Сказы деда Савватея. Страдалица

   Параня переполошила всю семью. Ночь напролёт она выла, причитала и голосила:
 - Ой, мамынька! Ой, мочи нету!
   Родители не знали как помочь и чем утешить дочь. Придя с вечёрок, ближе к полуночи, Параня пожаловалась на то, что у неё разболелся зуб, а вскоре боль стала просто невыносима. Видимо сидя с парнями и девчатами над рекой, от которой тянуло холодом и поднимался густой туман, горланя песни под баян, застудилась Параня. А утром о, ужас! Миленькое личико её исказила гримаса боли. Щека раздулась, стала твёрдая и блестящая, как подушка - думка, маленький носик сделался ещё меньше на фоне щеки, практически утонул в ней. Большие карие глаза с густыми длинными ресницами выглядели разными оттого, что один сожмурился под натиском этой щеки, а другой, силясь что-нибудь увидеть, раскрыт необычайно широко и из него ручьём течёт слеза.
   Бедная - бедная Парка!
   Облегчить боль пытались разными способами. По совету близких, она читала молитвы мученику Антипе и Святому Ионе, шалфеем полоскала рот, толчёный уголёк прикладывала, тряпочку с самогоном прислоняла к зубу, мочу младшего братишки, подогретую держала за щекой, мяту и чабрец, пережёванные бабушкой, закладывала за десну, а ещё солёное сало кусочками, да и разное другое, чтобы унять боль, испробовала Параня - ничего не помогло. Когда зуб сам выболел, через двое суток, только тогда и угомонился, а пухлая щека осталась. Как быть?
   На семейном совете решили - зуб надо выдернуть. Отец сказал:
 - Иди, Парка к фершалу, он уж яво выдерить.
   Мать возразила:
 - Твой фершал завсегда пьянай, ещё язык вырвить доче заместо зуба, с яво ужо станется.
 - Ну и ладно, хоть одна молчать будить, а то вас не угомонить, трещать цельный день без толку. А не хотите так, можно привязать за зуб к двери, а Гришка с той стороны дёрнить её.
   Так и сделали. Привязали суровой ниткой к ручке двери и по команде отца, брат Гришка дёрнул резко дверь на себя. Параня выскочив в сени, долетела практически до противоположной стены. Зуб же остался на своём месте.
   Старая бабушка, практически не спускающаяся с печи давала оттуда, свесивши голову, дельные советы:
 - Пелагея! Привяжи зуб в кровати, да и сунь ей под нос горящую головешку, враз выскочить. Мне так делали завсегда.
   Мать Парани, Пелагея, не раздумывая схватила тряпку и, раскрыв дверцу печи, вытащила наполовину сгоревшее полено. Подбежав к дочери, сунула той прямо в нос. Взвизгнув, Параня шарахнулась в сторону, сбив, цветочный горшок с подставки и усыпав полы землёй, принялась громко икать.
   Зуб остался на месте.
 - Это она с перепугу икаить, надо спужать. Клин клином вышибають.
 - Шо-то вы баушка вшё шоветуете такое. Шидели бы на печи и молщали лучше,- обиженно - шепеляво попеняла Параня.
   Не обращая внимания на внучку, бабушка опять посоветовала:
 - Привяжи Парку на крыльце к балясине да спусти собак, она страсть как их боиться. Ужасть просто. Убягёть, зуб-та и выскочить, не сумлевайтеся.
   Пелагея вывела икающую Параню на крыльцо. Перед домом уже собрались зеваки бабы - соседки и мальчишки. В отдалении курили на брёвнах сидя мужики. Всем интересно было посмотреть, чем дело кончиться. Устоит зуб или вылетит.
 - Вот ить, на спектаклю расселися тута, - возмутилась Пелагея, но не прогонишь же, соседи.
   Наперебой стали давать советы и подбадривать Параню:
 - Ты Парка от собак шибче бяги. Догонють - в клочья порвуть. Што твой зуб, ён ерунда будить супратив их покусов.
   Широко раскрытый глаз Парани заметался по лицам людей, ища сочувствия, но его не было, только азарт и интерес. Икота после этих слов враз прекратилась. Бедная страдалица Парка!
   Мать привязала её за зуб к столбику крыльца, крепко привязала, на несколько узелков. Все отошли в сторону, оставив Параню одну. Маленькая, измученная болью и страданиями фигурка девушки одиноко прижавшаяся у столбика, с чёрной ниткой, свисающей из полуоткрытого рта, вдруг вызвала у публики прилив жалость, все зашмыгали носами, а Пелагея в голос зарыдала. Такое чувство было, будто к смерти приговорили дочь свою. Отец, давясь слезами, собравшись с силами выкрикнул:
 - Да тихо вы, раскудахтались здеся! Устроили похороны с поминками. Цыц, сказал!
   Тут уж все поняли ответственность момента, враз притихнув.
   В наступившей гнетущей тишине спокойно прозвучала команда отца:
 - Гришка! Спущай Буяна!
   В этот момент из-за ближайшего дома, подобрав юбки, чтоб шибче бежать, взбивая ногами клубы пыли, переключая тем самым на себя внимание зевак, выскочила соседская девчонка и буквально давясь новостью прокричала:
 -Тётка Пелагея! К вам сваты идуть! Парку сватать! Из Липовки, Митяй! С гармошкой, нарядные все, ужасть!
   Ещё не осознав значимость предстоящего события, все замерли в недоумении.
 - Ой, батюшки! - раздался испуганный голосок, будто пискнул кто-то.
   С крыльца метнулась в дом фигурка. Бряк! Что-то упало на пол, Пелагея нагнулась. На затоптанных, мусорных досках лежал украшенный короной из трёх корней, привязанный суровой ниткой к столбику зуб страдалицы Парки.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.