Ушёл Леонид Словин

19 июня в около 2-х часов ночи в иерусалимской больнице ШаарЭй цЭдэк умер Леонид Семёнович Словин, о чём по просьбе жены Галины сообщила
Маргарита Давыдова

«Поступая на службу, я не думал, что стану писателем…
Я шел в милицию, чтобы раскрывать преступления…
Особенность моих книг - присутствие невыдуманных обстоятельств и подробностей уголовных дел…
Многое из того, что составляет фон действия, мною видено либо пережито…»
Леонид Словин

 Сегодня ночью от нас ушел Леонид Словин, один из лучших писателей и сценаристов, работающих в детективном жанре…

Он родился 2 ноября 1930 года в украинском городе Черкассы, в 1952 году окончил Московский юридический институт и почти тридцать лет прослужил в милиции. Награждён медалями, дважды лауреат премии МВД СССР и Союза писателей СССР (1970, 1984), лауреат премии СП РСФСР и «Уралмаша» имени разведчика Николая Кузнецова, член Союза писателей СССР (1977).
Детективные истории Леонида Словина, ставшие основой многих книг и фильмов, разошлись по миру миллионами экземпляров, привлекая внимание уже нескольких поколений читателей и зрителей.
Общий тираж публикаций Леонида Словина, по данным Книжной палаты России, составляет около 14 миллионов экземпляров...

СЦЕНАРИИ и ФИЛЬМЫ

"Дополнительный прибывает на второй путь"
 "Капитан-Такое-Дело" совместно с Симоном Соловейчиком.
 "Подозревается в невиновности" совместно с Николаем Ивановым.
 "Как стать генералом" совместно с братьями Вайнерами.
 "Горький вкус победы" ( " На темной стороне Луны ")совместно с Г.Вайнером и З. Ройзманом.
 "Кодекс молчания" 1,2 совместно с Г.Вайнером и З.Ройзманом
"По следу черной рыбы"совместно с Г.Вайнером и З.Ройзманом


 Сегодня похороны.
Его жена Галина просила меня написать об этом.
Со слезами пишу.
Пусть земля ему будет пухом.
Он навсегда останется для нас прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ, а потом писателем.

© Copyright: Маргарита Давыдова, 2013
Свидетельство о публикации №213061901057

Большое горе. Я читал его детективы с детства. 1-ый раз услышал его голос совершенно случайно - брал интервью у Виктора Пронина на даче, и он позвонил, говорил интересные вещи, в трубку мне было слышно. Потом мы познакомились здесь, на проза.ру Я как раз хотел написать ему отзыв на роман - мне случайно довелось поработать на месте событий, но не успел его дочитать :( Это - невосполнимая потеря. Он был прекрасным стилистом, все его вещи были глубоко реалистичны, что я понял, когда стал переводить силовиков, и великолепно чувствовал литературу, писал много рецензий, внимательно следил за событиями на территории бывшего СССР. (Мне понравились стихи #Емелина, которые я читал. Спасибо за #Ваши #стихи в его защиту. Удачи! #Леонид #Словин ) Писатель и человек в нём были связаны неразрывно. Это действительно огромное горе для всех, кто его читал. Его книги останутся со мной навсегда.

Леонид Словин: «Я могу писать только о том, что досконально знаю»


Леонида Словина по праву можно назвать одним из мэтров «современного милицейского детектива». С момента его первой публикации — повести «Такая работа» — прошло более сорока лет, однако произведения Словина и сегодня пользуются повышенным читательским интересом. Создавать на страницах книг достоверные образы и ситуации автору позволяет большой опыт работы в правоохранительных органах. 2 ноября Леониду Семеновичу исполняется 80 лет. Юбилейное интервью с известным писателем — к вашему вниманию.


— ^ Леонид Семенович, прежде чем стать писателем, вы служили в милиции. Расскажите, почему решили стать милиционером? Чтобы собрать материал для написания детективов?


