Небо под ногами

Мне от Николая Грищенко книга досталась. Особая. Когда он раздавал её на литературном вечере, подписывая читателям на память – я опоздал. Он немного стушевался, и сказал:
-Кончились… Остался вот один экземпляр. Но мне его вручать не с руки – ещё обидишься.
А я глянул и возликовал. Да такой книжки ни у одного поклонника Грищенко нет. Представляете – великолепный томик, с изумительным заглавием. «Дождь на плацу». Но – типографский брак: блок вклеен обложками наоборот. То есть, открываешь – а набор там до горы гопками, как говорят. «Подписывай, - кричу, - это же единственное в своем роде е издание»!
Он так мною теперь и воспринимается – Николай Грищенко – как человек не из общего ряда. Наособица в нем редкая. Он и по внешнему виду – глыба. И в поэзии – тот ещё камешек, с золотыми прожилками.
А тут читаю в «Белгородских известиях»: у Грищенко – новая книга, «Сентябрь покинутых полей» . И сразу червячок во мне ожил: ах, как бы поскорее почитать!
Я скажу, что считаю себя гениальным читателем. Хорошие стихи различаю с одной строки. А у Грищенко плохих строк нет – это изучил я опытным путем. В том же «Дожде на плацу» сразило меня наповал стихотворение « АТОСЫВ»…, простите – «ВЫСОТА».

«Бежим в дыму, в пыли, в огне,
Невыносимо ноют ноги,
А лейтенант кричит : «Ко мне!»,
И – по проселочной дороге,
И дальше, дальше, прямиком,
На высоту, где дым и копоть,
И поднимаемся рывком –
 И падаем на дно окопа»…

Не знаю, каким солдатом или офицером был Грищенко. Но если таким же, каким стал поэтом – я завидую его сослуживцам. Я сам не чужд сочинительства, и знаю, что такое цеховое братство. У нас, если тебе не подставили ножку в самый неподходящий момент, значит – ты уже списан, как творческая единица. Так вот – Грищенко прошёл через дюжину подножек. Но сам чист и честен, и никто вам не скажет, что Николая Николаевича опасно оставлять за спиной.
Да больше того – Грищенко за спиной – это опора, стена. Он и по жизни отдельный – за долгие годы работы в органах государственной власти составил по себе славу сердечного и отзывчивого человека. Чиновников таких не бывает. Такой был один, и то лишь потому, что – поэт!
И вот – новая книга.
И знаете , чем поэт отличается от прочих людей?
Тем, что жизненный запал у него и в шестьдесят тот же, что и в двадцать. Он способен хоть вниз головой ходить. Всё еще впереди у поэта. И любовь, и радость, и новые книги.
 


Рецензии
Владимир!
В отличии от Вас не люблю я эти стихи. Правда сделал исключение для нескольких поэтов, которые всегда будут и были со мной.
Но нынешние поэт забывают, что слово должно быть многогранным, полифоническим.
К примеру Ваше слово в Комете, что я прочитал раньше. "..сквозь раздвоенную толпу"
Вот яркий пример того, как надо писать стихи эти...
И тут же Вы восхищаетесь приведенным стихотворением. Где игра слов, где смысл.
Даже в этом маленьком примере куча несообразностей. Ноги при беге не ноют, они ноют, когда ляжешь вечером в кровать.
Лейтенант кричит ко мне, а сам бежит куда то на высоту.
Откуда в мирное время дым и копоть, да еще на проселочной дороге?!
Подняться рывком можно из положения лежа, но никак на высоту да еще целым взводом. Тут ведь другое слово надо. Искать надо, думать надо.
А теперь представьте, что такие стихи надо прочесть целую книгу.
Это будет ужасный труд. А ведь это лучшее. А сколько таких книг белпоэтов лежат в библиотеках.
Кто и как будет читать это вдохновение тягомотное....

Виктор Авива Свинарев   20.06.2013 11:05     Заявить о нарушении
Как бы объяснить... Когда читаю стихи, то, скорее - разговариваю с поэтом, чем довольствуюсь его строками. В привеленном Вами примере мне интересна не поэзия, а "кухня" поэта. И я читаю все новинки, что могу найти. Всегда держусь мнения : стихи состоялись даже если они нравятся лищшь одному человеку - их автору. Потому что даже очень слабый поэт никогда не станет стрелять.
Каждое стихотворение - это отнятый у зла человек.
А Грищенко крепче и лучше большинства белгородских поэтов. Он художник в душе, и даже простое общение с ним сближает с миром творчества, Творца...

Владимир Калуцкий   20.06.2013 11:36   Заявить о нарушении
Забыл спросить. В миниатюре "Тарусская звезда" речь идёт о выборе невесты для царя, о матери Петра Первого. Это мне удалось донести читателю? Или слишком глубоко упрятан смысл?

Владимир Калуцкий   20.06.2013 11:48   Заявить о нарушении
Владимир!
Очень хорошо, что Вы спросили про Тарусскую звезду.
Я сразу же уловил связь рассказа с Петром 1 Ал Толстого.
Ну и рассказ понравился. Цветной узорчатый, богатый на хорошие русские слова, хотя сюжет, правда, когда прочтешь сказочный и стандартный.
Типа Золушки.
Но если Вы желаете сделать замысел ясным, то я дал бы расширенный портрет отца девушки. И этот портрет должен полностью зрительно совпасть с образом Петра ! Ну там длинные ноги. глаза, усики тараканьи. Не всем же ходить в бородах.
В свою очередь хочу спросить Вас о вот о чем.
Я вижу, что В долго работали над .этим рассказом. Удобно ли выгодно помещать его здесь, в Проза Ру.Не теряется ли там какое нибудь право, которое Вам положено иметь как автору?
Если можно то, жду ответа.


Виктор Авива Свинарев   20.06.2013 18:26   Заявить о нарушении
Всё немножко не так. Хотя замечания Ваши дельные, и у деда Петра Первого можно было прорисовать фамильные чёрточки. Но тут, как раз, сказалась спешка, с котроой пришлось делать работу . Не далее, как три дня назад мои хорошие друзья из Калуги попросили "очень быстро" написать рассказ с привязкой к Тарусе и с непременным упоминанием рожденной в этой городе матери Петра. В фантазии не ограничили. А рассказ нужен для альманаха "Траектория Творчества", номер которого подготовят к октябрю. В октябре в Калуге состоится выездной, отчетно-выборный съезд Союза писателей России. Вот к этому событию калужанам и захотелось показать связь своего края с историей Романовых.

Ну - как сумел, так и написал. Если получилось "про золушку" - так это не сказка, а быль - тут я сюжета изменить не мог. Ну, а чтобы замысел заиграл - пришлось привязать его к комете.

Да я Вам больше скажу. Сейчас я бы всё переписал напрочь. Уже и ход иной придумал. Но рассказ уже приняли, и острота темы пропала. Пусть будет, как будет.

Но тут другое интересно. Я , когда писал "Тарусскую звезду", все время чувствовал себя в условиях другого моего рассказа - "Переселение мух" - он есть на этом сайте. Не могу объяснить, но без "мух" не заиграла бы и "звезда". Знаете - помогало ощущение личного присутсвия в повествовании.

А сейчас меня начнут прорабатывать за "Мессию в Дамаске".Опять звонит, и уже звонила "заинтересованная сторона". Плюнуть на все - постричься в монахи...

Владимир Калуцкий   20.06.2013 18:55   Заявить о нарушении