Круглые дворы

Двор на петроградке Малый 1 б.
  Повесила в контакте, а друг пишет: Какой двор мрачный. А он не мрачный, то есть цвет отвратный и темновато там как на дне, но ощущение - восторг! Когда над тобой после темной каменной норы под домом открывается крыша неба, волнующие ощущения, все сразу начинают улыбаются, все, правда.
  И мне задумалось крепко, аж на три дня, что ж там такое с нами происходит, когда двор круглый? Есть в Питере пять, как мне сказал умный человек, круглых дворов. Я знаю не так, не пять, и явно какие-то другие дворы знаю. Во-первых, новых аж 11 в новом же здании публички, ну библиотеки, филиала. Там я не была. И не знаю как попасть. Во-первых вообще сначала бы надо было упомянуть его Величество Круглость Академии Художеств, он огромный, самый большой в Европе. Я не знаю про Европу, но 200 метров вписаных в пятиугольник меня волнуют, только опять же не знаю как туда попасть. Так что, во-вторых, я сама нашла вот этот дворик, где разворачивали до 60х годов паровозы.

Он круглый, хотя надо бы переснять,чтобы понятно было, тут вы правы. И  не знаю, что такое ОГМ. Что волнует, огры-механики? Паровозам бы понравились огры.
И еще я отвечаю за двор на Фонтанке 92. Вот он.

За ощущения отвечаю. Это фонтан ощущений, приподнимающие над землей. Ну правда. Вот еще котика повешу, чтобы и всем было понятно,  на котика  умильного чувствуете как в круглых дворах?

Вылезешь из подворотни, задохнешься и сразу  лицо наверх, и все-все  сначала смотрят и улыбаются,  потом на середину идут,  пытаются найти и встать там, потом опять на небо - загляденье, аж хруст в позвонках. Дальше вялость какая-то, крутимся все вокруг и растерянно бродим, как будто забыв чего.
  Почему так?
Да! еще круглый дворик я давно усмотрела на плане здания с Аркой Главного штаба, в западном углу, где с Невский срезает угол Дворцовой. Ну и опять та же фигня - не попасть. Вот пропасть.
 Но почему там так волшебно в круглых дворах?
 Полезла искать, что думает наука о психологии и архитектуре. Слушайте, это невыносимое словоблудство, единственная внятная мысль про что это важно, и щеки так надули посильнее, зависит, очень, а как - ниче не пишут.
  Есть правда только в стремлении усилить вертикали и вообще их на потолок засунуть, чтобы не было угла при перелезании стенки на потолок, вроде человеку так полетнее для души. А что? Дельная мысль, и абсолютом будет ведь купол, да? (Промежуточно, там карнизики и кессоны, и плафоны расписные на потолках. ) Купол это круто, вот где есть купол там как бы и углы в помещении прячутся, в церквях там и в ротондах тому подобных.
  Но почему? Почему?! Они ученые несут там полную хрень про солярные символы, символы не втыкают так, они опосредовано, через мозг, а я ищу прямую зависимость, явно подсознательную, инстинктивную.
  Вот почему под куполом, который сводит вертикали так радостно?
  И тут есть такая мысль. Человек с архитектурой, то есть с организованным пространством, отношения строит по принципам: где я, где начало и конец того, где я; кто я и кто все эти люди, предполагаемые этим здесь; то есть, что здесь вообще, и, главное, где мне здесь место. Ну и в круглой штуке пространство человека как на качелях прокатывает взглядом, проскальзывает ориентир, нет перспективы горизонта, нет углов, цепляющих ноль отсчета. Сначала смотрит человек, помните? наверх, потому что туда убежали вертикали. Потом ищет центр, чтобы сориентироваться и что там находит? А себя находит. Себя под небом. Во как.
  То есть у круглых дворов  есть психотерапевтическая фишка, ставит там человека на землю, в центр, концентрирует на себе, как, извиняюсь, на земной единице под небом. И от этого очень-очень мощно прет. Так в церкви должно и быть.
 И сразу думаешь, там, может, нельзя жить, это для ритуальных такое круглое только можно. Неа, мне кажется.  Архаические дома как раз такие:  иглу, вигвам, чум, юрта, башни Сванетии и еще куча всего, но я не помню. В донжоне видела главную девичью Саванлинне - круглая. (Какой там туалет смешной!)
 Чтобы жить, конечно, пространство дробится и разграничивается. И вообще тут немного другое, тут двор и нет над ним крыши, вместо крыши купол неба.
У нас это небо в Питере часто на мокрую бумагу похоже, но в рамке круглого двора оно каким-то феншуем особым делается повыше, пооптимистичней.
 Мне всегда хотелось там на Фонтанке 92 сделать фотку такую, нагнать юных дев и поставить их хороводом вокруг фота, было бы нормально. И ритуально, и  эмоционально, и профессионально и полигонально, смешные окончания у этих слов...
...Нашла, что в Риме есть церковь с круглым отверстием в небо, называется Окулос. Ну вот же.

http://sunnny14.livejournal.com/92365.html


Рецензии