Обратной дороги нет! Часть 5

Часть 5

Дипломный проект я защитила на «отлично». А вот готовиться к сдаче государственных экзаменов времени совершенно не было; ходила сдавать их без подготовки, отпрашиваясь с работы. На последнем экзамене преподаватель по элементарной математике, пожелавший мне на первом курсе «вовка забодати», влепил в мою зачётку первую за пять лет учёбы в институте тройку («удовлетворительно!»). Обидно до слёз, но это уже не важно. В то время на работе я осваивала высшую математику по университетскому курсу.

И потекли рабочие будни. Начальник отдела оказался довольно строгим руководителем. Принимая меня в штат, сразу же предупредил: «Ваше время продано предприятию, и вы должны строго соблюдать установленные порядки».

Однако посвящать все восемь часов рабочего времени работе было просто невозможно. После выхода на экран фильма «Бабетта идёт на войну» с великолепной Брижит Бардо в главной роли стала модной причёска «бабетта» с пышным начёсом. Работая в обществе интересных мужчин — кандидатов, докторов наук, я должна была выглядеть эффектно. Как и другие представительницы немногочисленного женского персонала предприятия, я проводила довольно много времени в туалетной комнате, создавая причёску «бабетта». Но это, конечно, шутки. Работать под руководством моего первого начальника было очень и очень интересно. Увлечённый наукой, он будил интерес к науке и у нас, подчинённых. Если говорить откровенно, то я с каким-то благоговением относилась к нему и с бессознательным пиететом во всём ему подражала.

4.
Беременность моя проходила благополучно. Увлечённая работой, я даже не успела вовремя уйти в декретный предродовой отпуск и полностью отгулять его. В конце января родила дочь. В честь её рождения муж купил телевизор. Лучший в то время! Он был еще черно-белый, с маленьким экраном. Но это был те-ле-ви-зор! Он впервые появился в нашем доме! С огромным интересом смотрели телевизионную игру «КВН» — «Клуб веселых и находчивых». Смеялись от души...

После рождения ребёнка мне полагался двухмесячный отпуск. Приходила мама, помогала советами. В основном, они давались зятю: не оставлять после себя в раковине грязную посуду, пособлять жене… Зять недолго выдержал такую помощь и в довольно категоричной форме предложил тёще: «Идите домой, мы сами разберёмся».
Та ушла с обидой, пообещав больше не приходить.

Вскоре муж уехал в столицу сдавать очередные экзамены и отсутствовал почти месяц. Было очень трудно мне одной справляться с новорожденной дочкой. Сестра моя в то время уже была замужем и жила в другом городе. Телефон ещё не вошёл в наш быт, а идти в февральскую стужу с ребёнком на руках в родительский дом, извиняться за мужа, выслушивать поучения, просить помощи у меня просто не было сил.

Мама выдержала своё обещание и за месяц так и не зашла проведать меня. Но она, конечно, хотела как лучше! Она нашла для ребёнка няню! И в положенный срок, оставив ребёнка с няней, я вышла на работу.

5.
«Держись, геолог! Крепись, геолог! Ты солнца и ветра брат!» — это слова из популярной в то время песни А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова. К отделу, в котором работали такие мужчины особого склада, меня прикрепили как математика-программиста. Увлеклась наукой. Вскоре в журналах появились в соавторстве с геологами мои научные статьи. Молодые, интересные, вольные геологи приставали с ухаживаниями, но у меня были веские причины для отказа от флирта — ревнивый муж и маленький ребёнок.

А жизнь шла своим чередом. Учёба мужа в аспирантуре заканчивалась. И вот в один прекрасный день случилось то, что чудесным образом предсказал мне хиромант в период первых студенческих летних каникул.

Вернувшись из столицы, муж загадочно произнёс:

— Галусенька! Оставь все свои дела! Сядь, пожалуйста.

Я присела на диван, готовая выслушать его. Он достал из портфеля бумаги и продолжил:

— Слушай внимательно. Сейчас я перечислю тебе города, куда после окончания аспирантуры можно получить направление на работу. Выбирай, где ты хочешь жить.

Не верю своим ушам. Среди перечисленных городов есть... белый город у Чёрного моря! Сомнений нет! Конечно, я хочу жить там! Буквально ошалев от радости, всё же стараюсь сдержать свои эмоции, чтобы не сглазить будущее, не испытать горечь разочарования после сладости надежды...

