Вершина Mаковельского

ФИРУЗ МУСТАФА
ВЕРШИНА МАКОВЕЛЬСКОГО

Александр Осипович Маковельский. Выдающийся русский и азербайджанский ученый. Поляк по происхождению.
Родился в городе Гродно 22 июля 1884 года. Скончался 16 декабря 1969 года в городе Баку. По профессии он был историком-философом.
С 1946 года член-корреспондент Академии Наук СССР отдела истории и философии.
В 1949 году избран академиком Академии Наук Азербайджанской ССР.
Его фундаментальные исследования посвящены античной философии, логике и истории философии народов Ближнего Востока.
Если скажу, что Маковельский был одним из первых философов, чье имя я услышал, вы не удивляйтесь. Это отдельная история. Дело в том, что наш сосед, знаменитый педагог Гасым Кочери оглу время от времени ездил в Баку и по возвращении с большим удовольствием рассказывал о своих впечатлениях коллегам и ученикам. Его рассказы об ученом по имени Маковельский (в те далекие годы детства я считал, что это имя, а не фамилия) имели особый интерес среди слушателей. Тогда я учился в младших классах средней школы. Гасым Кочери оглу был нашим родственником, и жил с нами по соседству. Его сын, известный философ Фиридун Кочерли тогда работал директором Института философии. Оказывается, до Фиридун муаллима именно академик Маковельский руководил этим институтом (сектором). Гасым Кочери оглу рассказывал о Маковельском очень увлекательные истории и случаи, которые свидетельствуют о простоте видного ученого, о его благородстве. Помню, однажды мы увидели в руке нашего старейшего учителя изящную трость. Узоры позолотой на ней притягивали внимание издали. Гасым муаллим с гордостью поведал, что эта трость – подарок Маковельского. Да, еще в те времена мне было знакомо это вызывающее к себе интерес и непривычное для слуха имя «Маковельский». Позже я приобщился к научному наследию великого ученого. Его исследования по античной философии, а также переводы с оригинала до сегодняшних дней не теряют свою значимость. Я сам в свое время в цикле статей посвященных «Авесте» приводил цитаты с его произведений.
Проходят десятилетия со дня смерти Александра Осиповича. Должен признаться, по сие время я даже не подозревал, что кто-нибудь из потомков прославленного ученого остался в Баку. Однажды гуляя с именитым поэтом Ильясом Тапдыгом возле знаменитой скульптуры «Дракон», рядом с которой расположен не менее известный «Дом ученых» мой собеседник спросил, знакома ли мне сидящая на скамье дама почтенного возраста, с лучезарным обликом, чей взгляд был устремлен вдаль. Я ответил, что не знаком с ней. Улыбаясь, он произнес: «Госпожа Ольга внучка философа Маковельского, твоего коллеги. Она музыкант. Высокообразованная дама. Если хочешь, я тебя представлю ей».
После знакомства я сказал, что мне хотелось бы записать воспоминания о Маковельском его внучки. Спустя несколько дней в назначенное время мы с Ольгой Алексеевной Южаниной-Маковельской встретились в ее квартире.
Здесь все говорит о старине: и мебель, и книжные полки, и книги на них…. Когда-то в этой квартире жил достославный ученый. За этим столом неутомимо корпел, задумчиво прохаживался по этому полу, в том кресле отдыхал в минуты досуга величайший исследователь азербайджанской (так же и мировой) философской мысли.
- Госпожа Ольга, каким вы помните деда?
Она погружается в раздумье, спокойно стараясь оживить в своей памяти прошедшее.
- Дедушка был честным, трудолюбивым, простым, скромным человеком. Любил бесконечной любовью свою супругу, то есть мою бабушку. Собственно говоря, они были влюблены друг в друга. Работал днями и ночами. Считал себя азербайджанским ученым. Был настоящим гражданином.
- Он всегда, весь период своей творческой деятельности находился под защитой государства, партии, удостоен премий, наград….
