Книги. июнь-2, 2013. пост 10

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия



О политическом «процессе 193-х», «проблеме Спинозы» и
сусальной лубочности.

Наказание этой девушки (В. Засулич. – А.С.) неуместно, излишне, - следовало бы выразить так: иди, ты свободна, но не делай этого в другой раз. Нет у нас, кажется, такой юридической
формулы, а чего доброго, её теперь возведут в героини.
Ф. Достоевский
Не робкий голос министров должен доносить до слуха государей жалобы несчастных,
а крик народа должен непосредственно проникать до трона.
Ш. Саади, 800 лет назад

Я приветствую всех любителей литературы в блоге Неравнодушного Обывателя. В разгаре лето, но жарко не только на улице, но и в зале суда. Как было жарко в октябре 1877. Помните, как это описывал Э. Радзинский в романе про Александра II (я писал о нём). «В июне 2013 октябре 1877 года состоялся небывалый «Процесс 27-ми» «Процесс 193-х». Судили 27 общественных активистов 193-х народников по обвинению в организации массовых беспорядков создании организации с целью свержения существующего строя. Это был крупнейший в истории русского суда политический процесс. Ни на одном из тогдашних процессов состав защитников не был таким блестящим. На «Процессе 27-ми» «Процессе 193-х» собрался весь цвет русской адвокатуры: Д. Аграновский, В. Клювгант, В. Макаров, С. Сидоркина, Д. Дубровин, В.Д. Спасович, Д.В. Стасов, П.А. Александров, Н.П. Карабчевский, Г.В. Бардовский, Е.И. Утин, П.А. Потехин, А.Л. Боровиковский, А.Я. Пассовер и так далее. 35 лучших адвокатов, известных всей образованной России, защищали народников. И это был ответ общества. Подсудимые и адвокаты будто соревновались в обличении власти. Известнейший адвокат П.А. Александров сказал в своей речи об устроителях процесса: «Вспомнит их история русской мысли и свободы и в назидание потомству почтит бессмертием, пригвоздив имена их к позорному столбу!» Больше половины обвиняемых бойкотировали процесс. 103 человека были приговорены к разным видам наказания, из них 28 осуждены на каторжные работы. 90 подсудимых были оправданы». Но тогда полиция, следственный комитет обвинение и суд работали не в пример хуже и неэффективнее, нежели сейчас, да и гуманизма было побольше. Или я ошибаюсь? Поживём – увидим. А сейчас – к книгам. И чуточку новостей.

NFN1. 4 июня 1972 года поэт Иосиф Бродский был вынужден покинуть родину. В письме на имя Брежнева он писал: «Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда воз-вращаются - во плоти или на бумаге...»
NFN2. 9 июня на 60-м году жизни умер известный шотландский писатель Иэн Бэнкс. Со времени, когда он объявил о надвигающейся смерти, прошло всего лишь два месяца.
NFN3. С 7 по 9 июня в ЦДХ прошёл 8-й Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль. В его рамках было проведено более 200 мероприятий – презентаций, мастер-классов, дискуссий и круглых столов. Мероприятие посетили десятки писателей – от Хакима Ганиева до Александра Дугина.


- Жить надо чисто. - Это как? - Только ЛСД, только на пустую кишку, и только с молитвой.
В. Пелевин, «Generation P»