Муж успешно защитил диссертацию и получил направление в выбранный нами город. Наша семья переезжает! Я чувствую то особое состояние, что охватывает при переезде — кончен (и навсегда!) известный срок жизни и вместе с тем внезапную лёгкость, надежду на начало чего-то нового, интересного.

Чтобы разобраться с работой, квартирой, детским садом, муж сначала поехал сам.
Создавшимся положением решил воспользоваться один из особо рьяных моих поклонников и соавторов по научной работе. Он настойчиво приглашал к себе домой посмотреть собранную им коллекцию минералов. Я отказывалась. Провожал домой. Обычно я прощалась с ним у подъезда, но однажды он поднялся на мой этаж. Я быстро захлопнула перед ним входную дверь. И тут началась сцена.

Он стучит, просит открыть ему на одну минуточку. Только на одну минуточку! Я стою, прислонившись к двери, готовая выдержать любой искус, и повторяю: «Нет, нет, нет»… Я знаю, что открывать нельзя. Иначе будет, как в известном анекдоте:

— Было так трудно, так трудно. Мне пришлось бороться с двумя.

— Как? Их было двое?

— Да нет. И с ним, и с собой...

Дверь я не открыла, а вскоре уехала в приморский город. Спустя месяц получила бандероль. Геолог выслал мне, как и договаривались, сборник с нашей очередной совместной статьёй на адрес: «до востребования». На обложке сборника — надпись: «Напиши, если можешь. Если не можешь, всё равно напиши!». Я не написала. Прошлое должно оставаться в прошлом.

6.
— Жёрики, дорики, люрики, суки — такой кадровый состав нашего бюро, — ознакомили меня на месте новой работы. Я огорчилась, узнав, что отношусь к последней категории. Оказалось, что это совсем не плохо. Расшифровывалось так: случайно устроившиеся квалифицированные инженеры. Предыдущие категории — это жёны, дочери и любовницы руководящих кадров.

Понравился рассказанный мне, как новенькой, анекдот:
«В жизни каждой женщины должно быть пять мужчин. Первому все можно рассказывать, но ничего не нужно показывать. Это священник. Второму всё можно показывать, но ничего не нужно рассказывать. Это любовник. Третьему всё можно и рассказывать, и показывать. Это доктор. Четвёртому лучше ничего  не рассказывать и ничего не показывать. Это муж. Пятый, как сказал, так и будет! Это начальник».

С начальником отдела мне повезло. Он был хорош как демон. Высокий, широкоплечий. С густыми тёмными волнистыми волосами, подёрнутыми лёгкой проседью. Дерзкая сияющая улыбка обнажала передние золотые зубы — следы буйной молодости. В его светлых глазах угадывалась способность проникать глубоко в душу. Уголки его губ чуть-чуть изгибались в заговорщической усмешке. Под его обаяние трудно было не попасть.

Капитан дальнего плавания. Держал нос по ветру. В его кабинете над столом висел плакат: «Кто хочет делать — ищет способы, кто не хочет — ищет причины».
Носился как вихрь. Давал распоряжения всё делать быстро и качественно. Многие не понимали, как можно выполнить команду: «Стой там, беги сюда!». Расстраивались и даже плакали. А он, привыкший работать с мужским коллективом, не понимал этих женских слёз. Как человек добродушный, менял тон и успокаивал ласковыми интонациями тех, кого нечаянно обидел.

Осваиваясь на новом месте, я с интересом наблюдала за начальником. Однажды он подошёл к моему рабочему столу и, словно заговорщически, шепнул: «Быстро! Жду в машине!». «В жизни каждой женщины...» — мелькнула у меня мысль, и, прихватив сумку, я недоуменно вышла следом. Его машина марки «Волга» (престижной по тому времени) стояла у подъезда. Открыв заднюю дверцу, он пригласил меня в салон, а сам, обойдя машину, расположился на водительском месте. Только я собралась спросить, куда мы так таинственно едем, к машине подошла высокая строгая на вид женщина. Распахнув переднюю дверцу, она внимательно оглядела салон, небрежно, лёгким кивком поприветствовала меня и уверенно заняла место рядом с водителем. Оказалось, что мы едем в Главное управление, а по пути завозим в центр жену начальника. О ней следует сказать особо, но сделано это будет позже.

