Самосуд

Фельетон

      Известно, что самосуд трактуется, как незаконная расправа с действительным или предполагаемым преступником, без обращения к государственным органам. Самосуд отличается от обычной мести тем, что при мести расправу над обидчиком осуществляет сама жертва или близкие ей люди, самосуд же могут учинить и посторонние, стремясь таким образом обеспечить справедливость в их понимании и предотвратить потенциальную угрозу интересам общества. 
    В русском средневековом государстве, существовавшем с 1136 по 1478 год и называемом Новгородской республикой, законы допускали употребление самосуда, не только для защиты прав, но и для отмщения за обиду. Однако выдача преступника обиженному или его родственникам способствовала прекращению самосуда, так как совершалась по судебному приговору, при этом убийство обидчика не допускалось. Самосудная расправа с ворами и поджигателями была нормой в российских деревнях. Решение о самосуде принималось, как правило, на сходе жителей деревни во главе со старостой. Этот «приговор» выносился втайне от властей, чтобы они не помешали расправе.
  На Диком Западе США самосуд принял форму виджилантизма. Это слово происходит от понятия «комитеты бдительности». Первые из них появились в лагерях старателей в Калифорнии во время золотой лихорадки 1848 г.. При слабости власти в Калифорнии старателям пришлось самим бороться с грабежом и насилием. Созданные ими комитеты бдительности ловили преступников и самостоятельно вершили правосудие - созывался суд присяжных, который рассматривал дело и выносил решение. Иногда в таком народном суде участвовало всё население поселка. За убийство и кражу лошади полагалось повешение, за мелкие преступления - порка, или изгнание. Приговор тут же приводился в исполнение.
   А в наше время возможен самосуд? Еще и как! Над педофилами, например, подобная угроза возникала не раз и не в одном регионе России. Бывали случаи попытки самосуда над пьяными водителями, сбившими насмерть пешехода, над маньяками-насильниками, совершавшими попытку изнасилования женщин в лифтах, даже над чиновниками, совершающими постоянные нарушения закона. Народ сам желал «разобраться» с преступниками, без суда и следствия…, что само по себе представляет опасность, так как у людей в этом случае появляется мания самосуда. А если такая маниакальность появляется у людей, наделенных властью, тогда пиши, пропало! Нет ничего опаснее  власти маньяка – государственной, муниципальной или административной на предприятиях.
  Все сказанное выше относится к одному мэру одного задрыпанного городка. Когда этот мэр был еще кандидатом на свой пост, никто и подумать не мог, что у него от возможностей собственной муниципальной власти, возникнет эта мания. А ведь возникла же! Может быть потому, что в ходе предвыборной кампании наобещал горожанам на встречах «три короба», а может от того, что плохо представлял себе решение многих проблем города. Обещал привлечь в город инвестиции и резко увеличить налогооблагаемую базу местного бюджета, построить Нью-Васюки, но это обещание так и осталось сказкой для доверчивых ушей. Причиной возникновения мании самосуда всегда был соблазн простоты решения любого вопроса, который подменяет здравый смысл и кажется самым эффективным инструментом. Помните в «Бриллиантовой руке» - не будут брать лотерейные билеты – отключим газ?
   Избиратели быстро поняли, что за них «выбрали» не того человека – городок превратился в угробище во всех сферах деятельности муниципальной власти – дороги разбиты, улицы не освещены, мусор убирается за счет принудительных субботников, улицы заросли травой-муравой (амброзией). А как только поняли, так и стали придумывать мэру разные народные клички. Фамилия мэра Забубулько, зовут Станислав! Имя имеет польское происхождение и означает стать славным. Первое прозвище, которое пришло на ум горожанам – это Стас, позднее к нему добавилась приставка: «простоас».  На самом деле, энергетика имени предполагает значительную возбудимость и подвижность. Конечно, это не означает, что Стас вообще не сможет усидеть на месте, но все же подобные черты, так или иначе, находят свое отражение в его характере.
    Кроме того, в сравнении с другими именами это напоминает легкую кавалерию среди более тяжеловесных собратьев. Не в обиду будет сказано, но подобная легкость и подвижность слова привели даже к тому, что в некоторых регионах России «стасиками» называют юрких домашних тараканов. Интересно, что самого Стаса такие качества часто заставляют держаться подчеркнуто чванливо, грубовато и твердо, он как бы своим поведением стремится опровергнуть звуковую энергетику своего имени. Особенно такое положение дел характерно для подросткового «переходного» возраста и в сочетании со значительной возбудимостью Стаса, может сделать его довольно хулиганистым и даже драчливым. Увы, это путь многих чувствительных людей с достаточно болезненным самолюбием и склонностью к самосуду.
    Не раз у мэрастаса возникало желание «добиться справедливости по-своему» не обращая внимания на федеральные и областные законы. То ли он считал эти законы не эффективными, то ли у него с детства была тяга к устному законотворчеству, не известно. Однако в городской администрации время от времени стали появляться «устные законные указания» мэра. Оформить эти указания своим постановлением или распоряжением мэростас не решался – мало ли как отнесется «вредная» прокуратура к подобным нормативным актам мэрской «юриспруденции»? А если опротестует? Тогда «стать славным» можно только в негативном смысле, а ведь карьера для молодого еще чиновника только началась! Поэтому творить законы пришлось только устно, и передавать распоряжения только по технологии от руководителя к подчиненному.
   Однажды на планерке, которую Станислав проводил исключительно с «близким кругом» «станиславовских чиновников», набранных им лично после выборов мэра, он проявил важную устнозаконодательную инициативу.