Я боюсь только одного - оказаться недостойным моих мучений.
Ф. Достоевский

Книга 1. Януш Леон Вишневский, «На фейсбуке с сыном»
Для чего. Новый роман известного писателя.
О том, кто. Януш Леон Вишневский (1954) - известный польский писатель. Известность он получил с дебютным романом – «Одиночество в сети» (2001), который поделил его жизнь на две половины - дописательскую и писательскую. Если в первой Вишневский был моряком, учился, защищал докторские диссертации – сначала по физике, потом – по химии и информатике, то во второй он регулярно и по сей день выдаёт по роману или сборнику рассказов в год. Большинство из них пользуются спросом и имеют свою армию поклонников. Вишневский любит русскую литературу и знает русский язык.
И ещё. Вишневскому принадлежит высказывание: «У меня в жизни существует только две самые значимые женщины. Первая - это моя старшая дочь, вторая - младшая».
Когда и где. Наше время. Ад.
О чём. Ирена, мама писателя Януша Вишневского, вот уже сорок лет живёт в аду. Там ей нравится - она общается со многими известными грешниками – Уайльдом, Дарвиным, бен Ладе-ном, ходит на «адские» лекции, смотрит адское телевидение, пьёт виски, курит сигары, а также сидит в соцсетях. В число френдов на фейсбуке Ирена добавляет и своего сына, с которым и беседует на самые разнообразные темы. Собственно, вся книга – и есть одно сплошное письмо сыну – без разбивки на главы и без перехода от одной темы к другой. Это бесконечный трёп изголодавшейся по общению женщины обо всём на свете – от собственной теории мироустройства до личной жизни сына. Теория, надо сказать, с христианской точки зрения довольно неоднозначная – ад представляется автору местом для отдыха всех достойных людей, а конечной целью человека – небытие (четвёртое, после ада, рая и чистилища, пространство).
Кто. Ирена, мать адресата. Знаменитые покойники.
Как. Я признаюсь сразу – я не люблю Вишневского – ни «Одиночество в сети», ни «Бики-ни», ни «Зачем нужны мужчины». А этот роман - «На фейсбуке с сыном» - я вообще дочитал с трудом. Если бы не моя безграничная ответственность перед вами, вряд ли стал бы это делать. Роман, докладываю, очень узнаваемо-авторский, тянуче-нудный, неторопливый. Отступления в особенности химического строения тех или иных элементов, повторение основных постулатов научных воззрений физиков и биологов, ознакомление с фактами из биографий известных грешников – соединены в причудливую космологическую концепцию, которая подаётся под соусом женской болтовни (чтобы сгладить противоречия – ну какой с бабы спрос?), претендуя тем временем на нечто более убедительное и уникальное, чем болтовня. И напрасно – этот авторский приём сразу бросается в глаза (я заметил страниц через тридцать), и чтение становится мучительным вдвойне.
Цитата. «Недавно до нас докатились слухи, будто Чистилище предлагает безвизовое передвижение душ по Вселенной – как первый шаг на пути полного стирания всяческих границ между адом и раем».
Что, кроме. «Одиночество в сети». «Любовница». «Мартина». «Повторение судьбы». «Зачем нужны мужчины». «Постель». «Бикини». «Одиночество в любви».
На сколько. 4 балла.


Эта книга принадлежит к числу немногих величайших человеческих творений.
К. Ясперс
 
В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет.
В. Франкл

Книга 2. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!» Психолог в концлагере»
Для чего. Карл Ясперс в эпиграфе ответил на этот вопрос исчерпывающе.
О том, кто. Виктор Франкл (1905-1997) – человек, которого не могло, не должно было бы быть – настолько не по-человечески сложна и трагична была его жизнь, и настолько неземная сила духа была явлена им, но тем не менее Виктор Франкл существовал, вобрав при этом в себя 20-й век без остатка. Почти всю свою жизнь он прожил в Вене - в эпицентре нескольких революций и двух мировых войн и поблизости от линии фронта сорокалетней холодной войны, испытав на себе весь трагизм столетия. Посередине через его жизнь проходит разлом, обозначенный датами 1942—1945. Это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых. Незадолго до ареста ему удалось получить визу на въезд в США, однако он решил остаться, чтобы поддержать своих престарелых родителей, у которых шанса уехать с ним не было. Накануне войны Франкл завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. Кульбит судьбы состоял в том, что именно концлагеря стали проверкой верности этой теории. У самого Франкла было ради чего жить; в концлагерь он взял с собой рукопись книги с первым вариантом учения о смысле, и его заботой было сначала попытаться сохранить её, а затем, когда это не удалось, - восстановить утраченный текст. Кроме того, до самого освобождения он надеялся увидеть в живых свою жену, с которой он был разлучён в лагере. Выйдя в сорок пятом на свободу и узнав, что вся его семья погибла в горниле мировой войны, он не сломался и не ожесточился. В течение пяти лет он выпустил дюжину книг, в которых изложил свое уникальное философское учение, психологическую теорию личности и психотерапевтическую методологию, основанные на идее стремления человека к смыслу.
И ещё. С Виктором Франклом искали встречи многие выдающиеся люди – от Мартина Хайдеггера до Карла Ясперса, от Папы Павла VI до Хиллари Клинтон. Его работы стали классикой в психологии, а его имя - образцом нравственного подвига и силы человеческого духа.
Когда и где. 1942-1945 гг. Аушвиц и другие лагеря смерти
О чём. Автор описывает своё пребывание в концлагере – без пафоса, без выжимания слезы, без надменной гордости страдающего, без художественности, без мистики, без украшательства, без ложной интриги ради удачного поворота сюжета. Он делает это с - достоинством, с убеждённостью в собственной правоте, с верой в безграничные возможности человеческого духа. Его рассказ – как это не кощунственно звучит (но он сам определил его так) – это и главное доказательство его теории о значении смысла для человека – в широком смысле, и главный экзамен всей жизни – в смысле индивидуальном. Неудивительно, что «Скажи жизни «Да!» с 1946 года выдержала под сотню переизданий, переведена на десятки языков и не раз объявлялась книгой, более всего повлиявшей на жизнь людей. Помимо собственно дневника, в данную книгу включена философская пьеса Франкла «Синхронизация в Биркенвальде» - впервые, кстати, на русском языке.
Кто. Виктор Франкл. Другие узники концлагеря.
Как. Невозможно комментировать подобные вещи – слишком важна тема, и уже не так важно, как написано. Но это не тот случай – Франкл умеет говорить не только точно и правдиво, но и убедительно и завораживающе, а самое главное – это интонация, с которой он говорит - интонация, которую может позволить себе только человек, сам переживший подобное. Это чтение не для впечатлительных, но даже им прочитать стоит.
Цитата. «Исполнилось-таки напутствие нашего аушвицкого старосты блока, - он пожелал нам поскорее попасть в такой лагерь, где нет такого «камина», как в Аушвице!»
Что, кроме. «Человек в поисках смысла».
На сколько. 6 баллов.


