Гром и пустота
Чаще всего от него просто отмахивались, сердясь, что взрослый детина занят всякими глупостями. И только мелкие ребятишки стайкой следовали за ним в ожидании сказочных историй и диковинных фигурок из бересты.
А у подножия большой горы, что простиралась за лесом, в ветхой сторожке жил древний старик. Никто в деревне не знал его имени и откуда он родом. Только слышали люди от своих родителей, а те – от своих, что сколько стоит гора, подставляя ветру свою скалистую спину, столько живет у ее подножья старик-знахарь, собирает травы, выхаживает тяжело больных людей и зверье не то настоями, не то заговорами..
Долго не решался парень наведаться в затерянную сторожку, но слушая рассказы о старике его затворничестве и мудрости, чувствовал непреодолимое желание попроситься к знахарю в ученики, постичь природу всего сущего и мыслимого.
И вот однажды, собравшись духом, он прошел сквозь лесные чащи и, выйдя к подножию горы, постучался в сторожку.
- Здравствуй, старик. Я слышал, что древность твоя наполнена мудростью. Я же молод и вопросы, что беспокоят меня, не находят ответов, а лишь поселяют тревогу и смятение в моей душе. Возьми меня в ученики, помоги разобраться в тайнах мира и людей.
- Никто кроме тебя не способен сделать открытие, - отвечал старик голосом, скрипящим как замерзшая ветка на ветру. – Но изволь, я испытаю тебя. Ступай, семь дней не возвращайся к людям, разглядывай и слушай все, что окружает тебя. И отыщи мне воплощение силы и слабости среди всего сущего на земле.
Поклонился юноша и вышел, взволнованный заданием старца. Семь дней он не появлялся в деревне, бродил по склонам холмов, по шелковистому покрывалу луга, карабкался на скалистые кручи гор. Он превратился в слух и зрение, пропуская через себя все звуки и краски, вдыхая бесчисленные запахи, улавливая тепло и свежесть летних дождей..
Вот юноша снова пробрался к заветной сторожке. Его глаза горели страстью открытия и нетерпеливым желанием поведать старику, все то, что познал и прочувствовал.
- Как ты и велел старик я нашел ответы на твои вопросы о воплощении силы и слабости в природе, – горделиво начал он.
- Самое сильное на свете – это гром. Люди с древнейших времен боятся его так как он несет в себе силы огня, звука и воды. Считается что гром – гнев богов, а ведь гнев - самое сильное чувство, которое может овладеть человеком. Как же велик гнев того, кто могущественнее людей во много раз.
С горячностью произнеся последнюю фразу юноша с немым вопросом уставился на мудреца, желая получить одобрение или удивление, однако лицо старика не выражало ровным счетом ничего.
- Я слушаю тебя, - проскрипел он едва слышно.
Парень, несколько утратив пыл своей речи, продолжал:
- Самое слабое в этом мире - это пустота. Она уступает всему, так как все что угодно может заполнить и уничтожить ее. Пустота – это смерть, а что как не смерть делает живых слабыми, лишая их жизненных сил. Пустота в душе человека убивает его волю, лишает смысла все существование.
Он закончил говорить и воздухе повисла тишина. Старик выглядел отрешенным и казалось он совсем не замечает ученика, стоящего перед ним.
Юноша занервничал: уж в себе ли этот отшельник? Тут ли он мыслями? Или весь этот диалог - пустая затея?!
Он тут мудрец заговорил, медленно и тихо, пережевывая слова беззубым ртом.
- Ты не познал слабость грома, а ведь он – всего лишь треск воздуха, разорванного грозой. Гром вторичен, он зависим, ведь всегда следует за вспышкой молнии. Сила его не приносит плодов, по сути он – просто грохот.
- Ты верно подметил, что гром сродни людскому гневу, но ведь причиной гнева часто становится беспомощность и неспособность что-то изменить.
Старик закашлялся от чего морщинистое лицо приобрело страдающее выражение. Глотнув воды из жестяной кружки, он продолжил.
- Ты не познал силу пустоты, а ведь она - первопричина всего. Никогда холст художника не наполнен большим смыслом, чем за секунду до первого мазка, когда он совершенно пуст.
Пустота – это непостижимое содержание реальности. А ничто так не мучает человека как утрата устойчивости разума.
- Пустота многолика. В отсутствии света она - тьма. В отсутствии опоры она - пропасть. В отсутствии звуков она - тишина.
- И она всюду. Мы различаем слова потому что между ними есть пустоты. Мы стремимся к свету , но, устав от него, жаждем ночной тьмы.
Старик сделал паузу и внимательно посмотрел на юношу из-под тяжелых седых бровей. В глазах его мелькнула грусть. Или это показалось ученику, которому вдруг стало немного не по себе? Голос старика зазвучал неожиданно мягко:
- Быть может ты еще не знаешь этого, но любовь черпает силы в той пустоте, которую болезненно чувствуют люди и стремятся заполнить собой в сердцах друг друга.
Отшельник протянул морщинистую руку к жестяной кружке и сделал еще пару глотков.
- Я буду учить тебя. Ты доказал, что умеешь видеть, слышать и думать, это – ценный дар, но для познания сущего этого недостаточно.
- Я буду учить тебя главному – сомнению. Чувствовать силу в слабости и ощущать слабость в силе.
А теперь ступай и думай, о том, что я сказал тебе. И не забудь усомниться в истинности моих слов.
Свидетельство о публикации №213061801805
Елена Коюшева 18.06.2013 23:51 Заявить о нарушении