.
ЮРА. Чего?
АНДРЕЙ МИХАЛОВИЧ. Суши. С японцами.
ЮРА. А! Суши! Фигня! Терпеть не могу. Мясо! Вот это настоящая еда.
АНДРЕЙ МИХАЛОВИЧ. У тебя, смотрю, хороший аппетит.
ЮРА. Да, знаешь, люблю. Чего не положат – всё съедаю. Хоть говна кусок положи – съем! Да ещё и добавки прошу.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Тише.
ЮРА. Грубо, да?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты, почти, не изменился.
ЮРА. А я тебя с трудом узнаю. Как жизнь-то? Чего не рассказываешь? Сидишь. Молчишь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да ты и сам всё видел.
ЮРА. Да. (Наливает себе коньяк.) Наладил ты себе житуху, да? Как там говорят? Сыр в масле?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Какой сыр?
ЮРА. Катаешься, говорю, как сыр в масле.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это сейчас. Знаешь, как я начинал? Бывало, один хлеб и ел. Всё в бизнес вкладывал.
ЮРА. А теперь всё покатилось?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Тут нельзя расслабляться. Понимаешь? Всегда нужно быть начеку.
ЮРА. Понимаю. В этой жизни, вообще, расслабляться не следует. А то зазеваешься, а она тебе как даст по затылку. Искры из глаз. Ты будешь салат?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет. Ешь, если хочешь. (Подаёт Юре тарелку с салатом.)
ЮРА. Вот спасибо! Отличный салат.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я могу ещё заказать, если ты не наелся?
ЮРА. Погоди, сейчас посмотрим.

   Некоторое время сидят молча. Андрей Михайлович наблюдает, как Юра ест не отрываясь.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты женат?
ЮРА. Да, нет. Развёлся.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Дети?
ЮРА. Нет. Не случилось. А ты женился?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты знаешь – собираюсь.
ЮРА. Молодец. Модель? Красивая?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну… почему сразу модель? Хотя – похожа. Да, и очень красивая.
ЮРА. Любишь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего?
ЮРА. Модель свою.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Люблю.
ЮРА. Это – главное.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А ты?
ЮРА. Что?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чем занимаешься?
ЮРА. Я-то? Ничем. Сейчас временно безработный.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что так?
ЮРА. Вот так. Ой, Андрюша! Чего я только не делал в своей жизни! Кем я только не был! Перечислять не буду – долго. Знаешь, вот так прыгал, с места на место. Никак не мог найти что-то по душе. По душе, понимаешь?  Всё меня чего-то не устраивало! То туда, то сюда! Ой! Бред, какой-то!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А как же без работы? На что живёшь?
ЮРА. Отложил, в своё время. На мрачный день. Нефть нашёл! (громко смеётся.)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Серьёзно?
ЮРА. С ума сошёл? Шучу, конечно! На севере работал. Вахтовый метод. Нефть качал. Накопил, кое-что. Решил не трогать, отложить. А теперь вот, сгодились.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Наступили чёрные дни?
ЮРА. Ну, как сказать? Вроде, нет. Но это, как посмотреть.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Так ты вернулся сюда, так, погулять? Или…по делу.
ЮРА. Погулять? Не совсем. А дело? Да, появилось одно дельце. Вот управлюсь и обратно.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Куда?
ЮРА. Пока не знаю. Всё будет зависеть от того, как дело пройдёт. А то ещё посмотрю – может и здесь останусь. В городе своего детства. Давно я здесь не был. Хотя, конечно, вру. Не останусь я здесь. Хочу мир посмотреть. Знаешь, Европа, Африка, Южная Америка. Сколько красоты на свете. Я ведь ничего не видел. Даже ни разу на море не был. Представляешь? Море не видел! А ты был на море?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Бывал.
ЮРА. Ну, ещё бы! И в Европе был?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Бывал. Рим, Венеция, Прага….
ЮРА. Красиво там?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что?
ЮРА. Я говорю: красиво там?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну, да. Там красиво.
ЮРА. А я не видел.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Надолго вернулся?
ЮРА. Посмотрим. Я же говорю: всё зависит от того, как дело пройдёт.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А что за дело. Если не секрет? Стоящее?
ЮРА. Дело? Дело-то непростое. Можно сказать, что дело деликатное. Тонкое дело.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Так что за дело?
ЮРА. Выпьем? (разливает в рюмки)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Мне половинку!
ЮРА. Да ладно. (Залпом выпивает.)

Андрей Михайлович отпивает половину.

ЮРА. Отличный коньяк!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что за дело-то? Может я смогу помочь? А?
ЮРА. Андрей! Ты чего? Спешишь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. В смысле?
ЮРА. Чего, говорю, коней подгоняешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ничего я не подгоняю.
ЮРА. Дело тонкое. Говорю же – деликатное. Поспешишь – людей насмешишь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Какие-то у тебя загадки, Юра.
ЮРА. Просто вечер сегодня отличный! Встретились два школьных приятеля. Сидят, выпивают. Неохота о делах говорить.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, извини. Привычка. Хочется решить все дела, а потом и развлекаться.
ЮРА. Ты чего? Нервничаешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я? С чего ты взял?
ЮРА. Вижу. Чего дёргаешься, а?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да я, совершенно спокоен.
ЮРА. Чего ты дёргаешься, а?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Я не дёргаюсь. Сидим, выпиваем.
ЮРА. Да, выпиваем. (Наливает себе в рюмку и залпом выпивает.)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я пока пропущу.
ЮРА. Чего так?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего?
ЮРА. Чего пропускаешь? Пей!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я пропущу.
ЮРА. Пей, говорю!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я не хочу.
ЮРА. Пей, Андрюша! Пей этот коньяк!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я же говорю, у меня желудок больной.
ЮРА. Мне насрать на твой желудок! Пей!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Чего пристал…
ЮРА. Пей, блять! Пей коньяк!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. По-моему, ты перебрал, Юра? Тебе достаточно?
ЮРА. Пей! На, пей! Коньяк! Пей!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, хорошо! Я выпью. Только не кричи. Я – выпью!
ЮРА. Вот так хорошо. На! (протягивает рюмку Андрею Михайловичу.)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (выпивает.) Ты доволен? Я выпил. Доволен?
ЮРА. Вполне.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего ты завёлся?
ЮРА. Ничего.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Ты устал.
ЮРА. Я не устал.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего взорвался-то?
ЮРА. Всё нормально.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Тебя что-то тревожит?
ЮРА. «Тревожит!». Чего это за слово такое?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.  Слово, как слово.
ЮРА. Дебильное слово.
АНДРЕЙ МИХАЛОВИЧ. Ну, пусть дебильное.

