Дуся Глава 29

                Утро  воскресенья Крещения Господня началось с трескучего мороза , когда мороз так крепчает, что на километры устанавливается особая прозрачность и абсолютная тишина, и только характерный треск дома да необыкновенно яркое солнце указывает на то, что морозы продлятся несколько дней.
                Солнце , пытающееся  изо всех сил влезть во все окна , метало лучи то в одно , то смещалось и лезло в другое , играя радугой по стенам , нагревая дорожки , и за его лучами с интересом наблюдал всеобщий любимец - кот Степан , огромный , пятнистый , с короткой шерстью , испещрённой пятнами , как у леопарда на белой шкуре, обрамлённых в большие серые круги. Кот , лежа на дорожке , пригретый солнечным теплом
 притворялся спящим , зажмурив глаза , он тем не менее постукивал по дорожке огромным , чем он сам пушистым  хвостом , ему было жарко , и ленясь , так не хотелось вставать. Но он встал , так же лениво и потянувшись , припадая на передние лапы , открыл пасть , показывая длинные желтоватые зубы и  зевнул , складывая длиннющие усы , торчавшие словно длинные антенны ,  из пушистых щёк вместе , в два веера. Переместившись  в несколько шагов ,  он рухнул на пол , где не было солнца и задремал , ровно на то время , пока и тут его не догнало солнце.Так продолжалось до обеда и устав от жары , он подпрыгнув , побежал к входной двери и заорал , требуя выпустить его во двор. Аннушка , варившая праздничный обед , хотела было уже открыть  ему дверь , но не успела - дверь открылась сама и в неё вошла незнакомая женщина , красивая , сразу видно что городская. Степан , шмыгнув у него между ног , выскочил во двор , в незакрытую дверь.
                - Ну что,так стоять и будем? Поди дрова не казённые. Анна недовольно рявкнула на гостью , но тут же спохватившись , произнесла:
                - Проходите уже , в ногах правды нет , садитесь куда- нить. Она заметалась по кухне , как слон в посудной лавке , однако с кошачьей грацией , ничего не задевая , а только закрывая собой всё пространство кухни , сгребла с табурета и стульев полотенце , противень со стряпнёй , и ставя тазик с картошкой на стол.
                - Идите же! Гостья , уставившись на хозяйку , медленно обводила кухню глазами, и не обнаружив того , что искала , вдруг спросила , уверенно , приятным голосом:
                - А где двочка ,  Дуся где?
                - А что вам до Дуси , то? Кто вы , и что вам нужно? - сразу насторожилась Анна и тут же спросила незнакомку:
                - И ваще , как вы сюда пришли , в дом то , собаки же? Незнакомка , не вдаваясь в подробности пояснила:
                - Так я вроде не кусаюсь, с миром пришла. Мне бы Александра , поговорить нужно. Анна насторожилась ещё больше:
                - Нет его , и не скоро вернётся - соврала Анна , чуя что тут назревает что то нехорошее. Что можно ждать от такой городской фифочки?  Вона какая расфуфыренная: и шуба непонятно что за зверь щипаный был , и волосы крашенные в яркую лисицу...небось  Дусина  мамаша  объявилась!  -  мелькнула быстрой  пулей  догадка  и тут  же ,  подбоченившись ,  Анна пошла на незнакомку.
                - И что те тут нужно? - Анна  стояла  напротив  Нинки ,  как паровоз над велосипедом: крупная ,  пышущая здоровьем , раскрасневшаяся  от стряпни , которую  она  затеяла  с  самого утра по поводу праздника.
                - Быстро говори кто такая! - Нинка , уже было испугавшаяся этого терминатора в юбке , глубоко вздохнув , промолвила:
                - Ой, какая страшная!..не раздави! И встав , добавила:
                - Скажи Александру , что за дочкой приезжала. За Дусей. Учиться ей нужно , а у вас тут только можно научиться как петли ставить , да сено косить. А это не для девочки знания то! Скажи , Нина приезжала. Он знает. И повернувшись к двери , уже тихо, добавила:
                - Паровоз….... Анна , не совсем  разобравшая ,  к чему  была сказано это слово , но смутно  понимая , что это про неё ,  схватила  со  стола  ковш с мукой и запустила его в незнакомку. Та вылетела из  дома и тряся волосами , попыталась освободиться от муки. Волосы , вмиг будто бы поседели и потеряв свой ярко -  рыжий цвет никак  не хотели расстаться с этой сединой. Байкал , дремлющий  в будке , встрепенулся ,  услышав  шум и почуяв  незнакомый запах ,  рявкнув для острастки , и  нехотя вылез  из будки.  Гремя  цепью  он подскочил  к Нинке и  попытался вцепиться  в  неё ,  оглушительно  лая. Та , напугавшись , завизжала  и заскочила обратно  в дом. Паровоз , красный от злости и готовый к быстрой гонке , набирая обороты заорал на несчастную Нинку:
                - Долго ты  ешшо  тут  под  ногами  путаться  буш?Ничего я ни кому не скажу!...размечталась....Хрен те, а не Дуся! Нинка , присмиревшая  и  напуганная , прошептала:
                - Ещё посмотрим… - и добавила , уже успокоившись  и вернув себе  старую бархатную интонацию в голосе:
                - Вы бы собаку убрали ,  а то  нехорошо  людей  травить собаками.