- Мне кажется – многозначительно произнес мэр – пора нам, уважаемые клерки, замахнуться на эту самую… плохую собираемость налогов по городу! Вопрос серьезный и не терпящий отлагательства. Собирать налоги – это вам не пустые банки из-под пива сшибать! Я имею в виду налоги с этих самых физических лиц – земельный, транспортный, на имущество…, что там еще платят наши физические лица?

- Подоходный…, страховые взносы в пенсионный фонд… - подсказал главный муниципальный юрист – госпошлины разные, регистрационные сборы, таможенные платежи…. 

- Ну, хватит, достаточно – осадил его мэростас – я сам юрист, сам об этом знаю, но я имел в виду только те налоги, уплата которых зависит от порядочности налогоплательщика! Подоходный налог, например, автоматически высчитывается у каждого работающего и не зависит от желания налогоплательщика – платить или не платить! То же самое и твои (он обратился к юристу) пошлины и сборы....  А вот земельный, транспортный и налог на имущество, налогоплательщик может игнорировать, оттягивая уплату на полгода, а то и на год-два. Такое положение, считаю недопустимым и предлагаю подумать о мерах по повышению собираемости налогов. Что мы можем здесь предпринять? Может быть, какие-нибудь карательные меры….

-  Но мы не можем предложить других мер, кроме тех, которые предусмотрены в Налоговом и Уголовном Кодексах – возразил юрист – тем более что это функции соответствующих органов. Муниципальная власть не имеет на это никаких полномочий, мы можем только увеличить налогооблагаемую базу за счет развития экономики города…, как Вы и обещали своим избирателям!

- Довольно умничать – грубо оборвал юриста Стас-простоас – развивать экономику сложно и долго, а бюджет уже сегодня трещит по всем швам! Мне помниться время, когда я еще не был мэром, как меня «воспитывали» власти за многомиллионные долги по налогам моей кампании. И ничего, не умер, жив, как видите, даже мэром стал! Поэтому, предлагаю довести до сведения мое устное указание всем руководителям муниципальных предприятий и учреждений об их персональной ответственности за долги их работников по перечисленным мною налогам. Пусть директора активно работают с подчинёнными - берут «объяснительные» со своих работников за несвоевременную уплату ими налогов, угрожают уголовной ответственностью, лишают премии, дают отпуска в зимнее время…, не знаю, может быть заставят дать клятву принародно….  В общем и целом (здесь Стас-простоас подражал Путину его словосочетаниями) пусть выполняют в этой связи действия коллекторов…. А если откажутся, то будем их смещать с должностей с формулировкой «за неумение работать с подчиненными»

- А кто нам даст сведения по налоговой задолженности физлиц, являющихся работниками муниципальных учреждений и предприятий? – не унимался юрист – эти сведения относятся к налоговой тайне! Тем более в нашем поле действия будут только учреждения здравоохранения и образования, где люди работают на одном энтузиазме, получая мизерные зарплаты….

- Вот ты и подумай об этом – сказал мэростас – хотя я сам могу тебе подсказать, как это провернуть. Тоже мне, законник хренов! Директора должны заставить всех работников муниципальных предприятий и учреждений открыть «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте налоговой инспекции. Пусть работники муниципальных учреждений «сами добровольно», по требованию своего директора получают сведения о своей налоговой задолженности и предоставляют их своему директору, а директор будет контролировать этот процесс и принимать перечисленные мной меры. Пришел, например, человек подписать заявление на отпуск, а директор ему: «Принеси-ка сведения об уплате налогов!» Если нет задолженности – пожалуйста, иди в отпуск, а если есть – пойдешь зимой! Также при начислении ежемесячной премии. Понятно?