                Пауза.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Давай, я тебе ещё налью?
ЮРА. Лей.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (Наливает.) Вот. Заказать тебе ещё чего-нибудь?
ЮРА. Ты, Андрюха и впрямь такой дурак или притворяешься?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты про что?
ЮРА. Да, похоже, что притворяешься.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего? О чём ты?
ЮРА. Мне сейчас наша ситуация, напоминает фильм про разведчиков. Сидят двое, оба о чём-то догадываются, но делают вид, что, мол, ничего не происходит. Похоже?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Про разведчиков?
ЮРА. Похоже?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Извини, но я не понимаю, о чём ты говоришь?
ЮРА. Не верю. Ты понимаешь, о чём я говорю. Ты понимаешь!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Объясни. Не понимаю.
ЮРА. Сука! Не хочешь говорить? Ладно, не надо. Чего ты глазки выпучил на меня? Чего выпучил? А? Чего молчишь? Страшно начать? Понимаю, нелегко!

                Пауза. Юра наливает коньяк и выпивает.

ЮРА. Знаешь, какая у меня картинка стоит в глазах все эти годы? Его сломанная кисть. Помнишь? Она выглядела так странно, неестественно. Он лежит, а она так загнулась и пальцы вверх торчат. Я тогда стоял там и только на неё смотрел. Никак не мог понять: как она так загнулась? Не помнишь? А я помню. Я всё хорошо запомнил. Всё подробно, в деталях. И как мы сначала стояли и разговаривали, и как потом один из них стал толкаться. А потом, я одному по морде заехал и он упал. И как мне потом прилетело, и я лежу на земле, в пыли. И кто-то пытается мне по голове ногой заехать… И знаешь что, Андрюша, я хорошо запомнил: как ты тому парню заехал и как он ударился, сначала об угол дома, а потом упал на камень и из башки кровь полилась. Так быстро, быстро полилась. Я даже запомнил, как она светилась и переливалась на солнце. Хорошо помню. Такая яркая.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это был не я…
ЮРА. И сломанная рука. И пальцы вверх.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это не я его толкнул!
ЮРА. Все замерли, а потом, кто куда. А я… стоял. И менты, и обезьянник…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это - Кураев! Серёжка Кураев его толкнул. Я сам тогда валялся и мне по морде…
ЮРА. А потом суд… Я ничего им не сказал. Я просто молчал. Знаешь, это - как сон. Тебе что-то говорят, а ты не можешь ответить. Слова есть, во рту они, а произнести их не получается. Застряли. Такое странное чувство. И суд отлично помню. И как мать ревела, помню. И как я ревел, помню. Знаешь, как страшно четырнадцатилетнему парню, ехать на зону. А там… Там со мной такое… Ну, этого я тебе рассказывать не стану. А то ночью спать не сможешь. Не твоё это дело.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да это Кураев был. Я тебе говорю – Кураев!
ЮРА. Я знаю, что вас в ментовку таскали. Мать рассказывала. И как вы там все сидели, и соплями весь стол следователю залили. Я знаю. И никто, никто, блять, из вас слова не сказал. Никто! А я… Пятнадцать лет, Андрюша, пятнадцать… Преднамеренное. Я, мол, с ним раньше имел конфликт. Пугал его.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Послушай! Я тогда говорил, что это был несчастный случай. Я тогда им говорил! Я не молчал.
ЮРА. Хватит ****еть, Андрюша. Мне сейчас, твои оправдаловки, на хрен не нужны.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я и не оправдываюсь! Мне не за что оправдываться! Я точно знаю, что это был не я! Я это точно знаю!
ЮРА. Ты даже сейчас ссышь! Даже сейчас, сука, признаться не хочешь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да в чём? В чём признаваться-то? Я знаю, что не я его толкнул! Это был не я!
ЮРА. Выпьем? (наливает в рюмки.) Блин, коньяк заканчивается.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Мы можем, ещё взять. Правда, у меня завтра тяжёлый день.
ЮРА. Тяжёлый день?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да. Завтра надо… Вообщем, куча дел.
ЮРА. Тяжёлый день.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Поверь, я тебя прекрасно понимаю! Я понимаю, через что тебе пришлось пройти, что испытать. Мне очень жаль, что так случилось. Но я тебе ещё раз говорю: это был не я! И напрасно ты так думаешь. А то, что мы тогда молчали, и как ты говоришь, сопли пускали, так это… Нам тоже было по четырнадцать, понимаешь? Нам тоже было страшно! Что мы тогда могли сделать? Тогда, за школой… Там ничего разобрать нельзя было! Кто кого? Кто куда толкнул? Там было непонятно! И ты зря на меня наговариваешь! Это был не я!
ЮРА. Тебя схватил рыжий парень.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что?
ЮРА. Тебя схватил рыжий парень, с боку, слева. Ты его ударил локтем. Помнишь? А этот, подскочил к тебе справа. Он и не на тебя нападал. Ты хотел его ударить в голову, но промахнулся и удар пришёлся по плечу. Он ударился об стену, а затем упал на камень. И я это видел. Я это видел.

                Пауза.

ЮРА. Чего замолчал?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего ты хочешь от меня? Чтобы я сейчас пошёл в милицию и во всём сознался? Ты что, этого хочешь? Или чего? Ты чего от меня добиваешься? Чтобы я сейчас сказал, что это был я? Так? Или чего? Что тебе от меня нужно? Ты зачем приехал?
ЮРА. Много вопросов, и всё не по делу.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да мне плевать – по делу или нет!
ЮРА. Не ори.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего - «ори?!» Чего ты хочешь?
ЮРА. Чего я хочу?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, чего тебе от меня надо?
ЮРА. Ты хочешь знать?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Хватит мне мозги… Чего тебе от меня надо?
ЮРА. Мне, Андрюша, нужна твоя жизнь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего нужна? Я не понял. Чего?
ЮРА. Мне нужна твоя жизнь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. То есть? Какая жизнь? Моя жизнь? Ты что, хочешь меня … убить, что ли?
ЮРА. Нет, я не хочу тебя убивать. Хотя, такие мысли у меня были. Но, я не сумасшедший, чтобы из-за тебя сесть опять. Мне, просто, нужна твоя жизнь. Жизнь, которой ты сейчас живёшь. Въезжаешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я не понимаю.
ЮРА. Я хочу, чтобы ты мне отдал свою жизнь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты хочешь, чтобы я покончил с собой? Так что ли?
ЮРА. Ты мне отдашь жизнь, которой ты сейчас живёшь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я не понимаю.
ЮРА. Я хочу стать тобой.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. То есть?
ЮРА. Я бизнесмен. Я миллионер. Я живу в шикарной квартире. У меня дорогая машина и девушка-модель.

