Архетипы воображения

Дюран рассматривал воображение как объект и даже создал концепцию "тотальной реальности", сформированной исключительно  социальной средой. Действительно, это единственная возможность примирить человека с реальным миром. Что такое материя? Реальность,  данная нам (как?) в ощущениях. Не секрет, что сами ощущения сильно дифференцированы и контекстно-зависимы. Следовательно, чтобы из всего множества  ощущений одного и того же материального объекта получить его архетип, нам необходима мысленная работа. Как из вкуса всех яблок жизни сложить вкус яблока вообще? Идеальная модель яблока - концепт воображения. Любое обобщение продукт воображения, ибо невозможно сложить тысячи сладких плодов с сотнями кислых, спелых и зеленых и получить, реально, во рту,  "вкус яблока". И, тем не менее, мы даже научились его синтезировать как идентичный натуральному. Таково любое наше представление о любом объекте действительности, которое и получить-то мы можем только в воображении. Нет для нас реального мира, увы!
Зато существует тотальная реальность.
 Вторым вопросом является - а есть ли разница? Познаем мы мир непосредственно или в ощущениях,  в центре все-таки  остается объективная, независящая от нас реальность. И хоть мир близорукого не конгруэнтен миру  дальнозоркого, материальность его видна обоим.
Однако концепция тотальной реальности способна творить чудеса. Возьмем теорию как устройство солнечной системы. Миллиарды наблюдателей тысячи лет получают одно непосредственное впечатление и, ощущая реальность, создают одну (и ту же) модель
движения планет. Но какова, же доказательная сила ума, который убеждает нас в обратном с помощью  пары страниц выдуманного текста! Да еще текста нетривиального, так и непонятого большинством из нас.
Рассмотрение  общества как объекта, субъекта и продукта  воображения открывает пугающие перспективы. История, переписанная для потомков, социальные концепции, искаженные в угоду корысти и многое, многое, многое.
И если ценность истории  все еще неочевидна, то содержание социальных задач принципиально определяет жизнь общества. Почему-то вот именно эта, социальная, сторона жизни всегда пренебрегаема. Сколько гневных тирад было уже в сторону ученых, изобретающих механизмы уничтожения. А ведь это только средства, и между дубинкой и пулеметом нет принципиальной разницы. Жертв атомной бомбардировки тысячи, а жертв социальных потрясений - революций и реформаций - миллионы. Непредвзятый наблюдатель  уже заметил бы, что социальные эксперименты (или просто социальные провалы) даются человечеству гораздо тяжелее, Да и платим мы за них существенно дороже.
Так почему же, простейшие и, как выяснилось, легко решаемые задачи человечества - накормить и обогреть - всегда стояли и стоят на первом месте? Ведь,  как в личной, так и в социальной жизни, мы страдаем исключительно от проблем тотальной реальности.
Может быть, именно неразрешимая тяжесть этих проблем так пугает человека? Попытки решения проблем в первом (и всех остальных) приближениях, раз за разом, терпят неудачи и человечество уже отчаялось когда-либо найти выход из заколдованного круга уже созданной своей собственной тотальной реальности. Но задача расщепления атома вообще не укладывается в человеческом мозгу и, тем не менее, атом расщеплен. Нет, по-видимому, с развитием производительных сил и решением насущных проблем, мы уже подошли к тому рубежу, когда перед нами, наконец, во всем величии встала проблема социального переустройства. И мы можем уже с математической точностью сформулировать и решить задачи построения идеального общества. Завершить миссию бога и создать свою идеальную тотальную реальность.


Рецензии
"И если ценность истории все еще неочевидна" - очевидна пока не для многих, но сдвиги в этой области есть.

Так многие риторические артефакты подтверждают некогда описанные исследователями историками догадки о существовании древней Руси. И с каждым днем всё большее число людей к этому приобщаются и не просто лице зреют и находят много ценой информации о мироустройстве.

Постепенно люди копнувшие историю общую о своей родине, о богах и т.д. Переходят к исследованию себя и своего внутреннего мира. Воссоздав себя заново, Человек открывает индивидуальные архетипы, которые по силе мощнее всех коллективных. А в сумме у Человека открывается новая перспектива.

Часть людей, уже решили вопросы с отоплением и как накормить себя. Это автономные поселения, которыми ранее жили наши предки и не требовалось им помощи извне.

Технологический прогресс лишь нужен для отвлечения внимания тех кому нечем заняться. Когда Человек заземлён по настоящему, его это уже не заинтересует вообще.

Андрей Евдокимов 7   20.02.2014 23:06     Заявить о нарушении