Элла Фицджеральд. Первая леди джаза

Элла Джейн Фицджеральд обладала  голосом  диапазоном в три октавы.   Уникальные голосовые  импровизации принесли ей 13 номинаций на     премию  «Грэмми».    Легендарная исполнительница,  Лауреат Национальной медали искусств США, Обладательница  Президентской медали Свободы и многих других высоких  наград, пол века дарила миру свое творчество.
 За свою 50-летнюю карьеру Элла выпустила около 90 альбомов и сборников,  как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами - такими  как Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном,  Каунтом Бэйси, Оскаром Питерсоном, Куинси Джонсом, Джо Пассом.
Маленькая девочка   с раннего детства обладала абсолютным слухом и имела  уникальный голос.  Спустя  двадцатилетие талант девочки впишит  имя      "ЭЛЛА ДЖЕЙН ФИЦДЖЕРАЛЬД"  в  список мировых легенд.
 Но тогда, малышка  даже не задумывалась о своем   великом будущем и  часами слушала старую пластинку с записями своей любимой певицы Конни Босуэлл. Те мелодии отвлекали   Эллу   от тяжелого детства, в котором было место и для безденежья или скорее нищеты, и для одиночества.
Семья бедствовала, матери с отчимом приходилось много работать, практически без выходных для того, чтобы  снимать одну-единственную комнату в многоквартирном  доме.
Вечерами семья  Фицджеральд читала Библию, а в воскресенье  ходила на богослужение в церковь. В церкви всегда звучали песнопения, в которых Элла всегда принимала   участие.  Элла очень любила ходить в церковь с родителями, ведь там она получала то что было у всех ее сверстников -  полноценную семью, с простыми семейными радостями. Она очень ценила семейное  единение.  Зная все песни на изусь маленькая Элла радостно подпевала громче всех при этом бодро двигалась в такт музыки. Ни раз присутствующие в церкви пророчили  талантливой  девочке будущее известной певицы.
При всем своем бедном детстве, маленькая Элла всегда была радостным и веселым ребенком. Вопреки  неприглядной действительности, сохраняла    не детскую   веру  в  то, что завтра будет все хорошо. И эта вера вскоре  приведет ее на     вокальный  конкурс   Amateur Nights, который проходив  в  театре «Аполло» и это стало судьбоносным событием в ее жизни.
Того дня  первые шаги   на творческом пути дались юной Элле не просто. Выйдя на театральную сцену она   в последнюю секунду решила спеть  песню  своего кумира  Конни Босуэлл, хотя до этого  планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters.  Элла до этого ни разу не выступала на сцене и конечно безумно переживала от предстоящего ей выхода.  Первую песню Фицджеральд «The Object of My Affection» пришлось прервать и начать заново, так как у девушки от волнения на мгновение пропал голос.  Публика приняла ее очень хорошо и благосклонно и    она заново начала петь.  Под последние аккорды песни зал взорвался  аплодисментами, это помогло ей обрести  уверенность  в себе. Фицджеральд с успехом исполнила вторую композицию «Judy».    На вокальном конкурсе решающим аргументом являлись  зрители и их отзывы о конкурсантах. В итоге  юная певица заняла первое место и выиграла приз в 25 долларов.
Спустя несколько месяцев после своего триумфа, а именно в январе 1935 года, Элла Фицджеральд    познакомилась с  биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы.   Саксофонист  Бенни Картер,   был восхищен  голосом Эллы  и вскоре он  познакомил юную певицу с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом, который не разделил восхищение Бенни, но  все-же  подписал контракт с Фицджеральд. В одном из своих  интервью он говорил о ней: "...она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз...".
После долгих раздумий он   решил пригласить Эллу      выступать с  оркестром  в гарлемском танцевальном зале «Савой» и вскоре молодая исполнительница выступала там на постоянной основе. Они вместе записали несколько композиций. Но  одной из самых популярных песен, которая сделала Эллу   известной исполнительницей стала   детская считалочка   "A-Tisket, A-Tasket", которую Фицджеральд написала совместно с Элом Фельдманом в 1938 году.
После нескольких лет успешных   гастролей и    более 150 совместных  композиций оркестр, к сожалению, начал терять сваю популярность. Журналисты связывали потерю прежней славы  с тем что большая часть их композиций не представляла  интереса для слушателя, публики хотелось чего-то нового, а не слушать  повторение старого.
После смерти Чика Уэбба оркестр стал называться    Ella and Her Famous Orchestra, руководителем которого   стала   Элла Фицджеральд, хотя сама Элла этого крайне не хотела, так как думала об уходе из оркестра.  Вскоре такие  мысли охватили всех участников коллектива и спустя несколько  месяцев оркестр постепенно начал  распадаться, а  в 1942 году и вовсе  прекратил свое существование.
В этом же 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records и это событие  принесло ей успех.   Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic.
 На одном из таких концертах впервые прозвучала композиция  "Oh, Lady Be Good!" и после того не осталось даже капли сомнений, в том что Элла кумир  целого поколения.   Исполнение ее выдающегося   шедевра    укрепила статус Фицджеральд, как одной из лучших джазовых вокальных исполнительниц в мире.
Следующим успехом талантливой исполнительницы стала пластинка-песенник  Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook, которую   поклонники увидели в 1956 году,  в дальнейшем Элла записала еще восемь. Каждый такой песенник  в который входило   собрание песен определенного композитора или поэта, чьи сочинения входили в Great American Songbook,  является до сих пор хрестоматийным учебником     для  начинающих исполнителей.
Множество композиций исполнила Элла Фицджеральд и многие из них становились безумно популярными за считанные дни, навсегда вписавши ее имя  в историю музыки всех времен.
Прошли года, а легендарное  творчество Эллы Фицджеральд  и сейчас    чувствуется в той или иной степени  во многих   современных джазовых композициях.


Рецензии