Моя гитара

                Виктору Афсари

Прежде всего, автор (музыкант-профессионал) должен принести извинения за автобиографические сведения, но с ними будет легче понять его позицию.

Семиструнная гитара – первый музыкальный инструмент, который он увидел в младенчестве, на котором усердно теребил струны и который пронес через всю свою жизнь.

Но до 1964 года автор числил себя не гитаристом, а балалаечником, причем (по мнению окружающих) подающем большие надежды. Надежды не осуществились и до 1975 года пришлось зарабатывать на хлеб насущный профессией саксофониста-кларнетиста. И вновь начать музыкальную «карьеру» с нуля – заняться гитарой: преподавать игру ради заработка и добиваться необходимого собственного исполнительского уровня, который, хотя и был достаточно высок, все же оставался дилетантским, так как до этого времени считал игру на гитаре не как профессию, а как любимое увлечение и развлечение.

Большим исполнителем быть не стремился (хотя и занимался по 7–8–9 часов в день), да и возраст уже не позволял, но уровня хорошего выпускника музыкального училища добился довольно скоро. И оказался в любопытной ситуации: мало того, что в третий раз сменил музыкальную профессию, – в новой ипостаси оказался гитаристом неопределенного профиля, так как, будучи дилетантом, никогда не считал испанскую и русскую гитары за два разных  инструмента. Хотелось исполнить «Испанский танец» Гранадоса – брал шестиструнку, «Пряху» Высотского – семиструнку. При соответственно более широком грифе и нейлоновых струнах на семиструнной гитаре переход с одной гитары на другую был абсолютно незаметен. Это была ОДНА гитара. На практике у МОЕЙ ГИТАРЫ было и третье лицо – самостоятельно найденный строй семиструнной гитары МИ-ЛЯ-СИ-РЕ-СОЛЬ-СИ-МИ. Придумал его в целях чистой экономии – не возиться с двумя инструментами, в результате – почти четверть века не расстаюсь с тремя:
 
ИГ – Испанская гитара
РГ-G – Русская гитара в строе соль мажор
РГ-E – Русская гитара в строе ми минор.
 
Теперь перейдем к сути дела, высказаться по которому считаю необходимым. Естественно, что очень рано столкнулся с отголосками «холодной войны мышей и лягушек» (язвительное замечание В. П. Машкевича, в ряд с которым можно поставить драку свифтовских лилипутов: чем они меньше ростом, тем ожесточенней грызутся из-за того, с какого конца следует разбивать яйцо, с тупого или острого), но, занимаясь по своей специальности, мало интересовался этой позорной распрей. Но когда стал работать как гитарист-педагог, пришлось вплотную столкнуться с разнообразными проявлениями бессмысленного озлобления гитаристов-шестиструнников против русской гитары: от брезгливого зажимания носа до милостиво-снисходительного «признания» права семиструнной гитары на существование. Не знаю, что хуже.

Причина распри – непрофессионализм. «В 1930-х годах при Московской консерватории были открыты музыкальные курсы, на которых преподавали игру на гитаре. Класс шестиструнной гитары вел П. С. Агафошин, класс семиструнной – М. Ф. Иванов. Возник спор о преимуществах испанской гитары перед русской, в результате чего в 1934 году были закрыты оба класса». (Энциклопедия гитары).

 И Агафошин, и Иванов оба по специальности бухгалтеры, сносно, по-видимому, играющие на гитарах. Им оказали честь, разрешив преподавать гитару при Московской-то консерватории, но вместо того, чтоб учиться самим, объединить усилия и делать дело, они затевают коммунальный скандал и губят то дело на корню. И нечего валить всю вину на одну сторону: апологеты русской гитары тоже уподобились крыловскому медведю, защитившему своего приятеля от нахальной мухи.

 Откуда, например, откопали они мифическую «сухость» звучания, «которую не изжить», в испанской гитаре? И как квалифицировать подсчет количества аккордов, берущихся на семиструнной и шестиструнной гитарах? Если исходить из этой арифметики, то скрипка и виолончель, в сравнении с гитарой, годятся только на растопку. А что делать с духовыми, на которых невозможно даже двухголосие? А как поступить с самой гитарой, если сравнить ее с фортепиано?

Или такая вот декларация: «На русской гитаре возможно исполнение всей литературы испанской гитары следующими способами:

I. В тональности оригинала:
1) С добавочными басами
2) Без добавочных басов
3) С перестроем 1-й, 6-й и 7-й струн на тон выше.

