Начертание христианского нравоучения

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК “НАЧЕРТАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ”. ПОДРОБНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ

Раздел 1. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина,  распределяются  по трем отношениям: к Богу, к ближним и к себе самому. Первыми указывается, с какими мыслями, чувствами и расположениями должен христи¬анин обращаться к Богу и как служить Ему. Вторыми определяется образ взаимных внутренних и внешних отношений христиан с христианами как членов единого тела Церкви, долженствующих состоять в живом союзе. Третьими изображается, как христианин должен действовать на самого себя, чтобы иметь возможность как следует держать себя в первых двух отношениях.
1.1. Вера — глава всего. Под словом “вера” здесь разумеется исповедание, или словесный образ богопознания и богопочтения.
   1.1.1. Обязанности веры – иметь единую истинную веру.
   1.1.2. Обязанности к вере. Первейшая – всецелая покорность вере истинной. православной. Любовь  ко всей вере в целом,  к каждому ее догмату, правилу и постановлению c радостным, благодарным славословием и чувством успокоения (безопасности). Свидетельствование своей к вере преданности: мужественное исповедание веры, хранение веры,  ревность о распространении веры, мужество.
   1.1.3. Грехи против веры: безбожие, индифферентизм (холодность к вере, окостенение духа от погружения в плоть, от снедающей заботы, непомерной гордости), рационализм.
1.2. Благочестие — жизнь в духе веры, жизнь в единении с Богом в Господе Иисусе Христе во Святой Церкви, или по домостроительству спасения нашего.
   1.2.1. Чувства и расположения на пути воссоединения с Богом. Путь воссоединения с Богом таков: надо прежде прийти к Иисусу Христу, чтобы от Него взойти к Богу. Следовательно, есть обязательные для нас чувства и расположения, одни — на пути сочетания с Господом Иисусом Христом, а другие — на пути восхождения от Иисуса Христа к Богу Триипостасному.
      1.2.1.1. Чувства и расположения на пути сочетания с Господом Спасителем. Сердечное сочетание с Господом совершается верою. Начало веры полагается в познании своей бедности и познании богатства Иисус — Христова.
      1.2.1.2. Чувства и расположения на пути восхождения от Господа Спасителя к Богу Триипостасному. Когда образуется вера и сердце сочетается с Господом, тотчас рождаются из сего другие чувства и расположения: упование спасения в неразрывной связи с самоотвержением, мир с Богом в неразрывной связи с беспрерывным покаянием, чувство любви Отчей от Бога, или сыновства Богу, в неразрывной связи с усиленною деятелъностию ради Его.
   1.2.2. Чувства и расположения христианина, пребывающего в Боге и созерцающего Бога: бесконечным в Божественных совершенствах, Творцом и Промыслителем, Совершителем всего, — и соответственно тому имеем три класса обязательных в отношении к Нему чувств и расположений.
      1.2.2.1. Чувства и расположения к Богу, вытекающие из сознания или созерцания Его непостижимости и бесконечности совершенств: изумление, благоговейный страх и трепет, восхваление и славословие хождение пред Богом. “Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша, да возможете разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота... да исполнится во всяко исполнение Божие” (Еф. 3: 16-19).
      1.2.2.2. Чувства и расположения к Богу рождаются из созерцания Его творчества и промышления: благодарение (ты весь Его, всё твоё от Него), благодушие (всё, что будет с тобою, от Бога будет), терпение, довольство, преданность  воле Божией, успокоение в Боге, надежда, прошение.
      1.2.2.3. Чувства и расположения — из созерцания Бога Совершителя всяческих: быть подобно страннику;  чаяние второго пришествия Господня; памятование о смерти, суде, рае, аде.
      1.2.2.4. Молитва — вместилище и поприще жизни в вере и благочестии
          1.2.2.4.1. Значение молитвы. Молитва есть возношение ума и сердца нашего к Богу.
          1.2.2.4.2. Следствия благие. Молитва есть оживотворение духа, некоторое  его обожение. Кто же молитвенно возносится к Богу, исполняется Божеством. Божественные энергии воздействует на три силы нашего духа:  на разум и просвещают его, на волю и дают ей крепость, или освящение и обновление сил, на сердце и возвышают жизнь, или огнь благодатной жизни.