                Пауза.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да ты спятил!
ЮРА. Заткнись! Ты что, меня не понял? Я не ясно выразился? Мне нужно твоё место, под этим солнцем. Ясно или как? Я стану тобой, ну а ты – мной. Как тебе моё предложение?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты что, хочешь, чтобы я отдал тебе свой бизнес, свои деньги… Всё, что у меня есть? Так что ли?
ЮРА. Именно.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А с какой стати, я должен это сделать? С чего это вдруг? А?
ЮРА. (Наклоняется над ухом Андрея Михайловича.) Потому, что ты, сука, живёшь не своей жизнью, понял? Занимаешь, не своё место. Это место – моё. А ты его занял. Ты его не честно занял. Ты разве этого не чувствуешь? Неужели, ты этого не понимаешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да ты спятил! Ты что, меня шантажируешь?
ЮРА. Ага, точно.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чушь, какая-то! Бред! Я живу своей жизнью. Это моя жизнь. Я её живу. Моя совесть спокойна.
ЮРА. Правда?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Тебе что, деньги нужны? Сколько тебе надо? Сто тысяч? Двести?
ЮРА. Ты совсем тупой, Андрей? Мне не нужны твои деньги. Мне нужна твоя жизнь. Вся! Полностью! Без остатка.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну да! Хрен тебе! Моя жизнь! Моя жизнь – это моя жизнь.
ЮРА. Нет. С этого момента – она моя.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Слушай, ты что думаешь, что ты такой крутой? Можешь вот так придти и забрать чужую жизнь?
ЮРА. Не чужую. Свою.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну, да, свою. Она моя! Я её сделал. Своим трудом. Своей кровью и потом. Ясно? Думаешь, я с ней так возьму и просто расстанусь?
ЮРА. Кстати, о крови. Я могу тебя прибить прямо здесь. Вот, не сходя с этого места. Думаешь, не смогу?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Меня уже достал весь этот бред! Я – ухожу. Давай, попробуй, останови меня! (поднимается со стула.)
ЮРА. Завтра, утром, я у тебя в офисе. Приготовь все документы: на бизнес, на квартиру и прочее. Понял? Все. Завтра.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, да! И девушку-модель!
ЮРА. И девушку-модель.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Пошёл ты в жопу!
ЮРА. И ещё! К мусорам ходить не надо. Я знаю, где ты живёшь. 
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да пошёл ты…
ЮРА. Чуть не забыл! У тебя сестра-то всё там же? Комсомольская 43, квартира 156? У неё муж и маленькая дочка? Сколько дочке? Шесть? Да, точно, шесть. Племяшка, да? Ну, а мамин адрес я помню. Я там был сегодня. Да, старенькая твоя мамаша уже, старенькая. Наверное, сердце слабое? Или ещё чего-нибудь. Недолго осталось. Сколько ей сейчас?

Андрей Михайлович разворачивается и направляется к выходу.

ЮРА. Андрюха! У тебя машина какая?

Андрей Михайлович выходит из кафе.

ЮРА. Официант! Девушка! Принесите ещё двести! Спасибо, дорогая! Какой сегодня замечательный день!

                3.

Утро. Офис. Андрей Михайлович заходит в пустую приёмную. Смотрит на часы и
 заходит в кабинет. За столом сидит Юра. Перед ним чайник, чашка, сахарница и бутылка коньяку.

ЮРА.  Наконец-то! Доброе утро, Андрей Михайлович!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что ты тут делаешь? Где Катя?
ЮРА. В шкафу. Правда, она полностью не влезла. Пришлось расчленить её.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Где Катя, я тебя спрашиваю?
ЮРА. Успокойся! У неё сегодня выходной.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. У неё нет сегодня выходного.
ЮРА. Серьёзно? Ну, значит появился.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Где она?
ЮРА. Ты чего так волнуешься? Домой она ушла.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Как домой? Почему?
ЮРА. Я её отпустил. Дай девушке отдохнуть. Развеется. Такая молодая, тухнет у тебя здесь в рабстве. Кстати, у тебя сегодня тоже выходной. Все твои встречи и дела, я отменил.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что?
ЮРА. Так что, присоединяйся ко мне: наливай себе кофеёк, коньячок, что хочешь…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего тебе здесь надо?
ЮРА. А вот это уже следующий вопрос.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я хочу, чтобы сейчас же покинул мой кабинет.
ЮРА. Закрой дверь на ключ.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что тебе здесь надо?
ЮРА. Закрой дверь.

Андрей Михайлович закрывает дверь на замок.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что тебе тут надо? Мы вчера обо всём договорились. И поэтому, я хочу, чтобы покинул мой кабинет.
ЮРА. Слушай! У тебя голова не болит? А у меня болит. Перебрал вчера. Такой дорогой коньяк, а оказался палёным. Что творят, гады? Всюду обман, Андрей, да? Все норовят урвать побольше! Обман, сплошной обман.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Покинь мой кабинет.
ЮРА. Не правильно начинаешь, Андрюша. Я говорю, что ты не правильно начинаешь день. А он сегодня, обещает стать историческим.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Вон, из моего кабинета!
ЮРА. Не кричи. Голова раскалывается.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Немедленно покинь мой кабинет.
ЮРА. Ты забыл, Андрей, что с сегодняшнего дня - это мой кабинет.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет! Это – мой кабинет.
ЮРА. Мы что сейчас будем пререкаться? Как в детстве: «Это – моё! Нет – моё!». Так, да?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет, не будем! Ты просто пойдёшь вон и всё!
ЮРА. Ты документы приготовил?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Какие ещё документы? Какие тебе документы? Ничего ты не получишь!
ЮРА. Зря ты так, Андрей! Я думал, мы вчера обо всём договорились? Я думал, ты меня понял.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ни о чём мы с тобой не договаривались!
ЮРА. Андрей! Ты, видимо, не понимаешь чего-то? Ты не осознаёшь до конца, драматичность данной ситуации? Может быть, в этом есть и моя вина. Я не чётко объяснил тебе, всю серьёзность моих намерений. Андрей! Я иду до конца. Понимаешь? Я иду до конца! До самого конца, до точки.