                -Чавоооооо…? - удивилась такой  наглости  паровоз - Анна и подскочив  к Нинке  , как кошка к мыши , начала хлестать её по голове полотенцем , выбивая из той остатки муки ,  и  вопя:
                - Раньше  смотреть  нужно было ,  мымра! Мымра ухватив за край полотенце ,  дёрнуло  его на себя  и  зашипела  в  ответ:
                - А  раньше  я  слепая  была , понятно?  Анна ,  удивившись такому  ответу ,  и  шумно  выдохнув  воздух  уже  более  спокойно  спросила:
                -  Да? И шо ,  новые  зенки  купила? Нинка  ,  устав  от  этой бессмысленной  перепалки  Нинка снова села на табурет и объявила:
                - Пока Дусю не увижу , не уйду! - с опаской косясь на Анну.
                - А кто тя  тут держать то станет? - не унималась Анна , в конец раскрасневшаяся  и держащая оборону.
                - Вали отсюдова! Сто лет тя не видели  и ешшо  бы стока не видали! Анна , замолчав на минуту , снова пошла на Нинку , и что бы дальше могло случиться неизвестно , так как по осени Анна влёгкую поднимала на чердак для просушки по два ведра лука в каждой руке , если бы неожиданно не  открылась дверь , и в неё первым влетел Степан и вопя во всё горло , замёрзший напрочь , с размаху заскочил на печь , видимо желая согреться. Печь , натопленная на совесть , пылала и кот , заорав что есть мочи  соскочил  обратно на пол  и потряхивая всеми лапами по переменке  и уже перейдя на жалостливый крик , забился под  кухонный стол. В дом вбежала Дуся и радостно стала рассказывать , косясь на незнакомую женщину , что она видела на реке , у проруби. Её заливистое щебетание сразу успокоило обеих женщин и они умолкли разом , слушая ребёнка.
                - Там народу то , народу!И с заречной все пришли и с карьерной. И такая большая дыра , а с неё пар идёт! А потом ну все нырять , и даже тётя Тася Петьку прямо за ноги и в воду!....прям все замерли даже....а он не плакал..А потом как лёд треснет!..ну все врассыпную , и тонуть  стали , кто не успел до берега добежать. Женщины ахнули , а девочка треща без остановки , словно сорочонок, рассказала как всё было.
                Иордань подготовили заранее. С утра  стали сходиться и даже съезжаться со всей деревни. Люди толпились чёрным пятном , перемещаясь то в одну сторону то в другу от берега мелкой, но довольно широкой речушки, с такими же небольшими , но крутыми , с одной стороны без растительности , а с другой м кустами ивы берегами , весело переговариваясь и доставая горячительные напитки и что то весело обсуждая, отвернувшись, так, на всякий случай к берегу , хохоча отпивали их них.Лёд, выдерживавший несколько животных, обычно приводимых на водопой, на этот раз не выдержал и разом треснув сразу на много трещин, напомиющих огромную сеть, рухнул, и люди, стали медленно оседать в воду.Как ни странно, народ не растерявшись, стал помогать друг другу и вскоре все, напуганные, хорошо встряхнувшиеся этим проишествием уже оживлённо переговаривались у кустов ивы, растирая невольных купальщиков всё тем же самогоном и допивая его на радостях подчисту. Вот крещенье так крещенье ноне! - воскликнул кто то из толпы.
               Женщины  ахнули разом, слушая рассказ , но если Нинка прикрыла рот рукой , испуганно таращась на Дусю , то Анна , отобрав у неё полотенце и коммнетируя громко , гневно глядя на девчонку рявкнула:
               -  Ешшо раз пойдёшь на реку , ноги повыдёргиваю! Поняла? Дуся закивала ей , нисколько не боясь паровоза.
               - Дуся , тащи расчёску , надо тётеньке волосья расчесать , а то смотреть страшно. Щас  её хоть  саму в воду! Нинка испуганно молчала. Дуся метнулась в комнату и тут же вернувшись , подала Анне расчёску. Та , быстро стащив с Нинки непонятного , голубоватого цвета шубу и отдав её Дусе произнесла:
               - Некода мне тут вам косы начёсывать! Иди ка милая , выхлопай  это! Дуся метнулась на улицу.