          1.2.2.4.3. Условия. Молитва невозможна без умерщвления плоти и  без самоотвержения, так же, как невозможно без них и истинное благочестие.
          1.2.2.4.4. Воспитание чрез молитвословие заключается в приобретении  навыка непрестанной молитвы (или приятия действа молитвенного) с помощью совершения в определённое время молитвований, требующих особенного внешнего порядка (уединённое место перед иконой с возжжением свечи или лампады) и внутренней отрешённости от мирской суеты, т. е. создание “внутренней молитвенной клети”. Устроившись так, следует совершать молитвословие: тихо, благоговейно, разумно читать избранные и установленные молитвы, перемеживая их поклонами с крестным знамением, поясными, или земными, или коленопреклонением, всемерно напрягаясь, внедрять в сердце читаемое и возбуждать в нем соответственные чувства.
          1.2.2.4.5. Степени. Различают три степени молитвы: На первой она бывает преимущественно внешняя: чтения, поклоны, бдения. На второй степени в молитве телесное и духовное являются в равной силе; здесь каждое слово молитвы сопровождается соответственным чувством, такая молитва обыкновенна в том, в ком жив дух благочестия. На третьей степени в молитве преобладает внутреннее, или духовное, когда и без слов, и без поклонов, и даже без размышления, и без всякого образа, при некотором молчании или безмолвии, в глубине духа совершается действо молитвы,  пребывающее неизменно.
1.3. Общение с Богом через общение со Святою Церковью. Живой союз с Церковью есть там, где всё, что есть в Церкви, признают и ощущают так близким к себе, как бы собственную свою часть.
   1.3.1. Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу благодатных средств ко спасению. Церковь есть дом спасения,  она есть: про¬светительница;  подательница благодати; ходатаица и покров.
   1.3.2. Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу спасенных и спасаемых. Члены Святой Церкви делятся на две степени: одни уже перешли из сей жизни, упокоены в Царствии Небесном и составляют Церковь торжествующую; другие еще пребывают на земле, стремятся только достигнуть того состояния в борьбе и составляют Церковь воинствующую. Общение у христиан одно с членами Церкви, торжествующими на небе, а другое с членами Церкви, на земле пребывающими и воинствующими. Спасённым членам Церкви должно: воздавать   чествование как полнейшим сосудам, Богом возвеличенным и прославленным;  прибегать к их ходатайству; подражать им. Главная цель сих соотношений есть воспитать в себе стремление и жажду вступить в сообщество торжествующих на небе. К отшедшим и пребывающим в надежде жизни вечной чувства и расположения наши должны быть такими:  умершего брата во Христе способствовать похоронить и отдать ему последний долг; за всякого приносить молитвы, жертвы и милостыни; или совсем не говорить о них, или говорить одно хорошее, но никак не злословить и не осуждать; исполнять их пос¬леднюю добрую волю; с благодарностью воспоминать об их добре и стараться подражать их назидательным обычаям и поддерживать их. А касательно родных, кроме всего сего, надо еще не скорбеть, подобно не имущим упования, хотя и нельзя быть равнодушным; совершать о них поминовения поименно всегда, особенно в 3-й, 9-й, 40-й дни, в год, в дни поминовений церковных и во всякой молитве.  Милостыня тоже мно¬го может; но главное — бескровная жертва.
      1.3.2.1. Чувства и расположения к братиям о Христе, живущим с нами на земле и составляющим тело Церкви земной. Сии отношения вытекают из понятия о христианах как едином теле Церкви (Еф. 4:16; 1 Кор. 12:12, .27) и бывают двух родов: одни — ко всему телу Церкви, другие же — к каждому члену ее. В расположении ко всему телу Церкви нужно: согласное единомыслие, единоволие, сострадание, дух христианской любви. Расположения должно питать нам взаимно друг к другу:  братская любовь,  благорасположение,  благожелательность,  благопопечение,  уважение.
