Мужество

- Ну, ты что, издеваешься надо мной, что ли?  Подтягивайся, я тебе говорю, подтягивайся, подворачивай канат, ставь ногу! 
- Не могу, не могу – больно!
- Подворачивай канат второй ногой, подтягивайся! Вот разжирел – не можешь даже подтянуться.
- Я могу подтянуться – мне больно!
- Где тебе больно? Где больно – я вот тебе  «двойку» сейчас влеплю,  и тогда посмотрим, где у тебя больно будет, когда к родителям придешь!   
- Ставьте.
- Что ставьте?
- «Двойку»!
- Ах, ты еще и с гонором. Поставлю!
- И ставьте!
Подросток 12-ти лет стоял в общем строю на уроке физкультуры, и ему уже было всё равно, что скажет учитель физкультуры, выполнит ли он своё обещание, поставить «двойку»,  и как его встретит мама с такой именно оценкой по физкультуре. И даже унижение от педагога, когда-то уважаемого, он принял с вызовом, потому что именно в этот момент  понял: больше скрывать эту боль  не может.
Эта его боль в спине – тогда он еще не знал, что эта боль – в позвоночнике, жила в нем с прошлого лета, когда он упал с высокой ветки дерева. Он никому не рассказывал о своем падении, но ходил со своей болью и всё надеялся, что она пройдёт.
Он стоял в общем строю, и его  боль от состоявшейся  физической нагрузки нарастала с каждым мгновением: от лазания по канату ему пришлось отказаться именно из-за этой боли.  Хотелось горько плакать, как в детстве. Но на него смотрел весь класс. Саша сглотнул комок, подступивший к горлу, и, уже не возражая, слушал учителя физкультуры, который, расхаживая перед строем, объяснял всем, что бывает в жизни, когда человек не следит за своим весом и начинает жиреть. И ждал. Ждал конца этого бесконечного урока. Он уже принял решение: рассказать маме о своей боли. От этого на его душе стало легко и спокойно, даже плакать уже не хотелось. Хотелось быстрее прийти к маме, прижаться к ней – она поможет избавиться от боли. Его мама может это делать – она медсестра.
Домой он шел, как мог быстро, приволакивая, незаметно, правую ногу. 
- Мама, я получил «двойку» по физкультуре, но она у меня не от того, что я не могу по канату лазать. Я могу лазать по канату. Просто у меня очень давно болит спина. И сегодня заболела так сильно, что я не смог подтянуться.
- Как болит? Давно болит? Почему ты мне не говорил?
- Я боялся тебя расстроить. А болит с прошлого лета, как я упал с ветки. Ты меня тогда ругала, чтобы я на дерево не лез, помнишь?  Я тогда и упал.
- А почему сразу не рассказал?
- Мамочка, ну прости, я не хотел тебя расстраивать.
- Рассказывай, как и где болит.
- Вот тут, да-да, там, где твои пальцы. Ой, больно, сильно больно, мама.
Мать уложила сына в постель и соображала, что же это могло быть: боль пальпировалась в поясничной области позвоночника.
Но даже в самых страшных снах, она не могла себе и представить, что это была за травма у её старшего сына!


- Ну что, Михайловна, мы изучили снимки  - разрушение двух позвонков в поясничной области, таком предварительный диагноз. Причины – сама знаешь, без обследования и анализов сообщить не можем. 
- Как? Может -  ошибка?
- Смотри сама – снимки у лампы.
- Что мне делать?
- На приём  со снимками к детскому хирургу. Есть у нас тут какое-то  консервативное лечение в детском санатории. Специально для таких детей.

Санаторий встретил Сашу своими суровыми законами, как со стороны медиков, так и его маленьких пациентов. Строгий пастельный режим. Вставать и ходить непродолжительное время можно только в специально-изготовленном корсете. Учиться – только лёжа.  И так длился целый год. За этот год, о чем только не передумал Саша! Каких только книг не перечитал!  Он просил у Бога только одного: выздоровления. Он обещал быть послушным, учиться хорошо, выполнять все распоряжения мамины и докторов – только бы стать здоровым. Но за год – никаких изменений в лучшую сторону не произошло. Напротив – болезнь прогрессировала.