Юра поднимается, выходит из-за стола и подходит к Андрею Михайловичу.

ЮРА. И если ты, будешь продолжать себя так вести, то я могу очень сильно, очень сильно, разозлиться.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты думаешь, я боюсь тебя? Ты решил, что я испугался?
ЮРА. А мне, блять, насрать: испугался ты или нет. Так или иначе, но я выверну эту ситуацию наизнанку. Понимаешь меня?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Пошёл вон.

Юра, резким ударом, бьёт по лицу Андрея Михайловича. Он отлетает в угол кабинета и ударяется об шкаф и падает на пол. Сверху на него валятся папки и бумаги. Андрей Михайлович вытирает нос, из которого струйкой течёт кровь.

ЮРА. Больно? Нет, не больно. Это не та боль, Андрей. Не та.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Придурок. Я тебе ещё раз повторяю, что ты ничего от меня не получишь.
ЮРА. Ты такой смешной, Андрей. Вот только долго я смеяться не могу. У меня мало времени. Потратил его, на всякую ерунду. А теперь, я хочу заняться делом.

                Пауза.

Андрей Михайлович поднимается с пола. Вынимает из пиджака платок и вытирает нос.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Так, ладно. Хорошо. Я деловой человек и буду разговаривать по-деловому.
ЮРА. Вот это, чувствую, разговор. Слышен тон настоящего бизнесмена.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я сейчас выпишу тебе чек, на сто тысяч долларов. Сто тысяч долларов! Как тебе такая сумма? Хороша? Ещё бы! Сто тысяч долларов, и ты исчезнешь отсюда, чтобы я тебя не видел. Никогда. Договорились? Сто тысяч. Прямо сейчас.
ЮРА. Мне вчера странный сон приснился. Иду я по пустыне. Солнце. Жарко. Вижу, лежит на земле, какой-то мёртвый парнишка. Молодой совсем. Я подхожу к нему. Крови, целая лужа! Переворачиваю, значит его на спину, смотрю, а это – я! Я мёртвый-то лежу. Стою, смотрю и не могу понять: как такое может быть? Я живой, притом, уже взрослый, смотрю на себя мёртвого, причём, мальчишку! А? Как такое может быть? А главное: как трактовать-то такой сон? Ну и тут просыпаюсь. Пить очень захотелось. К чему бы это? Как думаешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Сто тысяч. Долларов! Прямо сейчас, тут же.
ЮРА. Мне пришла в голову гениальная идея. Я, пожалуй, пойду и расскажу твоей матери, как всё на самом деле было. Матери, потом сестре и девушке твоей, жене будущей. Как ты думаешь? Нормально?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Дурак! Тебе же никто не поверит! Иди! Иди, рассказывай! Ну, иди! Чего стоишь?
ЮРА. А давай проверим? Проведём такой эксперимент. Если они мне не поверят, если пошлют меня подальше, я тут же собираюсь, и ты меня больше никогда не увидишь. Ну, а если поверят… там и поглядим. Что скажешь?

                Пауза.

ЮРА. Какая странная ситуация, правда? Чего молчишь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это… это просто бред.
ЮРА. Как во сне, да?

                Пауза.

Андрей Михайлович подходит к столу. Наливает себе рюмку коньяку. Смотрит в неё и выпивает.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ладно. Хорошо. (Отходит к стене и разводит руками в стороны.) Бери! Действуй. С чего начнёшь?
ЮРА. Сдавай мне все дела. Переводи на меня деньги. Давай ключи от машины. От квартиры. Что там у тебя ещё есть?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Могу тебе массаж сделать! Задницу тебе помассажировать! Не желаешь?
ЮРА. Молодец, Андрей! Гони её прочь, тоску-печаль! Смотри на это проще. Как пришло, так и ушло.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну и что мне прикажешь делать?
ЮРА. Тебе? Не знаю. А что хочешь!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. То есть – я свободен?
ЮРА. А мы все, Андрей, свободны. Делаем выбор и свободны.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты, Юра, очень глупый! Тебе мою жизнь не потянуть. Надорвёшься.
ЮРА. Я свою жизнь вынес, а твою и подавно вынесу.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я, всё это заработал, своим трудом! Жил на воде и хлебе…
ЮРА. Это я уже слышал.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я торговался, со всеми и каждым, платил бандюганам, налаживал связи, искал нужных людей… Я, блин, рылся в человеческом мусоре, продавал себя и других. Унижался, поднимался, уважал себя и ненавидел! Я ревел по ночам, а утром снова шёл на работу. Я прогорал и начинал всё заново! Всё это – заработал я! Сам! А теперь, появляешься ты… какой-то… призрак из прошлого, весь такой негодующий, такой борец за справедливость, и говоришь мне, что я занимаю не своё место? Что я, прожил не свою жизнь? Так?! Да пошёл ты на хер!
ЮРА. Именно. Это я должен быть на твоём месте. А ты - на моём.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да с чего ты взял это? Кто тебе об этом сказал?
ЮРА. Сам дошёл. Знаешь, сколько у меня было времени подумать об этом? Пятнадцать лет! Ты, сука, себе представить не можешь, что это такое! Может быть, тебе рассказать, как я провёл все эти годы, а? Ревел по ночам, говоришь? Рассказать тебе, что делают там, по ночам, с четырнадцатилетними мальчиками? Рассказать?! Нет, ты смотри на меня, не отворачивайся! Рассказать?! Унижался, говоришь? Ты, блять, себе представить не можешь, что такое унижение! У тебя фантазии не хватит! Так что, не надо мне тут гнать, блять, за север дальний! Понял? В одном ты прав – я призрак! Ничего человеческого во мне не осталось. Вышло всё это из меня, через одно место. Одна оболочка осталась. Пустая оболочка!

                Пауза.

Андрей Михайлович подходит к окну.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я ходил на похороны. Не знаю зачем. Стоял там, смотрел. Странно видеть молодого парня в гробу. Старик в гробу – это, кажется, нормально. А молодой парень – нет. Что-то в это есть противоестественное. Так много людей пришло. Смотрел на него и представлял себя, лежащим в гробу. Я, вроде мёртвый, глаза закрыты, а всё вижу. Мать ревёт, отец. Бабка причитает. Друзья. Какие-то люди незнакомые. Вот меня поднимают, понесли. Автобус, потом кладбище. Кто-то что-то говорит. Всхлипы. Накрывают крышкой. Слышно, как забивают. Опускают. Ещё слышно, как ревут. Потом стук о крышку гроба. Землю кидают. Потом всё сильней, сильней. А потом, звуки постепенно исчезают, становятся глухими. А потом - тишина. Полная тишина. И темнота. Я прямо там, у гроба, задыхаться стал. Страшно. Подумал, что и впрямь умираю. Испугался. Побежал домой. Забился в свою комнату и ревел всю ночь, пока не уснул.