   1.3.3. Как должен христианин самого себя держать и образовывать, чтобы быть в живом союзе с Церковью, а через нее с Богом. Христианин должен: помнить обеты крещения, благоговейно хранить верность им, воинствовать под знаменем Христа, отличаться целомудрием, самообладанием и самоотверженностью (“царение над собою с самопожрением Богу”) в борьбе со страстями, заботиться об устроении порядка в своей внешней жизни.

Раздел 2. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина. Это обязанности относительные. Они называются также взаимными, потому что касаются человека, состоящего в каких-либо законных связях с другими, лежат на нем взаимно с другими лицами и, требуя от него известного рода действий, в то же время взаимного соответствия требуют и от других. Сюда относятся обязанности христианина, рассматриваемого в семействе, в Церкви, в обществе.
2.1.  Обязанности семейственные. Семейство – малая Церковь и  первичная ячейка общества. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными.
   2.1.1. Общие обязанности всего семейства. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства.
      2.1.1.1. Глава семейства – глава малой (домашней) церкви, распорядитель и правитель дел, воспринявший на себя всестороннюю ответственность и заботу о всём доме, хранитель семейных обычаев.
      2.1.1.2.  Все семейство должно: иметь у себя главу (ей во всём повиноваться), жить между собой в союзе сердечном (в крепком мире, согласии и взаимопомощи), “не вынося сора из избы”, защищать честь своего дома.
   2.1.2. Взаимные обязанности разных членов семейства. От супружества — счастье временное и даже спасение вечное.
      2.1.2.1. Супруги стали одна плоть, одна душа. На этом понятии основываются общие их обязанности, именно: крепкая любовь, нестрастная, но чистая и трезвая, свидетельствуемая внутри взаимною привязанностью и живым участием, равно как скорым и подвижным сочувствием и содействием, по коему глаз и рука одного там же, где и другого. Отсюда истекают доверительный мир и согласие нерушимое.
         2.1.2.1.1. Общие обязанности. Соблюдение супружеской верности, то есть хранение первого условия союза — и душою и телом принадлежать только друг другу. Муж не свой, а женин, и жена не своя, а мужнина. Вер¬ность утверждает доверие; неверность, хотя только предполагаемая, рождает подозрительную ревность, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастье.
         2.1.2.1.2. Обязанности мужа. Муж - глава жене - должен иметь и яв¬лять свою  любовную власть над женою. Смотреть за нею, заботиться о её умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо исправляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве, снося благодушно; во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною тайн.
         2.1.2.1.3. Обязанности жены. Жена со своей стороны должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли, мудро исполнять  поручения и просьбы мужа.
      2.1.2.2. Родители и дети. Супруги имеют быть родителями. Дети — одна из целей супружества и вместе обильный источник семейных радостей. Потому супруги должны чаять детей как великого дара Божия и молиться о сём благословении.
         2.1.2.2.1. Обязанности родителей – хранить супружеское целомудрие и благочестие, воспитание детей в любви к порядку и добросовестному трудолюбию.
         2.1.2.2.2. Обязанности детей – любовь к родителям с почтением и покорностью, упокое¬ние родителей престарелых.
      2.1.2.3. Родные. Первое место занимают братья и сестры, зачавшиеся в одной утробе, одним молоком питавшиеся, возросшие под одним кровом, одним попечением и любовью. Из братней с сестринской любви  сам собою рождается мир крепкий и согласие — неиссякаемый источник взаимных радостей, умиротворение родителей и всего семейства.
      2.1.2.4. Другие, случайные лица, принимаемые в семейство, как то: благонравных и чистоплотных кормилиц для младенцев благоразумных и опытных учителей для воспитания детей.
      2.1.2.5. Господа и слуги. Господам нужно сохранять в сердце своём милосердное христианское расположение к слугам, то есть относиться к ним, как к братии о Христе, и соответственно тому не лишать и уважения, и расположения, и справедливости, и внимания. Отсюда в главном деле слуги и господина — служении и повелении, или приказах — надо всё расположить так, чтобы ни господин, повелевая, не был тираном, ни слуга, исполняя, не превращался в страдательное орудие.