— Меня очень развеселил один из авторов произведений о милиции — не буду называть имени — когда рассказал, что для написания своего романа он в течение месяца, как на работу, являлся в дежурную часть отделения милиции и проводил там целый день. Я провел в милиции 26 лет, один месяц и два дня — так записано в моей трудовой книжке. Поступая на службу, я не думал, что стану писателем. В милицию я ушел из адвокатуры, куда меня против моей воли определили по окончанию юридического института. «Не хотел ты есть хлеб лежа, — напутствовал меня при переводе из адвокатов в менты мой друг, заведующий Шарьинской юридической консультации, — будешь есть его стоя!». Моя заработная плата в милиции города Костромы сразу уменьшилась втрое. Но мне было на это наплевать. Я шел в милицию, чтобы раскрывать преступления.


— ^ Захотелось романтики?


— Типа того. В свое время в детских комнатах милиции на юных нарушителей закона заполняли типовую карточку. В графе «причины правонарушения» стояло и такое: «уголовная (а может, «воровская» или «блатная» — точно не помню) романтика», «чтение детективной литературы». Примерно такую же карточку можно предусмотреть и для тех, кто стремится стать следователем или опером, предложив наряду с «романтикой сыска» и «чтением детективной литературы» другие, более прозаичные мотивы.


— А что для вас послужило толчком к сочинительству? Как решили написать первый детектив?


— Собственно, это был не детектив, а производственный роман о милиции. Он и назывался очень прозаически — «Такая работа». Написал я его, чтобы рассказать костромичам, как в действительности было раскрыто убийство нашего товарища — оперуполномоченного уголовного розыска. А подтолкнуло меня к написанию появление в книжных магазинах произведения на ту же тему, которое написал один из старших офицеров — с элементами детектива, закрученности... Да и название было соответствующее — «Неизвестное такси». А моя повесть была напечатана в журнале «Советская милиция» и неожиданно получила высшую премию Конкурса Союза Писателей и МВД РСФСР на лучшее произведение о советской милиции. С этого всё и началось...


— Сюжеты других произведений вы выдумывали или брали из жизни?


— Пользуясь вашей терминологией, отвечу: «брал из жизни».


— ^ А персонажи имеют реальных прототипов?


— В делах, которые расследовали герои моих повестей, в их поступках, портретах, сотрудники милиции, работавшие со мной, узнавали своих коллег. В Денисове, основном персонаже произведений, посвященных московской транспортной милиции, угадывались черты замечательного сыщика Виктора Акимова, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Работая над своими костромскими повестями, я мысленно возвращался к заместителю тогдашнего областного уголовного розыска Григорию Басаргину. Его отличала феноменальная наблюдательность. Однажды, когда он шел на работу, встретил известного уголовника, а на куртке его заметил небольшое пятно от побелки. Басаргин поинтересовался у дежурного: «У нас нет сегодня заявлений о краже на стройке?». «Есть! Строительного пистолета...». «Тогда примерьте этого друга...». И точно! В цвет.


— Никогда не возникало желание отойти от милицейской тематики и написать что-нибудь на свободную тему?


— Нет, я могу писать только о том, что досконально знаю. А знаю я досконально только сыскную работу, потому что кусок жизни провел в конторе.


— По вашей повести снят фильм «Дополнительный прибывает на второй путь», а по совместным с Георгием Вайнером сценариям — телесериалы «На темной стороне Луны», «След черной рыбы», фильмы «Кодекс молчания», «Кодекс молчания-2». Вы остались довольны экранизациями?

— Вполне. Я считаю, что экранизации удались во многом благодаря мастерству прекрасных режиссеров — Валерия Ахадова, Сайдо Курбанова, Зиновия Ройзмана. Да и актеры в этих фильмах сыграли достойные: Сергей Никоненко, Мурад Раджабов, Александр Фатюшин, к сожалению, он рано ушел из жизни... Было время, когда «Дополнительный...» каждый год показывали в День железнодорожника. Двухсерийный фильм, в котором острый сюжет на протяжении двух серий сопряжен с движущимся поездом, железнодорожники считали «своим». Сейчас «Дополнительный...» и другие экранизации лежат на полке.