II. В транскрипциях в другие тональности».

А не проще ли взять в руки гитару шестиструнную и исполнить всю ее литературу?! Ведь две гитары, если их положить на весы, потянут меньше, чем одна виолончель! Руки не отсохнут!

И, следом за приведенной декларацией, злорадное замечание: ««Адажио» В. И. Моркова, переложенное для ИГ ярко обнаруживает ее неприспособленность к музыке, написанной для РГ. В ля миноре оно превратилось в жалкий скелет в другой тональности». Верно, но то же самое можно сказать об «Аргентинской мелодии» М. Л. Анидо, переложенной для РГ в соль миноре. А случалось ли вам разбирать «Арабское каприччио» Ф. Тарреги, изложенное для семиструнной гитары в тональности си минор? Нет? Вы много потеряли.

А если вспомнить уровень исполнителей – скрипачей, виолончелистов, пианистов, уровень преподавания на этих инструментах первой половины XX века и при этом бегло перелистать «Школу игры на семиструнной гитаре» М. Иванова, то впору за голову схватиться: каменный век. К слову: «Школа» Агафошина ничуть не лучше.

И прибавляет ли авторитета гитаре такое вот безапелляционное заявление: «Сравнение гитары с арфой и фортепиано очень неудачно: первая непобедима в арпеджиях, второе – в гармонии, но очень бедно музыкальными красками. Гитара богаче их музыкальными красками и, более того, богаче ими любого другого инструмента. Достаточно сказать, что ни на арфе, ни на фортепиано нельзя извлечь ни легато, ни глиссандо, ни флажолет». И подобную наукообразную чушь порет не кто иной, как замечательный подвижник гитары В. П. Машкевич! Извиним его: Машкевич не музыкант, не историк, не музыковед, Машкевич доцент Московского горного института, кандидат технических наук.

Отзвуки застарелого противостояния не смолкли до сих пор. Так совсем недавно один далеко не заурядный гитарист-шестиструнник выразил автору удивление: «А почему вы переложили «Сюиты» и «Сонаты и партиты» для семиструнной, а не для шестиструнной гитары?» Вот что ответить?.. Да по единственной причине: на РГ они звучат лучше и богаче, чем на испанской. Заявляю это со всей ответственностью, так как лишен даже малейшего семиструнного национализма. Точно так же (не имея шестиструнного шовинизма!) категорически против исполнения пьес для ИГ на РГ.

 У каждого инструмента должен быть свой репертуар. Безусловно репертуар РГ намного беднее и для нее сложился порочный круг: «зачем играть на РГ, если у нее нет репертуара?», «зачем создавать репертуар, если на РГ никто не играет?» И даже больше: если для РГ нет репертуара, то значит инструмент этот дефективный. Мысль эта в завуалированной форме (открыто высказываться уже неприлично!..) до сих пор имеет полную силу и одним из ее проявлений как раз и служит пресловутый перестрой трех струн.

На заре, так сказать, гитарной деятельности автор данной статьи проявил наивность и перестроил инструмент. И сразу же споткнулся: перестройка струны на полтона-тон в сторону понижения дает качественный результат, но натяжка трех струн на тон выше возможна только предварительная, иначе струны на протяжении достаточно объемной пьесы будут занижаться и наоборот – когда вернутся на свою основную высоту будут высить. Иными словами – часто чередовать пьесы при помощи перестроя проблематично.
 
Существует и другая, не менее серьезная помеха: параметры струны подбираются с большой точностью, ибо от этого зависит качество звучания. Открытая первая струна МИ должна быть тоньше, чем первая струна РЕ и когда мы натягиваем РЕ на МИ, то РЕ автоматически не превращается в МИ, она остается перетянутой (а значит ухудшенной качественно) струной РЕ. То же относится к 6-й и 7-й струнам. Перетянутые струны звучат тупо, пальцы чувствуют явный дисбаланс в натяжке, тогда как именно ровность натяжения является необходимым качеством хороших струн. Следовательно, перестрой может применяться только для какого-либо кратковременного эффекта, но полноценное исполнение серьезной программы под вопросом.