                Пауза.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я понимаю, через что ты прошёл. Я понимаю, что тебе больно, обидно… Что ты меня ненавидишь и презираешь... Но… я тоже… я понимаешь, тоже…жертва.
ЮРА. У меня есть пистолет.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что?
ЮРА. Пистолет. Большой. Чёрный. Купил недорого, у одного урода.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Пистолет? А…
ЮРА. Надо?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего?
ЮРА. Пистолет. Дать тебе пистолет?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Зачем?
ЮРА. Знаешь, Андрей, пистолет - вещь мистическая. Его можно повернуть в любую сторону. Можно на себя, можно от себя. А результат - резко меняется. Главное, при этом, что у тебя есть выбор. С пистолетом, всегда есть выбор. Дать тебе пистолет?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да не нужен мне твой пистолет.
ЮРА. Нажимаешь на курок, и вот: ты уже либо палач, либо жертва. Очень просто и быстро. В этом и заключается вся прелесть пистолета. Ты, в одно мгновение, ставишь всё на свои места. И нет тебе долгих разговоров, сомнений, рассуждений – кто есть кто? Главное, стрелять в упор, и в голову, чтобы наверняка. Непременно в голову, чтобы не было возврата назад. Дать тебе пистолет?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я стрелять не буду.
ЮРА. Куда?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что «куда»?
ЮРА. Куда стрелять не будешь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Никуда! Я не буду стрелять!
ЮРА. Почему?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Почему? Потому что я - не убийца!
ЮРА. Ну, это как сказать. А убийца кого?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Чего?
ЮРА. Кого ты не хочешь убивать?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Никого! Я никого не буду убивать!
ЮРА. Один раз, ты это уже сделал. Почему бы и второй раз не сделать.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это был несчастный случай! Это произошло случайно! Слышишь, ты! Несчастный случай! Случайность! Я – не хотел! Случайно! Случайно! Случайно! Он запнулся! Он сам! Это – не я! Он сам! Сам!

Юра засовывает руку назад, за пояс и достаёт пистолет. Андрей Михайлович замирает.

ЮРА. Красавец, правда? Впечатляет. Он мне сразу понравился, когда я его увидел. Влюбился в него. Когда ты носишь его за поясом, тебя охватывают странные чувства.  Сила и убеждённость в своей правоте. Уверенность. Хочешь подержать?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет, не хочу.
ЮРА. (Протягивает руку с пистолетом.) На, подержи! Тебе понравится. Я уверен.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я не хочу!
ЮРА. Ты только попробуй.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я не буду. Вообще, убери его, спрячь. Вдруг кто-нибудь войдёт и увидит.
ЮРА. Дверь закрыта. Тебя ни для кого сегодня нет. Возьми пистолет!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет!
ЮРА. Возьми! (подходит к Андрею Михайловичу.)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет!
ЮРА. Ты чего боишься?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ничего!
ЮРА. Да нет! Ты боишься! Тебе очень страшно!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Убери его!
ЮРА. Страшно?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Спрячь!
ЮРА. (Приставляет пистолет к голове Андрея Михайловича.) А так? Страшно? Говори!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (Закрывает глаза.) Что ты делаешь?
ЮРА. Скажи, сука, что тебе страшно!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Перестань!
ЮРА. Скажи, что страшно!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Убери!
ЮРА. Скажи, что страшно!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Страшно, страшно!
ЮРА. Никогда такого не испытывал? Сознайся!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Никогда, никогда! Убери! Страшно!
ЮРА. (Убирает пистолет и прячет его за пояс.) Как штанишки? Не замочил? Сухие?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Дурак!
ЮРА. Сам дурак.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Гуляешь с ним по городу? Если тебя остановят? Тебя же посадят.
ЮРА. Не посадят. Буду отстреливаться.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Вот, вот. Дурак и есть.
ЮРА. А может, мне надо было выстрелить? Как думаешь? Сначала в тебя, потом в себя. Покончить с этим разом.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты чего мне хочешь доказать? Что ты такой крутой и сильный? Верю. Верю! Согласен! Ты хочешь, чтобы мне стало страшно? Мне страшно! Очень страшно! Я тебя боюсь. Ты этого хотел?
ЮРА. Андрей! Такой большой, а ума не нажил.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я смотрю: ты очень поумнел. Припёрся сюда с пистолетом! Изображает из себя борца за справедливость!

За дверью слышаться шаги. Кто-то дёргает ручку двери. Юра и Андрей Михайлович застывают на месте.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (Шёпотом.) Кто-то пришёл.
ЮРА. Тихо.

Юра подходит к дверям и прислушивается.

ЮРА. Только не вздумай орать.

Раздаётся женский голос.

ГОЛОС. Андрей! Это – я! Ты здесь?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это – Лена.
ЮРА. Ага.
АНЛРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Не открывай.