- Да, так казалось тем, кто с ним близко общался. Однако, истинная сущность далеко не такова. Может быть, многим покажется странным, дедушка не был членом коммунистической партии. Об этом ему неоднократно говорили, предлагали вступить в партию, но он всегда от предложения уклонялся. Когда был молодым, говорил, что еще не готов стать коммунистом, а когда состарился, отвечал, что уже поздно…. Мне хотелось бы сказать Вам, что в молодости Александр Осипович считал трагедией установление советской власти в России. На это были определенные причины. Маковельский совсем молодым стал известен, как исследователь философии. Еще в 1914 году вышел в свет первый том его фундаментального произведения «Досократики». Тогда ученому было всего тридцать лет. В 1915 году издан второй том. Выпуск данного исследования стало грандиозным событием для научной общественности России и Европы. После издания каждого тома произведения в печати появлялись многочисленные мнения, рецензии. Научные сообщества, ученые, философы с одобрительными отзывами и большим удовольствием встретили публикацию ценного творения. В 1918 году его труд, точнее сказать обзор историко-критических источников «Досократовская философия» увидел свет в виде отдельной книги, а в 1919 году вышел из печати третий том работы «Досократики». Вы только представьте себе, что все это написано и издано в городе Казань в самый разгар гражданской войны. Хочу сказать, что Александр Осипович свою жизнь связал с наукой, и ему казалось, что советская власть поставит крест на существующих культурных ценностях человечества. Эти мысли имели под собой почву. Карательные отряды рабоче-крестьянского правительства в те годы сгубили многих выдающихся деятелей науки. Дедушка впал в депрессию, хотел наложить на себя руки, но моя бабушка сумела отговорить его от этого замысла. Позднее, когда они вспоминали об этом, я слышала.
Я позволяю себе дополнить сказанное Ольгой ханым:
- Коммунисты не стали трогать Александра Осиповича, он в годы советской власти занимался широкой научной деятельностью. И от этого оказались в выигрыше не только русская и азербайджанская, но и мировая философская наука.
- В 1920 году дед получил приглашения от университетов разных городов, в том числе от Бакинского Университета. Он очень любил азербайджанцев, и поэтому без каких-либо колебаний выбрал Баку. С 1920-го по 1960-й год он преподавал в Бакинском Университете. Наряду с этим он читал лекции в Политехническом и Педагогическом институтах, Институте Повышения Квалификации Учителей, Институте Народного Образования. А также работал в Научно-исследовательском Институте Педагогики. В Университете дедушка вел лекции по многим предметам: история философии, история социально-политической теории, логика, психология, история логики, эстетика, этика, педагогика…. Мой дед был человеком с энциклопедическими знаниями. Даже в старческие годы не мог оторваться от чтения. Он был истинным философом, мыслителем и педагогом.
- Мне известно, что он с очень юных лет занимался углубленными научно-исследовательскими работами.
- Да, в 1904 году, будучи студентом 3-го курса в столетнем юбилее Казанского университета за работу «Оценка новых взглядов на драматический конфликт в трагедии Софокла «Антигона»» он награжден медалью. Тогда ему шел всего лишь двадцатый год.
- Маковельский сделал в такой же степени неоценимый вклад в изучение истории общественно-философской мысли в Азербайджане. Является автором ценных исследований о Низами и Вазехе. Он основоположник новой научной области в нашей стране, и называется она историей философии Азербайджана.
- Безусловно. Как я Вам уже говорила, он безгранично любил Азербайджан и азербайджанцев. И эта любовь вдохновляла, усиливала его желание жить и работать в этой стране.
- У нас много его приверженцев, воспитанников.
- Я видела почти всех последователей Маковельского. Гейдар Гусейнов, Шукуфе Мирзеева, Мохбалы Гасымов, Фиридун Кочерли были его студентами. Смерть Гейдара Гусейнова глубоко потрясла деда, долгое время он не мог прийти в себя. А теперь я Вам покажу одну фотографию, посмотрите, может, узнаете кого-нибудь.
Кстати замечу, в таком возрасте Ольга ханым научилась работать на компьютере, через интернет переписывается со своими сыновьями, которые живут в Санкт-Петербурге. Она поднимается и включает компьютер. Такое впечатление, что на меня с монитора взирает история. Госпожа Ольга продолжает беседу:
- Эта фотография сделана в 1964 году. К восьмидесятилетию моего деда в тот день в нашем доме собрались его друзья, студенты. Видите, вот дедушка сидит на середине.
- Позвольте и мне рассказать кое о ком их них. Я был лично знаком с некоторыми людьми, которые стоят за сидящим в кресле Александром Осиповичем. Академик Фиридун Кочерли, члены-корреспонденты академии Мегсед Сеттаров и Зияддин Гоюшов. Они в свое время были моими учителями, принимали у меня экзамены. Теперь никого из них нет в живых. Пусть Всевышний упокоит их души.
- Жаль, все они были прекрасными, талантливыми людьми.
- Каким Вам запомнился последний период жизни Вашего деда?
- В последние годы жизни у дедушки ослабли слух и зрение. Тем не менее, память, мышление остались чуткими. Мы заносили на бумагу все, что он говорил. Александр Осипович не мог себя представить без работы. Он всегда был в поиске.
- Вы храните рукописи деда?
- В первой половине восьмидесятых в институт, где работал дедушка, из Москвы был приглашен один видный ученый. Захид Оруджов…. Наверно, вы его знаете….
- Да. Известный в мире специалист по диалектической логике.
- Как-то он мне звонил, интересовался судьбой не опубликованных произведений моего деда. Я тогда отнесла в институт те рукописи, о которых говорила только что. Но дальше мне ничего не известно.
- Я поинтересуюсь об этом.
(P.S. Я поинтересовался. Узнал, что произведения ученого собраны, готовы к публикации, и пока что «лежат» в связи с недостаточностью средств для их издания).
Чувствуется, что квартира Ольги Алексеевны нуждается в ремонте. Я осторожно намекаю:
- Здание, в котором вы живете, отремонтировано, при этом квартира….
- Знаю, что Вы хотите сказать. Я в своей жизни никого ни о чем не просила, и в дальнейшем по этому вопросу ни к кому не стану обращаться. Именем, памятью моего деда всегда дорожили в Азербайджане. Он теперь покоится в Аллее почетного захоронения. Но одно желание не дает сердцу покоя. Хотела бы, соответствующие организации помогли мне решить проблему, то есть в реализации одной моей идеи. На фасаде нашего здания установлены мемориальные доски многим замечательным ученым. По-моему, мой дедушка так же был одним из уникальных личностей. Мне бы очень хотелось, чтобы имя деда было увековечено. Ведь его роль огромна в развитии науки Азербайджана.
 Я прощаюсь с Ольгой Алексеевной.
Работая над этими записями, я изучил ряд материалов, документов связанных Маковельским, а также с его личной жизнью. Узнал, что великий ученый познакомился с будущей супругой Вандой Залевской в 1908-году, они поженились и вместе прожили шестьдесят лет. В 1909 году родилась их дочь Софья. Ольга Алексеевна, моя любезная собеседница – дочь Софьи. Мое внимание привлекло стихотворение, которого Ольга Алексеевна услышала от своей бабушки и привела в одной своей статье:

 Жизнь – не увлеченье, жизнь – одно стремленье,
 Торная дорога в солнечную даль.
 Для того, кто ловит каждое мгновенье,
 У кого есть воля, твердая, как сталь.

Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить, что Ольга Алексеевна Южанина-Маковельская является председателем польской общины в Азербайджане. Известный исполнитель на скрипке. Имеет многочисленных учеников. Всей душой привязана к своей профессии.
В следующем году исполняется 130 лет со дня рождения и 45 лет со дня смерти великого ученого, гениального философа. Нет никаких сомнений, что Александр Осипович Маковельский был одним из величайших личностей, титанов, вершин мировой философской науки.
Надеюсь, что мечта Ольги ханым в скором времени станет явью.
Перевод Шахло Касумовой


Рецензии
Всегда очень интересно узнавать о сложном переплетении культур.Спасибо.

Наталья Клокова   13.10.2014 12:42     Заявить о нарушении
Mnoqouvajayemaya Natalya!
Dobriy veçer.
Spasibo za otklik i ponimaniy.
Tvorçeskix uspexov.
S uvajeniyem,

Фируз Мустафа 2   17.10.2014 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.