2.2. Обязанности церковные. Господь предал устроение царства Своего, то есть Церкви, апостолам, чтобы учили, крестили, научали блюсти, апостолы — епископам, епископы разделяют дело свое апостольское со священниками. Всех их дело — созидать дом Божий учением, таинствами, священнодействиями, руководством, иначе говоря, пасти церковь. Таким образом, в составе церкви есть паства, есть и пастыри. Каждый христианин ближайшее должен иметь отношение к своему пастырю, и обратно, пастырь — к каждому пасомому. А отсюда и взаимные их обязанности.
   2.2.1. Обязанности пастырей. Дело пастыря есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это — благочестивая, терпеливая ревность о спасении душ, ревность живая: не сознаваемая только как обязанность, но и порывающаяся, или снедающая; деятельная: не внутри только ощущаемая, но употребляющая и предлежащие средства не в слове только, но и в деле.
   2.2.2. Обязанности пасомых. Соответственно такому духу и такому попече¬нию пастырей и пасомые должны быть не неподвижными в деле спасения, но, предавая себя образованию пастырей, как готовый материал, и сами должны всемерно порываться на сие дело, содействовать им в сем и облегчать труды их. Отсюда пастырей, ревнующих об их спасении, принять должны, как посланников Божиих, как Самого Бога, через них приближающегося; пастырей, являющих добродетели пастырские и общехристианские, избрать в образец своей жизни и стараться подражать им.
   2.2.3. Обязанности клира. Около пастыря всегда есть лица второстепен¬ные помощники, составляющие клир. Их долг — покорствовать пастырю и во всем повиноваться и не только не противодействовать и не мешать его распоряжениям и деятельности, но всячески содействовать ему верным исполнением поручений и советом; тщательно и благоговейно исполнять лежащие на них должности; между собою жить в мире и согласии, соединяясь в одной цели.
   2.2.4. Обязанности монашествующих. Во-первых, главное дело монахов есть молитва неусыпная, непрестающая, о Церкви, отечестве, живых и мертвых. Они — жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. Применительно к сему в монастырях преимущественно должно процветать священнослужение благообразное, чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения. Во-вторых, строгое соблюдение богоугодных обетов бесстрастного нестяжательства и безбрачия, а также отложение от своей воли с беспрекословным послушанием настоятелю. В-третьих, cоставляя из себя, под руководством одного, братский союз и как бы одно тело, они составляют как бы частную Церковь, а потому имеют на себе и прежде изложенные обязанности церковные. Здесь настоятель — пастырь; братие — пасомые. Дело настоятеля — неусыпное попечение о спасении и совершен¬нейшем житии братии; хранение в ненарушимости древнего чина как общего монашеского, так и частного, в своем монастыре, равно как и обычаев, принятых от отцов; забота о благосостоянии монастыря и содержании монашеской братии. Дело братий — покорствовать во всем своему настоятелю и отцу; точно и тщательно исполнять служение и послушание свое.
2.3. Обязанности гражданские общественные. Христианин, являясь членом Церкви, не престает быть и членом общества. Он должен, принявши христианство, освятить им свое служение обществу. Общество — тело под главою, — государем. Каждый член его должен иметь отношение и к лицу государя — главы, и к целому обществу — телу.
   2.3.1. Государь (Глава государства). Господь благоустрояет на земле государства и дает им главу в царе, чтобы они, под управлением единого, согласным взаимодействием всех созидали свое благоденствие временное для успешного достижения вечного спасения. Дело государя, Богом поставленного и являющего лицо Промысла Божия о людях, — сознать сие великое значение свое и выполнять его со страхом, вниманием к своему внутреннему, в непрестанном благоговении, чтобы принимать от Бога, через сердце, Его промыслительные распоряжения; любить народ, как свое тело или как отец свое семейство; для этого сердобольно и всесторонне заботиться о нём,  блюсти его вес и безопасность внешнюю и внутреннюю; изобретать способы к довольству, уравнению прав и порядку; распространять просвещение по всем классам народа — и просвещение истинное; блюсти чистоту нравов и искоренять пороки; хранить национальный дух, характер, обычаи, постановления; главное же, насаждать веру истинную и заботиться о благоденствии и цвете Церкви по чувству благоговения или любви к Богу, Его возвеличившему, по любви к народу, по самым условиям благоденствия, кои суть благословение Божие, чистота сердца и воли, верность престолу и клятве; а для того иметь в великом внимании религиозный дух и не только не попускать ему угаснуть какими-нибудь учреждениями, а напротив, все учреждения освящать сим духом, чтобы таким образом жизнь в обществе сливалась с жизнью религиозною и обе шли об руку, как Моисей и Аарон. Вообще, все так должно устроить, чтобы выше всего стояла вера и Церковь, и крест Христов все покрывал.