Юра поворачивает замок и открывает дверь. Входит Лена. Это высокая, симпатичная блондинка. Юра закрывает за ней дверь.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лена! (идёт к ней на встречу.) Ты что здесь делаешь?
ЛЕНА. Как «что»? (Юре) Здравствуйте! Извините. Ты сам просил. Ты зачем дверь закрыл?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я просил?
ЛЕНА. Твоя мама утром позвонила, сказала, что у тебя телефон накрылся. Что ты просил придти утром на работу.
ЮРА. Лена! Вы проходите.
ЛЕНА. Да, спасибо.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ничего я не звонил.
ЛЕНА. Как не звонил? Какой-то твой друг позвонил. Просил передать…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Кто?
ЛЕНА. Я откуда знаю.
ЮРА. Лена! Вы проходите. Это я звонил.
ЛЕНА. А! Вы? Вот.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А…
ЛЕНА. Что? Я не поняла. Какой сюрприз?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Сюрприз?
ЛЕНА. Мама твоя так сказала. Андрей! Я не поняла. Я всё бросила, приехала…
ЮРА. Лена! Присаживайтесь.
ЛЕНА. (Садится на стул.) Андрей!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра, зачем?
ЮРА. Что?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Зачем ты звонил?
ЛЕНА. Андрей! Что-нибудь случилось? Какой ещё сюрприз?
ЮРА. Лена! Андрей просто очень хотел вас увидеть.
ЛЕНА. Что?
ЮРА. И я тоже.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Не надо…
ЮРА. Чего «не надо»?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ничего не надо.
ЛЕНА. Андрей! Где эта твоя секретарша?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. У неё сегодня выходной. Я её отпустил. Ей к врачу надо.
ЮРА. Лена! Вы знаете о том, что Андрей вас очень любит? Надеюсь, и вы его тоже?
ЛЕНА. В смысле?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Клоун.
ЮРА. Он отдал вам своё сердце и ему нечего от вас скрывать.
ЛЕНА. Андрей! Я что-то не понимаю…В смысле? Что скрывать?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (Юре) Ты чего хочешь?
ЮРА. Я?
ЛЕНА. Это у вас тут юмор такой. Смешно. Так вы тут коньячок попиваете? А! Понятно! Андрей! Ты что, сегодня отдыхаешь? Так и сказал бы! Я бы тоже всё отменила. Съездили бы куда-нибудь.
ЮРА. Вам налить?
ЛЕНА. Что? Нет, спасибо.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лен! Прости! Это дурацкая шутка.
ЮРА. Шутка? Ну, да, смешно.
ЛЕНА. Андрей! Ты можешь объяснить, в чём дело?
ЮРА. Андрей не может! Я попробую.
ЛЕНА. А можно узнать: как вас зовут?
ЮРА. Конечно! Меня зовут Юра. Я школьный приятель Андрея.
ЛЕНА. А! Вот в чём дело! Встреча старых, школьных друзей! Теперь до меня дошло!
ЮРА. Верно! Встреча старых, добрых, школьных, друзей!
ЛЕНА. Андрей! Ты что, толком не мог объяснить? Почему сам не позвонил?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да, встреча. Мы тут поговорим, а ты, Лена, иди! Вечером встретимся…
ЮРА. Погоди, Андрей! Лена не может встретиться с тобой вечером?
ЛЕНА. И куда это вы собрались?
ЮРА. Не знаю, как Андрей, а я к вам.
ЛЕНА. Ко мне? В смысле? Андрей! Вы к нам вечером?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет!
ЮРА. Не мы, а я, один.
ЛЕНА. То есть?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Замолчи, пожалуйста! Лена! Не слушай его. Он напился и несёт всякую ерунду.
ЮРА. Лена! Так случилось, что мы с вами, с сегодняшнего дня, живём вместе.
ЛЕНА. Чего?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лена! Ты его не слушай! Несёт ерунду разную…
ЮРА. Андрей! Перестань! Мы уже с тобой обо всём договорились!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ни о чём, мы с тобой не договаривались!
ЮРА. Опять по кругу?
ЛЕНА. Мальчики! Вы тут разбирайтесь - кто, куда, а я пойду.
ЮРА. Погодите, Лена! Не уходите! Ещё одну минуту.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лен, прости! Он просто выпил, вот несёт всякую чушь!
ЮРА. Ты начинаешь меня раздражать.
ЛЕНА. Вот только не ссорьтесь!
ЮРА. Нет, нет! Мы не будем! Мы с ним настоящие друзья! Знаете, какие мы с ним, в школе были? Не разлей вода! Куда он, туда и я! Ой, чего мы с ним только не вытворяли! Молодые были! Глупые! Пили портвейн, дрались на переменах…
ЛЕНА. Андрей! Ты дрался на переменах? Никогда бы не подумала!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Хватит выдумывать!
ЮРА. Он стесняется. Главный в школе драчун!
ЛЕНА. Да ладно!
ЮРА. Я серьёзно!
ЛЕНА. Андрей! Серьёзно?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я же тебе говорю: не слушай его!
ЛЕНА. Так! Какие ещё тайны ты от меня скрываешь? (смеётся.)
ЮРА. Андрей! Ну-ка, расскажи Лене, что-нибудь этакое, впечатляющее, а! Самые свои тайные тайны!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Мне нечего рассказывать. Вообще, мне надо работать. Давайте, будем расходиться.
ЮРА. А у него же сегодня выходной!
ЛЕНА.  Я так и поняла. А почему мне ничего не сказал? Нет, на меня у него времени не хватает, а как коньяк пить – хватает! (смеётся)
ЮРА. Не хорошо, Андрей! Очень не хорошо! Поэтому, я и проявил инициативу, и пригласил вас  сюда!
ЛЕНА. И правильно сделали! Вы скажите ему, Юра, что надо и с будущей женой время проводить! Совсем пропал в этом бизнесе.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что вы оба несёте?
ЛЕНА. Я что, не права?
ЮРА. Андрей! Ты чего так нервничаешь, а?
ЛЕНА. Юра! А вы чем занимаетесь?
ЮРА. Я – историк! Изучаю, так сказать, пыльное прошлое.
ЛЕНА. У меня, в школе, по истории была пятёрка.
ЮРА. Да? И у меня! А у Андрея – четвёрка. Андрей! Позор тебе! Историю надо знать на пять. Без прошлого, нет будущего! Правильно?
ЛЕНА. Конечно!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Так! Может, хватит? У меня… масса дел…
ЛЕНА. Андрей! К тебе что, каждый день приезжает школьный друг? Подождёт, твоя масса.
ЮРА. Что ты нас гонишь? Сидим, разговариваем. Лена! Может каплю коньяка?
ЛЕНА. А давайте! Чуть-чуть.
ЮРА. Вот это -  по-нашему! (наливает в рюмку коньяк и подаёт Лене.) Прошу.
ЛЕНА. Спасибо.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты что? Будешь пить коньяк?
