Духовности богатые дары

           (субъективные размышления)

Кто бы ни был ты, но встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший – мир духовный.

Духовность

 Что это такое? Понятие сложное, многослойное, неоднозначное. Это внутренняя, невидимая часть жизни человека – его мысли, размышления, сомнения, страдания, положительные и отрицательные эмоции; его вера, надежда, любовь; его пристрастия, приверженность к чему- или кому-либо; степень нравственности и внутренняя борьба – подчас очень нелёгкая – с самим собой, с нередкими сомнениями… То- есть всё то, что формирует личность.
Факторов формирования личности великое множество:  это  гены, что достаются по наследству, методы и способы воспитания, среда, в которой проводит человек основную часть жизни, и многие другие, из которых, бесспорно, следует выделить основные, наиболее мощно влияющие на процесс формирования личности: образование, искусство, природа, религия (не религиозный фанатизм!)

Образование

Уровень его в последнее время стремительно падает. Какой-то части детей, подростков, потенциальных студентов оно вообще стало недоступным, а принятые сегодня способы проверки знаний – всего лишь фикция, профанация обучения.
Есть и ещё одна беда: увеличился процент детей, отстающих в развитии. Причины известны: алкоголизм, наркомания, дети-«отказники» и т.д. А ведь было образование у нас если и не безупречным, то всё же полноценным, глубоким, широкоохватным.
Недаром заграница так гоняется за нашими «мозгами» и талантами. И они утекают (причины, думаю, столь понятны, что о них писать не стоит).
Если не остановить этот пагубный процесс, то учить, творить, изобретать скоро будет некому. Сегодняшние методы образования грозят приблизить нас к точке невозврата.
Этот дефицит ощущается уже сегодня, если внимательно проанализировать все аспекты нашей жизни.

Учитель.

 Что это за явление?   Прежде всего – личность (не будем перечислять всего того, что делает человека личностью). Только личностью может быть воспитана личность. При ином раскладе, учитель являет собой нечто вроде дрессировщика, не призванного вызывать творческих мыслей. Главная задача учителя – научить учиться, самому добывать знания, оригинально мыслить. Это  сложно, очень сложно!!!
 
Недавно один из российских светил медицины сказал: «Легче выстроить прекрасно оборудованный медицинский комплекс, чем воспитать высококлассного доктора. На это потребуется не менее 20 лет.
Думаю, что он мыслил ещё старыми категориями обучения. Но если учить, как это делается сегодня, то сроки уйдут в бесконечность.
 
Вот свежий пример – картинка сегодняшнего дня:  отличная больница в большом рабочем посёлке. Оборудование, как говорят, «с иголочки», новёхонькое, но, зачехлённое полиэтиленом, и ни один их трёх молодых врачей к нему даже не подходит: не обучены.
Без комментариев.

И при таком состоянии образования говорить о высокой и полноценной духовности (и не только!) не приходится.
И ещё…
 Недавно довелось посмотреть по телевидению ужасающий материал: «Дети за решёткой». Сколько загубленных душ и… денег на содержание за решёткой! Было бы куда проще и правильнее эти деньги перебросить на бесплатные внеклассные занятия детей по интересам (это уже было и давало неплохие результаты). Деньги те же, но души не загублены.

Искусство

Одно из самых тонких, но мощных инструментов воздействия на человеческий дух:

 Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.

Среди многих хрестоматийных выражений есть и относящиеся к искусству. Одно из них – «Каждое общество имеет такое искусство, которого оно достойно».
Одна эпоха рождает Рафаэля и Моцарта, другая – тех, чье «искусство» заставляет одуревшую толпу ломать стулья в зале.
Сегодня высокое искусство в упадке. И лучшая часть общества, почувствовав это, обеспокоилась, затосковала. Недаром охотно посещаются театры. Симфонические и органные концерты  идут с неизменными аншлагами.
Орган… Глубокое мудрое звучание Баха заставляет душу трудиться («…не позволяй душе лениться!»), очищаться, совершенствовать свою нравственность.
 Но каков процент всего этого? Задумаемся…

Религия

Нравственны ли мы сегодня?
Скорее без…
 Обижаем друг друга, крадём, убиваем, мало или вовсе не помогаем ближнему; унижена и предана забвению старость – практически забыты все лучшие духовные заповеди.
Но параллельно каждому действию всегда возникает противодействие (так сказать, борьба противоположностей) – возрождается почти загубленная было религия. Однако и к ней отношение людей не однозначно:

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по знойной мостовой.