Истлевай, огарок! / Жизнь - ускользающая тень, фигляр, / Который час кривляется на сцене / И навсегда смолкает; это - повесть, / Рассказанная дураком, где много / И шума и страстей, но смысла нет…
У. Шекспир, «Макбет»

Книга 3. Ирвин Ялом, «Проблема Спинозы»
Для чего. Просто любопытная книга.
О том, кто. Ирвин Ялом (1931) – американский психолог и психотерапевт. Помимо психо-терапевтической практики пишет романы о профессиональной деятельности психотерапевтов, которые рассматривает в качестве дополнительного инструмента в терапии. Он является приверженцем школы экзистенциальной психологии и противником формальных подходов, в частности «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». Терапия, по его убеждению, должна строиться на уникальности пациента и взаимоотношениях с ним «здесь и сейчас». Эти взгляды отражены и в его художественных произведениях, где в качестве пациентов выступают исторические личности – Шопенгауэр, Ницше, а в рассматриваемой книге – Спиноза и Розенберг. Вымышленные диалоги, стороной в которых они являются, помогают нам лучше раскрыть того или иного реально существующего человека.
И ещё. Ирвин Ялом родился в Вашингтоне в еврейской семье выходцев из России.
Когда и где. 17 век, Нидерланды. 20 век, Эстония, Германия.
О чём. Ялом приводит сравнительное жизнеописание двух личностей, у которых не было ничего общего – кроме того факта, что Розенберг лично участвовал в разграблении знаменитой библиотеки Спинозы в Рейнсбурге в 1943 году. Еврей Бенедикт (Барух) Спиноза (Эспиноза) - гениальный философ, за свои атеистические убеждения изгнанный из общины и всю оставшуюся жизнь проведший за чтением книг, перепиской с лучшими умами того времени и шлифовкой стёкол (чтобы заработать на жизнь) – совершенно бескомпромиссный в своих убеждениях и бесконечно преданный Истине и науке. И один из величайших преступников 20 века, Альфред Розенберг, главный идеолог национал-социализма, зоологический антисемит, рейхсминистр восточных оккупированных территорий, автор понятий «расовая теория», «окончательное решение еврейского вопроса» и «борьба против «вырождения искусства», заложивших «смысловую» основу для, пожалуй, самой кровавой и чудовищной бойни за историю человечества – причём, в самом центре цивилизации - Европе. Они жили с разницей в триста лет, но параллельное изучение их жизненных путей не делает эту пропасть шире, а напротив, позволяет понять что-то ещё, помимо сухих фактов их биографий.
Кто. Бенедикт Спиноза (Барух Эспиноза). Альфред Розенберг.
Как. Ощущения от прочтения двойственные. Язык изложения довольно специфичен, отчего книга читается не очень быстро. С другой стороны, сюжет, интрига и линии персонажей выстроены настолько удачно и оригинально, что бросать книжку на середине совсем не хочется. Дополнительный бонус – множество интересных данных об этих двух людях. И – в зависимости от степени проникновения в этико-религиозную проблему Спинозы (вот мы к ней и подошли) – различный уровень удовольствия от её осознания (но это уже на любителя).
Цитата. «По произволению ангелов и приговору святых мы отлучаем, отделяем и предаём осуждению и проклятию Баруха Эспинозы с согласия синагогального трибунала и всей этой святой общины… Да сотрёт Адонай имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен Израилевых со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов!..»
Что, кроме. «Когда Ницше плакал». «Лжец на кушетке». «Шопенгауэр как лекарство». «Мамочка и смысл жизни. Вглядываясь в солнце». «Жизнь без страха смерти».
На сколько. 5 баллов.


