Воспоминания Олигофрена. И ещё раз о школах

Глава десятая КОЕ-ЧТО О ШКОЛАХ И ОБРАЗОВАНИИ
Дневник – документ фиксирующий недоверие между родителями, учащимся и преподавателями.
Дети сумчатых не могут ходить в школу без сумок.
Ребёнок не должен.
Нестабильное расписание занятий в школе порождает нестабильных детей.
Языкознание и литература несовместимы.
В дореволюционных гимназиях древнегреческий и латынь использовали для постановки дисциплины мышления. В современных общеобразовательных школах живой язык преподают так, как раньше преподавали мёртвые языки. Между тем дисциплина мышления гораздо быстрее ставится на шахматном материале.
Если преподаватель преподаёт и русский язык и литературу, то ребёнок не знает ни того, ни другого.
Классическая филология как и классическая математика в общеобразовательной школе нужны лишь самыми основами.
Я спрашивал учителей русского о звательном падеже. Им такой неизвестен.
Четыре голода человека:
- сенсорный
- сексуальный
- информационный
- амбициозный
Четыре топа образования:
- родительский
- тренерский
- преподавательский
- учительский
Позиции учителя, тренера, преподавателя и родителя несовместимы.
Исключения только подтверждают это правило.

Сенсорный голод снимается тренером.
Сексуальный голод снимается родителями.
Информационный голод снимается преподавателем.
Амбициозный голод снимается учителем (сен-сеем, гуру, мастером).

Четыре типа школ:
Родительская (семейная)
Мастерская
Частная
Государственная

Семейные школы погибают в связи с тем, что невозможно нейтрализовать сексуальный план общения родителей.
Мастерские школы погибают в связи с тем, что жизнь реального мастера очень коротка и нестабильна.
Частные школы погибают на том, что они не в состоянии противостоять разнообразным системным и несистемным агрессиям внешнего мира.
Государственные школы нейтрализуют сексуальный план общения родителей (не допускают его), не ограничены жизнью конкретного человека, способны противостоять массе системных и несистемных агрессий мира. Однако они нивелируют личность и поэтому должнгы быть серьезно ограничены в пространственно-временном вторжении в становление ребенка.
Построение образовательной системы таким образом сводится к нахождению достижимых реально пропорций в структуре времени на образование ребенка путем организации многоуровневой системы, включающей в себя по возможности все четыре типа школ. В исследованной в Урае структуре государственная школа претендовала на 18 часов в бюджете времени ребенка в неделю. Частные школы претендовали на обучение ребенка с первого по четвертый класс и на 60 часов в неделю в бюджете времени ребёнка.
Мастерские школы формировавшиеся во внешкольном секторе претендовали на 8-12 часов в бюджете времени ребенка в неделю. Родительская школа претендовала на 24-36 часов в бюджете времени школьника в неделю.
Два типа образования: академическое (задан Академией Платона) и лицейское (перпатетическое – задан Ликеем Аристотеля и Теофрастом).
Остаётся большим вопросом сочетание обоих типов в бюджете времени ребенка и взрослого. Если туристический поход – типично лицейский тип образования, то классическая школа – явно академический тип.
Сложившаяся практика даёт соотношение золотого сечения между временем на академку и перипатетикой. Восемь месяцев – классическая школа и четыре месяца – классический лицей. Но исследования в этом направлении необходимо дополнять громадным статистическим материалом.
Что такое кружок кройки и шитья? Это типичная мастерская школа.
Что такое автошкола?
Это типичная мастерская школа (от слова «мастер» в значении «умелец, в совершенстве владеющий своей профессией).
В городе Урае в рамках локального эксперимента на базе школы №4 (директор – Александр Иванович Уфимцев, завуч Ирина Александровна Трубина) было показано, что:
- педагоги могут успешно решать задачи в рамках 35-минутного урока и работать по графику – не более четырех дней в неделю;
- дети могут ходить в школу без дневников и портфелей;
- в школе реализуемы модели реально стабильного расписания занятий (в первую четверть было сорвано 700 уроков, во вторую – экспериментальную четверть было сорвано ДВА урока);
- педагогический коллектив школы может успешно питаться в условиях близких к хорошему кафе (была организована учительская кают-компания)
- в нормально работающей школе стоит ТИШИНА.
Эксперимент «модульная школа» был прекращен вопреки мнению педагогического коллектива школы волевым решением администратора сверху, считавшего успешное развитие эксперимента слишком рискованным для своей личной карьеры.
Практики Урая еще ждут своих исследователей и с течением времени их значение будет возрастать.
Так мне кажется.


Рецензии