ЮРА. Присоединяйся!
ЛЕНА. То есть, тебе можно, а мне нет?
ЮРА. Вот пристал, а? Ты почему такой нудный? Он всегда такой?
ЛЕНА. У него бывает.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Просто смешно.
ЮРА. Что смешно, Андрей?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ничего.
ЛЕНА. Юра! Я, наверное, вам помешала?
ЮРА. Да ну, что вы! Наоборот. Я очень хотел познакомиться, с будущей женой Андрея.  Поэтому и позвонил. Иначе, этот… ни за что бы вас не позвал.
ЛЕНА. Это – точно!
ЮРА. Скрытный он, да? Ты стал скрытным, Андрей!
ЛЕНА. Иногда, сядет на кухне и сидит, смотрит в одну точку. Спрошу у него, в чём дело – молчит. И слово из него не достанешь.
ЮРА. О чём молчишь, Андрюха?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лена! У тебя есть сегодня дела? Давай, я тебя отвезу?
ЮРА. Не можешь! Он не может вас отвести.
ЛЕНА. Андрей! Куда ты собрался меня вести? Ты же выпил. Хочешь, чтобы права забрали?
ЮРА. Да и машины, Андрей, у тебя теперь нет.
ЛЕНА. Андрей! Что с машиной?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. С ней всё в порядке! Кого ты слушаешь?
ЛЕНА. Вы больше так, Юра, не шутите! А то меня инфаркт схватит.
ЮРА. А я и не шучу! С машиной-то всё в порядке, только не твоя она, Андрюша.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. А чья же?
ЮРА. Вот тебе - на! Ты же мне её только что подарил!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я ничего тебе не дарил! Ты перебрал, Юра, коньяку-то.
ЮРА. Вы посмотрите на него, а! Уже в отказку пошёл! Быстро ты решения меняешь. Не хорошо, Андрей. Совсем не хорошо.
ЛЕНА. Ты что, серьёзно, подарил Юре машину?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я никому, ничего, не дарил! И дарить, не собираюсь!
ЮРА. Обидно! Сначала дарит, а потом обратно забирает!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Перестань!
ЛЕНА. Нет… но, если ты решил другу подарить…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ничего я не решил!
ЮРА. А квартира? А твой бизнес?
ЛЕНА. Что?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Хватит, Юра, хватит, я говорю!
ЮРА. Да что же это такое? Значит, ты пошутил? Какой у тебя идиотский юмор, Андрей! Не ожидал, что ты, так со мной обойдёшься! А, я понял! Ты не хочешь расстраивать свою будущую жену? Ну, объясни ей, как-нибудь, что у тебя теперь ничего нет! Она, девушка не глупая, она поймёт.
ЛЕНА. Андрей! Он что, серьёзно говорит? Я ничего не понимаю. О чём вы?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лена! Не слушай его! Он перебрал лишнего!
ЮРА. Андрей! За свои слова, надо отвечать!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Замолчи!
ЮРА. Лена! Буду с вами откровенен…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Заткнись!
ЮРА. Дело в том, что Андрей, мне кое-что должен.… Это старый долг. Очень старый. А так как проценты выросли, единственный способ Андрею расплатиться, это отдать мне всё, что у него есть. Вы понимаете? Всё, что есть.
ЛЕНА. Что ещё за долг? Андрей! Что за долг?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я ничего тебе не должен!
ЮРА. Должен, Андрей. Ещё как должен.
ЛЕНА. Что за долг? Сколько?
ЮРА. Подсчитать невозможно!
ЛЕНА. Сколько? Андрей! Сколько?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Если ты сейчас же не прекратишь, я не знаю, что я с тобой сделаю…
ЮРА. Что бы ты хотел со мной сделать, Андрей?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я… я…
ЮРА. Ну, скажи!
ЛЕНА. Сколько? Андрей! Сколько ты должен?
ЮРА. Скажи ей, сколько ты мне должен.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я ещё раз повторяю: ничего! Ничего я не должен!
ЛЕНА. Юра! Вы обманываете?
ЮРА. Теперь всё принадлежит мне! Всё! Машина, квартира, банковский счёт! И вы! И вы, Лена, теперь принадлежите мне! Я это заслужил!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я тебя убью.
ЮРА. Вы, Лена, теперь принадлежите мне!
ЛЕНА. (Встаёт со стула и отходит к стене.) Знаете, Юра! Вот это уже не смешно. Андрей!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты переигрываешь, Юра!
ЮРА. Ты так думаешь? (вынимает из-за пояса пистолет.) Я этого не чувствую.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Убери!
ЛЕНА. Андрей! Вызови охрану!
ЮРА. Лучше не надо.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Убери пистолет!
ЮРА. Андрей! Ты должен заплатить. Ты обязан это сделать. И ты это сделаешь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.  Ты не понимаешь, что тебе отсюда не выйти? Если выстрелишь, вообще ничего не получишь! Убери пистолет!
ЛЕНА. Уберите пистолет!
ЮРА. Ты обокрал меня, Андрюша!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я ничего у тебя не крал. У меня только своё.
ЮРА. Ты всё у меня забрал.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. У тебя своё, у меня – своё!
ЛЕНА. Андрей! Что ты у него взял? Если он у вас, что-то взял, то он это обязательно вернёт! Правда, Андрей?
ЮРА. К сожалению, Лена, это уже вернуть невозможно!
ЛЕНА. Андрей! Верни ему, что взял.
ЮРА. Лена! У меня к вам вопрос. Вы меня любите?
ЛЕНА. Что?
ЮРА. Вы любите меня?
ЛЕНА. Нет…
ЮРА. Ты видишь. Андрей, она меня не любит!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Причём здесь Лена?
ЮРА. Она не любит меня!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты говоришь ерунду! Спрячь пистолет!
ЮРА. А его вы любите?
ЛЕНА. Что?
ЮРА. Его вы любите?
ЛЕНА. Да! Я не понимаю…
ЮРА. Вы любите Андрея?
ЛЕНА. Да, я люблю его! Уберите!
ЮРА. Ты видишь: она тебя любит. Лена! На его месте, должен быть я!
ЛЕНА. Что? На каком месте? Я не понимаю…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Успокойся!
ЮРА. Занял моё место и делает вид, что ничего не случилось! Какая наглость! Какое коварство!
ЛЕНА. Андрей! Что он говорит?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ничего! Он просто спятил!
ЮРА. Я тебе покажу, что значит - спятил!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Хватит! Давай, поговорим спокойно. Убери пистолет!

