C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Воспоминания Олигофрена. Искусство сдавать экзамен

Глава девятая ИСКУССТВО СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЯ

Дельный совет дал мне Володя Лисицын, когда я отправился на первую зимнюю сесии в ЛГУ имени А.А. Жданова в Ленинград.
- Хватай экзамены и зачёты!
Какой короткий, но ёмкий и продуктивный текст!
Благодаря ему я четко усвоил правило номер один в вузе: зачет и экзамен должны быть сданы! Не важно – на тройку или на четвёрку. Важно – сданы! Всё остальное в вузе подчиняется именно этому золотому правилу. Хватай! Хватай зачёты и экзамены!! Именно хватай!!! Не стесняйся! Здесь все по сути своей голые: голее не бывает.
Преподаватель превосходно знает, что ты не готов. Здесь никто не готов. Здесь теоретически нельзя быть готовым. Система создает воровские места на производствах и гарантированный комплекс вины студентам. Студент не может быть готов. Даже если он трижды кандидат наук по этой дисциплине. Он всё равно не готов. Даже если наизусть выучил все лекции принимающего преподавателя. Это не поможет. Хороший экзамен – это игра в одни ворота. В ваши ворота. Вам кажется, что вы хорошо подготовились? Ваши шансы на неуд резко возрастают. Вы уверены, что можете получить пять? Мне вас искренне жаль. Экзамен в университете – это торжество личного террора преподавателя против абсолютно бесправного студента.
Вот вам ситуация навскидочку: вы идёте по улице и вам встречается патруль из трех людей при погонах. Они сильно смахивают на наряд полиции.
- Паспорт!
- Вы извлекаете из кармана и предъявляете им свой паспорт.
- Минуточку, позвольте, позвольте – проговавривает тот, кто похож на старшего у них, и листает ваш паспорт. Затем хмыкает удовлетворенно и прячет его в свой внутренний карман.
- Паспорт!
- Но я же Вам его отдал…
Они переглядываются недоуменно: «Когда?»
- Да только что…
- Так, задумчиво говорит сам себе старший, клевещете… А вот мы вас сейчас задержим до выяснения личности…
Ситуация понятна?
А теперь вопрос на засыпку: вы понимаете, что при таком развитии сценария вы абсолютно беззащитны? Если понимаете, то можете читать дальше. Если не понимаете, то дальнейшее написано точно не для вас. А вас мы искренне благодарим за внимание и потраченнное на нас время. И желаем вам всяческих успехов!
Студент в ситуации один на один с преподавателем точно также беззащитен и бесправен.
Как впрочем и больной беззащитен и бесправен перед врачом.Здесь, в качестве заметки на полях укажем лишь на то, что есть одно отличие педагогов (в народе: «педиков») от медицинских работников (медиков) и полицейских. Социальные работники, медики и полиция работают (по статусу) с отклонениями от «нормы», тогда как педагоги в основном рабортают именно с «нормой», а общеобразовательная школа это в первую очередь нормозадающее учреждение и потому консерватизм – одна из основных внутренне присущих ей черт или характеристик. Говоря простым языком консерватизм – одно из четырёх основных эмерджентных свойств имманентных школе. Именно в силу нормозадающего характера всей этой институции. Построим для иллюстрации сказанного схему тетраэдра управления обществом.
(схема1)
ШКОЛА
I                I                I
СОБЕС - ПОЛИКЛИНИКА - ПОЛИЦИЯ
Теперь мы можем рассмотреть сначала набор частных оппозиций:
Гражданин – полицейский
Ученик – учитель
Больной – врач
Пенсионер – социальный работник
В каждой личность в левой части формулы беззащитна и целиком зависима от личности в правой её части. Теперь мы можем дать общую методологически точную оппозицию:
Гражданин – Чиновник.
Гражданин абсолютно беззащитен и бесправен перед чиновником. Но прежде чем мы разберём пути самозащиты в этом изначально безнадежном для нас противостоянии, мы рассмотрим частный случай искусства сдачи экзамена при абсолютном незнании предмета. В качестве вступления укажу на случай, имевший место в реальности, когда девочка, никогда не читавшая Некрасова, выиграла первое место во Всесоюзном конкурсе на лучшее сочинение по теме произведений этого поэта. Именно участие в качестве технического члена областного жюри в одном из литературных конкурсов показало мне оборотную сторону бесправия студента против преподавателя. Где-то году так в 1984-ом (тут я могу ошибаться) мне предложили проверить пять тысяч конкурсных сочинений школьников по теме «Письмо Татьяны Онегину». Сочинения были небольшие – по пять-шесть страничек тетрадного формата, написанные весьма аккуратно и разборчивым почерком (точнее почерками – пять тысяч почерков!). На эту работу мне была дана одна неделя. Будучи полным , как я теперь это понимаю, идиотом, я приступил к добросовестному чтению. Не скрою, первые двадцать работ я прочёл полностью. Вы понимаете, что такое пять тысяч работ? В техническом плане это комната, а в ней аккуратными стопками сложены они – труды. И во всех одни и те же цитаты, одни и те же обороты речи, одни и те же идеи… Позднее я узнал от Евгения Андреевича Васюкова блестящий метод для такого рода ситуаций. Но тогда я вдруг начал понимать, что не дойдя и до половины, да что там – половины – трети я рехнусь. Утешала только одна слабая надежда, что я уже давным-давно рехнулся и теперь мне уже ничего не страшно.
