Царь михаил федорович романов

Избран на царство, когда ему было 16 лет ( отцом был патриарх Филарет – приемник Гермогена. Филарет провел немалое время в польском заточении). Церковь поддержала выбор Михаила.  Два других претендента полной поддержки не имели. Дмитрия Пожарского не хотели казаки, так как он был предводителем дворянского ополчения. Князя Дмитрия Трубецкого не желали дворяне, так как он был от казаков. Михаил устраивал всех. Был молод, тих и спокоен – надеялись, что он будет послушным в руках правительства. В феврале 1613 года он был утвержден на царство.

Устала Русь, мятежных нет,
И Польша получила «в зубы»,
Повсюду разорений след,
И не зовут на битву трубы.

Нет претендентов на престол,
Исчезли те, кто рвался к власти,
Зарублен тот, тот сел на кол,
Тот умер от любовной страсти.

Но, как и прежде было, встарь,
Держава станет неделимой,
Когда един есть государь,
Законы, правила – едины.

Собрались люди, выбор есть,
Сейчас нужны не воины.
Кто понесет тяжелый крест,
Кто более достойный?

Сын Филарета – Михаил,
Спокойный, молчаливый,
Достоинств полон, добрых сил,
Простой и  некичливый.

Согласье дали казаки,
Бояре, горожане,
Дворянской конницы полки,
Священники, крестьяне

Наверно выбор был хорош,
Царь дал стране подняться,
И крепким стал российский грош,
И нет условий - драться.

Стучат повсюду топоры,
Возводят избы, божьи храмы,
Дремали силы до поры,
В работах заживают раны.

Дела ведет земский собор –
В нем люди от сословий,
Хоть часто возникает спор –
Основа всех условий.

Потом боярские приказы,
И тридцать лет в стране покой,
Восстаний не было ни разу,
Был, правда, казус небольшой.

К Москве толпа крестьян пришла,
Толпа большая, тысяч в двадцать,
Чтобы добыть себе права –
За Родину с врагами драться.

Соха, крестьянское подворье
Им нужных денег не дают,
Сменить косу на саблю, волю,
Им по душе военный труд.

Толпу восставших разогнали,
Всем велено идти домой,
Чтоб жили мирно и пахали,
Работы нет для них иной.

Примечание: Такой эпизод с крестьянами, смешной с нашей точки зрения, очень характерен для мышления людей XYII века, когда массы людей не хотели ковыряться в земле, стремились жить на  границах  России, отстаивать веру православную и исполнять волю царя батюшки. Годы смуты не прошли даром, некоторые люди  так и не могли вернуться к мирному труду, и избыток жизненных сил толкал их на авантюрные дела


Рецензии