— Почему?


— Не знаю. Наверно потому, что снимали их заграницей — на «Таджикфильме» и «Узбекфильме»...


— ^ Сегодня люди часто жалуются на неправомерные действия милиции. Каково ваше отношение к современным органам правопорядка?

— Российская милиция полностью отражает лицо российского общества. Честный сотрудник милиции нередко и сегодня ведет борьбу на нескольких фронтах — с преступностью, с оскорбительным предубеждением окружающих, которым он посильно служит, и с делающим карьеру собственным начальством. Начальство обычно и толкает сотрудника на нарушение закона во имя показухи, статистики и прочего. Сегодня частный охранник за 4-5 суточных дежурства в офисе получает больше, чем офицер милиции в месяц, не говоря уже о постовых. А ведь степень риска у них разная! Посмотрите статистику, сколько ментов гибнет ежегодно. Общество и не вспоминает о них. Кто сегодня помнит Веру Алфимову, молодую милиционершу, убитую при нападении на инкассаторов у магазина «Молодежный» в Кунцеве в 1986 году? Мало кто. Поэтому памятник в Москве поставят не ей и не таким, как она. Общество собирается изваять Дядю Степу, по сути, не имеющего никакого отношения к славе и боли российского милиционера и фактически являющегося пародией на мента...


— Говорят, слово «мент» раньше обидным считалось...


— Не только обидным, но и оскорбительным. Уголовники использовали слова «мент» и «мусор» для обозначения милиционера. Мы перехватили у них слово «мент» и многие авторы (в том числе и я) сделали все, чтобы поменять его значение с отрицательного на положительное. Оно короче и удобнее длинного и, как мне кажется, устаревшего «ми-ли-ци-о-нер». Поэтому сами сотрудники милиции с удовольствием его используют.


— Интересно узнать, имели ли место неправомерные действия милиции во времена, когда вы служили органах?


— Все было. Просто это не получало широкой огласки. Газеты, как правило, об этом молчали. Но мне везло. Вокруг меня всегда оказывались, как правило, порядочные люди. В Костроме я служил в удивительном отделении уголовного розыска, оно на 90% состояло из молодых оперов, имевших высшее образование, причем очное. Последнее особенно важно. Я был двадцатишестилетним начальником отделения. Кроме меня, юриста по образованию, в нем работали бывший преподаватель истории, музыкант, выпускник сельхозинститута и демобилизованный офицер-пограничник. Мы были, как одна семья. Это были кристально честные люди. Никого из них я не могу представить берущим взятку или выбивающим признательное показание. Сегодняшнюю судьбу каждого я не знаю, некоторых, увы, уже нет в живых, но мне известно, что один из них стал начальником милиции, а другого избрали в народные судьи. Почти все обошли меня в званиях: прослужив в звании майора шестнадцать лет, я так и ушел на пенсию майором.


— ^ Последние десять лет вы проживаете на две страны — Россию и Израиль. Скажите, у израильской полиции есть проблемы с законом?


— Безусловно. Это проблемы, которые, по-моему, существуют у всех полиций мира. Есть и недовольство полицией, и «оборотни в погонах». Все дело в масштабах, которые приобретают эти явления, и в отношении к ним общества.


— ^ Как вы оцениваете состояние современной детективной литературы в России? Способен ли российский детектив достойно конкурировать с зарубежным?


— Не берусь ответить, потому что более или менее слежу только за одной ветвью этой литературы — за российским «милицейским» («полицейским») романом.


— ^ А чье творчество из собратьев по «детективному цеху» вам ближе?


— Сейчас весьма успешно продолжают выступать такие авторы, как Виктор Пронин, Лев Гурский, Данил Корецкий. Из «новой волны» — уже получивший общероссийскую известность Андрей Кивинов, его питерские коллеги Максим Есаулов, Александр Новиков, Сергей Майоров. Появился неплохой автор Павел Орлов, действующий оперативник. Интересно писал Эдуард Хруцкий.


