Зырянская Троица

       Есть удивительная тайна 14 века России. Одна из этих тайн находится в Вологде. Это икона - Зырянская троица.
       На протяжении многих веков у одного народа могут меняться религии. Бог иногда даёт другое направление развития человечеству. Но, наряду с общими указаниями, всевышний определяет каждому народу свой неизменный и неповторимый путь развития. Замещая одной религией другую, сообщество людей приобретает  другие возможности, не изменяя своей сути.
       В 1980 году я пытался в своём дипломе приоткрыть некоторые тайны живописного цвета. Через разность восприятия цветом разных обществ в периоды их развития или, наоборот, деградации, можно проследить историю всего человечества. Схема получилась довольно грубая, так как человек этой цивилизации не понимает живую природу цвета. Он видит цвет через форму, мысленно окрашивая предметы, не понимая простой данности, что только цвет формирует живой мир земли. Спаситель приоткрыл эту тайну трём апостолам в своём Преображении, за что и был наказан. Сын божий разрушил монополию слова нецветного мира. Конечно, апостолы ничего не поняли, видимо, главная задача учеников Христа - донесение до народов сам факт существования сына божьего. В образе же, на тленной ткани, Иисус показал конечное развитие формы.
        Христиане заболтали Христа. Они уничтожили ранние иконы, где ещё оставался дух истины, которую нёс спаситель. Произошло переключение носителей информации с образа на слово. Одна упорядоченная система разрушила другую. При столь быстром увеличении населения, словом было легче управлять, поэтому, основные мировые религии оперируют в основном словом.
         Основа образа, как раскрытой системы, является троица, основа слова - двоичная система, в визуальном выражении - лестница. Образ более устойчив, чем беспокойное слово, вечно цепляющееся за другое слово. Передача информации в слове происходит во времени поступательно. Само слово живёт только во времени. В образе, времени почти нет
 Какое же это значение имеет для нас? В образе, а если точнее, в приближении к образу, информация становится боле плотной. Если сказать проще - мозги начинают быстрее работать - при меньшем времени прокручивается большее количество информации. А, в слове, точнее во времени, которое оно представляет - естественно, информация более разжижена. Бог очень конкретен - после скрижалей, после слова сказанного и слова записанного - он дал людям образ, дал другое качество обработки информации. Но как этим воспользовался человек - вот в чём вопрос?
         Россия в 14 веке сумела через икону пробиться к себе самой. Здесь я не путаю начало и конец. Россия у носила в себе своё особенное чувство формы и цвета - богоданные только ей. И эти знания были задолго до принятия христианства и до рождения самого христианства. Эти знания были и до языка - язычества. Эти знания были, когда люди передавали знания мысленно, не прибегая к посредникам - знаку и слову. Возможно, в высшем мире, информация передаётся только цветом. Но эта плотность - немыслима для человека. Здесь, на грешной земле, с образом бы разобраться.
         Образ и слово, как я уже писал - это две совершенно разные данности. Образ и живой цвет тоже две разные величины. Но, если, образ не обращён к цвету, он умирает.  Мне интересен сам переход от образа к цвету. Но это не означает что образ соединится с живым цветом - это нереально - здесь важен сам посыл, само обращение к цвету. В 13, 14, 15 веках существовали совершенно разные России, это совершенно три разные церкви, совершенно разные формы мышления. После великого 14 века Россия потеряла ориентиры. Люди иногда заболевают и начинают забывать, как ходить, как говорить. В 15 веке Россия разучилась ходить, разучилась выражать свои чувства. Так и до нынешнего века ходим кособокие. Потеря культуры 14 века - это трагедия моей родины. Понятно, что эти строки я пишу для единиц - людей, понимающих о чём я говорю. Но рано или поздно придётся возвращаться назад - к  своим тайным истокам.
         Но вернёмся к названию этой статьи - к Зырянской Троице. Возможно, писал эту икону пскович.  Псковичи владели древними кодами образа. Я не верю в то, что было несколько равноценных центров - фраза - все идеи витают в воздухе - меня не убеждает. Этот приём часто используют  политики, чтобы нивелировать, ещё не украденные, достижения оппонента.
         Зырянская Троица - это просто чудо. Это высочайшая культура мысли. Это взгляд на тысячелетия вперёд. Какая такая идея нужна России - здесь всё разложено по полочкам. Икона разговаривает с вами на языке образа. Каждый кусочек этой удивительной живописи живой. Здесь никто друг с другом не спорит, каждая часть иконы САМОДОСТАТОЧНА. Изображение не конфликтует с плоскостью, выстраивая мёртвые конструкции и схемы - оно разговаривает с плоскостью, как с живой материей - всё живёт по своим законам - нет сильных и слабых, больших и маленьких, главных и не главных. В каждом фрагменте иконы сердце изображения бьётся по разному. Дерево растёт - оно живое, свободное, полнокровное. Стена здания, закрывая левый край - даёт защиту, надёжность, покой - она постоянна в своей инертности. Где, в какой картине, какого художника - вы увидите такой диапазон  форм. Как же лихо написаны фигуры ангелов и святых - как выверены расстояния между ними. Автор иконы наполнил пространство иконы полновесной красотой форм. Как сразу - почти мгновенно ложится икона на глаз. Никакой беготни по плоскости доски - всё сразу и сейчас.
       Икона - "Зырянская Троица," не просто воспитывает человека в полноценной красоте, даёт духовное развитие личности - она даёт физическую защиту нации. Она органично организует пространство России, возвращая утраченное достоинство русскому человеку. Заставляет обратиться его к более древним своим корням.










 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.