И тогда был сделан вполне логичный эксперимент: 7-я, 6-я и 1-я струны были не перестроены, а заменены соответственно на МИ, ЛЯ, МИ. И очень скоро в процессе занятий выяснилось, что РГ-Е не является полным аналогом ИГ всего лишь с дополнительным басом СИ, а является инструментом с вполне самостоятельным строем. В файле «РУССКАЯ ГИТАРА» помещены пять пьес переложенных специально для РГ-Е, исполнить их на ИГ без серьезных потерь невозможно. Та же ситуация, как и при «исполнении» пьес для ИГ на РГ-G.

 При проигрывании же пьес для собственно ИГ наблюдалось интересное явление: некоторые пьесы из-за дополнительной струны оказывались однозначно неисполнимыми или требовали неприемлемых изменений текста, некоторые исполнялись без потерь, но с техническими затруднениями (1-й «Этюд» Вила-Лобоса, например), часть пьес оставалась как бы нейтральной, но некоторые пьесы, благодаря дополнительной струне, создающей более богатую гармоническую структуру текста и подвергнутые некоторой обработке, не теряя ничего приобретают дополнительные краски. Автор далеко в эту область не вдавался и для примера может лишь назвать некогда им исполняемые 1-ю и 5-ю «Прелюдии» Вила-Лобоса и его же 11-й «Этюд».

Говорить о преимуществах какого-либо инструмента перед другим или другими это своего рода музыкальный расизм, неприемлемая постановка вопроса. Можно говорить об особенностях инструментов, общий объем которых и создает огромное богатство явления, известного под именем Музыка. Можно ли представить, что скрипачи ополчились на альтистов или кларнетисты на гобоистов? Почему же до сих пор тлеют угли лилипутских страстишек в стане гитаристов?

Особенностью гитары является тональная ограниченность, связанная с настройкой открытых басов и, в меньшей степени, с гармонической фактурой, опять-таки связанной со строем остальных открытых струн. Многолетние попытки если не решить, то хотя бы смягчить проблему ДЛЯ СЕБЯ (подчеркиваю) привели автора статьи к необходимости иметь три инструмента.
 
Весь записанный на диск нотный материал служит ярким подтверждением плодотворности этой идеи. «Школа-Хрестоматия» – для гитары испанской. Произведения И. С. Баха – для семиструнной. Небольшое количество собственных переложений – для двух строев русской гитары. В «Песнях» с гитарным аккомпанементом, принадлежащих автору статьи, применяется русская гитара в строе СОЛЬ, но «Арлекино» естественно звучит под гитару в строе МИ, а «Мост Мирабо» звучит только под гитару испанскую.
 
К сожалению, самому автору уже не хватило жизненного ресурса, чтоб исполнительской деятельностью доказать правоту идеи, но, быть может, найдется вдумчивый подвижник и пройдет указанным путем ничем не рискуя, так как смена гитар приносит вред не больший, чем смена музыкантом-духовиком кларнета в строе СИ–БЕМОЛЬ на кларнет в строе ЛЯ. Альт отстоит от скрипки дальше, чем русская гитара от испанской, а многие скрипачи любят альт и играют на нем. И уж, во всяком случае, не ставят целью жизни уничтожение альта как инструмента!

А что сказать о скрипаче Джордже Энеску, который был отличным пианистом и виолончелисте Мстиславе Ростроповиче, который отличным пианистом является до сих пор? (Статья написана при жизни музыканта). А ведь в этих случаях техника исполнения не имеет ничего общего. Почему же иной гитарист умнее всех и брезгливо отворачивается от инструмента другого строя?

Неизвестно, найдется ли у автора молодой последователь, но в одном можно не сомневаться: после ознакомления с более чем тремястами страниц переложений И. С. Баха уже никто не сможет утверждать, что русская гитара инструмент менее совершенный в техническом плане, чем гитара испанская.

P.S.
В свое время автор, не имея возможности публикации своих работ, сделал запись всех литературных произведений и около тысячи сканированных нотных страниц аранжировок для гитары на компакт-диски. Данная статья шла в контексте этой записи, но автор посчитал, что она может быть представлена и в качестве произведения публицистического жанра. Неравнодушным к гитаре читателям могу предложить дополнительно четыре небольшие публикации на сайте: «Автобиография», «Рассудка и сердца нетленная память», «Скрипичные и гитарные мастера Павлограда», «Дутые секреты Страдивари».

                С уважением – Николай Аба-Канский.


Рецензии
Очень профессионально для меня. Но и я, вообще не музыкант, заметил ограниченный репертуар русской гитары. По мне, так пусть мирно сосуществуют оба варианта инструмента.
С искренним уважением

Юрий Юровский   22.06.2019 16:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.