Очевидно, художник должен  быть холоден, отстранён, а потому жесток. Но он также должен знать о своей холодности, жестокости и мучиться ей - а иначе он не художник, а просто сволочь...
М. Марр, «Случайные наблюдения и размышления»

Книга 4. Мартин Сутер, «Кулинар»
Для чего. Продолжаем отслеживать новинки иностранной литературы.
О том, кто. Мартин Сутер (1948) – швейцарский писатель, родился в Цюрихе. Сейчас живёт в Испании и Гватемале. Раньше работал в рекламном бизнесе, одновременно писал репортажи, сценарии к фильмам и телепередачам. С 1991 года занимается исключительно литературной деятельностью. Первый же его роман, остросюжетный психологический триллер "Small World" (1997), сразу стал бестселлером (на русском языке вышел в 2000 г.)
И ещё. О Мартине Сутере нет даже статьи в Википедии, однако «Кулинар» продвигается в России очень широко и во всех книжных магазинах стоит на самом видном месте.
Когда и где. 2008-2009 гг. Швейцария.
О чём. Фабула романа такова. Молодой тамилец Мараван перебрался из воюющей Шри-Ланки в Швейцарию. На родине остались его родные – бабушка, сестра, племянник. Мараван изо всех сил старается заработать деньги для отправки близким – трудится в ресторанах и кафе мойщиком посуды. Однако мечтает готовить - у него есть кулинарный талант, который он не может нигде применить. В результате некоторых событий ему удаётся вырваться из порочного круга и организовать ресторан на дому. Причём, еда, которой он кормит посетителей, не совсем обычная – она сделана по аюрведическим рецептам его бабушки и обладает сильнейшим афродизиаковым эффектом. Собственно, для того, чтобы разбудить или возбудить страсть, к нему и приходят влюблённые и семейные пары. Однако этот путь не так безопасен и радужен – и может завести немного не туда. Не посетителей, а Маравана. Что почти и происходит.
В качестве бонуса после романа приводятся рецепты повара Хейко Антониевича, которые использовал Мараван, адаптированные для приготовления в домашних условиях.
Кто. Мараван, кулинар. Сандана, его возлюбленная. Андреа, его деловой партнёр. Македа, проститутка. Дальманн, злодей.
Как. Первые сто страниц позволили мне сделать вывод, что это кулинарный «Парфюмер» - настолько красиво и подробно расписываются ухищрения Маравана по готовке молекулярных блюд. Кроме того, аналогия напрашивалась ещё и потому, что намечающаяся интрига и тенден-ция сюжета неизбежно вели к чему-то шокирующему, запредельному, запретному. Но мне просто показалось – оставшиеся триста страниц оказались предсказуемо-банальными, кулинария - повторяющейся (ничего нового Мараван больше не приготовил), зло – наказанным, а конец - счастливым. Никакого послевкусия не осталось, я даже поспешил написать этот отзыв, пока содержание полностью не вылетело у меня из головы. Не уверен, что стоит читать, разве что первые сто страниц – там действительно есть жизнь.
Цитата. «Он взял несколько зёрен бенгальского перца, отмерил нужное количество черного, высушенных стручков кашмир-чили без зёрен, кардамона, тмина, фенхеля, пажитника, кориандра и семян горчицы, добавил очищенных корней куркумы, разломил палочку корицы и обжаривал каждую из специй по отдельности до появления свойственного ей запаха на чугунной сковороде».
Что, кроме. «Тёмная сторона луны». «Идеальный друг». «Миланский чёрт».
На сколько. 4 балла.


