Уборщица

Конец рабочего дня. Света вышла из своего подсобного помещения в общий коридор этажа, на котором она работала уборщицей. Посмотрела налево, посмотрела направо. Чисто. И, довольная, закрыла дверь подсобного помещения. Потом на лифте доехала до третьего этажа, где в комнате "комендантов" сдала ключи от всех кабинетов своего этажа, где она убиралась. Коменданты всегда приветливые и доброжелательные пожелали ей доброго пути, прекрасных выходных. Она, в свою очередь, тоже пожелала им прекрасных выходных. Потом они также дружелюбно попрощались. Света быстрым шагом спустилась по лестнице на первый этаж, показала охраннику уже заранее приготовленный пропуск и... Вышла на улицу. Вот она свобода! Глубоко вздохнув этот приятный свежий воздух свободы сама себе сказала: "Всё. Работа позади". И, улыбаясь, пошла домой.

- Как же хорошо! Как же я люблю эти моменты, когда заканчиваешь работу и идёшь домой! Хочеться петь и танцевать - думала она.

А ведь совсем недавно, каких-то два года назад, всё было не так. Но, впрочем, всё по порядку.

После окончания института, где Света получила высшее экономическое образование, её направили по распределению в типографию. Типография была небольшая, старенькая. Со стороны она смотрелась соответственно - потресковшаяся штукатурка, видимо когда-то была белая, а теперь вся в серо-буро-ржавых разводах, облупившаяся краска на старых оконных рамах. Такие же старые и в каких-то наростах на стволах деревья перед проходной. Да и сама проходная напоминала какую-то тёмную, не очень хорошо пахнущую, пасть хищного зверя. Только вот какого? Света так и не смогла понять. Ей тогда именно так показалась типография. Она была очень расстроена таким распределением. Сокурсники ей сочувствовали, но что тут поделаешь. Практику, а это два года, надо было обязательно отработать.

- Подумаешь два года? Пролетят и не заметишь как - успокаивала себя Света.

И они, действительно, пролетели очень быстро. Но за это время Света полюбила свою типографию, свою работу и свой коллектив. Хорошо ей было здесь, хорошо и комфортно. Так полюбила, что осталась в ней на постоянной основе и проработала целых двадцать восемь лет. За это время она вышла замуж, родила сына и вместе с семьёй переехали из маленькой однокомнатной квартиры, доставшейся ей от бабушки, в двухкомнатную родного дяди. Дядя к их неописуемому счастью предложил им родственный обмен. На работе от простого экономиста дослужилась до старшего экономиста. Многие уже поговаривали, что её хотят назначить начальником экономического отдела, так как нынешний начальник уходит на пенсию. Но...

Началось сокращение штатов. Не только у них в типографии. Почти на всех предприятиях их города, да и всей нашей страны в целом. Клич был брошен такой: "Омолодим Россию...".

Когда объявили списки тех, кто попал под сокращение, Света очень удивилась. в списках не было никого моложе пятидесяти лет.

- Как же так? До пенсии ещё пять лет осталось и сокращают - возмутилась она.

Сначала все те, кто попал в списки начали "искать правду" в Профсоюзном Комитете типографии. Председатель Профкома всех отправляла к директору. А директор разводил руками и ссылался на указание "сверху". Замкнутый круг. Делать нечего. Все подписали "Уведомление о сокращении" и продолжили работать положенные два месяца, в глубине души надеясь, что случится "Чудо" и сокращение отменят. Света тоже успокоилась. На "Чудо" она, конечно, надеялась, но успокоила себя тем, что она специалист, тем более опытный экономист. А экономисты везде нужны. Так что без работы она не останется. Так думала Света и продолжала работать.

Через два месяца "Чуда" не случилось. Сокращённые собирали свои вещи. Оставшиеся счастливчики сочуственно помогали им. Молодые девчонки и ребята виновато молчали или просто делали вид. На проходной охранники всем пожелали поскорей найти новую работу и чтобы у всех всё было хорошо.

- Ну вот и всё. Прощай типография. Начинается новая страница моей трудовой деятельности - подумала Света и мысленно помахала ей рукой.

На другой день, взяв с собой все необходимые документы, Света поехала на Биржу Труда, чтобы встать на учёт. Разве могла она тогда предположить, что будет находиться на этой Бирже целых два года? Нет. Она была спокойная и уверенная, что быстро найдёт новую работу по своей специальности. Войдя в помещение Биржы Труда она увидела много народу. Удивилась, что такая длинная очередь. Но встала в неё и стала ждать своей очереди. Пока стояла, прислушивалась к разговорам вокруг неё. И опять удивилась. В очереди стояли мужчины и женщины в возрасте не моложе пятидесяти лет. Почти все с высшим образованием. Все специалисты, проработавшие на своих предприятиях по 20-30 лет.

- Что же это такое? Что вообще происходит? - не понимала Света.
Она вспомнила свой отдел и молоденьких девчонок, пришедших к ним, как и она когда-то, после окончания института.
- Девочки, конечно, хорошие. Но их ещё учить и учить... А вот учить, как оказалось, некому. Сократили опытные кадры.

Дома её ждала ещё одна новость. Мужа тоже сокращают. И всё, как "под копирку", как и на работе Светы, как и на других предприятиях.