Я решил читать панорамно. Перелистывал труд и обратитвшее на себя чем-либо произведение откладывал в сторону. Со мной рядом трудились другие членши жюри. И они, прочтя первые полсотни работ начинали быстрее шуршать страницами. Работать в такой обстановке было сложно. Среди прочего я натурально боялся чихнуть или кашлянуть. Как назло, именно в такой ситуации носоглотка и бронхи ведут себя противу всяких правил. А еще предательски крутило живот. Бледнея от ужаса я на цыпочках вымётывался «на перекур» где откашливался, отчихивался и всё остальное. В общем к концу недели сотня сочинений была отобрана. Пересмотрена ещё раз. Победители были определены. Несколько лет я не мог даже смотреть в сторону произведений великого классика. Далеко по большой дуге обходил я памятники автору бессмертного творения. И только благодаря этому чудесному опыту до меня дошло, почему мне удавалось ничего не зная сдавать по десятку экзаменов за день. Я лично нравился преподавателям. Как молодой весёлый жизнерадостный жизнеутверждающий индивид, лёгкий в общении, прекрасно владеющий языками разнообразного общения. На мне, убогом, отдыхал их измученный взгляд. Сейчас я всё острее ощущаю это состояние. Сидишь порою на экзамене, а мимо проходит сотня студентов. Когда они открывают рот, хочется солёненького огурчика. Лучше выпить стакан неразбавленного спирту, чем слышать такое. И вдруг появляется один на тысячу. Весёлый, лёгкий, озорной. Понятно, что ничего не знает. Но просто свет в окошке, лучик света в тёмном царстве. Вот тебе дружочек от меня аванс. Иди, играй с Богом!
Но это я так, к слову. По-стариковски. А теперь по сути тематизма в заголовке главы.
Приведу пример из собственных практик.
На четвёртом курсе наша группа шла сдавать один экзамен по западным философским школам. Преподавателя я в глаза не видел. Лекций не посещал. Учебников и пособий по теме в руках не держал. Короче был тотально не готов. А потому решил идти сдавать с группой. Ибо с группой можно и проскочить незамеченным. Каким по счёту идти? Не в первой пятёрке – преподаватель вначале зело зол и придирчив. Не в третьей – он уже притомился от олигофренов типа меня и будет снижать, а мне снижать просто некуда. Потому решил пробиваться во вторую пятёрку. Это было тем проще, что народ, в отличие от меня толкавшийся в коридорах по этой теме, знал о суровости препода и не спешил попасть в неудачники.
Как раз вышел первый с двойкой. За ним второй… тоже с двойкой. И в пространство кабинета втянулась наша пятёрка. Я брал билет последним. Легко взял из середины (а какая разница), отметил номер, сел на третью парту, стал читать задание и обмер. Впервые в жизни я видел такой текст. По некоторым признакам это было вполне осмысленное задание. Но я не знал НИ ОДНОГО СЛОВА в тексте. То есть все слова я видел в задании впервые!!! Первый позыв встать, бросить билет и с неудом удалиться я в себе подавил. Предстояло совершить чудо. Предстояло понять написанное. И я, приняв позу готовящегося (бумага, карандаш на изготовку, задумчиво-сосредоточенная рожа), обратился в слух. До меня должно было ответить минимум пять человек. Спешить было некуда. Ребята что-то плели. Преподаватель задавал наводящие и дополнительные вопросы. И постепенно, как изображение на фотобумаге в ванночке с проявителем проступили для меня контуры смыслов сформулированных в задании. Преподаватель был в ярости. Уже седьмой вышел с двойкой. Вошла новая пятёрка. Кто? – он не спрашивал. Он прямо угрожал. Я собрался и спокойно двинулся навстречу своей гибели.
Положил перед ним билет, демонстративно сложил свой листок с записями в карман, уселся напротив, улыбнулся и начал:
- Как известно во Франции, в начале шестидесятых годов развернулась острая дискуссия по вопросам о теории частных диалектик предложенной лидером компартии Франции…
Он слушал не перебивая. А я блистал эрудицей, отсылался к трудам Камю и Деррида, поминал всуе Ле-Корбюзье и Поля-де-Крюи…
В какой-то момент он прервал меня и со словами: «вот как надо готовиться к моему экзамену» влепил мне жирную пятерку в зачётку. Покраснев от смущения (боже!!! Я тогда был как красная девица!!!) я поклонился ему и покинул аудиторию.
Сразу за дверью меня обступили однокурсницы и однокурсники: - Сколько?
- Пять, - пролепетал я и показал пятерню.
- Ты пробил брешь в его настроении! – заверил меня наш староста. Теперь он смилостивится.
Но он не смилостивился. И большая часть группы через неделю совершила второй круг.
Большинство радовалось тройке, ибо тройка у этого товарища была как праздник. Некоторые сдавали этот экзамен по пять-шесть раз.
Между тем основные принципы в этом эпизоде всё-таки просмотрелись.
Волю в кулак.
Максимальная концентрация внимания.
Вытаскивание информации из ответов предыдущих и дополнительных вопросов.
Привлечение всего собственного арсенала знаний.
Максимально подробное изложение уже выявленных идей и образов.
Внутренний позитивный настрой и раскованность в общении с экзаменатором.
Одежда строгая и простая.
Скромность и уверенность.
Не расслабляться до тех пор, пока ответ не прервут словом «достаточно».
Не бояться смотреть в глаза преподавателю.
Ну а всё остальное обсудим когда-нибудь в другой раз. Если у зверушки из племени олиго будет такое настроение.


Рецензии