Юра подходит к Лене, хватает её за волосы и оттаскивает к противоположной стене.

ЛЕНА. А-а-а-а-а! Андрей!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Отпусти её! Отпусти её!
ЮРА. (наводит пистолет на Андрея Михайловича) Стой, где стоишь!
ЛЕНА. Отпустите!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Не надо! Отпусти её! Она здесь не причём!
ЮРА. Я хочу, Андрей, чтобы ты почувствовал, как иногда бывает больно и страшно!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я уже чувствую! Ты мне всё показал! Я понял…
ЮРА. Да в том-то и дело, что ты не хрена не понял! (приставляет пистолет к Лениной голове.)
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Отпусти её! Я прошу тебя! Не надо!
ЮРА. Я хочу, чтобы ты почувствовал! До конца!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я - чувствую! Чувствую! Честно! Отпусти её!
ЮРА. Ты меня обманываешь!
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да нет же! Клянусь тебе! Я чувствую! Мне страшно! Очень!
ЛЕНА. Юра! Не надо! Отпустите!
ЮРА. Никак не могу понять: почему я тебе не верю?
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Прошу тебя…
ЮРА. Ты остался таким, каким ты был тогда, в детстве. Ты не изменился, Андрей.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я изменился. Я клянусь тебе. Я – изменился!
ЮРА. Ты ничего не чувствуешь.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я всё чувствую. Что ты хочешь, чтобы я сделал?
ЮРА. Ничего. Ничего мне от тебя не нужно.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что тебе от меня надо? Чтобы я ползал на коленях и рыдал? Хочешь, чтобы я тебя умолял, пощадить нас? Ты этого хочешь? Чего тебе надо?! Чтобы я извинился? Я извиняюсь! Прости меня! Прости меня! Ты что, на самом деле считаешь, что я виноват, в том, что с тобой произошло? Ты во всём винишь меня? Да не верю я тебе, Юра! Не верю, понимаешь? Всё это - херня! Придумал ты! Понимаешь? Придумал, для себя! Тебе так легче жить! Тебе нужно было найти виновного и наказать его! А иначе, можно сойти с ума! А иначе – всё зря, так? На самом деле, ты знаешь, что нет ни правых, не виноватых! Нет их! Но ты не хочешь этого принять! Потому что, всегда должны быть правые и виноватые! Всегда! Из этого складывается жизнь! Из этого появляется в ней хоть какой-то смысл! А если нет виноватых, то тогда, всё вокруг кажется бессмысленным и бесполезным! А это уже страшно! Этого ты принять не смеешь, не можешь! Не находишь оправдания тому, что произошло с тобой. А найти его надо, очень надо!
ЮРА. У меня в руке пистолет.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я заметил!
ЮРА. Я могу выстрелить.
ЛЕНА. Андрей…
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Хватит! Не станет он стрелять! Испугается! Страшно тебе, Юра, да? Страшно? Ты когда-нибудь убивал людей? Ты видел, что с ними происходит, когда в них стреляют? Да я знаю, что не видел. Хочешь меня напугать? Я не боюсь. Мне не страшно, слышишь, ты, урод! Мне не страшно!
 ЮРА. Лена! А он вас не любит.
 ЛЕНА. Андрей! Мне страшно!
 ЮРА. Андрей!
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лена! Успокойся! Не станет он стрелять! У него кишка тонка! Он просто пугает.
 ЛЕНА. Андрей!
 ЮРА. Хочешь, проверим?
 ЛЕНА! Андрей!
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну, давай!
 ЛЕНА. Андрей!
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Давай!
 ЮРА. Заткнись!
 ЛЕНА. Андрей!
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну, давай, давай!
 ЮРА. Хочешь проверить меня?
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Хочу! Давай! Стреляй!
 ЛЕНА. Андрей! Не надо!
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Стреляй!
 ЮРА. Заткнись, урод!
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Стреляй!
 ЮРА. Заткнись!
 ЛЕНА. Андрей!

           Раздаётся выстрел. Юра отпускает Лену и опускает пистолет. Лена  медленно подходит к Андрею.

 ЮРА. Промах.
 ЛЕНА. Господи.
 ЮРА. Промах.

                Юра опускается на пол.

 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Дай мне пистолет.
 ЮРА. Да пошёл ты.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра!
 
                Тишина. Все замерли на своих местах.

 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Давай, по рюмашке.

            Андрей Михайлович наливает коньяк в две рюмки. Одну подаёт Юре. Юра смотрит в рюмку и выпивает. Андрей Михайлович подходит у окну.

 ЛЕНА. Сейчас кто-нибудь прибежит.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Юра! Тебе надо уходить.
 ЮРА. Куда?
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Туда. Тебе надо уходить.
 ЮРА. Мне некуда идти.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Тебе… отдохнуть надо. Съезди куда-нибудь, развейся, погуляй.
 ЮРА. Дурак ты, Андрей.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Может быть, может быть.
 ЮРА. Какая печальная история. Лена! Не сердитесь на меня.
 ЛЕНА. Вам нужно уходить.
 ЮРА. А ты знаешь, Андрей, а ведь я хотел тебя убить. Я уже был готов.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да.
 ЮРА. А тут такой… камуфлет вышел.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты… прости меня.
 ЮРА. Мне не за что тебя прощать.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. И всё равно – прости.
 ЮРА. Ладно, пора. Может ты и прав. Съезжу куда-нибудь. Туда, где тепло. Где много солнца.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Конечно.
 ЮРА. Странная ситуация. Не знаю, что сказать.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да.
 
            Юра поднимается с пола и идёт к двери.

 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Может, адрес оставишь или телефон? Созвонимся.
 ЮРА. Думаю, не стоит.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да. Может и не стоит.
 
           Юра останавливается возле дверей.

 ЮРА. Такое ощущение, что я чего-то не сделал. Чего-то самого главного. Пыжился, корячился, а, в итоге – ничего. Глупо, правда? Андрей! Ты мне ничего не хочешь сказать? На прощание.
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. По-моему, мы всё друг другу сказали.
 ЮРА. Может быть. А может и нет. Как думаешь, Андрюша?
 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Думаю – всё.
 ЮРА. Да? Тогда, всё в порядке. Тогда всё хорошо. Знаешь, как сказал призрак отца Гамлета? «Живи и помни обо мне». И он помнил. До конца своей жизни помнил. А я и есть призрак. Призрак прошлого. Правда, Андрей? Да, так и есть. Живи, Андрей. Живи.

         Юра выходит за дверь. Андрей и Лена стоят неподвижно. За дверью раздаётся выстрел. Лена подбегает к двери, открывает и резко вскрикивает.

 ЛЕНА. Андрей! Он выстрелил! Он выстрелил в себя! Господи! Он выстрелил!

               Лена выбегает из кабинета. Андрей Михайлович стоит неподвижно.

 АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. Нет. Ты ошибся. Я всё отлично помню. Я всё помню прекрасно. Не я это был. Клянусь тебе. Это был не я. Ты ошибся, понимаешь? Ты ошибся, Юра! Убирайся, в своё прошлое! Оставь меня в покое! Ты слышишь?! Убирайся! Оставь меня в покое! Убирайся! Убирайся! Оставь меня! Оставь меня! Оставь меня!



                16 июня 2013год


 
 


 
 

 

 
 



               







































 


Рецензии