               - Ладно , давай знакомится , не убивать же тебя , девка! Дуся прибежала назад  так же быстро и Анна, вручив ей расчёску приказала:
               -  Шоб никакой муки , поняла? Дуся , закивав головой взялась за работу. Нинка , в душе которой метались разные чувства маленькой лисицей , словно в поле на охоте , где её пытались догнать и поймать , не знала теперь кто враг а кто друг. И куда бежать? Она представляла , что беседа приобретёт официальный , или даже деловой характер. А тут вот - будто в семью вернулась. Она сидела присмиревшая , опустив плечи , и не знала как теперь себя вести. Анна , уже не обращавшая на неё никакого внимания стряпала и возилась у печки, напевая что то.
              Дуся с интересом рассматривала незнакомую тётеньку. Та была совсем не похожа на её мамку, да и на всех женщин, живущих в деревне. Белая кожа , совсем  не поджаренная солнцем , такие яркие , необыкновенно рыжие волосы , тоже им не выжженные , но почему она такая грустная? Анна , до сих пор не обращавшая на них никакого внимания вдруг крикнула им:
               - Хорош ,  красоту наводить!А то небеса рухнут. Идите , почаёвничаем. И не дожидаясь ответа , подошла к Нинке и улыбаясь вовсе свои двадцать четыре зуба добавила:
               - Давай , давай , чево расселась в дверях , к столу присаживайся , поди не чужая. Нинка , вновь испугавшись и удивившись одновременно , подскочила с табурета и быстро пересела к столу. Анна , от глаза которой ничего нельзя было утаить , внимательно следила за ней:
               - Не боись , не тронем. Свои люди. Нинка , опустив глаза в зеркало чашки , молча и сосредоточенно размешивала чай.
               - Сахар то положи , а то всё одно слаще не станет - усмехнулась Анна. - Ну,  и как тебя звать , то?
               - Нина - прошептала неуверенно Нинка , чувствуя себя провинившимся ребёнком перед  судом родителя и не думая , что она здесь кому то будет интересна. Анна , видя как задрожала в испуге гостья продолжала над ней шутить:
               - Точно, Нина? А то непохоже что то , да , Дуся? Дуся, следившая в оба глаза за тётенькой и положив той на блюдце два кусочка рафинада , наконец то подала голос:
               - Мам, а Нина кто нам приходится? Нина встрепенулась так , что из чашки с чаем вместе с взметнувшейся из неё ложечкой вылетела струя кипятка. Именно этого вопроса  она меньше всего ожидала услышать и  так  боялась , садясь за стол.
               - А ты у гостьи спроси, доню -ответила ей Анна и облокотившись пухлой рукой о щеку и прикрыв глаза двумя рядами густых и длинных ресниц - щёток ,глубоко вздохнув ответила за Нинку:
               -  А Нина у нас та птица, что у нас под окном поселилась.
               - Кукушка? - глаза Дуси округлились и она ничего не поняв , стала быстро переводить свой взгляд с одну на другую женщину.
               - Кукушка!....прости меня , Господи… - констатировала Анна , и наклонясь к гостье произнесла с придыханием:
               - Что скажешь , Нина? Нина , в конец растерявшаяся , и в тоже время вмиг обозлившаяся , подскочила с табурета и выскакивая из за стола крикнула:
               - А тебе есть что подкидывать? Анна , чувствуя за собой правду, откинувшись на табуркте назад , ответила:
               - А у меня гнездо свито , дорогая! Нинка стала спешно одеваться. Добежав до двери , она было уже хотела выскочить на улицу , да вспомнила про  собаку во дворе.
               - А как же собака? - протянула она.
               - А она кукушек не трогает…ща , провожу - Анна , не одеваясь , вышла с ней и уже на крыльце объявила, обхватив себя руками:
               - Вот что , мамаша - не отдам я тебе ребёнка , не кутёнок. А что у нас институтов нет , так и что? Теперь то она тебе зачем? Поиграешь и назад подбросишь?...Не отдам! Нинка , намотав слова Анны на ус ответила:
               - А тебе она зачем? Огород полоть? - чем вывела Анну до конца и та , разозлившись , крикнула  ей:
               - Откуковала ты ,  Нинок! А мы ещё попоём  на Дусиной свадьбе!
               Всю обратную дорогу Нинка плакала навзрыд , и даже Анатолий , совсем замёрзший в машине , не одобряющий её порыв ,понял, что и кукушки , могут оплакивать своё потерянное счастье….


Рецензии