— ^ А как вы относитесь к детективам, написанным женщинами?


— Для меня пол автора не имеет определяющего значения. Важно, чтобы автор, выбравший криминальную тему, знал то, о чем пишет. Зачастую малейшие неточности в описании раскрытия преступлений, поведения причастных к расследованию лиц и неведение процессуальных законов лично мне кажутся оскорбительно ложными. Что касается авторов-женщин, пишущих именно милицейский детектив, то я всегда выделял Елену Топильскую.


— ^ Чем сейчас занят писатель Леонид Словин?


— Полтора года назад издательства «АСТ» и «Астрель-СПб» выпустили мою книгу «Погоны, ксива, ствол», которую я посвятил моим бывшим коллегам — российским ментам. В качестве эпиграфа я взял слова религиозного законоучителя Гилеля, написавшего еще в первом века до нашей эры: «Если мы (я добавил бы — «менты») не за себя, то кто за нас? Если мы только за себя, кто мы?». Описывается в книге всего одна ночь опера, лишившегося табельного оружия, и его начальника розыска, задержавшего до утра рапорт на Верх о чрезвычайном происшествии. Ночь, вместившая в себя все возможные усилия и варианты поиска и погони: штурм жилья преуспевающего мафиози, освобождение заложника, захват главаря нигерийской мафии, разборку с «оборотнями в погонах», ультиматум всесильному генералу и обыск в криминальном «Бюро федерального сыска». А еще утро — чтобы все поставить на свои места, отбиться от штатных интриганов, раскрыть убийство и задержать насильников... Книга, к сожалению, расходится не очень, сказывается отсутствие рекламы. После нее я еще не брался за произведение большого формата. Сейчас пишу небольшие миниатюры из цикла «Ментовские истории», которые публикуют русскоязычные периодические издания России и Израиля. А недавно я зарегистрировался на сайте Проза Ру.


— Зачем?


— Мне интересно творчество многих авторов, которых можно прочитать только в интернете. В частности, меня увлек автор с ником «Барбос91», бывший московский оперативник угро, пишущий короткие, но удивительно пронзительные ментовские рассказы. Есть и другие авторы, пишущие неплохие детективы и милицейскую прозу. На сайте можно непосредственно общаться с собратьями по перу, с читателями — этого общения мне постоянно не хватает.


— ^ Сейчас на телеэкранах — огромное количество «милицейских» сериалов. Можете назвать самые достойные?


— Не берусь.


— А экранизации ваших книг в ближайшее время не планируются?


— Увы! Соблазн увидеть экранизации своих книг велик. Я сплю и вижу финал «Бронированных жилетов» с преследованием убийц ночью, на Московской кольцевой... Но это зависит не от меня, а от кинематографистов. А у них, видимо, нет средств на экранизацию моих книг. Бабок нет, если хотите!

Андрей Коноров

Благодарность Павлу Чугаеву за организацию интервью с Леонидом Словиным

Я сейчас позвонил Виктору Алексеевичу Пронину, которого Леонид Семёнович Словин приглашал в Израиль, сообщил. Он сказал, что позвонит его жене Галине ...


Рецензии
Царство небесное Леониду Семёновичу! Я имел удовольствие несколько раз общаться с ним на Прозе, но, читая в последнее время его работы, не получал ответа. А теперь знаю, что ответа уже не будет никогда. Искренне соболезную родным и близким Леонида Семёновича.

Виктор Некрасов   07.04.2014 05:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, ув. Виктор, это действительно большая потеря для нашей литературы и для всех, кто с ним общался. Из-за его независимой позиции по С. В. Михалкову СП вначале не хотел реагировать на происшедшее, но я позвонил его давнему другу Виктору Алексеевичу Пронину.

Сергей Лузан   07.04.2014 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.