Гром и пустота

В  далеком деревне  жил-был один юноша. Был он совсем не такой как другие деревенские парни и девушки. Любил  подолгу бродить по лугам и лесам один, ночевать в полях, чтобы засыпая видеть звездную пыль и  вдыхать пряный ветер с реки. А иногда он вдруг начинал задавать всем странные вопросы: О чем думает камень на дне  ручья? Какой на вкус детский смех? Кто придумал, что людям непременно надо умирать?
Чаще всего от него просто отмахивались, сердясь, что взрослый детина занят всякими глупостями. И только мелкие ребятишки стайкой следовали за ним в ожидании сказочных историй и диковинных фигурок из бересты.
А у подножия большой горы, что  простиралась за лесом, в ветхой сторожке жил древний старик. Никто в деревне не знал его имени и  откуда он родом. Только слышали люди  от своих родителей, а те – от своих, что сколько стоит гора, подставляя ветру свою скалистую спину, столько живет у ее подножья старик-знахарь, собирает травы, выхаживает тяжело больных людей и зверье не то настоями, не то заговорами..
Долго не решался парень наведаться в затерянную сторожку, но слушая рассказы о старике его затворничестве и мудрости, чувствовал непреодолимое желание попроситься к знахарю в ученики, постичь  природу  всего сущего и мыслимого.
И вот однажды, собравшись духом, он прошел сквозь лесные чащи и, выйдя к подножию горы, постучался в сторожку.
- Здравствуй, старик. Я слышал, что древность твоя  наполнена мудростью. Я же молод и вопросы, что  беспокоят меня, не находят ответов, а лишь поселяют тревогу и смятение в моей душе. Возьми меня в ученики, помоги разобраться в тайнах мира и людей.
- Никто кроме тебя не способен сделать открытие, - отвечал старик голосом, скрипящим  как замерзшая ветка на ветру. – Но изволь, я испытаю тебя. Ступай, семь дней не возвращайся к людям, разглядывай и слушай все, что окружает тебя. И отыщи мне воплощение силы и слабости среди всего сущего на земле.
Поклонился юноша и вышел, взволнованный заданием  старца. Семь дней он не появлялся в деревне, бродил по склонам холмов, по шелковистому покрывалу луга, карабкался на скалистые кручи гор.  Он  превратился в слух и зрение,  пропуская через себя все звуки и краски, вдыхая бесчисленные запахи, улавливая тепло и свежесть летних дождей..
Вот юноша  снова пробрался к заветной сторожке. Его глаза горели страстью открытия и нетерпеливым желанием поведать старику, все то, что познал и прочувствовал.
- Как ты и велел старик я нашел ответы на твои вопросы о воплощении силы и слабости в природе, – горделиво начал он.
- Самое сильное на свете – это гром. Люди с древнейших времен боятся его так как он несет в себе силы огня, звука и воды. Считается что гром – гнев богов, а ведь гнев - самое сильное чувство, которое может овладеть человеком. Как же велик гнев того, кто могущественнее людей во много раз.
С горячностью  произнеся последнюю фразу юноша  с немым вопросом уставился на мудреца, желая получить одобрение или удивление, однако лицо старика не выражало ровным счетом ничего.
- Я слушаю тебя, - проскрипел он едва слышно.
Парень, несколько утратив пыл своей речи, продолжал:
- Самое слабое в этом мире - это пустота. Она уступает всему, так как все что угодно может заполнить и уничтожить ее. Пустота – это смерть, а что как не смерть делает живых слабыми, лишая их жизненных сил. Пустота в душе человека убивает его волю, лишает смысла все существование.
Он закончил говорить и воздухе повисла тишина. Старик выглядел отрешенным и казалось он совсем не замечает ученика, стоящего перед ним.
Юноша занервничал: уж в себе ли этот отшельник? Тут ли он мыслями? Или весь этот диалог - пустая затея?!
Он тут мудрец заговорил, медленно и тихо, пережевывая слова  беззубым ртом.
- Ты не познал слабость грома, а ведь он – всего лишь треск воздуха, разорванного грозой. Гром вторичен, он зависим, ведь всегда  следует за вспышкой молнии. Сила его не приносит плодов, по сути он – просто грохот.
- Ты верно подметил, что гром сродни людскому гневу, но ведь причиной гнева часто становится беспомощность и неспособность что-то изменить.
Старик закашлялся от чего морщинистое лицо приобрело страдающее выражение. Глотнув воды из жестяной кружки, он  продолжил.
- Ты не познал силу пустоты, а ведь она - первопричина всего. Никогда холст художника не наполнен большим смыслом, чем за секунду до первого мазка, когда он совершенно пуст.
Пустота – это непостижимое содержание реальности. А ничто так не мучает человека как утрата устойчивости  разума.
- Пустота многолика. В отсутствии света она - тьма. В отсутствии опоры она  - пропасть. В  отсутствии звуков она - тишина.
- И она всюду. Мы различаем слова потому что между ними есть пустоты. Мы  стремимся к свету , но, устав от него, жаждем ночной тьмы.
Старик сделал паузу и внимательно посмотрел на юношу из-под тяжелых седых бровей. В глазах его мелькнула грусть. Или это  показалось ученику, которому вдруг стало немного не по себе? Голос старика зазвучал неожиданно мягко:
- Быть может ты еще не знаешь этого, но любовь  черпает силы в той пустоте, которую болезненно чувствуют люди и стремятся заполнить собой в сердцах друг друга.
Отшельник протянул морщинистую руку к жестяной кружке и сделал еще пару глотков.
- Я  буду  учить тебя. Ты доказал, что умеешь видеть, слышать и думать, это – ценный дар, но для познания сущего этого недостаточно.
- Я буду учить тебя главному – сомнению.  Чувствовать силу в слабости и ощущать слабость в силе.
А теперь ступай и думай, о том, что я сказал тебе. И не забудь усомниться в истинности моих слов.


Рецензии
Это страшно,когда человек опусташен. Неизвестно чем он ее заполнит.Согласна поолностью с вами.Очень тонко подмечено.Спасибо.С уважением.

Елена Коюшева   18.06.2013 23:51     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, Елена.

Екатерина Кантая   20.06.2013 12:54   Заявить о нарушении