Добродетели и страсти

1. Какие добродетели противостоят восьми главным страстям?
        Во втором томе «Добротолюбия» (Москва, 1895 год, репринтное издание) в разделе «Святого Иоанна Кассиана обозрение духовной брани» в главе 4 «Общее очертание страстей и борьбы с ними» (Соб. 5-е) в пункте 14 перечислены восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.   В пункте 27 говорится, что «хотя эти восемь страстей искушают весь род человеческий; впрочем не на всех одинаковым образом нападают. Ибо в одном главное место занимает дух блуда; в другом преобладает гневливость; в ином властвует тщеславие; а в другом гордость господствует: так что хотя все страсти на всех нападают, но каждый из нас различным образом и порядком раболепствует им».  В пункте 28 отмечается: «посему нам надобно вести брань с этими страстями так, чтобы всякий, открыв, какая страсть особенно вредит ему, против нее главно направлял и борьбу, употребляя всякое старание и заботу для наблюдения за нею и подавления ее, против нее направляя копья ежедневных постов, в нее бросая ежеминутно стрелы сердечных стенаний и воздыханий, и непрестанно проливая слезы в молитве к Богу о прекращении мятущей его брани. Ибо никто не может восторжествовать над какой-либо страстью, пока не убедится, что своим тщанием или трудом не может одержать победу над нею; хотя при том ему, чтоб очиститься от нее, и самому необходимо день и ночь пребывать во всяком труде и всякой заботе о том».
        В главе 5 «Борьба с восемью главнейшими страстями» в параграфе:
А. «Борьба с чревоугодием» (Кн.5) страсти чревоугодия святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель воздержания.
Б. «Борьба с духом блуда» (Кн.6) страсти блуда святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель целомудренной непорочности и девственной невинности.
В. «Борьба с духом сребролюбия» (Кн.7) страсти сребролюбия святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель нестяжательности.
Г. «Борьба с духом гнева» (Кн.8-я) страсти гнева святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель кротости.
Д. «Борьба с духом печали» (Кн.9-я) страсти печали святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель покаяния.
Е. «Борьба с духом уныния» (Кн.10-я) страсти уныния святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель трудолюбия.
Ж. «Борьба с духом тщеславия» (Кн.11-я) страсти тщеславия святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель смирения.
З. «Борьба с духом гордости» (Кн.12-я) страсти гордости святой Иоанн Кассиан противопоставляет добродетель жертвенной любви к Богу и людям.

2. Какие средства предлагаются нам для борьбы с каждой из страстей?
      В главе 5 «Борьба с восемью главнейшими страстями» в параграфе:
А. «Борьба с чревоугодием» (Кн.5) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью чревоугодия следующие средства:
пункт 29. «Так перво-наперво надо научиться смирению чрез добродетель послушания, сокрушение сердца и утомление тела (полезным трудом)»;
пункт 31. «Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончить не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца»;
пункт 44. «Мерное (разумная умеренность) употребление пищи, по мнению Отцов, состоит в ежедневном употреблении столько пищи, чтобы после вкушения ее еще чувствовался голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии, и не попустит человека вдаваться, ни в чрезмерный пост, расслабляющий тело, – ни в пресыщение, подавляющее дух».

Б. «Борьба с духом блуда» (Кн.6) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью блуда следующие средства:
пункт 46. «Не достаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие, удерживающее сердце от блуждания и возвращающее его в себя, паче же всего глубокое истинное смирение, без которого ни над какой страстью ни когда не может быть приобретена победа».

В. «Борьба с духом сребролюбия» (Кн.7) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью сребролюбия следующие средства:
пункт 81. «Эту добродетель нестяжательности сохранить целою и неповрежденной мы иначе не можем, как живя в монастыре (т. е. уклоняясь от мирской суеты c беспристрастным отношением к земным благам и творя дела милосердия), если, по Апостолу, «имея пищу и одежду, сими довольны будем» (1Тим.6:8)»;
пункт 82. «И нимало не думая о завтрашнем дне, никак не попустим себе уклониться от устава общежития. Чего без сомнения мы никак не сможем исполнить, не сможем также мирно прожить под правилами монастырского устава, если в нас не будет прежде на прочном основании утверждена добродетель терпения, источником коего служит не другое что, как смирение».