Медитацию иногда описывают, как «расслабленное бодрствование» -
это словосочетание точно передаёт то, что я ощущаю во время чтения.
Дж. Келлерман, «Философ»

Книга 5. Джулия Доналдсон, «Что услышала Божья Коровка»
Для чего. Это новая любимая книга моего младшенького.
О том, кто. Джулия Доналдсон (1948) родилась в Лондоне, но живёт в Шотландии. После окончания Бристольского университета она работала на BBC, писала тексты песен для детских телепрограмм. В 1993 году она выпустила свою первую книжку с иллюстрациями Алекса Шеффлера, и с этих пор писательница и художник постоянно работают вместе. Всего у Джулии Доналдсон опубликовано 67 произведений, на русском – более 10. Это всё - детская проза и поэзия, пьесы для детей и учебная литература.
И ещё. Газета «Guardian», анонсируя эту книжку, написала, что читатель найдёт в ней «ужасающие и остроумные приключения».
Когда и где. Когда-то. Некая деревня.
О чём. Это детский, но вполне по соответствующим законам слепленный, детектив. В не-кой деревне есть ферма с разными животными. Однажды к ферме подъехал фургон с сомнительными людьми, чтобы что-то выведать. Всё видела и слышала Божья Коровка. Она и предотвратила намечающееся преступление. Для этого ей пришлось применить чудеса коммуникации и дипломатии. Зато результат превзошёл все ожидания. Книга о взаимовыручке, дружбе и том, что добро обязано побеждать зло (пусть и в детских детективах).
Кто. Божья Коровка. Федька Толстый и Митька Тонкий, злодеи. Жирненькая Красная Курица. Шерстяная Овца. Волосатая Свинка. Прекрасная Лошадь. Очень Воспитанный Пёс, и другие.
Как. Это очень классная книга – она словно создана для укладывания малыша спать – но не в том смысле, который можно вложить в эти слова необдуманно. Поясню, что хочу сказать. Вечером, перед сном, я читаю своему младшему «Божью Коровку» до кульминации и закрываю книгу, обещая дочитать утром. Он, хотя отлично знает, какова будет развязка, искренне старается (может быть, делает вид?) быстрее заснуть, чтобы наступило утро (может быть, он просто мне подыгрывает? из жалости?). Утром я дочитываю ему до конца – и получается, что её объём будто и рассчитан на два подхода. Кстати, кроме «Божьей Коровки», советую присмотреться и к другим произведениям Джулии Доналдсон. Удовольствие для вас и ваших детей гарантировано.
Цитата. «- Хрюки-Хрюк! Устрою копытцами стук! – закряхтела Волосатая Свинка».
Что, кроме. «Верхом на помеле». «Груффало». «Дочурка Груффало». «Зог». «Улитка и кит». «Зайчик-сочиняйчик». «Человеткин». И другие.
На сколько. 6 баллов.


И - традиционный «TOPSHIT».

А посреди города, полного нищими, бомжами, калеками и инвалидами последних войн,
пузырится золочёное позорище, многомиллионный храм, простодушно воздвигнутый в честь Того,
Кто пришёл исполнить закон милосердия и любви, а вовсе не закон хамской силы и большой деньги…
Л. Улицкая, «Священный мусор»