Причины просты: многие поколения выросли с иной идеологией и «религией».
На пути обретения религиозной духовности нас ждёт (в любых религиях и конфессиях) множество ошибок и тупиковых путей, но надо выбираться и обязательно искать ту середину, то «золотое сечение», которое поможет правильно определить роль религии в жизни общества.
Эту сложнейшую работу можно сравнить разве что с головокружительным прыжком через бездонную пропасть. Но вера и надежда живы. Сейчас важно, чтобы возрождающаяся религия после длительной паузы забвения встала вровень со временем.

Недавно мне довелось услышать совершенно нетрадиционную, наивно-самодеятельную, но очень искреннюю молитву. В ней было столько упования, надежды, пожелания добра…
«В начале было слово…». Об этом написано много. В какой-то момент жизни человек чувствует, что слово несёт в себе определенную энергию, как и мысль; они в этой энергии материализуются. Слово, язык – это то богатство, что дано человечеству для общения; они – спасение от одиночества, возможность разделить с кем-то радость и печаль, но… слова бывают разные, и энергия, исходящая от них, - также.
Боже, как хочется, чтобы звучало больше добрых слов! Произносимые миллионами уст, они ткали бы своеобразное «покрывало» доброты, некую «добрую ауру», окутывающую нашу грешную землю. Быть может, она смягчила бы все страшные катаклизмы – природные, политические, экономические, - утихомирила бы вражду, остановила эпидемии, голод… И люди были бы счастливее. Поэт, правда, сказал, что «счастья нет, но есть покой и воля». Для большинства землян покой, стабильность, уверенность в завтрашнем дне – есть та устойчивая платформа, оттолкнувшись от которой, можно было бы уверенно идти вперед к свету подлинного счастья.

Природа

Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездумный лик.
В ней есть душа,
в ней есть свобода.
В ней есть любовь,
в ней есть язык….
Это действительно от Бога.
Когда удаётся летом выехать в горы, в лес, на море – не подвергаешь сомнениям это постулат.
Посмотрите вечером в бездонное звёздное небо, слейтесь со Вселенной, почувствуйте себя её частицей, и состояние умиротворённости и гармонии согреет, поддержит и укрепит Ваш ДУХ.
А что мы делаем с ней – с матушкой-природой?!
Покидает нас Арал, своё чёрное дело сделал Семипалатинский полигон…
Как-то, в середине восьмидесятых годов, я была гостьей московской хоровой школы «Весна».
Меня представили, но дети не знали, «где этот Усть-Каменогорск». Тогда я спросила:
- А Семипалатинск знаете?
- О да! Это там, где испытывали атомную бомбу.
- А Усть-Каменогорск рядом, всего в двухстах километрах…
А часом позже зал школы наполнился великолепными, божественными звуками «Аве Мария» Каччини - …исполненной специально для меня. Дети всё поняли. Их души, открытые для добра, благодаря постоянному общению с высоким искусством, оказались чуткими, искренними и необыкновенно отзывчивыми.
Звуки молитвы наполняли и согревали душу, исторгая слёзы благодарности.
Вот это-то и есть то, что, на мой взгляд, называется духовностью!


Рецензии
"Уровень его в последнее время стремительно падает. Какой-то части детей, подростков, потенциальных студентов оно вообще стало недоступным, а принятые сегодня способы проверки знаний – всего лишь фикция, профанация обучения.

...Если не остановить этот пагубный процесс, то учить, творить, изобретать скоро будет некому. Сегодняшние методы образования грозят приблизить нас к точке невозврата..."

Спасибо большое за статью, а по поводу процитированного, я хотел бы порекомендовать Вам посмотреть интервью с одним из российских ученых:

"Фурсов о Болонской системе"

http://www.youtube.com/watch?v=1vyI4OWklMk

Я думаю, что то, что происходит в среднем образовании - это лишь подготовка почвы для реализации планов, связанных с внедрением Болонской системы, и шире, с глобальной политикой вообще.

Аспанов Рамир   13.08.2013 00:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.