Г. «Борьба с духом гнева» (Кн.8-я) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью гнева следующие средства:
пункт 98. «Итак подвижнику Христову, законно подвизающемуся надлежит с корнем вырвать из себя страсть гнева. Для совершенного же уврачевания этой болезни потребно такое лечение (стяжание кротости): прежде всего уверовать, что гневаться не подобает ни под каким видом, ни по праведным ни по неправедным причинам… Паче же всего, имея пред очами неизвестность предела человеческой жизни (т. е. памятование о смерти и страх Божий), будем постоянно думать, что мы можем преселиться из тела каждый день, и что нам нимало не помогут там ни соблюдение чистоты целомудрия, ни отречение от всех имуществ, ни презрение богатства, ни труды постов и бдений, когда за один гнев и ненависть Судья вселенной угрожает вечными муками».

Д. «Борьба с духом печали» (Кн.9-я) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью печали следующие средства:
пункт 107. «Эту пагубнейшую страсть (печали) можем мы изгонять из себя, если занимая непрестанно душу свою духовным поучением (т. е. молитвой и трудом, соединенным с размышлениями о кратковременности земной жизни) будем оживлять и восставлять ее надеждою и созерцанием будущего блаженства».

Е. «Борьба с духом уныния» (Кн.10-я) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью уныния следующие средства:
пункт 116. «Египетские Отцы никак не позволяют монахам быть праздными, особенно молодым, рачительностью к труду измеряя состояние сердца и меру преуспеяния в терпении и смирении (т. е. средствами борьбы с духом уныния являются: послушание c исповедью духовным наставникам трудолюбие и братолюбие). Они не только ничего не принимают для употребления на свое пропитание, но и от своих трудов питают приходящих братий и странников».

Ж. «Борьба с духом тщеславия» (Кн.11-я) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью тщеславия следующие средства:
пункт 131. «Мы можем избежать самой встречи с этою многочастною, отовсюду против нас готовою выбежать непотребностью, если, содержа в мысли оное Давидское изречение: «Господь рассыпа кости человекоугодников» (Пс.52:6), ничего не будем дозволять себе делать или предпринимать с тщеславным намерением стяжать суетную славу». Т. е. преодолеть тщеславие возможно искренне (с кротким сердцем) смиряясь, сокрушаясь о своих грехах и укоряя себя за совершенные злодеяния, из-за которых мы престаём перед Богом и людьми всегдашними должниками.

З. «Борьба с духом гордости» (Кн.12-я) святым Иоанном Кассианом предлагается для борьбы со страстью гордости следующие средства:
пункт 153. «Ибо в душе нашей никак не может быть воздвигаемо здание добродетелей, если наперед в сердце нашем не будут положены основы истинного смирения, которое будучи наипрочнейше сложено, только одно и сильно сдерживать до верха возведенное здание совершенства и любви. Для сего надлежит нам, во-первых, пред братиями нашими с искренним расположением изъявлять истинное смирение, ни чем не позволяя себе опечалить их, или оскорбить, – чего никак не можем мы исполнить, если по любви ко Христу не будет в нас глубоко укоренено истинное от всего отречение, состоящее в полном обнажении себя от всякого стяжания; во- вторых, надлежит в простоте сердца и без всякого притворства воспринять иго послушания и подчинения, так, чтоб кроме заповеди Аввы, никакая другая воля отнюдь не жила в нас; что ни кем не может быть соблюдаемо, кроме того, кто не только возымел себя мертвым для мiра сего, но и почитает неразумным и глупым, и без всякого размышления исполняет все, что ни прикажут старцы, по вере, что всё то священно и от Самого Бога возвещается».
2013


Рецензии