Екатерина i

Никакой расклад для реализации закона о престолонаследии не устраивал вдову Великого Петра. Устранив старшую дочь Анну, она тем самым приближала к престолу Елизавету. А тут еще одна помеха – этот внук от первого брака царя. Вот если бы их женить друг на друге, то до совершеннолетия  Петра, можно было править государством. Но  простое решение такого вопроса даже самой Екатерине казалось до невероятности странным. Целые годы Петр колебался в выборе наследника, и уже, потеряв способность говорить, начертал слабеющей рукой: Отдайте все..., а кому, рука не дописала.
В сенате шли дебаты по вопросу, кому отдать власть. Долгорукие требовали провозгласить царем сына Алексея – Петра, чтобы до его совершеннолетия правила Екатерина. Им возражал изворотливый Толстой. Дело чуть ли не дошло до рукопашной. Спорящие не заметили, как в помещении сената оказались гвардейские офицеры.Снаружи раздался оглушительный барабанный бой, там оказались два гвардейских полка. Князь Репнин, возглавляющий  военную коллегию сердито сказал: « Кто посмел привести полки без моего ведома? Разве я «не фельдмаршал?» На что, Бутурлин сказал: « Я их привел по воле императрицы, которой вы все подданные обязаны повиноваться!»
Вопрос был решен. Екатерина в ответ заботилась лично о гвардии, в своей палатке на смотрах она из своих рук угощала вином гвардейских офицеров. Под их прикрытием она процарствовала благополучно два с лишком года. При ней воровство достигло невероятных размеров.
Мать опасалась дочерей,
Они – наследницы престола,
Их выдать замуж поскорей,
Нет выхода у ней иного.

Со старшей замысел решен,
Отреклась от престола Анна,
А с младшею не завершен,
Мешает что-то постоянно.

То поиск просто бестолков,
В Мадриде, Лондоне, Париже,
Невеста многих женихов,
А стоило б искать поближе…

И был готов решиться план –
За сына выдать Алексея,
Но в плане том – большой изъян,
Нарушить кто его посмеет?

Как поглядит на то синод,
Нарушить заповеди Бога?
И как воспримет то народ,
И так ведь нарушений много.

Племянник он Елизавете,
Меж ними близкое родство,
К тому ж не взрослые, а дети
Оставить все на рождество.

Но победил петровский клан,
Оттиснув силой Долгоруких,
Сработал Меншикова план,
А для законников – наука.

Ведь это был переворот,
Все гвардия сама решила.
И Бутурлин закрыл всем рот.
Гвардейцы – властелина сила!


Рецензии