В дальнейшем мне часто придётся ездить с начальником в его машине. Я всегда буду сидеть на заднем сиденье. Как-то моё внимание привлекла оставленная там книга в красивом переплёте. Чтобы удовлетворить своё любопытство, я полистала её. На форзаце — надпись: «Твоя Любовь прекрасна. Мужу в честь сорокалетия». И подпись. Книгу эту начальник ещё долго будет возить в своей машине. Я уже не помню её название, а вот надпись эта запомнилась.

7.
Начало семидесятых характеризовалось интенсивным строительством. На наших глазах вырастали массивы жилых домов, появлялись новые парки, скверы, клумбы. Любимый город становился еще краше. Нас переполняло чувство радости, гордости, любви. Пустырь в новом районе, где наша семья получила трёхкомнатную квартиру, быстро преобразился. Вырос центральный широкоформатный кинотеатр, затем центральный универмаг. Шутили уже в другом городе: «Где мы — там и центр!».

Начальник отдела учился в аспирантуре. Мои научные статьи (а их к тому времени насчитывалось уже семь!) произвели на него приятное впечатление. Я быстро продвинулась по служебной лестнице, поступила в аспирантуру московского института на заочное отделение по специальности океанология и стала руководителем специально созданной научно-исследовательской группы, в которую были отобраны добросовестные творческие сотрудники. Научное руководство этой группы осуществлял специалист с учёным званием, приглашённый на работу по совместительству из академического института. Небольшого роста, одет небрежно (шутили: весь в интегралах), с торчащими рыжими усами и пробивным характером.

Жили мы с ним по соседству. Я узнала его не только как большого труженика, но и как хорошего семьянина. Он успевал и задачи ставить, и статьи писать, и детей своих нянчить... Родом из Подмосковья. Подростком в войну потерял родных. Всего добивался сам. Он из тех, о которых говорят: «Его выдворишь в дверь, а он влезет в окно». Преданный делу коммунист, взваливающий на свои плечи самую тяжёлую и ответственную работу. Забегая несколько вперёд по времени, следует отметить, что в сложные девяностые годы, когда в стране всё разваливалось, ему удалось поднять крупный столичный научно-исследовательский институт, став его директором.

Руководитель заваливал нас идеями. Мы — это начальник, я и вверенный мне дружный творческий коллектив, претворяли его идеи в жизнь. Постепенно я стала поверенной начальника не только в научных делах, но и в его личных. В войну  был уже юношей. Потеряв родных, отправился бродяжничать. Оборванного, голодного его приютили рыбаки. Устроили работать в свою артель. Потом пошли девчата. Вернулся как-то из дальнего рейса, а его встречает подруга с сыном на руках. Женился. Ещё родился сын, потом дочь. Трое детей, а семья не складывалась.

Чем умнее жена, тем крепче семья, — гласит народная пословица. Тут-то и нашлась умная женщина и увела его из той, «не склеенной» семьи. Заставила окончить институт. При ней он стал капитаном дальнего плавания. Сама занимала высокий административный пост и заставляла мужа делать научную карьеру. Родила ему двух сыновей. Он любил их, но очень тосковал по своим старшим детям от первого брака. Втайне от жены поддерживал с ними связь.

Как-то находясь в командировке в том городе, где жила его дочь, я, как человек излишне любопытный, решила разыскать её. И разыскала... Оказалось, что эта высокая статная девушка внешне очень похожа на отца. В то время она заканчивала десятый выпускной класс. А раз впереди у девушки выпускной вечер, пришлось мне самостоятельно принять решение и передать ей (как бы от отца) приличную сумму на выпускной бал. Моим поступком начальник был удивлён, но признал, что я поступила правильно. После этого случая он стал часто отводить со мной душу, рассказывая и о первой жене, и о старших сыновьях, которые жили уже своими семьями, и о дочери. В устройстве её судьбы мне ещё придётся принять участие.

Начальник очень уважал моего мужа. Поучал: «Береги семью. Не ходи по мужикам». В командировки со мной не ездил. Он и в рабочем кабинете после решения производственных вопросов обычно говорил мне: «А теперь сгинь. От греха подальше. Ты даже не представляешь, как ты хороша. От тебя идёт такая энергия»…

Меня смущали эти признания. Считая себя с детства почему-то недостаточно красивой, я не понимала его слов.

Погорев на любовном фронте, начальник жил по правилу: «Не люби, где служишь, не служи, где любишь». Выполнения этого правила требовал и от подчинённых. Начальники других отделов данного правила не придерживались. В командировках приходилось отбиваться от клянчащих ухажёров всеми правдами и неправдами.