Российский книжный рынок довольно скуден – существует много жанров, где российские писатели на хорошем уровне даже не представлены. В частности, это жанр комиксов – жанр с огромной историей (те же японские манга) и сильнейшими традициями. Книжку, которая попала мне в руки, отнести к комиксам, конечно, можно лишь с натяжкой, но надо сказать, что винить её в этом было бы глупо - она особенно на это и не претендует, да и речь не о том. Комикс – это попытка рассказать историю с помощью ряда рисунков, возможно карикатуристичных, но вовсе необязательно. Именно это и роднит авторов «Иллюстрированной Конституции РФ» - Наталью Худякову и Максима Горелова, с создателями комиксов. Совсем недавно, кстати, я представлял похожую задумку Алексея Меринова – «Уголовный кодекс РФ с иллюстрациями», и насколько та была выполнена со вкусом и изяществом, так Конституция вышла лубочно и сусально.
«Креативные» авторы немного перестарались – в своём усердии угодить всем и всему – чтобы книга вышла одновременно и красочной, и полезной, и доступной, и национально-ориентированной, и политкорректной. Всегда, когда ставится подобная всеобъемлющая и пре-дельно расплывчатая цель, получается то, что не соответствует ни одной из поставленных задач – своего рода это попытка придумать для России национальную идею (единственную здравую мысль на этот счёт подкинул В. Войнович – лишь День дурака способен объединить всех). В дан-ном случае для изображения граждан и должностных лиц авторы решили использовать образ матрёшки – видимо, из патриотических побуждений. Что же узнает ребёнок (или иностранец), открывший эту книгу? Россия населена матрёшками. Депутаты и сенаторы в России – зелёные клоны (только депутаты в шляпах, а сенаторы – без). Медики, солдаты и прочие социальные группы – клоны без лиц. Шестирукий президент управляет страной при помощи волшебной палочки, а на его шее – огромная рэперская золотая цепь. Судьи заседают в консервных банках. Три ветви власти – это лебедь, рак и щука. Матрёшка имеет скелет (иллюстрация к ст. 41 – право на охрану здоровья). А об охране окружающей среды он узнает, что она представляет собой попытку полить дерево, которое выдирает из земли медведь. Во всей книге, кстати, только одна улыбающаяся матрёшка – та, что получила второе гражданство (ст. 62).
Кроме того, данное издание просто переполнено не только очевидными глупостями, но и бравурно-первомайской торжественностью, присущей застойным восьмидесятым – именно так должна была бы выглядеть иллюстрированная Конституция СССР, задумай её выпустить правительство в те годы. Охарактеризовать подобное лизоблюдство перед текущим моментом, перед настоящим страны, перед режимом и властью можно только посредством термина «лубок», главным свойством которого является доходчивость. Именно лубочностью отдаёт от этой книжки, да и от многого другого в стране – восторженные колхозники, заседающие во власти ткачихи, проникновенные репортажи о загнивающем западе, бодрые новости на центральных телеканалах – всё это и есть лубок – искусство для тёмных, неискушённых, не шибко умных и образованных людей. Для нас с вами. Для нас ли?
Кстати, в этот раз моё мнение совпало с чьим-то чужим, да ещё каким авторитетным, правда, по иным причинам. В этом году «Иллюстрированная Конституция» завоевала антипремию «Абзац» - ей вручили «Почётную безграмоту» с формулировкой за «особо циничное преступление против российской словесности». С чем, я думаю, авторов и стоит поздравить.




РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
5. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
6. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
7. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
8. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
9. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
10. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
11. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
12. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
13. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
14. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
15. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
16. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
17. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
18. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
19. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
20. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
21. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
22. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
23. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
24. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
25. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
26. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
27. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
28. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
29. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
30. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
31. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
32. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
33. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
34. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
35. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
36. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
37. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
38. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
39. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
40. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
2. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
3. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
4. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
5. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
6. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
7. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
8. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
9. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
10. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -



РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы


№/ Происхождение автора
1 Россия - 22
2 США - 7
3 Британия - 4
4 Израиль - 3
5 Япония - 3
6 Швеция - 2
7 Норвегия - 2
8 Франция - 2
9 Испания - 1
10 Италия - 1
11 Китай - 1
12 Албания - 1
13 Дания - 1
14 Чехия - 1
15 Португалия – 1
16 Бразилия – 1
17 Канада – 1
18 Германия – 1
19 Индия – 1
20 Шотландия – 1
21 Польша – 1
22 Австрия – 1
23 Швейцария - 1
ИТОГО 60



PS: в дополнение к тираде о «духоте» патернализма из прошлого поста я бы хотел сказать вот что. Под флагом чего же государство так бесцеремонно вмешивается в нашу жизнь? Защиты семейных, религиозных и общественных ценностей, как их понимает наш законодатель. Но ведь истинные и по-настоящему сильные ценности формируются как раз при обратной тенденции - в условиях постоянной дедогматизации и освобождения всех сторон жизни, и, как следствие, развития личности, торжества свободы творчества и формирования подлинно-уважительного отношения к институту семьи, общества, церкви и государства.
А ещё я хочу напомнить историю одной семейной пары. Будущие супруги познакомились в 1993 году и с тех пор не расстаются. В силу физиологии пара не могла иметь детей, и в 2009 году пыталась усыновить ВИЧ-положительного мальчика из украинского интерната, но ей было отказано. Тогда 25 декабря 2010 года – суррогатная мать родила для них мальчика, а 11 января 2013 года на свет появился второй сын. К описанию этой семьи нужно добавить то, что, начиная с конца 80-х годов, она занимается борьбой с эпидемией СПИДа, а за последние двадцать лет потратила на благотворительные программы 80% своего состояния. Отцов в этой семье, кстати, два – Дэвид Фёрниш и Элтон Джон.

;Hasta luego! НО


Рецензии