- Но это же самосуд! – снова возразил юрист – мы не можем приказывать руководителям муниципальных учреждений совершать самосуд над своими подчиненными!

- Тебя тоже пора смещать – сказал Стас-простоас – иначе ты начинаешь мешать моим новаторским начинаниям. То нельзя, это нельзя, а как повысить собираемость налогов тогда? Подскажи!

- Выполнением своих предвыборных обещаний, например – робко ответил юрист – развивать экономику и создавать новые рабочие места. Президент же продолжает попытки выполнить данные им предвыборные обещания….

- Тогда пусть из двадцати пяти миллионов рабочих мест, создаст в нашем городе хотя бы пять-шесть тысяч – зло намекнул мэростас – а мы посмотрим, как это у него получится…. Да что это я оправдываюсь перед вами, как перед своими избирателями? Перед своими избирателями (он показал пальцем на потолок) я отчитываюсь регулярно! Кстати, это их требование повысить собираемость налогов…. Довольно лирики! Идите и выполняйте мою устнозаконодательную инициативу! Мобилизуйте всех директоров на эту работу! Бегом, марш!

   …И побежали станиславовские чиновники выполнять устнозаконодательную инициативу Стаса-простоаса, и засуетились-заработали во всю свою чиновничью мощь, и посыпались приказания на голову директоров муниципальных учреждений, которые, кстати сказать, и без этого перегружены проблемами безденежья при решении текущих проблем. Но воодушевившись законотворчеством мэра и пониманием, что повышением собираемости налогов, они улучшат свое финансирование, подавляющая часть руководителей, с энтузиазмом взялась за работу….

- Поберушкин, у тебя, почему образовалась задолженность по земельному налогу? – спрашивал директор Придурашкин в одном муниципальном учреждении – будешь сидеть без премии, пока не погасишь задолженность!

- А где же я возьму деньги на налоги? – отвечал Поберушкин – ты мне и так платишь копейки. А тут еще и без премии! 

- Это никого в стране не интересует! – отвечал Придурашкин – заплати налоги, иначе гражданства лишу! Нам не нужны граждане, которые не могут платить налоги! Вот так!

- Нашли землевладельца – огрызался Поберушкин – у меня-то участок всего шесть соток, за которые по-хорошему ваша власть должна давать бесплатно каждому гражданину…. За эту землю погибали наши прадеды, деды и отцы, а вы с нее налоги дерете, торгаши хреновы….

- Недостаткин, пойдешь в отпуск в январе в этой связи – говорил Дурогонов, другой муниципальный директор другого муниципального учреждения своему непорядочному налогоплательщику-должнику. Почему налог на имущество не платишь?

- Какое-такое имущество? – огрызался Недостаткин – домик, который я сам строил половину своей жизни? Я заплатил за него своей нищетой, тяжелым трудом и половиной своей жизни впроголодь! Кто придумал такую огромную кадастровую стоимость моего домика, тот пусть и платит! А в отпуск я не собираюсь еще года три-четыре – нужно собирать деньги на ремонт!

- Автоманов, почему не платишь транспортный налог? – спрашивал Самодуркин, директор третьего муниципального учреждения у автолюбителя, имеющего старенькую «копейку» - что так и будешь по городским дорогам бесплатно ездить? 

- Да я ж ведь и не езжу – отвечал Автоманов – дорог-то в городе совсем нет! Да и «копейка» у меня такая старая, что не ездит по таким дорогам совсем. А что если ее сдать в музей, … в Италию, чтобы они посмотрели, как наши дороги жучат их технику! Вот тогда бы и на налоги гонорара хватило бы….

   Неизвестно, сколько бы продолжалась вакханалия с устнозаконодательной инициативой мэрастаса, если бы мания самосуда не вызвала манию обратного самосуда – самосуда за самосуд! В один прекрасный день, один работник муниципального учреждения откусил директору со злости указующий перст - палец на правой руке. Рвение директоров сразу же пошло на убыль. Только затих этот инцидент, как случился новый. Другому директору-муниципальщику нищая мать-одиночка, работающая в сфере образования, высосала правый глаз в бешенстве! Как раз тот самый глаз, который хорошо знаком с «божьей росой»! Так и до убийства недалеко!


Рецензии