— Да ты сама этого хочешь. По тебе видно, — как-то заявил один из них.

— Как это видно? — удивилась я.

— Глаза блестят.

— ?

Отпускали мне эпитеты: недобрая, скупая…

О похождениях важного начальника ходили легенды. Будучи в командировке столкнулась с ним в гостинице. Спросив, в каком номере я остановилась, начальственным тоном заявил:

— Вечером зайду. Поедем смотреть катакомбы.

Наступил вечер . Остаться в номере? Уйти? А будь, что будет!

Лето. В номере жарко. Вышла с книгой на балкон. Дверь номера оставила незапертой... Сижу на балконе, читаю книгу и с волнением жду появления важного начальника. Уже и солнце село... Стемнело... Пора спать ложиться...

Утром мы столкнулись в буфете.

— Что? Испугалась? Сбежала?

— Нет. Ждала. Сидела на балконе. Читала. Входную дверь не замыкала.

Незадачливый ухажер даже рукой взмахнул от досады:

— Да ты что? Вот уж не догадался дверь толкнуть! Тихонько постучал-постучал и ушел.
Не судьба!

8.
Ревновал ли меня муж? Конечно, ревновал. Но в большей степени он ревновал к моим научным успехам. В силу сложившихся обстоятельств в тот период времени он не мог заниматься наукой — выполнял ответственное партийное задание по администрированию. Очень переживал, что научные разработки ему пришлось отложить на неопределенный срок. Радовался моим успехам, носил на своё предприятие мои статьи, дипломы, награды, чтобы показать сослуживцам. Но я при этом каждый раз чувствовала, что приближается гроза.

То, что мужчины и женщины существа разные, я поняла позже, когда у меня родился сын. Наблюдая за дочкой и сыном, убедилась, что мужчины — роботы однопрограммные, а мы, женщины, — многопрограммные (по пословице: и швец, и жнец, и на дуде игрец). Муж, как однопрограммный, считал, что все мои научные успехи достигаются за счет домашних недоработок. Искал и находил повод для скандала.

— Папа, конечно, прав, — комментировала ситуацию дочь. — Но методы…
Методы? Обычные методы требовательного начальника, который строг на вид, даже когда улыбается. А муж был очень требовательным человеком, причём не только к другим, но и к себе в первую очередь. Все делал добротно. Своей работой гордился. Никогда не допускал халтуры и никому не позволял халтурить...

Муж любил походы, рыбалку, охоту. С годами мы завели хозяйство. Первой в нашем хозяйстве появилась лодка. Не наигравшись в детстве (война!), по выходным дням он своими руками создавал из списанного яла игрушку. Любовался своей работой и очень радовался, когда любовались ею и другие. Морские прогулки под парусом наша семья совершала на собственной самой красивой лодке причала.

Есть поговорка: где лодка, там и молодка. Появилась молодка и при нашей лодке, а в нашей жизни наступил этап очередных испытаний.
Вместо запланированного возвращения из командировки в воскресенье я вернулась домой в пятницу. Муж встретил меня вопросом:

— А что ты так рано вернулась?

— Ты не рад?

— Рад, конечно, но на выходные дни я наметил выезд со своими сослуживцами на нашей лодке на природу с ночевкой на берегу моря.

— Прекрасно! И я с вами.

— Нет! Тебе лучше остаться дома.

— Почему?

— Ты никого не знаешь. Тебе будет неинтересно.

Мне лучше остаться дома? Нет уж! Я решительно заявила:

— Я еду с вами!

— Ну, как хочешь.

Желающих оказалось много. Вывозил муж коллектив двумя рейсами. Так как я действительно никого из его сослуживцев не знала, то держалась в стороне. Вечером, недолго посидев у костра, я, шепнув мужу, что устала, отправилась в нашу двухместную палатку спать. Муж остался сидеть у костра.

Рано утром я проснулась от звука работающего мотора. Мужа в палатке не было. Выйдя на берег, увидела отплывающую лодку. В ней были муж и какая-то женщина. Вернулся он один.
Продолжение http://www.proza.ru/2013/06/22/10


Рецензии
Здравствуйте, Галина! С большим интересом читаю ваш роман. Приглашаю заглянуть и в мою жизнь: "Ближний космос" ( www.proza.ru/2016/09/09/1546). С уважением, Евгений.

Евгений Солнечный   20.07.2017 22:22     Заявить о нарушении