Сын давно уже имел свою семью и жил отдельно от родителей. Они сами еле "сводили концы с концами". Поэтому рассчитывать на их помощь не стоило и надеяться. Они сами нуждались в помощи, да и привыкли, что родители всегда помогут, если нужно.

Муж, как и Света, тоже почти всю свою жизнь проработал на одном предприятии. Последние два года был уже начальником цеха. Работа ему нравилась, а самое главное, всё получалось Он уже строил планы по модернизации цеха, по внедрению новых технологий... И вдруг... Сокращение, как "Гром среди ясного неба".
В отличие от Светы, муж сник и замкнулся в себе. Как только Света его не уговаривала, не подбадривала, приводила примеры... Ничего не действовало. Муж очень близко к сердцу принял это сокращение.

Всемя шло, а работу и Света и её муж так и не могли найти. Почему? Возраст. Всему виной их возраст. Куда только они не ездили на собеседование. И по направлению Биржи Труда и самостоятельно по объявлениям, которые находили, где только можно. Везде был один и тот же ответ: "Ждите. Позвоним". Они добросовестно ждали. Но... Звонка не было.
К тому времени Света уже знала, что таких, как они с мужем, попавших в такую же ситуацию, тысячи, десятки тысяч, если не больше.

Вскоре муж умер. Не выдержало сердце. На похороны пришли не только родные и близкие, но и друзья мужа и подруги Светы. Все выражали свой соболезнование. А одна подруга Светы, её чудом не сократили в типографии и то только потому, что она работала уборщицей, сказала ей: "А ты знаешь, ведь из сокращенных вашего потока уже трое умерли. И тоже сердце". Света ничего не ответила. Она понимала, что нужно держаться и не раскисать.

Вскоре жить уже было не на что. Те "копейки", которые ей пока платила Биржа Труда, уходили на многочисленные поездки на собеседования...

Мама звонила ей каждый день, справлялась о её здоровьи и как у неё идут дела. Света отвечала, что всё нормально, что работу ищет и что вот-вот её найдёт, так как знакомые знакомых обещали её устроить на своё предприятие. Конечно, это была ложь. Света не хотела расстраивать свою маму. Но мама, есть мама. Она всё чувствовала и понимала. Мама сама приехала к Свете с вещами и сказала: "Я поживу у тебя немного, если не возражаешь". Света очень обрадовалась. Дело в том, что мама жила с семьёй её брата. Света всегда звала её жить к себе. Но мама отказывалась. Маме не нравился муж Светы. Надо сказать, что и мужу Светы не нравилась её мама. Когда они находились вместе, то обязательно начинали ссориться, причём по пустякам. Света всегда чувствовала себя как "Между двух огней...". Поэтому, чтобы не накалять обстановку, и чтобы у всех всё было хорошо, мама жила с семьёй сына, брата Светы.

После приезда мамы Свете стало полегче. Не так было одиноко. Да и было с кем поговорить, поделиться своими мыслями, поплакаться наконец. Да и что тут говорить, так как у Светы не было денег, то жить стали на мамину пенсию. От того, что Свете приходится жить на мамину пенсию, ей становилось совсем нехорошо. И это её мучило, и... если можно так выразиться "Разрывало изнутри".

Но работу по своей специальности Света так и не нашла. Нужны были молодые и красивые. А под этот "формат" Света не попадала. А то, что опытный специалист, это никого не интересовало.

А вскоре позвонила её подруга из типографии. Та, которая работала уборщицей. И сказала ей: "Свет, а ты бы не хотела пойти работать уборщицей? Ведь "как ни крути", а уборщицы держатся. Вот у нас пока ни одну уборщицу не сократили. У нас уборщицами уже три женщины пришли работать. А ведь они, как и ты, с высшим образованием. И вообще, забудь про слово "стыдно". В наше время работать уборщицей не стыдно!"

После разговора с подругой, Света призадумалась: "А, действительно, что тут стыдного? Не всё ли равно кем работать? И, действительно, "В наше время работать уборщицей не стыдно!" Света приободрилась и подойдя к маме уверенно сказала: "Всё. Я решила. С завтрашнего же дня начинаю искать работу уборщицей".

- Ну и правильно! Чего тут стыдиться? Время сейчас такое - ответила мама.


... И вот Света идёт домой. Настроение хорошее. Самочувствие тоже хорошее. Уже два года она работает уборщицей. И работа ей нравится. К своему удивлению, она нашла в ней много "плюсов". А самый главный "плюс" - это то, что заканчивают они свою работу в два часа дня. Это же целый световой день впереди... И коллектив замечательный. К слову сказать, почти все с высшим образованием... Такие же, как и Света, её ровесники, сокращённые...

ЛГ


Рецензии
Да, история, конечно с одной стороны печальная, совсем не правильное отношение к возрастным людям у чиновников и вообще в обществе! Люди работают на государство, рассчитывая на стабильность и защищённость, вот только государство работает не на людей. Что сказать: хорошо, что работа нашлась, как говорится: было бы желание трудиться. И график хороший и коллектив, но осадочек всё же неприятный остался от несправедливости, с которой столкнулась Светлана.

Маргарита Репаловская   18.03.2022 17:46     Заявить о нарушении
Этот осадочек на всю жизнь.
Это точно.
Спасибо, Маргарита!
От всей Души!!!

Григорьева Любовь Григорьевна   18.03.2022 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.