Мама навещала сына ежедневно. Каждый день она после окончания рабочего дня ехала на окраину города, долго шла пешком от конечной остановки и облегчала сыну пребывание вдали от дома, гладила его руки, умиротворяя своим присутствием. Периодически с нею проведывали Сашу и другие родственники, из которых каждый по-своему оценивал состоявшуюся ситуацию. Бабушка смиренно всё принимала и ждала момента, когда выздоровление внука будет зависеть и от её доли труда. Но пока, здесь в санатории-диспансере в её услугах никто не нуждался. Отец от постигшего несчастья онемел: он не мог сказать ни слова утешения, а ещё надо было скрывать от подростка и горечь своих  переживаний. Поэтому он всегда молчал. И ещё приходили к  Саше одноклассники: они были всегда шумные, оживленные. Саша выходил с ними в сад, и они гуляли недолго, шутили и смеялись. Ему очень хотелось вместе с ними уйти из санатория в школу – он даже по учителю физкультуры соскучился. И по учителю биологии – тоже!
Приехала тетя, которая  в городе бывала редкими наездами 1-2 раза в год. Прибежала с мамой в санаторий, посмотрела там, посмотрела сям. Осталась явно не удовлетворена положением дел у своего первого племянника. Вечером она завела разговор с мамой.
- Михайловна! Что-то надо делать другое. Чушь это – не лечение. Чего он лежит и чего ждет? От корсета – вылечится? Это что-то не то.
- Другого способа лечения нет.
- Да не может быть. Я вот слышала, есть под Ленинградом какая-то клиника, где лечат такие заболевания у детей. Помнишь, я тебе про Ирочку говорила? Она там лечилась и родители её специально туда увезли. Давай, я узнаю адрес, куда  писать. Спишешься – и поедете с Сашей туда лечиться! 

Через некоторое время из клиники пришёл вызов. С вызовом мать отправилась к своему руководству, просить внеочередной отпуск.
- И куда ты собралась? В Ленинград? А у нас показывала специалистам сына своего? 
- Каким специалистам? Он сейчас и находится у специалистов.
- Нет не тем специалистам. Есть у нас в городе детский хирург – от Бога. Сходите к нему на консультацию. Вот его данные и телефон. 

На консультацию к хирургу Михайловна пошла одна – со снимками позвоночника своего сына. Врач долго изучал снимки.
- И как вы думаете лечить сына?
- Да вот я собралась в Ленинград. В клинику.
- А вы знаете, что мы разработали хирургический способ лечения таких заболеваний – последствий травмы позвоночника? Суть операции заключается в том, что в область поврежденный позвонков мы подсаживаем частички костных тканей самого же пациента. Костные ткани получаем от тазовой кости. Готовы на такую операцию? Полное выздоровление не могу гарантировать – еще мало практики. И восстановительный период очень сложный – надо будет строго соблюдать все рекомендации. После операции нельзя сидеть в течение года, а сразу после операции нельзя ходить в течение 3-х месяцев. Если согласны – то с методикой реабилитации вас ознакомят подробнее. Готовы на такую операцию?
- Я не знаю, мне надо подумать. Посоветоваться с близкими.
- Затягивать с принятием решения  – не советую. Пока у мальчика высока вероятность полного выздоровления! 
От хирурга мама сразу поехала к Саше. Он так повзрослел в свои 12 лет, что лучшего советчика она и не мыслила. Мама поделилась  с сыном своими мыслями, рассказала о требованиях врача, даже о риске.
Саша слушал её внимательно, по-взрослому.
- Мама! Я очень хочу быть здоровым, как все. И жить – дома, вместе с вами. Я буду очень послушным. Я буду всё-всё выполнять, что нужно!
- Ну,  тогда тебе надо набраться терпения – будет больно!
- Мамочка, я вытерплю, не бойся, и плакать я не буду!  Здесь я лежу уже целый год. Я вырос из корсета, но мне не стало лучше.

Операция прошла. Но её успех никто не мог гарантировать, а её результаты можно определить лишь в отдалённый период. Мальчик лежал на больничной послеоперационной кровати, бледный, но назвать его несчастным было нельзя. Его глаза светились, когда к нему подошла в белой накидке посетителя его милая мама.
- Мама! У меня боль там, где всегда была, затихает. Мне очень приятно, как она затихает.
- Это хорошо сынок, что боль затихает. Теперь мы будем соблюдать все рекомендации врача. Помнишь, ты мне это обещал? 
- Да, ты не волнуйся. Я же уже взрослый! А как я буду учиться?
- Учиться ты будешь дома. К тебе будут ходить домой учителя.
- А я хочу в школу. Как только мне можно будет ходить – я пойду в школу.
- Тебе целый год после операции нельзя сидеть – как ты будешь учиться в школе?
- Ну, и что. Я буду стоять.
- Шесть уроков стоять?
- Да, мама. Я буду стоять шесть уроков. Но я буду ходить в школу вместе со всеми. Как только начну сам ходить!


Рецензии
Хороший, трогательный рассказ. Так зацепило, что хочется продолжения. Как там распорядится судьбой своего героя писатель? Какой путь уготован мальчику ещё неуспевшему познать жизнь? Впереди, по-видимому, ещё не меньше испытаний и у Александра, и у
его родителей, чем было и выпало на их долю до принятия ими решения на проведение операции... А мужества здесь, действительно, при принятии такого решения надо много. Особенно родителям.
Спасибо Вам, Галина, за передачу образа и подачу материала в Вашем тексте таким образом, что читаешь его не глазами, а душой и сердцем.
С уважением!

Владимир Циканов   09.03.2019 13:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за понимание !

Галина Пысина   10.03.2019 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.