    2.3.1.1. Обязанности верноподданных к лицу государя. Служить православному самодержцу верой и правдой. Статья 4 раздела 1 Свода основных государственных законов Российской Империи гласит: “Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и  за совесть, Сам Бог повелевает”. Принимать государя с благоговением как  Божьего Помазанника,  являя ему молчаливую покорность во всём как изрекающему волю Божию. Прилепляться к нему благодарною любовью и быть всегда готовым жертвовать даже жизнью за его безопасность, покой и счастье; чтя царя в себе чувством, пред другими — словом, удерживаясь от неуместных, тем более дерзких суждений о нём и делах его. Постоянно воссылать о нём усердные молитвы. Повеления его и учреждения чтить, принимать, исполнять без размышления, с терпением.
  2.3.2.  Общественные обязанности гражданина. Дорожить общественными интересами; содействовать общественному благоденствию; всяческие злоупотребления предотвращать; знать и хранить законы,  усердно неся все повинности, не уклоняясь от существующих постановлений; блюсти характер своего народа, чтить его, возвышаться до него, защищать его и все добрые отечественные обычаи беспрекословно хранить, а недобрые, тем более нехристианские, стараться искоренять; не прилепляться ко всему чужому, но принимать его только под условием крайней нужды и совершенного согласия со своим духом; не пристращаться неразумно к своему добру.
     2.3.2.1. Служащие. Дело начальства  — быть верным орудием государя, посредником между ним и на¬родом; знать значение и требование своей части и тщательно исполнять возложенные обязанности. К подчинённым, по своей части, являть всю правду, стоя к ним лицом закона, и всю любовь и благосклонность, чтобы не лишить доступа к милостям государя; во всём же действовать искренно, как пред Богом, по клятве и присяге, которая дана. Дело подначальных — покорствовать начальству и всякое повеление исполнять добросовестно, без ропота, лености и замедления; уважать его, почитать и благодарно любить; молиться за него и защищать честь его от злословий, тем паче не злословить самим. С принятою службою  следует сочетаться сердечно, любить её по смерть и никогда не перебегать от одной на другую без крайних понудительных причин, то есть не иначе как или по определению начальства, или по сознанию ошибки в первоначальном выборе службы. Всякая служба терпит усовершенствование. Нужно всё временное  употреблять для вечности. Потому всемерно надлежит стараться привить дух веры в ту часть, которая досталась на вашу долю.
       2.3.2.2.  Сословия. Служащих доставляют обществу  разные его сословия: дворянство, духовенство, горожане — купечество с мещанством и простой народ. Это соки общества, кои соответствуют сокам тела, дающим в нем флегматический и сангвинический, меланхолический и холерический темпераменты. Каждое сословие имеет свой дух, свою степень, свои права и некоторым образом исключительное свое назначение. Со всем этим каждый сочетался рождением своим и кровью и  поэтому должен: любить своё сословие; держать его характер; быть терпимым к его недостаткам, по возможности исправляя их; украшая сословие своими добродетелями; помня и чтя родовые традиции.

P.S.  Для наших дней актуально:
Раздел 2. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина второй части “Начертание христианского нравоучения” дополнить пунктом 2.4. Обязанности гражданские хозяйственные с указанием христианских этических норм, приведённых в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (принятом в  феврале 2004 года в Троице-Сергиевой лавре на VIII Всемирном Русском Народном Соборе).
         Отредактировать (для назидания будущих поколений в качестве образца для подражания) в соответствии с пунктом III.7. раздела III. Церковь и государство “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви” (принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года) пункты 2.3.1. Государь (Глава государства) и 2.3.1.1. Обязанности верноподданных к лицу государя, раскрывающие  суть понятия “чувства ранга” в отношениях “гражданин - глава государства (государь)”.
2013


Рецензии